Настоящее имя: Дэвид Роберт Джонс.
Национальность: англичанин.
Дата рождения: 8 января 1947 г. (умер – 10 января 2016 г. (69 лет), Манхэттен, Нью-Йорк)
Место рождения: окраины Лондона.
Род занятий: поп-идол.
Материальное положение: миллионер.
Семейное положение: женат на топ-модели Иман, имеет сына от первого брака (Зоуи Боуи) и дочь Александру «Лекси» Захра Джонс – от второго брака.
Особые приметы: имеет глаза разного цвета – карий и сине-серый.
Высшая техническая школа в городке Бромли в 1963 г. Каждый ученик класса встает и называет учителю свою будущую профессию. «Я хочу стать поп-идолом», – спокойно заявляет один из юношей и медленно садится на место. Юношу зовут Дэвид Джонс, ему 16 лет, и через некоторое время он станет известен всему миру под именем Дэвид Боуи. А также под именами: Аладдин Разумный, Зигги Стардаст, Майор Том, Бриллиантовая Собака, Тонкий Белый Герцог, Человек, Который Продал Мир, Человек, Который Упал На Землю, Жилец, Абсолютный Новичок, Электрический Джуди Гарланд, Арт-Детектив Натан Адлер. За тридцать лет он был певцом, художником, театральным актером, киноактером, драматургом, мимом и стилягой, стилягой, стилягой… при этом оставаясь просто Великим Артистом.
Итак, первый экспонат в этом уникальном «музее образов»:
Имидж: Мик Джаггер & Джон Леннон. Стильные пиджаки, дорогие галстуки и сорочки.
Альбом: нет.
Песня: «Liza Jane».
Цитата: «С вашими деньгами вы можете сделать для меня то, что Брайан Эпстайн сделал для «Beatles», а себе заработать миллион фунтов». (Из письма Дэвида менеджеру Джону Блуму).
Еще в самой ранней молодости Дэвид Джонс научился играть на саксофоне и начал пробовать себя в ритм-энд-блюзовых группах. Родители его и брат Терри очень хотели видеть Дэвида знаменитой поп-звездой, яркой и богатой. Практически каждый молодой человек изо всех сил пытался повторить успех «битлов» и «роллингов». Дэвид попеременно присоединялся то к одной, то к другой группе, однако его упорное нежелание быть просто «участником ансамбля» не позволяет ему долго продержаться ни в одной из них. Он хочет выпустить хитовый сингл и стать богатым, очень богатым. Дэвид вовсю изображает избалованную поп-звезду, но его преследуют неудачи. Песни, которые он пишет – обычные рок-н-роллы, и Англия уже «перекормлена» подобной «продукцией». А Дэвид хочет стать вторым «Миком Джаггером».
В конце концов он добивается желаемого результата: Кен Питт берет его под свою опеку. История их отношений до сих пор не ясна. Он хорошо понимал, что Дэвид совершенно не годится на роль этакого «бунтаря из рабочего класса», поэтому хотел из него сделать «универсальную звезду».
При помощи Кена Пита Дэвид Джонс быстро проникает на «Deram», являвшимся подразделением одной из раскрученных студий грамзаписи, которое занималось тогда молодыми дарованиями с целью выискать среди них «новых битлов». Дэвиду и здесь парадоксально не везет: группы, проталкиваемые «Deram» и выпускающие синглы одновременно с ним, добиваются успеха, попадают в «горячую десятку», а его «творения» расходятся более чем средним тиражом. Ему все еще хочется стать «вторым Миком Джаггером». Случайно узнав, что в переводе со староанглийского языка слово «джаггер» означает это «нож или кинжал», он без всяких раздумий берет себе псевдоним. Выбор его – одна из марок известных охотничьих ножей, называемая «боуи» (метательный охотничий нож). Итак, на свет появился Дэвид Боуи …
Имидж: игра в буддизм и «дендизм» одновременно.
Альбом: «David Bowie».
Песни: «Love You Till Tuesday», «Rubber Band», «Laughing Gnoms».
Цитата: «Ты жрешь дерьмовую еду и счастлив, когда тебе платят пятьдесят фунтов за вечер работы? Это и есть тот образ жизни, которого ты добивался?» (Кен Питт).
Кен был твердо уверен, что Дэвид должен стать универсальной звездой, с его помощью Дэвид начинает «тыкаться» повсюду, где есть хоть малейший шанс добиться успеха. Он попадает на телевидение: в какое-то время в одной из передач крутится песня «Love You Till Tuesday». Затем Дэвид пробует силы в качестве мима: он берет уроки у Линдсея Кемпа, известного преподавателя и руководителя мим-труппы. Постепенно Дэвид втягивается в театральную жизнь, участвует в некоторых постановках и даже отправляется гастролировать вместе с труппой Кемпа по Англии. Позднее … навыки мима он активно использует во время своих выступлений, которые превращаются в сложные гиперэстетические действа, совмещающие танцы, чтение стихов, пение, пантомиму …
Стараниями того же Кена Пита, Дэвид все-таки записывает свой первый лонг-плей, названный просто – «David Bowie», который включает в себя синглы, вышедшие ранее, и несколько новых песен. Но. Диск выходит на малоизвестной фирме и проходит абсолюно незамеченным.
Примерно в это время Дэвид знакомится со своей будущей женой Анджелой (Мэри Анджела Барнетт). Дочь богатых родителей, проведшая свои юные годы на Кипре.
В 1968 г. он возобновляет знакомство с Марком Боланом, которого впервые встретил за четыре года до этого. После выхода своего первого сингла «Wizard», Марк приобрел репутацию «культового певца», и Боуи всячески старался подражать ему. Он меняет прическу, пытается писать нечто «в манере Болана» и даже выступает вместе с ним в одном концерте. Посмотрев фильм Стэнли Кубрика «Космическая Одиссея. 2001 год», Дэвид пишет песню «Space Oddity» («Космическая причуда»). Главным персонажем «Space Oddity» был Майор Том.
Имидж: Длинноволосый парень «немного похожий на Боба Дилана», одетый в джинсы и простую майку с длинными рукавами.
Альбом: «Man Of World - Man Of Music».
Песня: «Space Oddity».
Цитата: «Мой отец умер, а через неделю моя песня стала хитом. Это была фантастическая ситуация» (Дэвид Боуи или Майор Том?).
Дэвид наконец-то добился своего: «Space Oddity» стала хитом и добралась до восьмой позиции в британском хит-параде.
Грустная история Майора Тома заинтересовала телевизионщиков, и, хотя «широкие массы» были против столь мрачной трактовки полетов в иные миры, песня все-таки прозвучала в эфире. Первые шаги Нейла Армстронга по Луне сопровождались музыкой Боуи! Все «заинтересованные лица» рыдали, глядя на подвиг американского астронавта, слушая при этом песню Дэвида Боуи. Через семь лет «переиздание» «Space Oddity» займет первую позицию в национальном хит-параде. Но в конце 60-х гг. это была просто песня, ставшая хитом, а Дэвид заслужил «лестные» сравнения с Бобом Диланом.
Второй альбом Боуи – «Man Of World - Man Of Music», незатейливо названный в простонародье «Space Oddity», получил некоторое количество благожелательных рецензий. Но успех одной песни не сделал Дэвида «суперзвездой» – его концерты, как и в середине шестидесятых, проходили в полупустых залах. Боуи хотел и мог бы стать «английским вариантом» Боба Дилана – это было его мечтой, начиная с 1963 г., но «первое» место уже занял Донован со своими безусловными хитами «Sunshine Superman» и «Yellow Mellow». Стать «вторым Джаггером» Дэвиду также не удалось.
Второй диск Дэвида мало чем отличался от «хипповой» волны фолк-рока, и тематика песен была примерно той же, что у большинства «новых бардов». В очередной раз, теперь уже на пару с Анджелой, он начинает искать новый образ. Эта женщина имеет огромное влияние на Дэвида, и постепенно вытесняет Кена Пита. Анджеле была посвящена песня «Prettiest Star», и, хотя успех этого сингла даже скромным трудно назвать, новое направление было выбрано. Альбом Дэвида, третий по счету, существенно отличался от всего, сделанного им до сих пор. Диск был назван «The Man Who Sold The World».
Имидж: Роскошные длинные волосы, женские платья, изобильный макияж. Потом короткие волосы и первые «космические костюмы».
Альбом: «The Man Who Sold The World».
Песня: «Saviour Machine», «After All», «The Superman».
Цитата: «Каждое утро я просыпался и разбирал самого себя по кирпичику. Отбрасывал все, что мне не нравилось, а потом строил нового человека».
Дэвида и Анджелу привлекала атмосфера декадентского карнавала и порочной красоты. По настоянию своей «свежеиспеченной» жены, Боуи покупает роскошное женское платье и делает серию фотографий. Какой-то парень в Техасе даже хотел застрелить музыканта, увидев его на улице в дамском наряде. Из-за «травеститского» имиджа многие американские станции отказывались передавать новые песни Боуи.
Дэвид вовсю развлекается созданием безумных образов, его родной брат Терри попадает в «психушку», что привлекает большее внимание публики. Фаталистическая и мрачная лирика Боуи соединяется с музыкой, написанной под смешанным влиянием хард-рока, глэма, белого блюза. После двух волн «британского вторжения», возглавляемых сначала «Beatles» и «Rolling Stones», а потом – «Cream» и «Led Zeppelin», весь мир воспринимал Англию как страну безудержных экспериментаторов. Теперь Боуи был готов войти в их число. Его новые идеи были неожиданны. Боуи перестает быть только Боуи. Его главный козырь – непрерывные изменения. «Создание» новых личностей и сценических имиджей, никак не связанных с личностью автора. Через несколько лет все это назовут постмодернизмом.
Боуи записывает альбом «Hunky Dory» с ироничным посвящением идолам шестидесятых – Энди Уорхолу и Бобу Дилану. Открывает диск декларативная композиция «Changes» («Изменения»). Именно непрерывные изменения позволят Боуи четверть века оставаться на гребне успеха, успешно обманывать слушателей и критиков. Прокатившись с концертами по Америке, Дэвид знакомится с двумя культовыми фигурами американского рок-н-ролла - Игги Попом и Лу Ридом.
Игги поражал воображение коллег и поклонников своей «отвязностью». Концерты «Iggy & The Stooges» напоминали ураган. Игги колотил на сцене бутылки, с разбегу бросался спиной на осколки, прыгал в толпу, резал себе вены и пил собственную кровь. Это зрелище произвело на Дэвида сильнейшее впечатление, и, явно подражая Игги, он берет себе сходный псевдоним – Зигги. Фамилия нового «персонажа» напоминает об увлечении Боуи варьете и театром – теперь он становится «Stardust» («Звездная пыль»). Великий Зигги Стардаст появился на свет …
Имидж: Высокие сапоги, меховые боа, блестящие «космические наряды».
Альбом: «The Rise And Fall Of Ziggy Stardast And The Spiders From Mars».
Песня: «Rock-n-Roll Suicide», «Ziggy Stardust».
Наконец-то, через шесть лет проб и ошибок, Боуи почувствовал себя «настоящей звездой». Идея изменений полностью оправдывала себя. Дэвид собрал группу «Марсианские пауки» и прошествовал с триумфальными концертами по Англии. Образ Зигги, воспевающего упадок и саморазрушение пришелся англичанам по вкусу. После бесславного конца «бурных шестидесятых» атмосфера упадка заполонила мир. На смену любви и цветам пришли озлобленность и насилие. Именно в этот период выпустил свой фильм-антиутопию «Механический Апельсин» Стенли Кубрик. Именно звуковую дорожку из этого фильма слушали «Марсианские пауки», настраивая себя перед концертами.
«Взлет и падение Зигги Стардаста» пришлись в 1972 г. как нельзя кстати. Первая же песня альбома – «Five Years» предвещала конец света в ближайшие пять лет. И пророчествам Зигги верили! Он скомпилировал в тексте этой песни газетные заголовки и теленовости – то, с чем люди сталкивались ежедневно. В песне «Starman» рассказывалось о «космическом человеке», который «придет спасти Человечество». Центральные композиции альбома рассказывали о разрушении «инопланетного мессии» жестоким обществом. От шизофрении Дэвид взял курс на паранойю «Это всего лишь группа пародистов», – писали газеты.
Дэвид читал каждое слово о себе в газетах и закатывал журналистам истерики: «Не называйте меня Дэвид! Я – Зигги Стардаст!». Его концерты собирают уже по десять-пятнадцать тысяч зрителей; и в конце выступления в зале загораются бесчисленные огни – «Марсианские Пауки» купаются в пламени. Фотография Зигги и гитариста Мика Ронсона занимает целый разворот в «New Musical Express» … Но имидж Зигги уже начал приедаться, прежде всего, самим музыкантам. Незадолго до выхода следующего альбома происходит очередное изменение: Дэвид превращается в Аладдина Разумного.
Имидж: Обтягивающие костюмы из «лайкры», знаменитый грим в виде красной молнии на лице, плюс пиратский стиль, с многочисленными шейными платками и черной повязкой на глазу.
Альбом: «Alladin Sane».
Песня: «Jean Genie», «Drive This Saturday», «Time».
Цитата: «Когда у Боуи ничего не останется, чтобы мистифицировать публику, вряд ли от него останется вообще что-нибудь стоящее» (из газет 1973 года).
Перед выходом «Aladdin Sane» Дэвид возвращается из американского турне. Англия сходит с ума от любви. В хит-парадах целых пять его синглов. Среди них даже песня «Laughing Gnoms», записанная еще в 1966 г. Предприимчиво переизданная фирмой «Deram» эта композиция входит в «горячую десятку». Билеты на его концерты расходятся с космической скоростью; Дэвид получает среди газетчиков титул «самого великого британского артиста» после «Beatles» и продает в Штатах около полумиллиона дисков. В прессе разразился очередной скандал: разгоряченные поклонницы скидывают с себя одежду и танцуют на концертах абсолютно голые. После одного из выступлений в гримерку к Боуи заходит «сам» Мик Джаггер ...
Несколько подустав от всей этой истерии и под впечатлением новой работы Брайана Ферри «These Foolish Things», Дэвид начинает свой собственный ретро-проект. Это альбом «Pin-Ups». В него Боуи включает старые песни других исполнителей, которые любил в 60-е гг. Кроме композиций групп «Pretty Things» и «Kinks», на диске вышли песни «The Byrds», «The Who» и «Pink Floyd». Узнав о начале работы над «Pin-Ups», в газетах появляются слухи, что Боуи больше не будет записывать собственный материал. Не желая разочаровывать журналистов, в начале июля, во время концерта «Хаммерсмит-Одеоне», Дэвид заявляет ошарашенным поклонникам: «Это не только последний концерт в этом туре, но и последний концерт в моей жизни. Прощайте, я люблю Вас!».
С большим опозданием Мик Джаггер понимает огромное историческое значение своей встречи с Боуи и приглашает его на концерт «роллингов».
В сентябре 1973 г. Дэвид решает сделать музыкальную постановку по роману Джорджа Оруэлла «1984» (это одна из любимых книг Боуи). Его охватило страстное желание показать Город Будущего как джунгли. Вспомнив о старом хите Игги Попа «I Wanna Be Your Dog», он решает, что сыграет в этой постановке роль Бриллиантовой Собаки. Это была идея для его следующего альбома. Но для начала Боуи пришлось вернуться на большую сцену, чтобы раскручивать «Pin-Ups». Поклонники и руководители студии грамзаписи вздохнули с облегчением.
Имидж: Декадентские, но простые наряды. Волосы естественного цвета, белые рубашки. Бледно-голубой пиджак, желтые носочки.
Альбом: «Diamond Dogs».
Песня: «1984», «We Are The Dead», «Big Brother».
Цитата: «Эта пластинка о сверхмеханизированном обществе – обществе, где люди превращены в собак. Она наполнена картинами распада и декаданса» (из рекламного буклета).
Свой, наверное, самый мрачный альбом Дэвид начал записывать зимой 1974 г. А так как успех его был очевиден, фирма грамзаписи сразу же начала раскрутку: стали печатать значки, плакаты, зная только, что новый альбом будет «про собак».
Мик Джаггер рассказывает Дэвиду о художнике, который оформляет новый альбом «роллингов». Художника зовут Пай Пелларт, и он смешивает в своих полотнах гиперреализм с сюрреализмом. Заинтригованный Боуи едет на выставку Пелларта, где уговаривает голландца оформить «Бриллиантовых Собак». Надежды Дэвида оправдались: Пелларт сделал лучшую обложку из всех украшавших когда-либо диски Боуи. На обложке Дэвид изображен в виде лежащего создания, передняя часть которого – от человека, а задняя – от огромного дога. Оформление сцены тоже было «мрачноватым»: на заднике изображался Город Будущего – Голод, напоминавший многоэтажный концлагерь; на авансцену вел подъемный мост, а зрителям на голову могла обрушиться огромная катапульта ...
Содержание альбома было под стать: песни про Большого Брата и про то, что все мы, в сущности, уже мертвы. Но этот пессимизм не был простым «кривляньем» в манере Зиги Стардаста. «Марсианские Пауки» уже давно были распущены и создали группу «Mott The Hoople». Дэвид подарил им одну из своих песен, с которой группа поднялась до первой позиции в «топ-листах», после чего начала неуклонно катиться вниз.
В этот период его жизнь с Анджелой медленно, но верно превращалась в ад. Однажды он сыграл ей новую песню – «Can You Hear Me». Это была песня о любви; раньше любовных песен Боуи не писал. Да и эта песня была посвящена какой-то другой женщине, но только не Анджеле (при этом остается вопросом – кому посвящена знаменита «Angie» Rolling Stones (Мика Джаггера) – единственная лирическая баллада в творчестве роллингов). Семейная «идиллия» подходила к концу. Их агонизирующий брак просуществует еще несколько лет, но это будет не более чем агония. А первая любовная песня, написанная Дэвидом, была сделана в стиле «соул».
Эпоха: Проникновение соул-музыки и фанка в «белую» среду. Кризис «прогрессив-рока» и арта.
Имидж: «Я-выгляжу-как-самый-обыкновенный-парень». Прическа «а-ля Дэви Джонс-63».
Альбом: «Young Americans».
Песня: «Fame», «Fascionation».
Цитата: «Послушай, парень, а может у тебя есть какой-нибудь другой альбом?» (Пол Маккартни – Дэвиду, после прослушивания «Young Americans».
Боуи начал интересоваться «черной музыкой» еще в год «Бриллиантовой Собаки». Его привлекал «филадельфийский саунд», который активно пропагандировал черный гитарист Карлос Аломар, работавший с ним. Они даже несколько раз ходили в «чисто черные» заведения, где играли музыку, которую потом назовут «диско».
Боуи познакомился с Элизабет Тейлор, Элтоном Джоном и Джоном Ленноном. Леннон даже предложил Дэвиду поработать вместе, и они записали злобную песню «Fame». Во время совместного сейшна Леннон и Аломар принялись импровизировать вместе и нести в микрофон какую-то околесицу, в конце концов «Shame» превратилась в «Fame», а потом, усилиями Дэвида, за полчаса был дописан текст. Дэвид также исполнил «битловскую» «Across The Universe», в которой Леннон подыграл ему на гитаре.
Но, в общем и целом, интерес Боуи к «музыке этих ниггеров» не был понят. На одном из концертов публика даже начала орать: «Вон со сцены! Верните деньги! Мы хотим Зигги!». Такого с Боуи не случалось уже несколько лет. Газеты начали «громить» его концерты, а критики назвали его «соул-ориентацию» безвкусной. Правда, сами черные музыканты не оттолкнули его, Дэвида даже попросили вручить премию «Грэмми» победительнице в номинации «Лучший соул-вокал». Но самым лучшим признанием для него стало выступление в программе «Soul Train», где Боуи был первым белым исполнителем.
В 1976 г. Дэвид перебирается в Лос-Анджелес и теперь именует себя Тонким Белым Герцогом.
Имидж: Бледный, с зализанными назад волосами и мерзкими аристократическими манерами.
Альбом: «Station To Station».
Песня: «TVC 15», «Golden Years».
Цитата: «Я превратился в отвратительного эгоиста, который всем своим видом говорил: «Ну я-то знаю, что я полное дерьмо, но ведь и вы тоже ничем не лучше».
Боуи совместно с Гленном Хьюзом начал работу над своим альбомом «Station To Station» в начале 1976 г. Дэвид даже хотел, чтобы они вместе сделали альбом, но проблемы, преследующие «Deep Purple», им помешали. Альбом стал реминисценцией на пройденный жизненный путь и до сих пор остается одним из лучших за всю карьеру Боуи.
Раскрутка этого диска привела к одному их самых грандиозных скандалов. Боуи поприветствовал встречающих нацистскими приветствиями и заявил ошарашенным журналистам: «Я – единственная реальная альтернатива премьер-министру. Только диктатура спасет Англию, потому что есть одна настоящая форма национализма – это фашизм». Реакцию было нетрудно предположить: вся мировая пресса сорвалась с цепи, и Боуи припомнили все его прежние грехи. И напрасно он оправдывался, что имел в виду только «мистическую сторону фашизма» и бесконечно рассказывал историю о многочисленных немецких шпионах, засланных в Англию во время войны для отыскания Святого Грааля. Это неосторожное высказывание ему припоминают до сих пор.
В этом же году Боуи ударился еще в одну крайность: он отправился в СССР, правда, как частное лицо. Он даже пересек всю страну на транссибирском экспрессе. Но так как буржуазных газетчиков пускали в СССР неохотно, это путешествие осталось почти незамеченным …
В 80-е гг. Боуи преуспевал не только в музыке, но и на актерском поприще. В 1980 г. он выступал на Бродвее: несмотря на то что среди его публики был убийца Джона Леннона, в целом это был хороший опыт. В 1981 г. выходит фильм «Мы, дети станции Зоо»: здесь у самого Дэвида была эпизодическая роль, зато его музыка была на первом плане. В те же годы Боуи снялся в «Голоде» (1983 г.), «Лабиринте» (1986 г.) и «Последнем искушении Христа» (1988 г.).
С Иман, темнокожей сомалийской моделью, Дэвид познакомился в 1990 г. на дне рождения общего знакомого. Позже музыкант говорил, что это была любовь с первого взгляда. По словам музыканта, он и сам не мог поверить, что все бывает так просто. Брак влюбленные заключили спустя два года после знакомства, а в 2000 г. у них родилась дочь Александра «Лекси» Захра Джонс. Иман оставалась с мужем до последнего …
1996 г. отметился для Боуи сразу двумя приятными событиями. Во-первых, он провел обширное турне, в рамках которого уже в третий раз посетил Россию. Выступление состоялось в Кремлевском дворце, а ОРТ, ныне известный как Первый канал, сделал запись. Во-вторых, Боуи ввели в Зал славы рок-н-ролла. В 1997 г. свершилось еще одно громкое признание его заслуг: он получил собственную звезду на Аллее славы в Голливуде.
В 2004 г. Боуи был вынужден сделать перерыв в выступлениях, чтобы позаботиться о собственном здоровье. До 2013 г. музыкант появлялся разве что на отдельных мероприятиях. В конце концов, он уже перепробовал столько жанров: соул, джаз, альтернативный рок, глэм ...
В 2013 г. Боуи объявил, что вскоре выйдет его альбом The Next Day. В том же году он отказался давать интервью, а в 2014 г. узнал о том, что болен раком печени. Вплоть до его кончины никто, кроме близких, об этом не знал.
Последним студийным альбомом музыканта стал экспериментальный Blackstar, выпущенный 8 января 2016 г., в день его 69-летия. Два дня спустя Боуи скончался от рака печени.
Национальность: англичанин.
Дата рождения: 8 января 1947 г. (умер – 10 января 2016 г. (69 лет), Манхэттен, Нью-Йорк)
Место рождения: окраины Лондона.
Род занятий: поп-идол.
Материальное положение: миллионер.
Семейное положение: женат на топ-модели Иман, имеет сына от первого брака (Зоуи Боуи) и дочь Александру «Лекси» Захра Джонс – от второго брака.
Особые приметы: имеет глаза разного цвета – карий и сине-серый.
Высшая техническая школа в городке Бромли в 1963 г. Каждый ученик класса встает и называет учителю свою будущую профессию. «Я хочу стать поп-идолом», – спокойно заявляет один из юношей и медленно садится на место. Юношу зовут Дэвид Джонс, ему 16 лет, и через некоторое время он станет известен всему миру под именем Дэвид Боуи. А также под именами: Аладдин Разумный, Зигги Стардаст, Майор Том, Бриллиантовая Собака, Тонкий Белый Герцог, Человек, Который Продал Мир, Человек, Который Упал На Землю, Жилец, Абсолютный Новичок, Электрический Джуди Гарланд, Арт-Детектив Натан Адлер. За тридцать лет он был певцом, художником, театральным актером, киноактером, драматургом, мимом и стилягой, стилягой, стилягой… при этом оставаясь просто Великим Артистом.
Итак, первый экспонат в этом уникальном «музее образов»:
ДЭВИ ДЖОНС
Эпоха: 1963 – 1966 гг.; «битломания», «свингующий Лондон», «британское вторжение».Имидж: Мик Джаггер & Джон Леннон. Стильные пиджаки, дорогие галстуки и сорочки.
Альбом: нет.
Песня: «Liza Jane».
Цитата: «С вашими деньгами вы можете сделать для меня то, что Брайан Эпстайн сделал для «Beatles», а себе заработать миллион фунтов». (Из письма Дэвида менеджеру Джону Блуму).
Еще в самой ранней молодости Дэвид Джонс научился играть на саксофоне и начал пробовать себя в ритм-энд-блюзовых группах. Родители его и брат Терри очень хотели видеть Дэвида знаменитой поп-звездой, яркой и богатой. Практически каждый молодой человек изо всех сил пытался повторить успех «битлов» и «роллингов». Дэвид попеременно присоединялся то к одной, то к другой группе, однако его упорное нежелание быть просто «участником ансамбля» не позволяет ему долго продержаться ни в одной из них. Он хочет выпустить хитовый сингл и стать богатым, очень богатым. Дэвид вовсю изображает избалованную поп-звезду, но его преследуют неудачи. Песни, которые он пишет – обычные рок-н-роллы, и Англия уже «перекормлена» подобной «продукцией». А Дэвид хочет стать вторым «Миком Джаггером».
В конце концов он добивается желаемого результата: Кен Питт берет его под свою опеку. История их отношений до сих пор не ясна. Он хорошо понимал, что Дэвид совершенно не годится на роль этакого «бунтаря из рабочего класса», поэтому хотел из него сделать «универсальную звезду».
При помощи Кена Пита Дэвид Джонс быстро проникает на «Deram», являвшимся подразделением одной из раскрученных студий грамзаписи, которое занималось тогда молодыми дарованиями с целью выискать среди них «новых битлов». Дэвиду и здесь парадоксально не везет: группы, проталкиваемые «Deram» и выпускающие синглы одновременно с ним, добиваются успеха, попадают в «горячую десятку», а его «творения» расходятся более чем средним тиражом. Ему все еще хочется стать «вторым Миком Джаггером». Случайно узнав, что в переводе со староанглийского языка слово «джаггер» означает это «нож или кинжал», он без всяких раздумий берет себе псевдоним. Выбор его – одна из марок известных охотничьих ножей, называемая «боуи» (метательный охотничий нож). Итак, на свет появился Дэвид Боуи …
ДЭВИД БОУИ
Эпоха: 1966 – 1968 гг.; психоделия, «революция цветов», повальное увлечение экзотическими религиями.Имидж: игра в буддизм и «дендизм» одновременно.
Альбом: «David Bowie».
Песни: «Love You Till Tuesday», «Rubber Band», «Laughing Gnoms».
Цитата: «Ты жрешь дерьмовую еду и счастлив, когда тебе платят пятьдесят фунтов за вечер работы? Это и есть тот образ жизни, которого ты добивался?» (Кен Питт).
Кен был твердо уверен, что Дэвид должен стать универсальной звездой, с его помощью Дэвид начинает «тыкаться» повсюду, где есть хоть малейший шанс добиться успеха. Он попадает на телевидение: в какое-то время в одной из передач крутится песня «Love You Till Tuesday». Затем Дэвид пробует силы в качестве мима: он берет уроки у Линдсея Кемпа, известного преподавателя и руководителя мим-труппы. Постепенно Дэвид втягивается в театральную жизнь, участвует в некоторых постановках и даже отправляется гастролировать вместе с труппой Кемпа по Англии. Позднее … навыки мима он активно использует во время своих выступлений, которые превращаются в сложные гиперэстетические действа, совмещающие танцы, чтение стихов, пение, пантомиму …
Стараниями того же Кена Пита, Дэвид все-таки записывает свой первый лонг-плей, названный просто – «David Bowie», который включает в себя синглы, вышедшие ранее, и несколько новых песен. Но. Диск выходит на малоизвестной фирме и проходит абсолюно незамеченным.
Примерно в это время Дэвид знакомится со своей будущей женой Анджелой (Мэри Анджела Барнетт). Дочь богатых родителей, проведшая свои юные годы на Кипре.
В 1968 г. он возобновляет знакомство с Марком Боланом, которого впервые встретил за четыре года до этого. После выхода своего первого сингла «Wizard», Марк приобрел репутацию «культового певца», и Боуи всячески старался подражать ему. Он меняет прическу, пытается писать нечто «в манере Болана» и даже выступает вместе с ним в одном концерте. Посмотрев фильм Стэнли Кубрика «Космическая Одиссея. 2001 год», Дэвид пишет песню «Space Oddity» («Космическая причуда»). Главным персонажем «Space Oddity» был Майор Том.
МАЙОР ТОМ
Эпоха: 1969 – 1970 гг.; Фестиваль в Вудстоке, фестиваль в Алтамонте. Крушение «революции цветов», появление хард-рока и глэма. Смерть Джимми Хендрикса и Дженис Джоплин. Высадка американских астронавтов на Луне.Имидж: Длинноволосый парень «немного похожий на Боба Дилана», одетый в джинсы и простую майку с длинными рукавами.
Альбом: «Man Of World - Man Of Music».
Песня: «Space Oddity».
Цитата: «Мой отец умер, а через неделю моя песня стала хитом. Это была фантастическая ситуация» (Дэвид Боуи или Майор Том?).
Дэвид наконец-то добился своего: «Space Oddity» стала хитом и добралась до восьмой позиции в британском хит-параде.
Грустная история Майора Тома заинтересовала телевизионщиков, и, хотя «широкие массы» были против столь мрачной трактовки полетов в иные миры, песня все-таки прозвучала в эфире. Первые шаги Нейла Армстронга по Луне сопровождались музыкой Боуи! Все «заинтересованные лица» рыдали, глядя на подвиг американского астронавта, слушая при этом песню Дэвида Боуи. Через семь лет «переиздание» «Space Oddity» займет первую позицию в национальном хит-параде. Но в конце 60-х гг. это была просто песня, ставшая хитом, а Дэвид заслужил «лестные» сравнения с Бобом Диланом.
Второй альбом Боуи – «Man Of World - Man Of Music», незатейливо названный в простонародье «Space Oddity», получил некоторое количество благожелательных рецензий. Но успех одной песни не сделал Дэвида «суперзвездой» – его концерты, как и в середине шестидесятых, проходили в полупустых залах. Боуи хотел и мог бы стать «английским вариантом» Боба Дилана – это было его мечтой, начиная с 1963 г., но «первое» место уже занял Донован со своими безусловными хитами «Sunshine Superman» и «Yellow Mellow». Стать «вторым Джаггером» Дэвиду также не удалось.
Второй диск Дэвида мало чем отличался от «хипповой» волны фолк-рока, и тематика песен была примерно той же, что у большинства «новых бардов». В очередной раз, теперь уже на пару с Анджелой, он начинает искать новый образ. Эта женщина имеет огромное влияние на Дэвида, и постепенно вытесняет Кена Пита. Анджеле была посвящена песня «Prettiest Star», и, хотя успех этого сингла даже скромным трудно назвать, новое направление было выбрано. Альбом Дэвида, третий по счету, существенно отличался от всего, сделанного им до сих пор. Диск был назван «The Man Who Sold The World».
ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ПРОДАЛ МИР
Эпоха: Распад «Beatles», взлет популярности «T. Rex», «Deep Purple» и «Led Zeppelin». Психоделический рок медленно перерождается в «арт» и «прогрессив».Имидж: Роскошные длинные волосы, женские платья, изобильный макияж. Потом короткие волосы и первые «космические костюмы».
Альбом: «The Man Who Sold The World».
Песня: «Saviour Machine», «After All», «The Superman».
Цитата: «Каждое утро я просыпался и разбирал самого себя по кирпичику. Отбрасывал все, что мне не нравилось, а потом строил нового человека».
Дэвида и Анджелу привлекала атмосфера декадентского карнавала и порочной красоты. По настоянию своей «свежеиспеченной» жены, Боуи покупает роскошное женское платье и делает серию фотографий. Какой-то парень в Техасе даже хотел застрелить музыканта, увидев его на улице в дамском наряде. Из-за «травеститского» имиджа многие американские станции отказывались передавать новые песни Боуи.
Дэвид вовсю развлекается созданием безумных образов, его родной брат Терри попадает в «психушку», что привлекает большее внимание публики. Фаталистическая и мрачная лирика Боуи соединяется с музыкой, написанной под смешанным влиянием хард-рока, глэма, белого блюза. После двух волн «британского вторжения», возглавляемых сначала «Beatles» и «Rolling Stones», а потом – «Cream» и «Led Zeppelin», весь мир воспринимал Англию как страну безудержных экспериментаторов. Теперь Боуи был готов войти в их число. Его новые идеи были неожиданны. Боуи перестает быть только Боуи. Его главный козырь – непрерывные изменения. «Создание» новых личностей и сценических имиджей, никак не связанных с личностью автора. Через несколько лет все это назовут постмодернизмом.
Боуи записывает альбом «Hunky Dory» с ироничным посвящением идолам шестидесятых – Энди Уорхолу и Бобу Дилану. Открывает диск декларативная композиция «Changes» («Изменения»). Именно непрерывные изменения позволят Боуи четверть века оставаться на гребне успеха, успешно обманывать слушателей и критиков. Прокатившись с концертами по Америке, Дэвид знакомится с двумя культовыми фигурами американского рок-н-ролла - Игги Попом и Лу Ридом.
Игги поражал воображение коллег и поклонников своей «отвязностью». Концерты «Iggy & The Stooges» напоминали ураган. Игги колотил на сцене бутылки, с разбегу бросался спиной на осколки, прыгал в толпу, резал себе вены и пил собственную кровь. Это зрелище произвело на Дэвида сильнейшее впечатление, и, явно подражая Игги, он берет себе сходный псевдоним – Зигги. Фамилия нового «персонажа» напоминает об увлечении Боуи варьете и театром – теперь он становится «Stardust» («Звездная пыль»). Великий Зигги Стардаст появился на свет …
ЗИГГИ СТАРДАСТ
Эпоха: Расцвет «глэма», зарождение нью-йоркского панк-рока.Имидж: Высокие сапоги, меховые боа, блестящие «космические наряды».
Альбом: «The Rise And Fall Of Ziggy Stardast And The Spiders From Mars».
Песня: «Rock-n-Roll Suicide», «Ziggy Stardust».
Наконец-то, через шесть лет проб и ошибок, Боуи почувствовал себя «настоящей звездой». Идея изменений полностью оправдывала себя. Дэвид собрал группу «Марсианские пауки» и прошествовал с триумфальными концертами по Англии. Образ Зигги, воспевающего упадок и саморазрушение пришелся англичанам по вкусу. После бесславного конца «бурных шестидесятых» атмосфера упадка заполонила мир. На смену любви и цветам пришли озлобленность и насилие. Именно в этот период выпустил свой фильм-антиутопию «Механический Апельсин» Стенли Кубрик. Именно звуковую дорожку из этого фильма слушали «Марсианские пауки», настраивая себя перед концертами.
«Взлет и падение Зигги Стардаста» пришлись в 1972 г. как нельзя кстати. Первая же песня альбома – «Five Years» предвещала конец света в ближайшие пять лет. И пророчествам Зигги верили! Он скомпилировал в тексте этой песни газетные заголовки и теленовости – то, с чем люди сталкивались ежедневно. В песне «Starman» рассказывалось о «космическом человеке», который «придет спасти Человечество». Центральные композиции альбома рассказывали о разрушении «инопланетного мессии» жестоким обществом. От шизофрении Дэвид взял курс на паранойю «Это всего лишь группа пародистов», – писали газеты.
Дэвид читал каждое слово о себе в газетах и закатывал журналистам истерики: «Не называйте меня Дэвид! Я – Зигги Стардаст!». Его концерты собирают уже по десять-пятнадцать тысяч зрителей; и в конце выступления в зале загораются бесчисленные огни – «Марсианские Пауки» купаются в пламени. Фотография Зигги и гитариста Мика Ронсона занимает целый разворот в «New Musical Express» … Но имидж Зигги уже начал приедаться, прежде всего, самим музыкантам. Незадолго до выхода следующего альбома происходит очередное изменение: Дэвид превращается в Аладдина Разумного.
АЛАДДИН РАЗУМНЫЙ
Эпоха: почти не изменилась со времен Зигги, глэм, благодаря Гари Глиттеру, Элису Куперу, Дэвиду Боуи и Марку Болану, становится самым модным стилем.Имидж: Обтягивающие костюмы из «лайкры», знаменитый грим в виде красной молнии на лице, плюс пиратский стиль, с многочисленными шейными платками и черной повязкой на глазу.
Альбом: «Alladin Sane».
Песня: «Jean Genie», «Drive This Saturday», «Time».
Цитата: «Когда у Боуи ничего не останется, чтобы мистифицировать публику, вряд ли от него останется вообще что-нибудь стоящее» (из газет 1973 года).
Перед выходом «Aladdin Sane» Дэвид возвращается из американского турне. Англия сходит с ума от любви. В хит-парадах целых пять его синглов. Среди них даже песня «Laughing Gnoms», записанная еще в 1966 г. Предприимчиво переизданная фирмой «Deram» эта композиция входит в «горячую десятку». Билеты на его концерты расходятся с космической скоростью; Дэвид получает среди газетчиков титул «самого великого британского артиста» после «Beatles» и продает в Штатах около полумиллиона дисков. В прессе разразился очередной скандал: разгоряченные поклонницы скидывают с себя одежду и танцуют на концертах абсолютно голые. После одного из выступлений в гримерку к Боуи заходит «сам» Мик Джаггер ...
Несколько подустав от всей этой истерии и под впечатлением новой работы Брайана Ферри «These Foolish Things», Дэвид начинает свой собственный ретро-проект. Это альбом «Pin-Ups». В него Боуи включает старые песни других исполнителей, которые любил в 60-е гг. Кроме композиций групп «Pretty Things» и «Kinks», на диске вышли песни «The Byrds», «The Who» и «Pink Floyd». Узнав о начале работы над «Pin-Ups», в газетах появляются слухи, что Боуи больше не будет записывать собственный материал. Не желая разочаровывать журналистов, в начале июля, во время концерта «Хаммерсмит-Одеоне», Дэвид заявляет ошарашенным поклонникам: «Это не только последний концерт в этом туре, но и последний концерт в моей жизни. Прощайте, я люблю Вас!».
С большим опозданием Мик Джаггер понимает огромное историческое значение своей встречи с Боуи и приглашает его на концерт «роллингов».
В сентябре 1973 г. Дэвид решает сделать музыкальную постановку по роману Джорджа Оруэлла «1984» (это одна из любимых книг Боуи). Его охватило страстное желание показать Город Будущего как джунгли. Вспомнив о старом хите Игги Попа «I Wanna Be Your Dog», он решает, что сыграет в этой постановке роль Бриллиантовой Собаки. Это была идея для его следующего альбома. Но для начала Боуи пришлось вернуться на большую сцену, чтобы раскручивать «Pin-Ups». Поклонники и руководители студии грамзаписи вздохнули с облегчением.
БРИЛЛИАНТОВАЯ СОБАКА
Эпоха: Упадок хард-рока, «начало» панка. Расцвет «диско».Имидж: Декадентские, но простые наряды. Волосы естественного цвета, белые рубашки. Бледно-голубой пиджак, желтые носочки.
Альбом: «Diamond Dogs».
Песня: «1984», «We Are The Dead», «Big Brother».
Цитата: «Эта пластинка о сверхмеханизированном обществе – обществе, где люди превращены в собак. Она наполнена картинами распада и декаданса» (из рекламного буклета).
Свой, наверное, самый мрачный альбом Дэвид начал записывать зимой 1974 г. А так как успех его был очевиден, фирма грамзаписи сразу же начала раскрутку: стали печатать значки, плакаты, зная только, что новый альбом будет «про собак».
Мик Джаггер рассказывает Дэвиду о художнике, который оформляет новый альбом «роллингов». Художника зовут Пай Пелларт, и он смешивает в своих полотнах гиперреализм с сюрреализмом. Заинтригованный Боуи едет на выставку Пелларта, где уговаривает голландца оформить «Бриллиантовых Собак». Надежды Дэвида оправдались: Пелларт сделал лучшую обложку из всех украшавших когда-либо диски Боуи. На обложке Дэвид изображен в виде лежащего создания, передняя часть которого – от человека, а задняя – от огромного дога. Оформление сцены тоже было «мрачноватым»: на заднике изображался Город Будущего – Голод, напоминавший многоэтажный концлагерь; на авансцену вел подъемный мост, а зрителям на голову могла обрушиться огромная катапульта ...
Содержание альбома было под стать: песни про Большого Брата и про то, что все мы, в сущности, уже мертвы. Но этот пессимизм не был простым «кривляньем» в манере Зиги Стардаста. «Марсианские Пауки» уже давно были распущены и создали группу «Mott The Hoople». Дэвид подарил им одну из своих песен, с которой группа поднялась до первой позиции в «топ-листах», после чего начала неуклонно катиться вниз.
В этот период его жизнь с Анджелой медленно, но верно превращалась в ад. Однажды он сыграл ей новую песню – «Can You Hear Me». Это была песня о любви; раньше любовных песен Боуи не писал. Да и эта песня была посвящена какой-то другой женщине, но только не Анджеле (при этом остается вопросом – кому посвящена знаменита «Angie» Rolling Stones (Мика Джаггера) – единственная лирическая баллада в творчестве роллингов). Семейная «идиллия» подходила к концу. Их агонизирующий брак просуществует еще несколько лет, но это будет не более чем агония. А первая любовная песня, написанная Дэвидом, была сделана в стиле «соул».
Эпоха: Проникновение соул-музыки и фанка в «белую» среду. Кризис «прогрессив-рока» и арта.
Имидж: «Я-выгляжу-как-самый-обыкновенный-парень». Прическа «а-ля Дэви Джонс-63».
Альбом: «Young Americans».
Песня: «Fame», «Fascionation».
Цитата: «Послушай, парень, а может у тебя есть какой-нибудь другой альбом?» (Пол Маккартни – Дэвиду, после прослушивания «Young Americans».
Боуи начал интересоваться «черной музыкой» еще в год «Бриллиантовой Собаки». Его привлекал «филадельфийский саунд», который активно пропагандировал черный гитарист Карлос Аломар, работавший с ним. Они даже несколько раз ходили в «чисто черные» заведения, где играли музыку, которую потом назовут «диско».
Боуи познакомился с Элизабет Тейлор, Элтоном Джоном и Джоном Ленноном. Леннон даже предложил Дэвиду поработать вместе, и они записали злобную песню «Fame». Во время совместного сейшна Леннон и Аломар принялись импровизировать вместе и нести в микрофон какую-то околесицу, в конце концов «Shame» превратилась в «Fame», а потом, усилиями Дэвида, за полчаса был дописан текст. Дэвид также исполнил «битловскую» «Across The Universe», в которой Леннон подыграл ему на гитаре.
Но, в общем и целом, интерес Боуи к «музыке этих ниггеров» не был понят. На одном из концертов публика даже начала орать: «Вон со сцены! Верните деньги! Мы хотим Зигги!». Такого с Боуи не случалось уже несколько лет. Газеты начали «громить» его концерты, а критики назвали его «соул-ориентацию» безвкусной. Правда, сами черные музыканты не оттолкнули его, Дэвида даже попросили вручить премию «Грэмми» победительнице в номинации «Лучший соул-вокал». Но самым лучшим признанием для него стало выступление в программе «Soul Train», где Боуи был первым белым исполнителем.
В 1976 г. Дэвид перебирается в Лос-Анджелес и теперь именует себя Тонким Белым Герцогом.
ТОНКИЙ БЕЛЫЙ ГЕРЦОГ
Эпоха: Взрыв панк-рока, первые общенациональные скандалы вокруг «Sex Pistols». Выходит, первый альбом «The Ramones» и второй – Патти Смит. Распадаются «Deep Purple».Имидж: Бледный, с зализанными назад волосами и мерзкими аристократическими манерами.
Альбом: «Station To Station».
Песня: «TVC 15», «Golden Years».
Цитата: «Я превратился в отвратительного эгоиста, который всем своим видом говорил: «Ну я-то знаю, что я полное дерьмо, но ведь и вы тоже ничем не лучше».
Боуи совместно с Гленном Хьюзом начал работу над своим альбомом «Station To Station» в начале 1976 г. Дэвид даже хотел, чтобы они вместе сделали альбом, но проблемы, преследующие «Deep Purple», им помешали. Альбом стал реминисценцией на пройденный жизненный путь и до сих пор остается одним из лучших за всю карьеру Боуи.
Раскрутка этого диска привела к одному их самых грандиозных скандалов. Боуи поприветствовал встречающих нацистскими приветствиями и заявил ошарашенным журналистам: «Я – единственная реальная альтернатива премьер-министру. Только диктатура спасет Англию, потому что есть одна настоящая форма национализма – это фашизм». Реакцию было нетрудно предположить: вся мировая пресса сорвалась с цепи, и Боуи припомнили все его прежние грехи. И напрасно он оправдывался, что имел в виду только «мистическую сторону фашизма» и бесконечно рассказывал историю о многочисленных немецких шпионах, засланных в Англию во время войны для отыскания Святого Грааля. Это неосторожное высказывание ему припоминают до сих пор.
В этом же году Боуи ударился еще в одну крайность: он отправился в СССР, правда, как частное лицо. Он даже пересек всю страну на транссибирском экспрессе. Но так как буржуазных газетчиков пускали в СССР неохотно, это путешествие осталось почти незамеченным …
В 80-е гг. Боуи преуспевал не только в музыке, но и на актерском поприще. В 1980 г. он выступал на Бродвее: несмотря на то что среди его публики был убийца Джона Леннона, в целом это был хороший опыт. В 1981 г. выходит фильм «Мы, дети станции Зоо»: здесь у самого Дэвида была эпизодическая роль, зато его музыка была на первом плане. В те же годы Боуи снялся в «Голоде» (1983 г.), «Лабиринте» (1986 г.) и «Последнем искушении Христа» (1988 г.).
С Иман, темнокожей сомалийской моделью, Дэвид познакомился в 1990 г. на дне рождения общего знакомого. Позже музыкант говорил, что это была любовь с первого взгляда. По словам музыканта, он и сам не мог поверить, что все бывает так просто. Брак влюбленные заключили спустя два года после знакомства, а в 2000 г. у них родилась дочь Александра «Лекси» Захра Джонс. Иман оставалась с мужем до последнего …
1996 г. отметился для Боуи сразу двумя приятными событиями. Во-первых, он провел обширное турне, в рамках которого уже в третий раз посетил Россию. Выступление состоялось в Кремлевском дворце, а ОРТ, ныне известный как Первый канал, сделал запись. Во-вторых, Боуи ввели в Зал славы рок-н-ролла. В 1997 г. свершилось еще одно громкое признание его заслуг: он получил собственную звезду на Аллее славы в Голливуде.
В 2004 г. Боуи был вынужден сделать перерыв в выступлениях, чтобы позаботиться о собственном здоровье. До 2013 г. музыкант появлялся разве что на отдельных мероприятиях. В конце концов, он уже перепробовал столько жанров: соул, джаз, альтернативный рок, глэм ...
В 2013 г. Боуи объявил, что вскоре выйдет его альбом The Next Day. В том же году он отказался давать интервью, а в 2014 г. узнал о том, что болен раком печени. Вплоть до его кончины никто, кроме близких, об этом не знал.
Последним студийным альбомом музыканта стал экспериментальный Blackstar, выпущенный 8 января 2016 г., в день его 69-летия. Два дня спустя Боуи скончался от рака печени.