«Зачем нужно знать и изучать историю!»

Зачем нужно изучать и знать историю!
Многие считают, что учить историю нужно, в первую очередь, для того чтобы сдать ЕГЭ и поступить потом в ВУЗ. Ну или, по крайней мере, для общего развития и создания имиджа эрудированного человека. Кто-то даже считает, что история, строго говоря, не наука, и вообще не стоит потраченного времени, и таких людей не мало.
Но на самом деле ИСТОРИЯ – это гораздо большее, чем наука.
Это бесценный опыт поколений, который помогает нам осознать мир, в котором мы живем (особенно сегодня). Она показывает нам, как понять мотивы других людей и даже целых народов.
Человек живет не так много по меркам вселенной и за свою короткую жизнь мы просто не в состоянии лично испытать и пройти тот колоссальный путь, что прожит нашими предками. И вот тут нам на помощь приходит история, – и дает нам тот самый ключ к огромному опыту и знаниям, собранными предками порой в жесточайших испытаниях через кровь, пот и слезы и именно для нас с вами (как это было в годы Смуты, Отечественной войны 1812 г., Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг., сегодня в ходе специальной военной операции), дабы мы смогли не совершить тех же ошибок, не наступали на одни и те же грабли. Как можно просто отмахнутся от этого бесценного дара, ведь кроме как предательством памяти своих отцов, дедов и прадедов назвать это просто нельзя.

И обойтись без знаний истории всем нам будет очень сложно!
Осознать взаимосвязи многих явлений и событий современного мира без знания истоков событий, а также сформировать полную картину происходящего сегодня практически невозможно. И так легко запутать и сбить с верного пути. Приведу яркий пример из недавних событий ...
На соседней Украине в свое время стали искажать некоторые исторические события и превозносить многие совершенно постыдные поступки и предательства (деятельность Мазепы, Дорошенко, Выготского, Бандеры, Шухевича …), как нечто достойное и героическое. Стали сносит памятники под бурные овации и объявлять настоящих героев (воинов Великой Отечественной войны) комбатантами и захватчиками.
Если вы внимательно следили за недавними событиями, то видели, что в первых рядах майдана были именно подростки … молоденькие девушки сидели недалеко от дома профсоюзов в Одессе и делали зажигательные смеси ... в радостном угаре молодые ребята забивали битами людей на улицах только за то, что они говорят по-русски ... молодчики захватывали церкви московского патриархата …
А происходило и происходит все это не только на Украине!
И всё это лишь потому, что они считали, что борются с угнетателями их народа и чуть ли ни всего человечества. А откуда у молодых людей эти мысли, да всё оттуда же, потому что их опыт и их уверенность стоит на фундаменте той «истории», которую для них искусственно создали, чтобы управлять.
Вот и задумайтесь (родители, учителя и просто не равнодушные люди), такое будущее вы хотите для своих детей?
А теперь давайте задумаемся, в чем сила нашей Родины?
По моему мнению, в понимании и возможности принять правду других людей, понять ее и прочувствовать на себе. То есть, в толерантности, в принятии чужих устоев, традиций и порядков, в интуитивном умении уважительно относиться к другой вере и народу, ибо наша страна многонациональна. И когда Россию просили, она всегда приходила на помощь (Георгиевский трактат, русско-турецкая война 1877 – 1878 гг. …).
Да, мы тоже просим у других, именно просим, долго и вежливо, чтобы они не навязывали нам свои ценности как единственно верные и неоспоримые, но именно тогда, когда они выделяют их, возвышая над другими. Но как показывает практика и сегодняшние события на когда-то братской Украине и в западном мире, некоторые люди восприняли это за слабость, так и не осознав, что в этом наша величайшая сила. Ведь человек, который способен понять и простить, поднимается над собственным эгоизмом, и именно такой человек способен на многое, в том числе и на чудо. А в нашей с вами истории было немало таких случаев.
Погрузимся немного в историю. Испокон веков земли, на которых сегодня раскинулась наша страна, подвергались разорительным набегам. Вначале киммерийцы, после скифы, потом кочевые орды сарматов, следом гунны, за ними Аварский каганат, после хазары, потом печенеги и половцы, ну и конечно 300 лет татаро-монгольского ига. И это только с востока. И все эти народы сегодня часть нашего наследия, ведь многие из них ассимилировались со славянами и стали нашими пращурами.
То есть, зачем изучать, надеюсь, понятно, а теперь как изучать …
Сегодня нам предлагают обилие интерпретаций тех или иных исторических событий такие люди, как блоггер-урбанист Илья Варламов, общественный деятель Николай Стариков и даже министр культуры РФ, а в прошлом пиарщик, Владимир Мединский и многие другие.
Так Мединский пишет о подвигах и достижениях русских на фоне неприглядных страниц европейской истории, Варламов видит исключительно недостатки СССР, а Стариков повествует о первостепенной роли Великобритании в развязывании Второй мировой войны. Если мы будем зациклены на чтение любого из этих авторов, у нас сложится искажённое представление о причинах и следствиях и о истории в целом. В первом случае у нас появится представление о русских как о безупречной нации, во втором - мы придём к тому, что во всех проблемах всегда виновата «вечно гадящая англичанка», а в третьем – сделаем вывод о рабской сущности советских людей. Если мы хотим получить достоверное представление об исторических событиях, необходимо придерживаться научного подхода. В каждом из вышеперечисленных «видений» истории присутствует большое количество исторических фактов. Однако отдельный факт сам по себе – это ещё не наука. Научный факт – это факт, существующий в рамках научной теории (в том числе и сформированной в школьных учебниках), которая характеризуется следующими качествами:
а/ принципиальная проверяемость;
б/ преемственность;
в/ принципиальная простота и правило «бритвы Оккама» («не следует множить сущее без необходимости»).
Факты, которыми оперируют все эти (и многие другие) доморощенные «историки» разрознены, вырваны из контекста, поэтому причинно-следственные связи зачастую не просматриваются. Напрочь отсутствует анализ социально-экономических предпосылок. Факты передергиваются, искажаются, делаются случайные выводы – господствует сплошной популизм. Как итог рождается фолк-история.
Другой популярный сегодня источник информации – Википедия. Однако задайте себе вопрос: кто пишет. редактирует и корректирует все эти статьи? Есть ли гарантия, что это делает профессиональный учёный-историк? Как разобраться в этом винегрете? Кому верить?
У нас всех сегодня есть потребность в непредвзятом описании истории (которую, как считают многие, пишут победители): «не хочу, чтобы мне навязывали какую-то идеологию, хочу объективной подачи материала». Важно понимать, что история всегда идеологизирована, от этого не уйти. Однако есть разница между случайным, растиражированным мнением об исторических событиях, эпохах, личностях и системным научными подходом в рамках какой-то теории.
Итак, изучать историю России нужно системно и последовательно: от древних времён до наших дней, в контексте истории других стан.
На чем стояла и стоит школьная программа …
 

Комментарии

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх