Тезаурус (история Японии до XVIII в.)

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Акэти Мицухидэ (1528(?) — 2 июля 1582 гг.)самурай периода Сэнгоку. Мицухидэ был одним из ближайших сподвижников Оды Нобунаги, но позже предал его. Мицухидэ стал служить Нобунаге после того, как Оде покорилась в 1566 г. родная провинция Акэти, Мино. Вместе с Сибатой Кацуиэ и Тоётоми Хидэёси он стал одним из доверенных лиц Нобунаги. В 1579 г. Мицухидэ взял замок Яками, пообещав сохранить жизнь его владельцу, Хатано Хэдэхару, однако Нобунага нарушил обещание своего вассала и казнил Хидехару. Это разгневало клан Хатано, и преемники Хэдэхару отомстили Акэти Мицухидэ, убив его мать. В 1582 г. Нобунага вёл военную кампанию против Мори Тэрумото. Войсками командовал Тоётоми Хидэёси, который запросил у Нобунаги подкрепление для решающего сражения. Ода велел Мицухидэ собрать войско и оказать поддержку Хидэёси, а сам с несколькими сотнями воинов остановился в Киото. Акэти Мицухидэ собрал десятитысячную армию из верных ему людей, но не повёл её в бой, а вошёл в столицу и напал на храм Хонно-дзи, где находился Нобунага. Ода Нобунага, чтобы не попасть в плен совершил сэппуку. Мицухидэ объявил себя сёгуном. Узнав об этом, Хидэёси и Токугава Иэясу, поспешили в Киото, чтобы отомстить за смерть Нобунаги. Хидэёси в битве при Ямадзаки разбил войско Акэти Мицухидэ. Сам Мицухидэ погиб в сражении.

Асикага или Род Асикага (Асикага-си)самурайский род в средневековой Японии. Принадлежит к роду Минамото потомков императора Сэйва. Основатель рода — Минамото-но Ёсиясу. Представители боковой линии рода Минамото получили новую фамилию Асикага от местности Асикага в провинции Симоцуке, где находились их владения. Минамото-но Ёсиясу впервые передал измененное имя своим детям. Его сын Асикага-но Ёсикане (11541199 гг.) стал вассалом сёгунов из Камакуры и заключил брак с семьей Ходзё, обеспечив высокий статус собственной семьи. За преданную службу Асикага получили земли в провинциях Кадзуса и Микава. Увеличение земельных владений стал причиной разрастания рода, боковые ветви которого образовали новые самурайские роды — Хосокава, Хатакеяма, Сиба, Имагава и другие. В 1333 г. род Асикага порвал с Камакурским сёгунатом и присоединился к императорским войскам, которые низвергли первое самурайское правительство. Однако разногласия с императором Годайго вынудили предводителя рода, Асикагу Такаудзи, выступить против вчерашних союзников и учредить новое самурайское правительство — сёгунат Муромати (13381573 гг.).

Асикага Ёсиаки (5 декабря 15379 декабря 1597 гг.) — 15-й и последний сёгун сёгуната Муромати. Правил с 1568 по 1573 гг. Восстановил должность сёгуна в 1588 г. Есиаки был вторым сыном в семье сёгунов, а потому с детства ему была уготована дорога монаха. После убийства мятежниками 13-го сёгуна Асикага Ёситеру, Ёсиаки бежал из храма и направился к правителю провинции Оми. Он просил помочь ему стать сёгуном, организовав поход на Киото. Однако Ёсиаки отказали, и он отправился в провинцию Этидзэн. Однако и там его просьбы не были услышаны. Наконец, Ёсиаки обратился к Ода Нобунаги, который пообещал ему поддержку. В 1568 г. Ода Нобунага захватил Киото. Ёсиаки получил титул сёгуна, но проводить независимую политику не смог. Не желая быть марионеточным правителем, Ёсиаки тайно организовал в 1570 г. коалицию против Нобунаги из родов Асакура, Адзаи, Такэда, а также монахов монастырей Энряку-дзи и Хонган-дзи. В 1573 г. он открыто выступил против Нобунаги, но потерпел поражение. Ёсиаки был изгнан Одой Нобунагой. Сёгунат Муромати перестал существование. После этого Ёсиаки скрывался в землях семьи Мори в городе Томо (ныне префектура Хиросима), рассылая японской знати призывы к свержению Нобунаги. Он организовал новую коалицию против Нобунаги, которая распалась в 1580 г. в связи с падением цитадели-буддийского монастыря Исияма Хонган-дзи. В 1588 г. Ёсиаки вернул титул сёгуна императорскому двору. В 1597 г. он умер в небольшом владении, которое дал ему объединитель Японии Тоётоми Хидэёси.

Асикага Такаудзи (13057 июня 1358 гг.) — основатель и первый сёгун сёгуната Муромати. Правил с 1338 по 1358 гг. Один из организаторов свержения Камакурского сегуната, участник движения за восстановление «прямого императорского правления». Несоответствия с императором и политические амбиции привели к расколу монаршего двора на Северную и Южную династии и основания нового самурайского правительства в Киото. Большую часть жизни провёл в постоянных войнах за объединение Японии под своей властью.

Асигару (ашигару) (ashigaru, буквально «легконогие», то есть «не прикрытые доспехами») – рядовые воины японских армий позднего средневековья. Вид легкой пехоты в средневековой Японии, не самураи, основным оружием которой были пики. Асигару являлись самой многочисленной частью самурайских армий, и их действия на полях сражений во многом определяли исход противостояний между соперничавшими даймё.

Байсин – самураи, подчиняющиеся местным феодалам.

Бакуфу – система военного управления. Слово бакуфу означает «палаточный лагерь» в смысле места расположения полководца (ставка).

Битва при Микатагахара (миката-га хара но татакаи) — битва, которая произошла 25 января 1573 г. на плато Микатагахара между армиями Токугавы Иэясу и Такэды Сингэна. Победа в ней досталась войскам последнего. Этот бой стал хорошим «уроком» для Токугавы, который потерял в бою больше половины войска и едва вырвался из вражеского окружения.

Битва при Окэхадзама (окэхадзама но татакаи) — битва, произошедшая 12 июня 1560 г. между войсками Имагавы Ёсимото и отборными отрядами Оды Нобунаги. Победил Нобунага. Этот бой стал причиной упадка рода Имагава и роста авторитета и военного могущества Оды Нобунаги.

Битва при Сэкигахаре (Секигахаре) — битва, которая состоялась 21 октября 1600 г., между двумя группами вассалов покойного Тоётоми Хидэёси, боровшимися за власть. Победа досталась войскам так называемой «восточной коалиции», которую возглавлял Токугава Иэясу.

Бусидо – этический кодекс поведения самурая в средневековой Японии. Кодекс появился в период XI — XIV вв. и был формализован в первые годы сёгуната Токугава.

Варадзи — простые соломенные сандалии.

Война годов Онин, Смута (Междоусобица) годов Онин (О:нин но ран) — гражданская война в средневековой Японии, длившаяся 10 лет (с 1467 по 1477 гг.). Её отличительная черта в том, что она происходила не на всей территории Японии, а в основном в её столице — Киото. К середине XV в. правители провинций (сюго) поняли, что центральное правительство слабеет и осмелев, перестали делить с ним свою власть. Сюго укрепляли своё собственное могущество, всю свою власть они использовали только в своих интересах. В результате таких действий образовался новый тип феодалов — даймё, сочетавших в себе основанную на должностных правах власть и военно-экономическое могущество. Смута Онин положила начало новой эпохе феодальной раздробленности — Сэнгоку (периоду) Дзидай, «эпохе воюющих провинций».

Война Гэмпэй или Война Тайра («Хэйкэ») и Минамото («Гэндзи») (1180 – 1185 гг.) — самая знаменитая из всех войн между самураями. Она стала воплощением самурайского идеала, войной на уничтожение между двумя кланами Тайра и Минамото (многие другие семьи поддерживали либо одну, либо другую сторону). Слово «Гэмпэй» образовано сочетанием знаков, входящих в состав их имен, в китайском произношении: «Гэндзи» и «Хэйкэ», что в сочетании дает «Гэмпэй». Эту войну часто сравнивают с войной Алой и Белой Розы, тем более что геральдическим цветом Минамото был белый, а цветом Тайра — красный. Война Гэмпэй привела к установлению первого в истории Японии сёгуната.

Гакусё – ученые монахи.

Го-Ходзё или род Го-Ходзё (го-ходзё-си, «поздние Ходзё») — самурайский род в средневековой Японии. Принадлежал к роду Тайра потомкам императорам Камму. Основателем рода является Исэ Соун (1456 - 1519 гг.), который после службы в сёгунате Муромати создал собственное «государство» в провинции Идзу (современная префектура Сидзуока). Его потомки изменили родовое имя «Исэ» на «Ходзё». Для различения рода Ходзё XIIXIV вв от рода Ходзё XVI в., в современной научной литературе последних принято называть
Го-Ходзё, то есть «поздними Ходзё». На протяжении XVI в. род Го-Ходзё сумел покорить огромный регион Канто. Центром его владений стала провинция Сагами с замком Одавара, величайшим укреплением эпохи «воюющих провинций» в Японии. Го-Ходзё смогли удержать обширные территории под своим контролем ведя непрерывную войну против многочисленных врагов — родов Асикага, Уэсуги, Такэда, Сатоми и других. В 1590 г. объединитель Японии Тоётоми Хидэёси взял измором замок Одавара и уничтожил Го-Ходзё. Владения в регионе Канто перешли к вассалу Хидэёси — Токугаве Иэясу.


Гокэнин («люди благородного дома») – представители среднего самурайского сословия. Впервые разряд «гокэнин» появляется в ХІІ в., при первом сёгунате Минамото в период Камакура, когда он объединял самураев, являвшихся непосредственными вассалами сёгуна. В период ослабления центральной власти при сёгунской династии Асикага (13351573 гг.) многие кланы гокэнинов перешли под покровительство удельных князей и принимали на их стороне участие во внутренних войнах в Японии XV — XVI вв.

Гэта — деревянные сандалии на колодках.

Дадзёкан – палата большого государственного совета, находившаяся между тэнно и бюрократическим аппаратом, ограничивавшая власть тэнно в период Нара.

Дадзё тэнно – предшественник тэнно на троне, в нарской Японии, который, отрекаясь от трона, получал почётное звание дадзё тэнно. Он нередко обладал бо́льшим влиянием на дела правления, чем сам тэнно.

Даймё (буквально «большое имя», устаревшее даймиос; в переводе это понятие значит «большой землевладелец») — «большое имя» – крупные землевладельцы или князья. Если считать, что класс самураев был элитой японского общества XXIX вв., то даймё — это элита среди самураев. Сословие даймё возникло оно одновременно с появлением устойчивой военной прослойки — буси — в IXXI вв. Первоначально даймё не зависели от центрального правительства, но с течением времени они воспользовались имевшимися возможностями и расширили свои земли за счёт владений соседей и вытесняя на север туземцев — эбису. Именно тогда они возглавили (вначале небольшие) всецело преданные им частные армии самураев. Укрепляя свою власть и одновременно власть всего воинского сословия, богатейшие даймё в результате длительных междоусобных войн достигли высокого официального положения с установлением правления сёгуната Камакура (11851333 гг.). Но ещё до этого будущий сёгун Минамото-но Ёритомо назначил из числа даймё первых военных губернаторов — сюго (часто сюго назначался один на несколько провинций, его права по сбору налогов были широки – как и сёгун, даймё до 20 % собранного риса мог оставить себе) и земельных администраторов — дзито. В то же время противоречия, вызванные усилением мощи провинциальных военных лидеров и ослаблением централизованного власти, должны были неминуемо привести страну к войне. Междоусобица годов Онин (14671477 гг.) ввергла страну в хаос. Стабильное положение даймё было нарушено, и на смену им пришли молодые богатые семьи. Новые кланы военных феодалов получили название сэнгоку-даймё («даймё эпохи гражданской войны»). По всей стране росли мощные замки — цитадели новых властителей Японии. Наряду с сохранившими свой статус родами Уэсуги, Симадзу, Такэда в списках богатейших военных домов появились фамилии Имагава, Асаи, Мори, Хонда и другие. Одним из самых богатых был дом Токугава. Продолжающиеся между этими семьями войны привели к битве при Сэкигахара в 1600 г. и к установлению затем на два с половиной столетия безраздельной власти в стране сёгуната Токугава.

Дайсё (буквально «большой-малый») — пара мечей самурая, состоящая из сёто (короткого меча) и дайто (длинного меча). Длина дайто — более 66 см, длина сёто — 33 — 66 см. Дайто служил основным, а сёто — дополнительным оружием самурая. Дайсё использовался только самураями. Этот закон свято соблюдался и неоднократно подтверждался указами сёгунов. Дайсё – важнейшая составляющая костюма самурая. Воины бережно следили за его состоянием, держали возле себя даже во время сна. Другим классам японского общества разрешалось использовать для ношения только вакидзаси или танто. Самурайский этикет требовал снимать длинный меч при входе в дом (как правило, он оставлялся у слуги либо на специальной подставке), короткий меч самураи всегда носили при себе и использовали в качестве личного оружия. До XIV в. катаной назывался длинный кинжал или короткий меч, заткнутый за пояс. В это время катана выполняла роль сёто. В качестве дайто использовался меч тати. В XIVXV вв. катаной стал называться длинный меч (соответственно, катана стала выполнять функцию дайто). В качестве сёто стал использоваться короткий меч вакидзаси. Таким образом, дайто и сёто являются классами мечей, а не названием определённого оружия. Это обстоятельство послужило причиной неверного употребления данных терминов. Например, в европейской и российской литературе катаной ошибочно называется только длинный меч (дайто).

Двенадцатилетняя война – война, начавшаяся в 1051 г. на севере Японии в краю Осю. Конфликт могущественного северного рода Абэ с центральными властями. В середине XI в. Абэ перестали выплачивать налоги в императорскую казну. Наместник провинции Муцу Фудзивара-но Наритоо выступил в поход для усмирения смутьянов, но был наголову ими разбит в битве при Оникирибэ. Тогда императорский двор сделал наместником Муцу Минамото-но Ёриёси. Ёриёси был способным военачальником, но и он не смог добиться быстрого успеха, война оказалась тяжёлой, и в ходе битвы при Киноми он потерпел поражение от Абэ-но Садатоо. И лишь в 1062 г. Ёриёси смог переломить ход кампании в свою пользу, заручившись помощью другого могущественного северного рода из провинции Дэва — рода Киёхара, который прислал свои отряды для борьбы с Абэ. Одна за другой пали две твердыни Абэ — Куриягава-но саку и Убато-но саку. Абэ-но Садатоо был казнён и «двенадцатилетняя война» была завершена.

Ебоси – названия головного убора, который могли носить только взрослые японцы.

Запрещённый цвет — цвет одежды в традиционной Японии, монополию на использование которого имело только определённое должностное лицо или чиновник.

Икко-икки (буквально «восстания прямодушных»)монахи-воины в средневековой Японии периода Сэнгоку, последователи буддийской секты дзёдо-синсю, руководителем которой был настоятель Рэннё. Они известны как организаторы серии мощных восстаний, продолжавшихся с 1488 по 1582 гг. Сначала икко-икки представляли собой разрозненную и неорганизованную массу последователей учения Рэннё. Они собирались в провинции Этидзэн, в месте, называемом Ёсидзаки, где Рэннё выстроил свою резиденцию и храм. Приверженцы секты были воинственны и фанатичны, однако на начальных стадиях сохраняли демократичность в управлении. Их духовный лидер Рэннё, несмотря на роль идейного вдохновителя секты, отнюдь не поддерживал агрессивные настроения своих последователей. В 1474 г. между представителями сёгуна (сюго) в провинции Кага началось открытое противостояние. Тогаси Масатика, номинальный сюго, устроил заговор против своего младшего брата Котиё. Масатика привлёк на свою сторону икко-икки, однако Котиё, прослышав о заговоре, нанёс удар по их базе в Ёсидзаки. Икко-икки не только прогнали Котиё, но и напали на его замок. Котиё был повержен, а Масатика пришёл к власти. Удача перешла на сторону икко-икки в 1488 г., они сожгли замок Тогаси Масатика, а сам Тогаси совершил самоубийство, чтобы не попасть им в руки. Икко-икки, уничтожив законного правителя, захватили власть над провинцией Кага и правили ею следующие сто лет. Монахи нападали на владения «северного тигра» Уэсуги Кэнсина в провинции Этиго и на территории рода Асакура в провинции Этидзэн. В Киото, где они, использовали в качестве базы свой храм Ямасина Мидо, монахи предприняли несколько атак на соседние храмы. В 1532 г. даймё Хосокава Харумото и Роккаку Садаёри со своими самураями и поддерживавшими их горожанами разрушили храм Ямасина Мидо. Несмотря на это, монахи выстроили храм Исияма Хонган-дзи на месте современной Осаки, отбили у даймё Ито Сигэхару его замок, а также утвердились в нескольких храмах провинции Микава. Это не могло не обеспокоить крупных самурайских полководцев, сражавшихся за власть в стране. Особенно неспокойно было Токугаве Иэясу, поскольку икки обосновались в его родовой провинции Микава. В 1564 г. между Токугавой и икко-икки состоялась битва при Адзукидзаке. Токугаве помогали монахи-воины секты дзёдо, а кроме того, многие самураи из числа Икко-икки во время битвы перешли на его сторону. Всё это привело к поражению икко-икки, однако до окончательного их усмирения было ещё далеко. Закат движения икко-икки начался с усилением Оды Нобунаги, которому монахи-воины сильно мешали. Нобунага начал с осады крепости Нагасима в 1571 г. Осада не увенчалась успехом, и Нобунага сорвал злость на монахах храма Энряку-дзи. Под Нагасиму Нобунага возвращался ещё два раза, пока, наконец в 1574 г. не сумел отрезать запершихся в ней монахов от снабжения. Нагасима была сожжена вместе с 20000 защитников. Параллельно Нобунага вёл осаду храма Исияма Хонган-дзи, которая продолжалась с 1570 по 1580 гг. с переменным успехом, но, в конце концов, окончилась поражением икко-икки.

Имагава Ёсимото (151912 июня 1560 г.) — девятый глава рода Имагава, один из известнейших даймё эпохи Сэнгоку Дзидай и военачальник в регионе Токайдо. Он боролся за сохранение феодальной раздробленности Японии и устоявшегося статус кво. Имагава Ёсимото долгие годы был союзником Такеда Синген. Погиб в битве при Окэхадзама с войсками Оды Нобунаги.

Инсэй («правление экс-императоров») или институт инсэй или эпоха правления императоров-затворников (императоров-монахов) — форма правления в Японии, основанная в 1086 г., по которой руководство императорским двором и страной осуществлял император в отставке, титулованный верховным императором. Институт инсэй существовал с перерывами с 1086 по 1840 г. и был окончательно упразднён после реставрации Мэйдзи. Он предусматривал сосуществование правительства императора, как формального главы государства, и правительства верховного императора, как реального управляющего государственными делами. Обычно верховный император был отцом или прямым родственником императора по мужской линии. Верховный Император часто становился буддийским монахом и назывался императором-монахом. Причиной возникновения системы инсэй было желание императоров избавиться от родственных связей с аристократами и избавиться от их влияния. В связи с этим, в 1086 г. император Сиракава передал титул императора своему сыну и принял титул верховного императора (10871129 гг.). Он объявил себя патроном малолетнего правителя. Верховный император имел свою резиденцию, преданных слуг и собственную армию. Используя свой авторитет патриарха императорской семьи, он смог назначать на императорский престол своих детей и внуков в обход требований дворцовой аристократии. Победы верховных императоров в борьбе с аристократами привели к конфликту с императорами, которые чувствовали себя марионетками в руках отставных патронов. Конфликт интересов отцов и сыновей императорского дома стал причиной смуты Хогэн 1156 г. В результате ряда восстаний и войн институт инсэй утратил свой потенциал, уступив реальную власть самурайским диктаторам из рода Тайра, а впоследствии камакурским сёгунам из рода Минамото. Инсэй имел более высокий статус, чем сэссэй, номинально правящий от лица малолетнего императора;

Исида Мицунари (15606 ноября 1600 гг.)самурайский полководец периода Сэнгоку. Вассал Тоётоми Хидэёси и председатель опекунского совета пяти управителей при его сыне Тоётоми Хидэёри. Был главнокомандующим войск «западной коалиции» в битве при Сэкигахара. После поражения в ней, был казнён по приказу Токугавы Иэясу.

Кама́кура — исторический период с 1185 по 1333 гг. Назван по имени города Камакура, поначалу небольшой деревни, ставшей центром первого сёгуната в Японии. В результате столкновений между родами Минамото, Фудзивара и Тайра последний вышел победителем, оттеснив род Фудзивара от власти. Клан Минамото подвергся суровым преследованиям. Ёритомо Минамото собрал войска и в 1180 г. начал войну, и одержал победу в 1185 г. Он заставил императора признать своё господство и устроил ставку в деревне Камакура. В 1192 г. он получил титул сэйи тайсёгун. В 1199 г. он умер, передав власть старшему сыну Ёрииэ. Позднее долгое время власть была в руках регентов Ходзё, а к 1219 г. мужская линия дома Минамото была истреблена. Сёгуном стал 2-летний ребёнок клана Фудзивара. В 1333 г., когда в результате междоусобных войн Камакурский сёгунат пал, уступив место сёгунату Муромати. Эпоха Камакура была временем междоусобных войн и доминирования сословия самураев. Официальной религией сёгуната стал дзэн. Дзэнские монастыри, объединённые в систему годзан, развивали на китайской основе собственную высокую культуру годзан бунка, из которой хорошо известна литература годзан бунгаку. В это время произошли монгольские вторжения в Японию, и сравнительно лёгкая победа над врагом, обеспеченная тайфунами, повлияла на национальное самосознание японцев. Во время этих вторжений страна обрела свой современный флаг.

Кампаку – главный советник при императоре.

Катана – знаменитый (большой) японский (самурайский) меч (вакидзаси – малый меч).

Кодекс Ёро (Ё:ро: рицурё, «уголовное и гражданское право годов Ёро») — сборник законов японского государства VIII в. Заключённый в 718 г., втором году эры Ёро по японскому календарю, усилиями группы юристов под руководством Фудзивары-но Фухито путём редактирования статей кодекса Тайхо. Вступил в силу с 757 г. Тома, которые содержали положения уголовного права, утеряны, а десять томов гражданского права сохранились в сборнике толкований гражданского права «Рёносюгэ» кодекса Ёро.

Кодекс Тайхо (Тайхо: рицурё, от японского Тайхо — «Великое сокровище», официальный девиз эпохи правления императора Мому (701704 гг.)японский феодальный кодекс 701 г., в котором были обобщены и закреплены результаты реформ Тайка. Кодекс составлен из 30 разделов. Задачей его являлось оформление и уточнение надельной и налоговой системы, прав и обязанностей чиновников, структуры государственного аппарата, взаимоотношения привилегированной аристократии и крестьянства, а также положение различных категорий рабов. Важнейшей группой законов был 9-й раздел, посвящённый надельной системе. Согласно Тайхорё, вся земля являлась собственностью государства, которая предоставлялась земледельцам в пользование на определённый срок. Простые подушные наделы (кубундэн) выделялись на двор по числу душ. Размер подушного надела зависел от количества и качества земли в данной местности, сословия и пола держателя. За использование земельного надела полагалось платить зерновой налог. Членам правящего сословия предоставлялись привилегированные наделы — должностной надел (сёкубудэн) на срок службы, и ранговый надел (идэн), предоставлявший в пожизненное пользование. Размеры наделов за заслуги (кодэн) и дарованных именным императорским указом (сидэн) не регламентировались. Кроме того, представители дворянских родов получали пять категорий «кормового пожалования» (прикрепление к ним крестьян, дворов – фуко) и две категории «сезонного пожалования» (выдача два раза в год жалованья натурой).

Кокуси – провинциальные наместники.

Коти-комин (Ко:ти-ко:мин, «государственная земля, государственный народ») — один из основополагающих принципов в японском «правовом государстве» VIIXI вв., по которому вся подконтрольная императорскому правительству земля, а также население, проживавшее на этой земле, считалось собственностью государства. В государстве Ямато IVVI вв контроль правительства над землями государства, за исключением наделов императорской семьи, осуществлялся опосредованно, через региональную знать, которая владела частными землями и населением этих земель. Эта политико-экономическая система стала требовать неотложных изменений, когда в начале VII в. в связи с конфликтом на Корейском полуострове над Японией нависла угроза иностранного вторжения. В 645 г. в результате государственного переворота принц Нака-но Оэ и его подчинённый Накатоми-но Каматари уничтожили диктаторский род Сога, оплот сторонников старой системы, и при поддержке нового императора начали преобразования, нацеленные на построение централизованного государства. В начале 646 г. был оглашён «Указ о реформах», в котором провозглашался принцип коти-комин. Вся земля, в основном пахотная земля и заливные поля, а также население Японии переходили под прямой контроль императора. Реальную власть должен был осуществлять чиновнический аппарат. Эти принципы, провозглашённые в указе 646 г., были законодательно закреплены в кодексе Тайхо. Единицей «государственной земли» коти был именной надел (кубундэн), который предоставлялся дееспособным гражданам на одно поколение в обмен на уплату налога. Однако кроме именного надела существовали также должностные, ранговые, рабочие, заслуженные, дарственные, ведомственные, монастырские и святилищные наделы. Единицей «государственного народа» комин были свободные общинники, так называемые «добрые люди» рёмин, которые имели право получать именные наделы и обязанность регистрироваться в «подворных реестрах» и платить налоги в пользу государства, а также чиновники нижнего и среднего уровней. За пределами «государственного народа» находились аристократия и группы зависимого населения, называвшееся «подлыми людьми» сэммин. Хотя де-юре земля и население страны принадлежали императору, де-факто их контролировала высшая аристократия из окружения монарха.

Кугэ — древняя японская не самурайская придворная аристократия. Согласно традициям, жена императора (микадо) должна была быть непременно из рода Фудзивара (относящимся к кугэ, а не к самураям). После прихода к власти самураев они утратили своё влияние. В отличие от самураев кугэ были известны своим пацифизмом. В эпоху Хэйан предпочитали жить исключительно в Киото, проводя своё время в занятиях поэзией, отдав всю власть на местах в руки наместников.

Куноити — женщина-ниндзя.

Микадо («высокие ворота») — древнейший, теперь уже неупотребительный титул для обозначения светского верховного повелителя Японии, в настоящее время называемого тэнно (Сын Неба). Термин означал не только самого монарха, но его дом, двор и даже государство. Коренные японцы не используют этот термин — он был исключён из официальных документов.

Минамото — группа родов древней и средневековой Японии, происходивших от детей императоров, которым было отказано в статусе принцев и переведённых в разряд подданных путем предоставления фамилии Минамото (на японском «источник») и титула «асон» (на японском «слуга династии»). Эти роды также известны как Гэндзи («род/роды Минамото») или Гэнкэ («дом/дома Минамото»). Хотя сначала Минамото имели престижный статус весьма влиятельной аристократической семьи, со временем они быстро превратились в самураев из-за постоянного выполнения военных заданий столичного правительства. Фамилию Минамото впервые начал предоставлять своим потомкам император Сага (годы правления 809823 гг.). Фамилию получил его седьмой сын Минамото-но Макото. Его считали лишним претендентом на престол, а потому «обезвредили», переведя в ранг подданных. Впоследствии «нежелательные» дети императоров Сэйва, Мураками, Уда и Дайго также были лишены привилегий и переведены в ранг подданных — Минамото. Подобная практика императорского правительства, которое ликвидировало, таким образом, лишних принцев и уменьшало бюджетные расходы на императорскую семью, привела к появлению 21 рода Минамото. Чтобы избежать путаниц, эти роды называли по именам монархов, в правление которых основатели рода получили новую фамилию и титул. Например, род Минамото, происходивший от детей императора Сага назывался «Сага Гэндзи», а потомки монарха Сэйва — «Сэйва Гэндзи». Последний был самым многочисленным. Он дал начало многим новым самурайским родам — Асикага, Такэда, Нитта и другим.

Минамото-но Ёрииэ (11 сентября 118214 августа 1204 гг.) — второй сёгун Камакурского сёгуната и старший сын Минамото-но Ёритомо, основателя Камакурского сёгуната. После смерти отца в 1199 г., он стал главой рода Минамото, а в 1202 г. получил титул сэйи-тайсёгун. Ёрииэ не обладал в должной мере талантами и волей, и власть оказалась в руках дедушки Ёрииэ — сиккэна Ходзё Токимасы. В конечном итоге, из-за интриг против клана Ходзё Ёрииэ был посажен под домашний арест и убит 17 августа 1204 г. Сёгуном стал его младший брат, Минамото-но Санэтомо.

Минамото-но Ёритомо (9 мая 11479 февраля 1199 гг.) — основатель сёгуната Камакура и первый его правитель (в 1192 — 1199 гг.). Минамото-но Ёритомо родился в Хэйан-кё, столице Японии. Он был третьим сыном Минамото-но Ёситомо, главы клана Минамото, и его официальной жены, которая приходилась дочерью Фудзивары-но Суэнори из клана Фудзивара. Начиная с IX в., в Японии большая власть сосредоточилась в руках семьи Фудзивара. Однако, когда в семье Фудзивара не стало больше дочерей – традиционных невест для императоров, какое-то время Японией правили отстраненные ранее от власти императоры. Затем на короткое время выдвинулся клан Тайра, но свергнутый им соперник – клан Минамото – объединился во главе с Ёритомо Минамото и захватил власть. Ёритомо взял себе титул «сей-и-дай-сегун». С 1192 г. вся власть сосредоточилась в его руках. Минамото основал свое военное правительство в Камакуре, именем которой и был назван его сегунат. Сыновья Ёритомо — Минамото-но Ёрииэ и Минамото-но Санэтомо — также стали сёгунами.

Минамото-но Ёсинака (11541184 гг.) — японский военачальник периода Хэйан, один из вождей клана Минамото. Участник войн между родами Тайра и Минамото. Обладал выдающимися полководческими способностями, что помогло ему разгромить войска клана Тайра, но оказался неспособен принимать грамотные политические решения и погиб во время междоусобного конфликта с Минамото-но Ёритомо.

Минамото-но Ёситомо (1123 – 1160 гг.) – известный полководец своего времени, потерпел поражение в борьбе против клана Тайра, захватившего тогда в свои руки фактическую власть над страной. Ёситомо был убит, а его наложница Токива — мать Ёсицунэ — вместе с детьми бежала, однако позже явилась с повинной в Рокухара — дворец клана Тайра в Киото — и, в конце концов, стала наложницей Киёмори (1118 – 1181 гг.) — главы клана Тайра. Киёмори даровал сыновьям Токива жизнь, но сослал их; Ёсицунэ был отдан на воспитание в храм Курамаяма, находившийся в горах к северу от Киото.

Минамото-но Ёсицуне(э) (1159 – 1189 гг.) – младший брат Минамото Ёритомо, основателя первого сёгуната, был одним из самых знаменитых самурайских командиров за всю историю Японии. Приблизительно в пятнадцать лет Ёсицунэ покинул монастырь и в 1180 г. примкнул к войскам Ёритомо. Здесь Ёсицунэ проявил себя как одаренный полководец, он выиграл ряд важнейших сражений, обусловивших конечную победу Минамото-но Ёритомо: битвы при Удзигава (1184 г.), при Итинотани (1184 г.), при Ясима (1185 г.), при Данноура (1185 г.). Однако впоследствии между братьями возникли разногласия, Ёритомо организовал покушение на Ёсицунэ, и тот поднял восстание. Восстание окончилось неудачей, Ёсицунэ бежал от преследования и совершил самоубийство.

Минамото-но Санэтомо (17 сентября 119213 февраля 1219 гг.) — третий сёгун Камакурского сёгуната и последний глава рода Минамото. После того, как Минамото-но Ёрииэ был лишен титула и посажен под домашний арест из-за интриг против клана Ходзё, Минамото-но Санэтомо стал главой клана, и получил титул сэйи-тайсёгун. В 1204 г. старший брат был убит, и Санэтомо стал послушной марионеткой в руках своей матери, Ходзё Масако, которая использовала сына для борьбы с Ходзё Токимасой. Ходзё Токимаса организовал несколько покушений на Санэтомо, в результате чего тот всю оставшуюся жизнь боялся убийства. Паранойя довела его до алкоголизма, не спасло даже введение традиции чаепития при дворе. Санэтомо оставался сёгуном с 1203 по 1219 гг. В 1219 г. на ступенях храма Цуругаока Хатиман он был убит своим племянником Киё Минамото (1200 – 1219 гг.), сыном Минамото-но Ёрииэ. Четвёртым сёгуном Камакурского сёгуната после Санэтомо стал Фудзивара-но Ёрицунэ.

Минамото Токуга́ва но-Иэя́су (Токугава Иэясу; детское имя – Такэтиё; взрослое имя – Мотонобу, Мотоясу, Иэясу; посмертное имя – Анкокуин; божественное имя – Тосё-Дайгонгэн) – (31 января 15431 июня 1616 гг.) — принц Минамото, дипломат и военачальник, основатель династии сёгунов Токугава. Ближайший сподвижник и последователь Оды Нобунага и Тоётоми Хидэёси, завершивший создание в Японии централизованного феодального государства. Токугава Иэясу родился в замке Окадзаки. При рождении получил имя Мацудайра Такэтиё. Его отец Мацудайра Хиротада был главой рода Мацудайра и правителем провинции Микава. Юность он провел в качестве заложника у князя Имагавы в Сумпу. После битвы при Окэхадзама в 1560 г. Иэясу восстал против сюзерена, и заключил союз с его врагом — Одой Нобунагой. В течение следующих двадцати лет Иэясу расширил свои владения и создал мощную военную базу для реализации плана объединения страны. Проиграв Тоётоми Хидэёси Иэясу признал себя его вассалом, за что получил земли региона Канто с центром в Эдо (современный Токио). Решающим моментом стала битва при Сэкигахара 15 сентября 1600 г., в которой Иэясу окончательно разгромил противостоящих ему даймё. 12 февраля 1603 г. Иэясу заставил императора присвоить ему титул сёгуна и взял всю власть в стране. В 1605 г. официально передал власть своему сыну Токугава Хидэтада, но фактически продолжал править страной. Передав титул сёгуна сыну, Токугава Иэясу организовал составление «Уложения о самурайских родах» («Букэ сё хатто»), определявшего нормы поведения самурая на службе и в личной жизни, где в сжатой форме были кодифицированы традиции военно-феодального сословия Японии (Бусидо), ранее передававшиеся устно. Он похоронен в фамильном мавзолее Токугава на горе Коя-сан.

Миямо́то Муса́си (158413 июня 1645 гг.), также известен как Симмэн Такэдзо, Миямото Бэнносукэ, Симмэн Мусаси-но-Ками Фудзивара-но-Гэнсин, или под своим буддийским именем Нитэн Дораку — легендарный японский ронин, одним из самых известных фехтовальщиков в истории Японии. Современники дали ему прозвище Кэнсай («Святой Меч»). Мусаси стал знаменит благодаря выдающейся технике владения мечом, которую он с раннего детства оттачивал во множестве поединков, используя деревянный меч. Является основоположником самурайского искусства боя на двух мечах ниторю. За два года до смерти, удалившись в пещеру на горе Кимпо, где написал «Книгу пяти колец» о тактике, стратегии и философии военного дела.

Мятеж Тайра-но Масакадо или Смута годов Дзёхэй и Тэнгёпроизошло крупномасштабное выступление против центральной власти в середине периода Хэйан. Мятеж против власти тэнно подняли Тайра-но Масакадо и Фудзивара-но Сумитомо. Тайра-но Масакадо, закрепившись в области Канто, стал в 939 г. именовать себя «новым императором» (синно). Это уникальный случай в японской истории: ранее практически ни один из смутьянов и мятежников не претендовал на трон, а скорее позиционировал себя в качестве настоящего защитника интересов престола. Он учредил свой двор в местечке Исии провинции Симоса, самолично стал назначать чиновников и наместников провинций. Масакадо вступил в союз с Фудзиварой-но Сумитомо, который поднял мятеж на западе империи. Фудзивара-но Сумитомо, занимавший пост управителя провинции Иё на острове Сикоку, при поддержке пиратов Внутреннего Японского моря захватил резиденцию наместника на острове Кюсю (Дадзайфу). В 940 — 941 гг. мятеж Масакадо удалось подавить лояльным тэнно войскам во главе с Тайра-но Садамори и Фудзивара-но Хидэсато. Сумитомо был разгромлен Минамота-но Цунэтомо, основателем знаменитого клана. В японской историографии эти выступления рассматриваются как важное свидетельство роста могущества военных домов (букэ) и начала возвышения сословия буси (воинов). И мятежники, и их победители принадлежали к военным домам, Масакадо же иногда называют «первым самураем».

Нара или период На́ра (нара дзидай) — эпоха в истории Японии (710794 гг.). Началась с восстановления столицы государства в городе Хэйдзё-кё (Нара) и закончилось её переносом в город Хэйан-кё (Киото). Особенности эпохи — ускоренная китаизация японского общества, создание первых исторических хроник и расцвет культуры, в частности буддизма и поэзии. До VIII в. японцы именовали свою страну Ямато. Но в 702 г. впервые появляется топоним «Нихон» (Япония). В китайских источниках того времени сообщалось: «Япония — другое название Ямато. Эта страна находится там, где восходит солнце, и потому ей дали название Япония». Топоним же Ямато, если верить танским хроникам, японцам «не нравится».

Нингэн-сэнгэн — декларация японского императора о его человеческой, а не божественной, природе.

Ниндзя («скрывающийся; тот, кто прячется» или «синоби») — наёмные убийцы в средневековой Японии, то есть ниндзя — разведчик-диверсант, шпион, лазутчик. Это были отважные, тренированные люди, прошедшие ещё с детства подготовку в очень сложном искусстве ниндзюцу. Ниндзя должен был, прежде всего, добывать нужную информацию и уметь её доставить, владеть любым предметом как оружием (основа — обучение владению оружием и принцип его использования), обороняться от любого оружия (в том числе и голыми руками), внезапно появляться и незаметно скрываться, знать медицину, траволечение и иглоукалывание. Они могли долго находиться под водой, лазать по скалам, ориентироваться на местности, видеть в темноте, обладать тонким обонянием и многое другое. Политически ниндзя были вне системы феодальных отношений, они имели свою структуру. Более того — они были «хинин» — вне структуры общества, не имели своего места в нём, а могли занимать любое. Древние ниндзя были разбросаны по всей стране, но основное средоточие их — лесные окрестности Киото и горные районы Ига и Кога. Ниндзя выходят на историческую арену в X в., их расцвет приходится на 1460 – 1600 гг., эпоху воюющих провинций и объединения Японии; очень широко используются Токугава Иэясу при противостоянии с претендентом на пост военного правителя Тоётоми Хидэёри и его матерью Асаи Ёдогими. В 1603 г. первый сёгун Токугава, логично рассудив, что организация ниндзя может быть использована против него недовольными даймё, спровоцировал два крупнейших клана ниндзя, Кога и Ига, на противостояние. В результате к 1604 г. от общества ниндзя остались немногие — и те сумели остаться в живых, только присягнув на верность лично сёгуну. Поскольку ниндзя часто приходилось сталкиваться с необходимостью убивать, ими был разработан целый ряд оружейных средств и способов бесшумного и незаметного убийства.

Сякэнметательное оружие в виде металлической звезды с лезвиями или шипами вместо «лучей», которое наиболее часто ассоциируется с ниндзя. Также известен вариант названия «сюрикен» и разговорное «звёздочка».

Кусари-кама — это серп или коса с цепью на конце рукояти. Предположительно, искусство владения этим оружием (кусари-кама-дзюцу) появилась либо в XIV, либо в XVII вв. Возможно, применение серпа ниндзя было связано с необходимостью маскировки оружия под обыденный сельскохозяйственный инструмент. В средние века ниндзя широко применяли яды. Наиболее известным и описанным в литературе способом убийства при помощи яда является скатывание капель ядовитого вещества в рот или ухо жертвы по свешенному сверху шнурку или нити. Ниндзя разделяли яды на три категории: медленно действующие яды, или «гёку-ро», получаемые ниндзя из особого сорта зелёного чая; яды, действующие через небольшой промежуток времени (мышьяк, ликорис); яды, убивающие мгновенно, или «дзагараси-яку».

О́да Нобуна́га (Кицубоси – детское имя; Сабуро, Нобунага – взрослое имя; Тайган Сонги – посмертное имя; 23 июня 153421 июня 1582 гг.) — военно-политический лидер Японии периода Сэнгоку, один из наиболее выдающихся самураев в японской истории, посвятивших свою жизнь объединению страны. Ода Нобунага родился в семье небольшого военного предводителя из провинции Овари (сегодня префектура Айти). После смерти отца он начал войну с родственниками за наследство и в конце концов победил, став главой рода Ода. После объединения провинции Овари, Нобунага разбил в локальных войнах роды Имагава (1560 г.) и Сайто (1567 г.) и, получив поддержку сёгуна-беженца Асикаги Ёсиаки, завладел столицей Японии, городом Киото (1568 г.). Потом, из-за конфликта с сёгуном, был вынужден воевать против «антинобунагской коалиции», в состав которой входили роды Адзаи, Асакура, Такэда, а также буддийские монастыри Энряку-дзи и Исияма Хонган-дзи. Нобунаге удалось победить силы коалиции. До конца своей жизни Ода реализовывал план объединения Японии. Ему удалось подчинить все земли центральной Японии и провести в них ряд революционных реформ (ликвидация внутренних таможен, открытие рынков свободной торговли, составление кадастра земель). Однако завершить свои замыслы Нобунаге не удалось. В 1582 г. он погиб в храме Хонно-дзи от руки Акэти Мицухидэ. Нобунага признавал только свою власть и не считался ни с политическими (сёгун и император), ни с религиозными (буддийские общины) силами. Он проводил эффективную кадровую политику, как в армии, так и в экономике, не обращая внимания на социальное происхождение нанимаемых им профессионалов. Для воплощения своих планов Нобунага активно сотрудничал с португальскими торговцами и иезуитскими миссионерами. За это он получал скидки во время покупки европейского огнестрельного оружия, доход с восточноазиатской торговли и армию верных его слову японских христиан. За суровый нрав, а особенно за сожжение храма Энряку-дзи, который был одним из древнейших буддийских центров страны, его называли «Демон-повелитель Шестого Неба» (Дайроку Тэмма-о).

Онна-бугэйся — женщина, принадлежащая к сословию самураев обучившаяся навыкам владения оружием. Из оружия женщин учили пользоваться главным образом нагинатой (искусство нагинатадзюцу), а также копьём яри, цепями и веревками. Вместо катаны они имели танто. Также женщины с мастерством умели обращаться с коротким кинжалом (кайкэн), который, подобно вакидзаси воинов-мужчин, всегда находился при ней — в рукаве или за поясом. Кайкэн был необходим в совершении ритуального самоубийства (женский вариант этого действа носит название дзигай и был распространён так же широко, как и сэппуку у мужчин). Причем, женщины не вспарывали свой живот подобно мужчинам, а перерезали себе горло. Ещё одним строгим правилом ритуала было обязательное связывание собственных лодыжек, дабы и после смерти выглядеть пристойно. Когда возникала реальная угроза попасть в плен к врагу, они не только решительно принимали смерть от рук родственников мужского пола или их командиров, но и сами убивали мужчин, если по какой-то причине они не могли или не желали совершить ритуальный акт и не щадили в такой ситуации ни себя, ни своих детей. При необходимости самурайские женщины брали на себя обязанности по осуществлению мести, которая считалась единственно возможной реакцией на оскорбление или убийство господина. Знаменитые онна-бугэйся:
- Томоэ Годзэн (1157 – 1247 гг.), наложница главного героя «Хэйкэ Моногатари» Минамото-но Ёсинаки.
- Ходзё Масако (1156 — 1225 гг.), жена Минамото-но Ёритомо, после смерти мужа ушла в монастырь и стала известна как «сёгун-монахиня».
- Хангаку Годзэн – командовала 3000 воинами при обороне от 10000 армии клана Ходзё. Но оборона была провалена — Хангаку ранили стрелой и захватили в плен. Её отвезли в Камакуру, где она была представлена сёгуну Минамото и встретилась с Асари Ёсито, который влюбился в Хангаку и добился разрешения сёгуна на ней жениться.

Онна букэ — женщина из самурайского сословия (необязательно умеющая воевать, просто социальный статус).

Период Сэнгоку ((Сэнгоку Дзидай, «Эпоха воюющих провинций») – название содержит отсылку к периоду Воюющих царств в Китае) — период в японской истории со второй половины XV до начала XVII вв. Начался потерей сёгунами династии Асикага контроля над страной, что привело к децентрализации государственной власти («смута годов Онин» в 14671477 гг.) и завершился установлением сёгуната Токугава (1603 г.). Иногда концом этой эпохи считают изгнание последнего сёгуна из династии Асикага из Киото по повелению Ода Нобунага – 1573 г. Период правления Тоётоми Хидэёси уже нельзя считать частью эпохи сэнгоку (если можно, то с серьезными оговорками, так как он смог завершить объединение страны и стал верховным её правителем, в отличие от Ода Нобунага). Вместе с тем некоторые исследователи выделяют особый период японской истории — период Адзути-Момояма, совпадающий с периодом пребывания у власти Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси. Нет единой точки зрения и относительно датировок этой эпохи (вариант – 1573 – 1603 гг.).

Период Хэйан (хэйан-дзидай) — период в истории Японии с 794 по 1185 г. Слово «Хэйан» в переводе означает мир, спокойствие. Хэйан начинается с переноса имперской столицы из Нары в город Хэйан (хэйан-кё, современный Киото) и завершается морской битвой при Дан-но-ура, в которой дом Минамото разгромил дом Тайра.

Период Эдо (эдо-дзидай) — исторический период (16031868 гг.) Японии, время правления клана Токугава. Начался с назначения Токугава Иэясу сёгуном в 1603 г. Завершён снятием с себя полномочий сёгуном Токугава Ёсинобу в 1868 г.

Реставрация Кэмму (Кэмму но синсэй — «Новое правление лет Кэмму»; 13331336 гг.) — трёхлетний период абсолютистского правления императора Го-Дайго, который сопровождался реформами, призванными превратить Японию в централизованную монархию образца IXX вв. Закончился крахом реформ, восстанием самураев под руководством Асикага Такаудзи и расколом императорского дома на две династии. Он назван по девизу Императорского правления Кэмму. В японской историографии до 1945 г. именовался Возрождением Кэмму.

Реформы Тайка (тайка но кайсин, «обновление Тайка») — крупнейшие социально-политические преобразования в истории древней Японии, которые были проведены в VIIVIII вв. под руководством принца Нака-но Оэ и его подданного Накатоми-но Каматари. Названы по девизу императорского правления «Тайка» — «большие преобразования». Также эти реформы известны как «Реформы без происшествий». Целью реформ было построение в Японии централизованного монархического государства во главе с императором по образцу соседней китайской империи династии Тан. Толчком к реформам послужила ликвидация в 645 г. диктатуры аристократического рода Сога и прихода к власти оппозиции, выразителем которой стал император Котоку. В 646 г. он издал указы о замене частной собственности на землю и население государственной, о введении нового административного деления, о введении системы выдачи государственной земли для возделывания крестьянам, о введении новых унифицированных налогов и повинностей, внедрении системы семейных и налоговых реестров, а также общевойсковой повинности. В 701 г., с принятием кодекса «законов Тайхо», в Японии была введена чиновническая бюрократическая система восточноазиатского типа. Реформы превратили Японию в «правовое государство», усилили позиции императора и уменьшили роль родово-титулярной системы управления, способствовали появлению новой придворной аристократии и заложили основы средневековой японской государственности.

Ронин (буквально «блуждающие волны», «странник») — самурай, лишившийся господина — деклассированный самурай феодального периода истории Японии (11851868 гг.), потерявший покровительство своего сюзерена, либо не сумевший уберечь своего господина от смерти. Этимология термина ронин восходит к периодам Нара и Хэйан, когда он означал слуг, бежавших от своего господина. В редких случаях — странник, не имеющий хозяина (господина), свободный воин.

Сайгё — японский средневековый поэт и буддийский монах (1118 – 1190 гг.) из рода Сато, происходившего из северной ветви рода Фудзивара.

Сасаки Кодзиро (также известен как Ганрю Кодзиро, умер в 1612 г.) — самурай, живший в период Эдо, создатель стиля фехтования Ганрю, в честь которого получил своё прозвище, легендарный противник Миямото Мусаси, побеждённый и убитый им. Его любимым оружием был нодати (двуручный меч) «Сушильный Шест» длиной чуть больше 3 сяку (90 см), работы мастера Нагамицу из Бидзэна.

Сё́гун — в японской истории так назывались люди, которые реально (в отличие от императорского двора в Киото) управляли Японией большую часть времени с 1192 г. до периода Мэйдзи (конец XIX в.). Правительство сёгуна называлось бакуфу. Государственный строй, при котором верховная власть принадлежала сёгуну, обозначается как сёгунат (неяпонское слово). Слово «сёгун» — это заимствованное из китайского языка слово «цзянцзюнь». «Цзян» («сё») по-китайски означает «держать в руке», «руководить», а «цзюнь» («гун») — «войско», «армия». Таким образом, «сёгун» — это «полководец», «командующий». Согласно «Японской исторической энциклопедии» («Кокуси дайдзитэн»), понятие «сёгун» определяется как «полководец, по приказу императора становящийся во главе войска, которое подавляет какой-либо бунт или усмиряет варваров». Однако в более позднее время «сёгун» — это не просто титул полководца, временно поставленного во главе какой-либо армии, а сокращение от более пространного титула — сэйи-тайсёгун. Слово тайсёгун («главнокомандующий») первоначально означало полководца, командующего тремя армиями, каждая из которых управлялась простым сёгуном, но впоследствии стало обозначать любого командира, стоящего во главе самостоятельно действующей армии. В VIII в. появилось официальное звание сэйи-тайсёгун; оно присваивалось полководцу, которому поручалось возглавить поход против северо-восточных варваров. Впервые это звание было присвоено в 794 г. Отомо-но Отомаро. К началу X в. эдзо были сильно ослаблены и перестали угрожать государству; походы против них прекратились, и назначать сэйи-тайсёгунов перестали. В течение некоторого времени это звание было, как бы забыто, однако через некоторое время оно снова возникло, приобретя совершенно иной смысл. В XII в. Минамото Ёсинака добился того, что император пожаловал ему титул сэйи-тайсёгун. К тому времени это звание уже не имело никакого отношения к походам против эдзо. Ёсинака монополизировал право собирать войска и распоряжаться ими. Его двоюродный брат Минамото Ёритомо сумел собрать собственную, преданную ему армию, с помощью которой он уничтожил Ёсинака. После этого Ёритомо стал фактическим единоличным правителем всей страны. Однако ему также, чтобы не выглядеть самозванцем, необходима была санкция императора, поэтому Ёритомо потребовал и в 1192 г. получил звание сэйи-тайсёгун. С этого времени сэйи-тайсёгун (или просто сёгун) из временного военного звания превратилось в постоянный и притом передаваемый по наследству титул фактического военного правителя страны. Начиная с основания сёгуната в 1192 г. титул сэйи-тайсёгун был наследственно-родовым, хотя формально и жаловался всегда императором. Четкого порядка наследования титула не существовало — обычно сёгун назначал преемника из числа своих сыновей, если же их не было, то усыновлял одного из представителей других ветвей рода. В поздний период многие сёгуны начинали управлять страной, будучи детьми, их роль стала символической, схожей с ролью западно-европейских монархов. Принципиальным отличием сёгуна от императора было отсутствие сакральной составляющей, сёгун считался главой администрации и хранителем государства, но не воплощением богов на земле.

Сёгунат Камакура (Камакура бакуфу, 11921333 гг.) — первое всеяпонское самурайское правительство, основанное семьёй Минамото с центром в городе Камакура (современная префектура Канагава). Существовал 142 года — со времени назначения Минамото-но Ёритомо сёгуном (1192 г.) до уничтожения Камакуры войсками Нитты Ёсисады (1333 г.). За время существования сёгуната им правило 9 сёгунов.

Сёгунат Муромати (Киотский сёгунат) (муромати бакуфу; 1338 — 1573 гг.) — самурайское правительство во главе с сёгунами из рода Асикага. По имени этого рода он также известен как сёгунат Асикага (асикага бакуфу). Время правления сегунов Асикага называют периодом Муромати, по названию района Муромати в Киото, в котором располагалась правительственная резиденция.

Сёмё (буквально – «малое имя») – мелкопоместные феодалы.

Сёэн — крупные земельные вотчины.

Сиккэн («держатель власти») — регент (правящий от лица малолетнего сёгуна) при сёгунах Японии в период с 1199 по 1333 гг., в период Камакура, и фактический правитель Японии. Сиккэны принадлежали к клану Ходзё, который с 1199 г. захватил власть в стране. Первым сиккэном стал Ходзё Токимаса, тесть сёгуна Минамото Ёритомо. После смерти Минамото Ёритомо он узурпировал власть. В дальнейшем представители клана Ходзё являлись регентами при малолетних сёгунах или соправителями при взрослых. Когда малолетний сёгун подрастал, сиккэны часто смещали его и назначали следующего малолетнего правителя. В 1333 г. Асигака Такаудзи, представитель младшей ветви рода Минамото, перешёл на сторону императора и захватил столицу страны — Камакуру и Камакурский сёгунат прекратил своё существование. В дальнейшей борьбе между императором и кланами Асикага Такаудзи одержал победу, и в 1335 г. был провозглашён сёгуном, открыв эпоху Муромати. Последний обладатель титула сиккэна — Тоётоми Хидэёси.

Система рицурё (рицурё:-сэй, «система уголовного и гражданского права» или «правовая система») — политико-правовая и социально-экономическая система централизованного древнего японского государства VIIXI вв., которая базировалась на уголовном (рицу) и гражданском (рё) праве, определённом древнеяпонскими кодексами Тайхо, Ёро и другими законодательными и подзаконными актами. Была заимствована из систем соседних китайских империй Суй и Тан и внедрена в ходе реформ Тайка. Система рицурё предусматривала наличие центрального управленческого аппарата государства, в основе которого было два управления (никан) и восемь министерств (хассё), а также существование чёткого административно-территориального деления страны на провинции (куни), уезды (ко:ри) и сёла (сато). Система рицурё пришла в упадок в IXX вв. в связи с кризисом государственной экономики и неконтролируемым развитием частного аристократического и храмового землевладения — сёэнов. Японию времён эффективного существования системы рицурё называют «государством права» или «правовым государством» (рицурё: кокка).

