(ТЕОРИЯ) Экспедиция Георгия Брусилова

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
1703424907127.png
В 1912 г. в арктические широты одна за другой отправилось сразу три полярных экспедиции – геолога Русанова на Шпицберген, старшего лейтенанта Адмиралтейства Седова на Северный полюс и лейтенанта Брусилова в Тихий океан через Северный морской путь. Все три экспедиции закончились трагично. «Геркулес» Русанова пропал бесследно, «Святой Великомученик Фока» Седова чудом вернулся спустя два года после отплытия без капитана, погибшего на Земле Франца-Иосифа. А из экипажа «Святой Анны» живыми вернулось всего два человека. Один из них – штурман Альбанов впоследствии опубликовал свой дневник, из которого мы и знаем, как проходила полярная экспедиция Брусилова. Книга вышла под названием «На юг, к Земле Франца-Иосифа!» и моментально стала настольной для нескольких поколений мальчишек, грезивших подвигами и приключениями.
1703424952915.png
Экспедиция 1912 – 1914 гг., была предпринятая Георгием Львовичем Брусиловым на паровой шхуне «Святая Анна» с целью впервые в истории пройти Северным морским путём. Брусилов смог получить финансирование у своих родственников. Рассчитываться предполагалось пушниной, которую добывали бы по дороге. При этом целью экспедиции ставил прославление императорского дома Романовых, трехсотлетие которого должно было наступить в 1913 г. Планом предполагалось, что экспедиция пройдет в Тихий океан по Северному морскому пути под российским флагом и после зимовки вернется обратно.
Средства на покупку корабля выделила Анна Николаевна Брусилова, жена богатого московского землевладельца, дяди Георгия Брусилова. Паровая шхуна «Бленкатра» была приобретена в Великобритании за 90000 рублей и в честь основного инвестора экспедиции была переименована в «Святую Анну». В путь она отправилась 28 июля 1912 г. из Санкт-Петербурга. Первоначально «Святая Анна» взяла курс на Александровск-на-Мурмане (ныне город Полярный Мурманской области), там на борт должна была сесть часть команды – судовой врач, второй штурман, помощник капитана и несколько матросов. Однако никто из них на судно не явился и за считанные дни до начала экспедиции команда оказалась недоукомплектованной.
1703424992593.png
Шхуна «Святая Анна»
Единственным штурманом остался Валерий Альбанов, имевший небольшой опыт лоцмейстерского плавания, а на роль судового врача попросилась Ерминия Жданко, племянница начальника главного гидрографического управления флота, которая находилась на судне в качестве полярного туриста. Она должна была сойти в Александровске, но уговорив Брусилова, отправилась с ними в составе экспедиции. В окончательном экипаже из 24 человек было всего 7 профессиональных моряков, включая капитана и штурмана. 10 сентября 1912 г. шхуна вышла из Александровска-на-Муроме и взяла курс на восток.
Но уже в октябре, на середине из Карского моря, у берегов Ямала, «Святая Анна» оказалась зажата льдами (на 83-й параллели) и вместо продвижения на восток начался вынужденный дрейф на север – в сторону Земли Франца-Иосифа и Северного полюса. По иронии судьбы именно сюда рвался Георгий Седов на «Святом Фоке», а Брусилов дрейфовал в этом направлении сам того, не желая и не в силах ничего предпринять.
К лету 1913 г. «Святую Анну» вынесло к северу от Новой Земли. Использовать короткое полярное лето для того, чтобы вырваться из ледового плена не получилось – шхуна по-прежнему оставалась зажата арктическим льдом. Попытки пропилить в ледяном поле канал до ближайшей открытой воды тоже не увенчались успехом и команде пришлось готовиться ко второй зимовке.
В это время Брусилов сильно простудился. И пока его выхаживала Ерминия Жданко, руководство экспедицией взял на себя Валериан Альбанов. А потом капитан выздоровел и на корабле возникла угроза двоевластия.
1703425038705.png
Валериан Альбанов, штурман «Святой Анны»
Кроме того, что Альбанов был отстранен от руководства, он еще был и не согласен с твердым намерением капитана продолжить экспедицию. Две зимовки, по мнению Альбанова, было уже слишком. На то, что к лету 1914 г. шхуна может освободиться от полярных льдов, не было никаких шансов. А третью подряд зиму не перенес бы ни корабль, ни экипаж. Брусилов же твердо стоял на своем, продолжение экспедиции было для него делом чести.
Конфликт нарастал, и в апреле 1914 г. штурман Альбанов решает покинуть корабль и пробовать пешком добраться до Большой земли, чтобы попросить о помощи. С ним отправилось 12 человек команды (выжили только двое из них).
Главная трудность пешей экспедиции Альбанова заключалась в том, что для ее проведения на «Святой Анне» не было ни необходимого снаряжения, ни карт. Байдарки и сани сделали из подручного материала, а в качестве карты Альбанов использовал книгу Нансена, которая оказалась в судовой библиотеке, с нарисованной картой Земли Франца-Иосифа в качестве иллюстрации. По ней он решил двигаться к мысу Флора, где, как он знал, оставались постройки экспедиции Джексона, и где были запасы продовольствия.
Путь до архипелага занял два с половиной месяца и когда группа добралась до берегов и увидела открытую воду, выяснилось, что байдарок на всех не хватит. Группа разделилась – одна партия пошла на лыжах по берегу, а вторая, в которой был сам Альбанов, на байдарках по воде вдоль береговой линии. Местом встречи был назначен мыс Грант. Но в назначенное время пешая группа к мысу не вышла, а из двух байдарок, одну унесло в море вместе с двумя матросами, и она так и не смогла вернуться обратно. Получилось так, что до базы Джексона смогли добраться только два человека – штурман Альбанов и матрос Конрад.
В июле (20 июля) 1914 г. двоих выживших со шхуны «Святая Анна» подобрал «Святой Фока» – корабль экспедиции Седова. Сам Седов погиб, не добравшись до Северного полюса. А его корабль, изрядно потрепанный, пытался вернуться назад уже без своего командира.
1703425082905.png
Дрейф шхуны «Святая Анна»
Судьба же «Святой Анны» до сих пор неизвестна. Без сомнения она продолжила свой дрейф, только что потом стало с экипажем и кораблем, и по сей день окутано мраком. В 1914 г. ее искали, была снаряжена специальная поисковая экспедиция, но никаких следов шхуны не нашли. Историки предполагают, что команда погибла от голода или цинги, а само судно вынесло дрейфующими льдами в район Шпицбергена, но куда оно делось потом – неизвестно.
Загадка исчезновения команды Брусилова не даёт покоя исследователям до настоящего времени.
Также стоит добавить, что руководитель похода стал прототипом капитана Татаринова из романа Вениамина Каверина «Два капитана».
В 1930-е гг. поиски «Святой Анны» возобновили. Толчком к ним послужил рассказ полярного летчика по фамилии Аккуратов. Он рассказал, что на самом северном острове Земли Франца-Иосифа – острове Рудольфа, он видел в разрывах тумана очертания вмерзшего в лед судна. Но последующие полеты к этому месту результатов не дали. Да и обнаружить что-либо с самолета в тех местах достаточно сложно – в воздухе плотно и прочно стоит арктический туман.
Спасенный Альбановым судовой журнал и результаты исследований, проведенных во время вынужденного дрейфа, рассказали ученым о северо-западной части Карского моря, где до этого не ходило ни одно судно. Проводившиеся измерения глубин дали представления о рельефе дна, а догадки штурмана во время пешего похода по дрейфующим льдам открыли нам постоянное Восточно-Шпицбергенское течение поверхностных вод от берегов Земли Франца-Иосифа к Шпицбергену.
Уже в XXI в. были предприняты 2 попытки поиска экспедиции Брусилова. В ходе одной из них на Земле Франца-Иосифа были обнаружены вещи и останки, предположительно принадлежащие пропавшей береговой группе из отряда штурмана Альбанова. Следы самой шхуны обнаружены не были. Северо-западная оконечность архипелага, в район которой предположительно дрейфовал корабль Брусилова, и по сей день является самым труднодоступным и малоизученным участком Арктики. Так что возможно разгадка трагичной гибели экспедиции Георгия Брусилова еще впереди.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх