Самоидентификация сознания учащихся ...

  • 43
  • 0
Сегодня, в условиях интенсивного информационного воздействия телевидения, СМИ, интернета, учащиеся оказываются невероятно информированы. Но это не значит, что они оказываются способны вырабатывать собственное знание о том, что происходит в мире. Учащиеся, как правило, не могут отличить себя от телевизора. Обсуждая то или другое событие, учащиеся неконтролируемо воспроизводят чьи-то мнения и идеологические установки, при случае легко меняя их на другие.

Очень часто сознание учащегося представляет собой «кашу», в которой одновременно плавают остатки самых разных знаниевых конструкций. Школьники абсолютно произвольно трактуют происходящие события.

Это связано с отсутствием у школьников рефлексии их собственных оснований, а также тех типов знания, которые используются ими при обсуждении любых событий.

Схема

image001.gif
...

Если отменят ЕГЭ ...

  • 53
  • 0
На следующий учебный год ужесточаются меры при проведении Единого государственного экзамена в рамках ГИА. ЕГЭ будут сдавать все выпускники 11-ых классов. Об этом сказал глава Рособрнадзора Анзор Ахметович Музаев …

Много идёт недовольств и требований отменить эти экзамены вообще (как отменили экзамен по английскому языку – ПОЗОР; расписались в том, что наши выпускники иностранным языком даже на бытовом уровне не владеют, о каком ВЫСОКОМ УРОВНЕ ОБРАЗОВАНИЯ может идти речь), как не выполнившие те задачи, которые на них возлагались первоначально. Надо полагать, что если не получили желаемого результата, то нужно отменять и заменить чем-то другим.

А чем? Всероссийскими проверочными работами можно заменить. Об этом весь год (и уже не один) ведется разговор – проводить в течение всего года, даже на старте учебного года после летних каникул (не сложно предположить какие будут результаты, и кто за них будет отвечать …). И результаты отслеживать еще строже. Даже думают...

Проект, метод проектов ...

  • 184
  • 0
Маркарьян В.Г.

Как известно, слово «проект», заимствовано из латыни: причастие projectus означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, и следовательно проектирование (проектная деятельность) превращается в процесс создания проекта. Таким образом, проект создает то, чего еще нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.

В настоящее время этот термин (проект) часто применяется в менеджменте, означая в широком смысле любую деятельность, представленную как комплекс отдельных шагов, а в узком – планирование от цели принципиально новой для организации деятельности, ограниченной по срокам и ресурсам. За рамками управленческой терминологии понятие «проект» часто связывается с понятием «проблема». Проект как проблема может обозначать подлинную ситуацию творчества, где человек перестает быть просто...

Проектная деятельность и проектирование в школе

  • 64
  • 0
В ходе проектирования (по И.Д. Чечель) самым сложным для учителя является выполнение роли независимого консультанта, удерживающегося от подсказки даже в случае, если ученики «идут не туда». Для ученика же трудностями могут быть:

Цели и особенности проектного обучения
Какими же могут быть конкретные цели проектного обучения? Ряд исследователей под целями проектного обучения понимают следующее:

1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Указанное становится возможным:


  • через проживание «ситуации успеха» (на уроке или вне урока) не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации
  • через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а...

Модель образования

Дистанционные образовательные технологии сегодня

  • 70
  • 0
Поиск альтернативных форм, средств, технологий обучения в условиях пандемии выявил множество проблем, с которыми столкнулись все участники образовательного процесса.

В Федеральном законе «Об образовании» от 29.12.2012 статья 16 разъяснятся об «электронном обучении» и о «дистанционных образовательных технологиях». «Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии)...

Проблемы в ходе урока

  • 60
  • 0
После того как проблемная тема сформулирована и проведен ее анализ, выявляющий и удостоверяющий проблемность, очень важно перевести разные способы трактовки и понимания в позиции, тем самым представив саму тему как полипозиционную структуру. От трактовки, точки зрения и понимания позиция отличается тем, что она содержит обязательное указание на систему культурно отработанных средств, которые и определяют характерное для данной позиции видение рассматриваемого вопроса. С точки зрения системомыследеятельностного подхода (Г. П. Щедровицкий) различают позиции в действии (мыследействии), в коммуникации (мыслекоммуникации), в мышлении (чистом мышлении), выделяют также рефлексивные позиции и позиции понимания. Следовательно, средства, на основе которых выделяются позиции, могут быть разными, обеспечивающими организацию этих разных мыследеятельностных процессов. И позиционный конфликт, который выявляется в проблемной ситуации, может...

Так что же такое мышление?

  • 65
  • 0
Высказанная здесь точка зрения на процессы мышления не единственная. Есть позиция, в соответствии с которой никакого правильного мышления, описываемого и выделяемого формальной логикой, просто не существует, а так называемое «правильное» мышление — это «мертвое» мышление. Это высказывания, суждения, различные словесные выражения мысли. «Живое» же «движущееся» мышление, которое существует и развертывается в ситуации диалога, полилога и коммуникации, невозможно описать на основе формальной логики. Для этого существует другая, неформальная логика, она называется диалектической.

В ряду выдающихся личностей, разрабатывавших проблемы диалектической логики, можно выделить и Платона, и Николая Кузанского, и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, и Карла Маркса, и Эвальда Васильевича Ильенкова. Чем же характеризуется диалектическая логика? Тем, что в соответствии с принципами этой логики подлинный предмет мышления описывается...

Эмоциональное выгорание

  • 90
  • 0
В 2019 году Всемирная организация здравоохранения включила синдром эмоционального выгорания в Международную классификацию болезней. Само по себе выгорание – это не болезнь, а фактор, влияющие на состояние здоровья, который может привести к серьезным проблемам. Основной причиной расстройства ВОЗ выделила хронический стресс на работе. Если говорить своими словами, то в один прекрасный день батарейка садится полностью и сил на что-либо уже нет, да и желания нет, вообще ничего нет. Есть только апатия и последующая депрессия, которые приковывают к кровати и не дают делать что-либо. Чтобы не довести до такого, нужно при первых же признаках выгорания начать с ним работать. Чтобы его определить, выделим симптомы синдрома.

Признаки эмоционального выгорания условно можно разделить на несколько видов. В их числе: Физические симптомы – повышенная утомляемость, расстройства сна, прибавление или потеря в весе, частые головные боли, снижение иммунитета, общая заторможенность...

Схема. Вовлечение педагога в профессиональное обучение

Тезаурус (для педагога новатора)

  • 105
  • 0
Генезис — категория, описывающая происхождение понятий, знаний, знаков, позволяющая восстановить контекст первоначального употребления рассматриваемого предмета и его конкретную роль как средства для решения определенной задачи.

Диалектика — интеллектуальное искусство, основанное на освоении способов соорганизации в ходе размышления взаимоотрицающих друг друга понятий.

Идеализация — целенаправленное выделение в мышлении таких сторон и характеристик изучаемого объекта — связей и отношений, — которые не могут существовать в практической деятельности в подобном специально отчлененном и изолированном виде. Подобное расчленение, выделение и изоляция осуществляются для целенаправленного рассмотрения анализируемых сторон и характеристик. Идеализация является важнейшей составляющей всего знания, идеализация фиксируется и закрепляется при помощи специально конструируемых знаковых форм.

Категория — наиболее общее понятие, исторически...

Проблемная ситуация и законы тождества и противоречия в формальной логике

  • 93
  • 0
В чем же, собственно, заключается ненормальная ситуация и как эту ненормальность можно выявлять и превращать в предмет работы? Эта ненормальность совершенно очевидно обнаруживается и фиксируется с точки зрения законов формальной логики, прежде всего с точки зрения закона тождества и закона противоречия.

Формальная логика, созданная Аристотелем и затем совершенствовавшаяся на протяжении двух тысяч лет, является одним из наиболее распространенных описаний процесса мышления. Различные описания собственно процессов мышления обычно относили и связывали с использованием и употреблением формальной логики.

Процесс мышления можно характеризовать и описывать не только при помощи формальной логики, но и на основе знаний психологии. Особенно когда нас интересует, как работает человеческое сознание, как организуется понимание, что понимает человек внутри процессов мышления.

Процесс мышления описывается при помощи семиотики — науки о знаках. В этом случае мы выделяем...

Продолжаем разговор. И снова метапредметы

  • 104
  • 0
Современная отечественная школа пока ещё не обеспечивает достижения расчлененность знаний об окружающем мире на отдельные предметы не уравновешивается их интеграцией; анализ в обучении преобладает над синтезом; знания учащихся оказываются разрозненными, делятся на «физические», «химические», «биологические» и др. Недостаточно философское осмысление мира учениками, нет осознания личной связи с окружающим миром, понимания своего значения, места и роли в нём. Роль интегрированных курсов в общем содержании образования пока невелика, а принципы их конструирования подчас остаются теми же, что и для отдельных курсов-предметов.

Изучение многообразия явлений познаваемого мира рано или поздно приводит человека к выводу о существовании единых первооснов. Через «золотое сечение», например, обнаруживается единство музыкальных и астрономических явлений, магическое число «семь» символизирует ноты, цвета, дни недели, события из сказок, чудеса света. Мир оказывается насыщенным...

Метапредметы

  • 103
  • 0
Сегодня учителю и ученику не обойтись без метапредметов. Давайте попробуем разобраться.

Метапредметы (ЗНАНИЕ, ЗНАК, ПРОБЛЕМА и другие) – это предметы нетрадиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности. Они, как пишет Ю.В. Громыко в своей монографии «Мыследеятельностная педагогика», «с одной стороны, обязательно построены в соответствии со схемой предметно-дисциплинарной организации (они сами сконструированы как учебные предметы), с другой стороны, они выступают в рефлексивной функции по отношению к другим предметным и непредметным системам – процессам мышления, действия в конкретной практической области. С этой точки зрения, осваивая метапредметы, каждый учащийся учится обнаруживать в любых системах – предметных и непредметных – данные организованности и работать с ними.»

Что это означает? Обычно учащийся, работая с материалом предмета физики, химии...

Можно ли достичь равенства учеников в современной школе?

  • 85
  • 0
Юлия Дмитриевна Аликина,
учитель МАОУ Гимназия № 210 «Корифей» (Екатеринбург)


Индивидуализация при работе с учениками персонально и в классе — две разницы, но есть нечто общее. Мы всё время говорим о равенстве, о том, что образовательные успехи не должны зависеть от того, в какой семье растёт ребёнок. Но будем честны, существует ли равенство в школьном образовании реально, а не в красивых отчётах?

Внедрение цифровых технологий всегда рассматривалось как новый инструмент достижения равенства через индивидуализацию обучения. Сегодня же все боятся, что вместо очной школы мы получим онлайн-резервации «для бедных». Традиционное образование станет доступным только для платёжеспособной элиты.

Честно говоря, я не верю в эти страшилки. Предпосылок к кардинальному изменению существующей системы нет, меры все временные, и онлайн-образование не ставит своей целью «свергнуть» учителя. «Цифра» только помогает разгрузить педагога и высвободить время для...

Теоретические характеристики современных педагогических технологий

  • 148
  • 0
Понятие и сущность педагогической технологии.

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

  • Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
  • Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Лихачев).
  • Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В. Беспалъко).
  • Педагогическая технология – это...

Куда пойти учиться?

  • 114
  • 0
Вопрос, тревожащий многих школьников, особенно в девятом и одиннадцатом классах — «Куда поступать?» Хочется, конечно, в самое лучшее место. Но мучают сомнения: а вдруг не получится? А точно ли я этого хочу? Разбираемся, как справиться с ситуацией и как распланировать подготовку.

Желания и возможности

Чтобы определиться с вузом или колледжем, попробуй сыграть с собой в простую игру: представь, что ты уже получил образование и нужно спланировать ближайшую неделю. Куда пойти? Многие ребята хотят как-то реализоваться, стать независимыми от родителей, найти подходящую нишу в обществе. У одних появляется идея создания своего бизнеса, у других — мысль о том, чтобы снять красивое документальное кино. В этот момент можно поставить вопрос: каких навыков мне не хватает, чтобы заниматься тем, чем я хочу? И если с этим ты разобрался, то дальше поступать нужно именно туда, где этим...

Историко-культурный стандарт как основа подготовки к ЕГЭ

  • 87
  • 0
Вопрос об успешной сдаче Единого государственного экзамена беспокоит сегодня и выпускников, и учителей. Эффективная подготовка к ЕГЭ по истории зависит от многих факторов, прежде всего от объема того материала, который усвоен обучающимся. Вместе с тем, история как учебная дисциплина, содержит огромное количество фактов, ориентироваться в котором непросто, а учебники не всегда помогают в отборе материала – в разных учебниках исторические факты раскрываются с различной глубиной, да и их круг также отличается.

В этих условиях существенную помощь может оказать Историко-культурный стандарт (ИКС), разработанный ещё в 2013 г. рабочей группой под руководством А. О. Чубарьяна как основная составляющая Концепции нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории. На основе ИКС созданы учебники для общеобразовательной школы, вошедшие в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательных организациях с 2015-2016 учебного года. В...

Проверка знаний и умений учащихся по курсу «обществознание»

  • 115
  • 0
Л. А. Родионова

Проверка результатов обучения является обязательным компонентом процесса обучения. Она может проводиться на всех этапах урока. Главная цель – выяснить уровень усвоения знаний, умений учащихся, т. е. уровень их учебных достижений, предусмотренный стандартом и программой.

Особенности курса обществознания, его насыщенность теоретическим материалом предполагают проверку знаний по блокам, позволяющим сформировать целостную систему ведущих понятий, теоретических положений, идей, обобщить и систематизировать знания. Наиболее полно она осуществляется после изучения какой-либо темы, раздела курса, а также в процессе итоговой аттестации.

Известны основные функции проверки знаний и умений учащихся — контрольно-оценочная и обучающая. В дидактике считается, что главная функция — контрольно-диагностическая. Ее виды: текущий, периодический и тематический, итоговый контроль. Текущий контроль предполагает систематическую проверку усвоения знаний...

Формирование личностной компетенции «осознанный выбор» на уроках истории

  • 100
  • 0
Н. Ю. Шатилова, г. Новоалтайск

В наш век динамичных изменений главным становится формирование умения учиться самостоятельно, следуя принципу: «Научить нельзя – научиться можно!». Знания сами по себе бесполезны, если не формируют личностные качества ребенка, не обогащают его душу и не влияют на поступки. Личность выпускника школы, проявляется не столько в достижении конкретных предметных результатов, а прежде всего в выборе и предпочтении поступка, друга, спутника жизни, профессии, ценности, цели, в ее самостоятельности и ответственности при принятии жизненно важных решений. Умение делать выбор – это очень сложное качество личности, поскольку категорически требует владения другим важным качеством – решимостью (волей, отсутствием боязни) осуществить выбранное.

Термин «осознанный выбор» дается в работах М.М. Поташника – это разрешение неопределенности в деятельности человека в условиях множественности альтернатив. Выбираемое решение всегда...

Мы участники конкурсов

Верх