Смута Хогэн (Хо: гэн но ран) — гражданская война в 1156 г. в Японии, в период Хэйан. Во время смуты Хогэн решался вопрос о престолонаследии в Японии, а также о контроле над ним в качестве регентов рода Фудзивара. В результате этой смуты власть над императорским домом перешла в руки самурайских кланов и впервые в японской истории правительство страны возглавил выходец из самурайского рода. После того, как умер император Тоба, между его сыновьями, правящим императором Го-Сиракавой и его отрёкшимся от власти предшественником, императором Сутоку, разгорелся спор о престолонаследии в стране и о продолжении введённой их отцом системы правления инсэй, при которой фактическим правителем Японии оставался отрекшийся формально от власти и ушедший в монастырь император. Фудзивара-но Тадамити, старший сын регента империи Фудзивары-но Тададзанэ, принял сторону императора Го-Сиракавы, в то время как его младший брат Фудзивара-но Ёринага выступил за Сутоку. Обе партии искали поддержки у влиятельнейших родов Минамото и Тайра. Глава клана Минамото, Минамото-но Тамэёси, и Тайра-но Тадамаса встали на сторону Сутоку и Ёринаги. Глава же клана Тайра,
Тайра-но Киёмори, и Минамото-но Ёсимото, старший сын Тамэёси, выступили за Го-Сиракаву и Тадамити.

Смута Хэйдзи (Heiji no Ran) также Мятеж Хэйдзи — неудачный мятеж Фудзивара-но Нобуёри и клана Минамото с целью отстранения от власти сёнагона Синдзэя и клана Тайра, произошедший в Японии (в основном в Киото) в январе-феврале 1160 г. Мятеж был подавлен войсками Тайра, после чего многие сторонники Минамото были убиты или сосланы, а в Японии установилась практически единоличная власть Тайра-но Киёмори.

Сохэй – монахи-воины.

Сумотори – профессиональный борец сумо.

Сэппука – ритуальное самоубийство самурая.

Сэссё или сэссэй («берущий управление»)императорский регент в Японии. Он назначался в случае несовершеннолетия правящего императора или занятия престола императрицей. Традиционно избирался из членов императорской семьи, но с IX в. стал назначаться из членов аристократического рода Фудзивара. Согласно японским письменным источникам «Нихон сёки» VIII в., первым регентом сэссё была полулегендарная японская императрица Дзингу (170269 гг.). Однако факт использования ею этого титула и должности не подтверждён документами её эпохи. Соответственно, первым историческим регентом сэссё считается принц Сётоку. Он был назначен на эту должность указом императрицы Суйко в 593 г. Традиционно регенты сэссё назначались из членов императорской семьи. Однако в 866 г. эту должность занял Фудзивара-но Ёсифуса, глава рода Фудзивара, который не имел кровных связей с императорским домом.

Таби — плотные белоснежные носки с отделенным большим пальцем.

Тайра (известен также под названием Хэйси, клан Тайра или Хэйкэ, семья Тайра) — один из могущественных японских родов, игравший выдающуюся роль в истории Японии во второй половине XI и в течение XII столетия. Сильным соперником Тайра был род Минамото, с которым ему приходилось вести упорную борьбу из-за влияния на государственные дела и который, в конце концов, одержал над ним решительный перевес в 1185 г. в бухте Данноура. Тайра были одним из четырёх кланов, игравших наибольшую роль в Японии в эпоху Хэйан (794 — 1185 гг.) — остальные три были Фудзивара, Татибана и Минамото.

Тайра-но Киёмори (11181181 гг.) — японский политический деятель и полководец конца эпохи Хэйан. Сын Тайра-но Тадамори. С 1153 — глава клана Тайра. Тайра-но Киёмори является одним из главных персонажей «Повести о доме Тайра» («Хэйкэ-моногатари»). Талантливый, харизматичный лидер, и одновременно — самодур, жестокий и несправедливый. Легенда гласит, что предсмертная лихорадка Киёмори была настолько сильна, что любой, кто оказывался рядом с ним, сгорал дотла, в результате его труп был оставлен остывать на несколько часов, прежде чем с ним были совершены необходимые обряды. Также, согласно легенде, отцом Киёмори был император Сиракава.

Такэда Сингэн (Такеда Шинген) (1 декабря 152113 мая 1573 гг.)даймё и полководец Японии периода Сэнгоку (1467 — 1568 гг.). Представитель рода Такэда. Был старшим сыном Такэды Нобуторы, полководца и правителя горной провинции Каи (ныне префектура Яманаси). При рождении получил имя Кацутиё («победа навсегда»), но в 1536 г. сменил его на Харунобу. Харунобу вслед за отцом продолжил завоевательные походы в Синано. После того как он разгромил в 1553 г. одного из последних непокорных ему могущественных лордов провинции Синано Мураками Ёсикиё, ему удалось поставить под свой контроль почти всю провинцию Синано. Мураками Ёсикиё бежал из родового замка и вынужден был просить помощи у ближайшего соседа, которым был блистательный полководец, даймё провинции Этиго Нагао Кагэтора, вошедший в историю под именем Уэсуги Кэнсин. Так началась прославленная в военной истории серия войн между Кэнсином и Сингэном. Когда Сингэн не был занят войной с Уэсуги, он эффективно управлял своими владениями. Сингэн был талантливым администратором и успешно вводил новшества в управлении своими землями. От его имени в 1547 г. в княжестве был принят законодательный свод «Косю хатто-но сидай». В 1569 г. Сингэн при посредничестве сёгуна Асикаги Ёсиаки и Оды Нобунаги смог заключить мир с Уэсуги Кэнсином. В битве при Микатагахаре (1573 г.) 27-тысячная армия Такэды нанесла сокрушительное поражение 11-тысячному войску Токугавы (в его рядах было три тысячи воинов Нобунаги). К 1573 г. Харунобу превратился в одного из самых могущественных японских даймё. Однако планам Такэды, готовившегося выполнить приказ сёгуна и усмирить Нобунагу, не суждено было сбыться. Сингэн неожиданно умер 13 мая 1573 г.

Тоёто́ми Хидэёси (2 февраля 1536 или 26 марта 153718 сентября 1598 гг.)японский военный и политический деятель, объединитель Японии. Он родился в крестьянской семье Яэмона в деревне Накамура в провинции Овари (ныне префектура Айти). В молодые годы, желая стать самураем, Хидэёси нанимался на службу к нескольким военачальникам, пока окончательно не присоединился к — Оде Нобунаге (1554 г.). Последний возвысил Хидэёси за его блестящий ум. Среди подвигов, которые сделали бывшего крестьянского сына популярным в среде солдат, называют форсированное («за одну ночь») строительство замка Суномата (1566 г.), прикрытие тылов в битве при Канагасаки (1570 г.), «водный штурм» замка Такамацу (1582 г.). В 1583 г., после гибели Оды Нобунаги в храме Хоннодзи от рук мятежника Акэти Мицухидэ, Хидэёси фактически узурпировал всю полноту власти. Получив от императора должность регента-кампаку (1585 г.) и «великого министра» (дайдзёдайдзин, 1586 г.), а также фамилию аристократического рода Тоётоми, он объединил раздробленные «государства» Японии под своим началом (1591 г.). Хидэёси составил общеяпонский земельный кадастр, который стал основанием для налогообложения населения на протяжении следующих трёх столетий, а также провёл изъятие всего имеющегося у крестьян и мещан оружия, разделив японское общество на администраторов из среды военнослужащих и гражданских подчинённых. Последнее десятилетие его правления ознаменовалось запретом христианства в Японии (1587 г.) и агрессией против Кореи и Китая (15921598 гг.). Тоётоми Хидэёси умер в 1598 г., оставив малолетнего сына Хидэёри.

Токугава Хидэтада (30 июля 157914 марта 1632 г.) — второй сёгун Японии из династии Токугава. Правил в период с 1605 по 1623 гг. Токугава Хидэтада был третьим сыном основателя династии сёгунов Токугава, Токугавы Иэясу. Хотя отец и передал ему в 1605 г. сёгунат, однако не выпускал из своих рук реальную власть вплоть до самой смерти. Токугава Хидэтада был известен как реформатор и законовед, издавший в 1615 г. своды законов, регулировавших поведение и права самураевбукэ сёхатто, и образование Императорской судебной палаты — кугэ-сёхатто. В 1623 г. Хидэтада уходит с поста сёгуна, передав его своему сыну, Токугаве Иэмицу, однако фактически оставался правителем до своей смерти в 1632 г.

Три высших органа государственной власти периода Нара руководившие тэнно:

Дадзёкан, во главе с дадзё дайдзин (великим министром). У этого органа не было аналога в танском Китае, в период Нара он обладал огромными полномочиями. Внутри дадзёкана действовал гисэйкан (высший политический совет), куда входили наиболее именитые аристократические роды центральной части Японии.

Дзингикан (палата небесных и земных божеств) ведала общегосударственными религиозными церемониями. Фактически её возглавлял сам тэнно как первосвященник синто.

Дандзётай (ведомство инспекций цензоров) контролировало исполнение законов в столице и провинциях.

Тэнно (японское, буквально – Небесный государь) – титул японского императора; в литературе, особенно вне Японии.

Удзи – вожди местных кланов в древней Японии.

Уэсуги Кэнсин (Уесуги Кеншин) (18 февраля 153019 апреля 1578)даймё, правивший провинцией Этиго, один из наиболее могущественных полководцев периода Сэнгоку в истории Японии. Легендарным стало противостояние Уэсуги Кэнсина с Такэдой Сингэном, которое является популярной темой в японском искусстве. Многие последователи Кэнсина верили в то, что он является воплощением бога Бисямонтэна, и называли его богом войны.

Фудзивара – клан Фудзивара (Фудзивара си) – могущественное семейство регентов в Японии периода Хэйан. Основателем клана, был Накатоми-но Камако, происходивший из клана синтоистских жрецов, но впоследствии принявший буддизм. В 645 г. он организовал заговор против Сога-но Ирука, всесильного правителя — ооми — полностью подчинившего себе императорский дом. В заговор был вовлечен принц Нака-но Оэ (или Наканооэ), сын покойного императора Дзёмэй и правящей императрицы Когёку, которой удалось занять трон вопреки стремлению Ируки посадить на него другого сына императора, своего двоюродного брата. После успешного переворота императором стал старший брат Нака-но Оэ, а сам он стал наследным принцем (ему было только 20 лет). Была изменена структура государственного управления. Титул ооми был упразднен, вторым лицом в государстве стал наследный принц, а третьим — утицуоми, советник императора и наследного принца. Им стал Камако, который вместе с титулом получил и новое имя — Фудзивара-но Каматари. Фудзивара по-японски — «Поле глициний». Период после переворота и восхождения на престол Наканооэ под именем император Тэндзи в 662 г. ознаменован был рядом крупных политических реформ, получивших название «реформы Тайка». Тайка (большие перемены) — девиз правления императора, также впервые введенный в обиход по китайскому образцу. Фудзивара доминировали в японской политике в течение всего периода Хэйан.

Фудзивара-но Каматари (614669 гг.) — политический деятель периода Асука, яматосский придворный, аристократ. Происходил из рода Накатоми. Патриарх рода Фудзивара. Известен под именами Накатоми-но Каматари и Накатоми-но Камако.

Фудзивара Таканобу — японский средневековый художник (1142 — 1205 гг.).

Фудзивара Тосинари — японский средневековый поэт (1114 — 1204 гг.), основоположник учения югэн.

Фудзивара-но Тэйка — японский средневековый поэт (1162 — 1241 гг.), сын Фудзивары Тосинари, известный также как Советник Садаиэ или Фудзивара Садаиэ.

Харакири или сэппуку (буквально «вспарывание живота») — ритуальное самоубийство методом вспарывания живота, принятое среди самурайского сословия средневековой Японии. Принятая в среде самураев, эта форма самоубийства совершалась либо по приговору как наказание, либо добровольно (в тех случаях, когда была затронута честь воина, в знак верности своему даймё). Совершая сэппуку, самураи демонстрировали своё мужество перед лицом боли и смерти и чистоту своих помыслов перед богами и людьми. В случае, когда сэппуку должны были совершить лица, которым не доверяли, или которые были слишком опасны, или не хотели совершать самоубийство, ритуальный кинжал (кусунгобу) заменялся на веер, и таким образом сэппуку сводилась к обезглавливанию. «Сэппуку» и «харакири» пишутся одними и теми же двумя иероглифами. Специалисты часто указывают, что «харакири» несёт некоторый бытовой и уничижительный оттенок: если «сэппуку» подразумевает совершённое по всем правилам ритуальное самоубийство, то «харакири» переводится скорее как «вспороть себе живот мечом». В древности сэппуку не было распространено в Японии; чаще встречались другие способы самоубийства — самосожжение и повешение. Первое сэпукку было совершено даймё из рода Минамото в войне между Минамото и Тайра, в 1156 г., при Хэгэн. Минамото-но Тамэтомо, побеждённый в этой войне, разрезал себе живот, чтобы избежать позора плена. Впоследствии, когда сэппуку распространилось и стало применяться в качестве привилегированной смертной казни, для него был выработан особый сложный ритуал, один из важных моментов которого состоял в том, что помощник (кайсяку) невольного самоубийцы, обычно его лучший друг, одним взмахом меча отрубал ему в нужный момент голову, так что сэппуку по смыслу сводилось к ритуальному обезглавливанию. После реставрации Мэйдзи с началом организации государственного строя по европейскому образцу сэппуку в конце концов было отменено, а вместе с тем и частное его применение стало выводиться, но не исчезло.

Хатамото («те, кто под знаменем») – самураи среднего сословия.

Химико (173? — 248? гг.) — правительница одного из первых японских раннегосударственных образований — страны Яматай периода Яёй. Другое прочтение ее имени — Пимику или Бимиху. Единственные достоверные письменные упоминания о Химико — строки китайского исторического произведения «Записи трёх царств», а именно «Раздел о восточных варварах» в «Записях Вэй».

Хинин (от японского — «не люди») – бродячие артисты, знахари, бродяги и нищие.

Хитокири — самурай с сомнительной репутацией, «прославишийся» большим количеством зарубленных за неуважение простолюдинов.

Ходзё или род Ходзёсамурайский род, находившийся у власти в феодальной Японии в XIIIXIV вв. Роду Ходзё принадлежало поместье в провинции Идзу. В ХII cтолетии семья Ходзё расширила свои владения в районе Канто и превратила местных самураев в своих вассалов. Ходзё Токимаса (11381215 гг.), породнившись с семьёй Минамото но Ёритомо, помог ему основать Камакурский сёгунат. 16 регентов (сиккэнов) Ходзё более столетия (12031333 гг.) были фактическими правителями Японии при династии сёгунов Минамото и губернаторами Киото. С середины XIII в. власть рода Ходзё стала ослабевать. Тяжёлые последствия для них имели походы монголов Хубилая на Японию в 1274 и 1281 гг. В 1333 г. войска Асикаги Такаудзи и Нитты Ёсисады уничтожили сёгунат Минамото и власть Ходзё. Последний регент Ходзё Такатоки (1303 — 1333 гг.), следуя кодексу самурая, покончил жизнь самоубийством.

Эта (от японского — «много грязи») — наследственно отверженные люди, занимавшиеся «нечистым» трудом: чисткой выгребных ям, убоем скота, выделкой шкур, погребением трупов.

Яматай или Страна Яматай (яматай коку) — японское раннегосударственное образование периода Яёй, которое упоминается в китайской исторической хронике СаньгочжиЗаписи о Трёх государствах»). Согласно этому источнику страной Нюй-ван-го (с резиденцией в Яматай (Ематай) руководила женщина-правитель (на китайском нюй-ван) Химико, в царствование которой велись постоянные войны за должность главы государства – верховной жрицы. После смерти Химико, Яматай опять захлестнули междоусобица, которая закончилась избранием новой верховной жрицы-правительницы Тоё.

Ямабуси («горный смиренник») — наименование горных отшельников в Древней Японии, в основном представителей буддийских школ сингон и тэндай, сформировавших свободное сообщество и изначально слабо связанных с буддийскими святилищами и монастырями. Изначально ямабуси представляли собой ямахоси (горные монахи») — отшельников, «святых старцев», живших небольшими группами или в одиночестве и посвятивших себя сюгэндо — поиску мистических и духовных возможностей, достигаемых через аскетизм. Такие аскеты были известны в Японии под разными именами: кэндзя («мудрец»), сюгэндзя («горный отшельник»). Они славились своими магическими умениями, почитались как лекари и медиумы. Однако в своих горных убежищах монахи-ямабуси занимались не только созерцанием. Они также изучали ряд боевых искусств, что изначально было вызвано необходимостью защиты от горных разбойников. Впоследствии ямабуси применяли своё мастерство, участвуя в битвах даймё. Всё это принесло ямабуси славу великолепных воинов. В период Нанбоку-тё ямабуси начали организовываться в особые отряды. Они помогали императору Го Дайго в его попытках свергнуть правление сёгуната Камакура, показав при этом боевую выучку, способную противостоять профессиональной армии самураев. В период Сэнгоку ямабуси присутствовали среди советников при дворах и армиях практически всех владетельных японских правителей. Некоторые из них присоединились к Такэде Сингэну, чтобы помочь Оде Нобунага в борьбе против Уэсуга Кэнсин в 1568 г., а другие, включая настоятеля Сэссаи Тёро, были советниками при дворе Токугава Иэясу. Многие сражались против Нобунага, который, разбив ямабуси, положил конец временам монахов-воинов. Ямабуси великолепно владели луком и мечами, отдавая, однако, предпочтение нагината. Считается также, что ямабуси практиковали ниндзюцу, и вообще имели довольно тесные отношения с ниндзя, которых даже нанимали для выполнения особых поручений.

Ямато («великая гармония, мир») — историческое государственное образование в Японии, которое возникло в районе Ямато (современная префектура Нара) региона Кинки в III — IV вв. Существовало в течение одноимённого периода Ямато до VIII в., пока не было переименовано в 670 г. в Ниппон «Японию». Вопрос происхождения государства Ямато весьма сложен, поскольку нет исторических письменных источников, которые засвидетельствовали бы его появление. О возникновении Ямато рассказывается в японских источниках начала VIII в. Многие предположения исследователей основываются на работах археологов. Ряд исследователей старается связать становление государства Ямато с раннегосударственным образованием Яматай и его правительницей Химико, однако у этой гипотезы недостаточно аргументов. Существуют разные предположения насчёт значения слова «Ямато». Древние японцы не имели письменности до принятия китайской иероглифики, поэтому не смогли оставить потомкам объяснения названия их страны. С принятием иероглифов «Ямато» записывали знаком («карлик»), которым китайцы пренебрежительно обозначали жителей Японского архипелага, но с V — VI вв. такое написание было заменено на более изысканное «великая гармония». Наконец в 670 г. официальное название государства и династии Ямато было изменено на «Ниппон» («основа солнца»). Несмотря на переименование, слово «Ямато» не вышло из обихода. Оно продолжало использоваться в средневековье и в новое время для обозначения «Японии». И стало поэтическим названием страны, наподобие названия «Русь» в России.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх