Цикл Колба

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Как выглядит традиционный урок? Учитель объясняет материал, школьники выполняют задания для его отработки, затем следует проверочная работа. Американский психолог Дэвид Колб и предложил (в 1984 г.) модель обучения (его идеи развили Питер Хани и Алан Мамфорд в 1992 г.), которую назвали цикл Колба и Фрая.
Эта модель состоит из четырёх этапов.​
1. Цикл начинается с получения конкретного опыта (выполнения практического действия). В рамках школьного урока это могут быть:
- ролевые игры или упражнения, моделирующие реальные ситуации;
- обсуждение проблемных ситуаций в жизнях учеников, связанных с темой урока;
- мысленный эксперимент: «Представьте, с чего бы вы начали, если бы строили дом?»;
- провокации с целью показать ученикам недостаточность их компетенций;
- актуализация прошлого опыта учеников в данной теме: «Сталкивались ли вы когда-нибудь с …?», «Что вы знаете о …?»;
- обсуждение видео, демонстрирующего реальную ситуацию.
1693373044156.png
2. Далее следует анализ проделанного действия и его результатов. На этом этапе педагог задает вопросы, а школьники ведут групповое обсуждение.
3. Следующий пункт — получение новых знаний. Теоретические выводы плавно вытекают из практики. Ученикам может быть сложно совершить этот переход, поэтому задача учителя — обобщить всё, что было сказано, и грамотно сформулировать.
4. Финальный этап — новая практика. Ученики походят к решению задачи с новыми знаниями, а значит, могут делать это эффективнее, быстрее. Одновременно этот этап является началом следующего цикла. Таким образом, согласно модели Колба, обучение представляет собой непрерывное движение по спирали, когда навыки совершенствуются на основании новых знаний.
При таком подходе решается одна из главных проблем обучения — недостаточная мотивация школьников.
1693373100494.png
Цикл Колба можно использовать как отдельный план для работы с опытом учеников. Но в отрыве от всей модели этого может быть недостаточно для развития сложных навыков, и подготовка будет поверхностной. Для полноценного опытно-ориентированного обучения нужно учесть все элементы модели: определить цель учебной программы, выбрать метод и средства, создать условия для активной практики и обратной связи.
Получивший широкое распространение цикл Колба был развит и усовершенствован шведским специалистом по обучению Класом Мелландером. Его цикл выглядит немного иначе и включает такие составляющие:
- Мотивацию (степень восприимчивости и психологической готовности).
- Информацию (образование информации из преобразованных фактов и имеющихся данных).
- Обработку (превращение информации в осознание и опыт).
- Генерацию выводов (переработка осознания и опыта в знание).
- Использование (практическое применение знаний, формирование навыка и подхода).
- Фактор обратной связи (оценка результатов, их оптимизация и новые размышления).
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх