(ТЕОРИЯ) Что Гитлер планировал сделать с Прибалтикой и что из этого вышло?

Вадим Маркарьян

Модератор
Команда форума
План войны с СССР получил наименование «Директива № 21. План «Барбаросса»». Планировалось в кратчайшие сроки разгромить противостоящие силы, захватить европейскую часть СССР. Группа армий «Центр» должна была взять Москву до наступления зимы. Прибалтика стала одной из первых территорий СССР, куда пришла война. Страны Прибалтики играли в планах Гитлера заметную роль. Контроль над регионом позволил немецкому флоту установить контроль над большей частью Балтийского моря. Прибалтика стала крупной базой снабжения Германии. Отсюда в Рейх поступали большие объемы продовольствия и нефтепродуктов.
К концу лета 1941 г. Вермахт почти полностью оккупировал территории сразу трех новых советских прибалтийских республик – Литвы, Латвии и Эстонии. В течение месяца немецким войскам удалось захватить всю Прибалтику. 24 июля был оккупирован Вильнюс, 1 июля — Рига, 28 августа — Таллин.
Но что фюрер в случае своей окончательной победы на восточном фронте планировал сделать с Прибалтикой и ее народами?
Территория этих народов должна была войти в состав Рейхскомиссариата Остланд (ни о какой-либо независимости или автономии латышей, литовцев или эстонцев речь не шла), куда также попадала Белоруссия, часть восточной Польши, некоторые приграничные территории РСФСР. Общее руководство брал на себя Рейхскомиссар Генрих Лозе.
Каждая из республик Прибалтики становилась Генеральным округом (General Bezirk) под управлением отдельной немецкой администрации. Абсолютно все города, села, реки, горы получали немецкие названия. Местные языки выводились из официального употребления.
«Мы в высшей степени заинтересованы в том, чтобы ни в коем случае не объединять народы восточных областей, а наоборот дробить их на возможно более мелкие ветви и группы. Что же касается отдельных народностей, то мы не намерены стремиться к их сплочению и численному росту, а тем более к постепенному привитию им национального сознания и национальной культуры» (Генрих Гиммлер).
Предполагалось, что эстонцы, латыши и литовцы могут пригодиться при колонизации захваченных территорий, поскольку «усвоили по меньшей мере основные понятия европейской культуры». Впрочем, это относилось не ко всем. 100 % евреев планировалось убить, аналогичная судьба должна была постичь 40-50 % поляков.
«Долгосрочный план онемечивания «Остланда» не должен вести к общему повышению жизненного уровня всего живущего там населения. Привилегиями в этом отношении могут пользоваться только живущие и поселяющиеся там немцы, а также онемечивающиеся элементы ... Необходимо сделать все для того, чтобы производить там как можно больше сельскохозяйственной продукции и поставлять ее в войска и в рейх ... Новое будет заключаться только в том, что жизненный уровень местного населения должен быть максимально низким» (Меморандум совещания Германа Геринга, 8 ноября 1941 г.).
1660117737482.png
Рейхскомиссариат Остланд

Литва

1660117790105.png
Вермахт в Литве
Так, Литва становилась Генеральным округом Литва с центром в Каунасе (Кауэне). Власть здесь получал генеральный комиссар Теодор Адриан фон Рентельн.
Править в Литве немцы рассчитывали в опоре на так называемый Национальный литовский доверительный совет генерала Кубилюнаса и литовскую Ассоциацию железных волков. Предполагалось окончательное решение в Литве еврейского и славянского вопроса.
Такая же незавидная участь ждала и большинство литовцев - их Гитлер не считал недостаточно арийской, смешавшейся со славянами нацией. И планировал после победы депортировать на восток. Естественно, готовились и широкая немецкая колонизация Литвы.

Латвия
1660117850094.png
Немцы в Риге
Латвия превращалась в генеральный округ Леттланд (Lettland), с центром в Риге. Руководство получал генеральный комиссар Отто-Генрих Дрехслер. Править немцы рассчитывали при поддержке Латышского легиона SS. Еврейский и славянский вопрос в Латвии полностью решался.
Самих же латышей Гитлер считал наполовину арийцами. Потому половина «наиболее достойных» латышей подлежала германизации. А вторая половина – депортации на восток. В Леттланд также должны были вернуться и остзейские немцы, которые до начала войны были выселены местными властями в Германию.

Эстония
1660117897665.png
Немцы в Таллине. 1941 г.
Здесь создавался Генеральный округ Эстланд (Estland). Столица его располагалась в Ревеле (название Таллина). Генеральным комиссаром назначался Карл Зигмунд Лицман.
Управлять Эстонией немцы хотели при поддержке националистических вооружённых эстонских формирований Омакайтсе, на базе которых позже была создана эстонская дивизия SS. Предполагалось возвращение сюда прежде выселенного немецкого остзейского населения.
Евреям и славянам в немецком Эстланде места не было. А вот самих эстонцев Гитлер считал наиболее арийским этносом Прибалтики. И посему требовал их полной германизации.
В общем, Прибалтика должна была стать обычной немецкой провинцией – как Восточная Пруссия, с почти полностью германизированным населением.
«... Латыши, литовцы и эстонцы — это низшие расы, в связи с этим обстоятельством необходимо обозначить степень отношения к этим народам» (Генрих Гиммлер).
Именно Прибалтика стала местом, где фашисты наиболее активно решали «еврейский вопрос». Представителей этой национальности уничтожали не только карательные части немцев, но и добровольцы из числа местных жителей.
Балтийские охранные батальоны были созданы зимой 1941 – 1942 гг. Предполагалось разместить их в тылу, а немецкие подразделения отправить на фронт. Позже планы частично изменились — с 1942 г. эстонские батальоны отправились воевать с Красной Армией. Охранные батальоны получали немецкое обмундирование и армейское вооружение, проходили военную подготовку под руководством немецких офицеров и затем выполняли боевые задачи — от охраны объектов до проведения карательных экспедиций в партизанских районах. В Литве был сформирован 21 полицейский батальон (численностью до 350400 человек). Все батальоны находились в ведении войск СС. Части из добровольцев активно привлекались к уничтожению еврейского населения, причем не только в Прибалтике, но и в Белоруссии, Польше, Украине, а также прилегающих областях России.
Во время боёв за освобождение Таллинна в сентябре 1944 г. противником 8-го Эстонского стрелкового корпуса на фронте была Эстонская дивизия СС. В декабре 1944 г. на Курляндском фронте противником 130-го Латышского стрелкового корпуса была 19-я латышская дивизия СС.
Вот заметки очевидца. Рига, 1943 г. Под эсэсовскими знаменами – латышские парни. Они присягают на верность Гитлеру … текст присяги которую произносили латышские эсэсовцы, заканчивался словами: «… Я присягаю перед Богом этой святой клятвой, что в борьбе против большевизма буду беспрекословно подчиняться высшему руководителю немецких войск Адольфу Гитлеру, и хочу, как отважный солдат посвятить свою жизнь выполнению этой клятвы».
1660117990807.png
Парад латышских легионеров СС в честь дня основания Латвийской Республики, Рига, Латвия, 1943 г.
Из воспоминаний Лейзера Брогера – видного деятеля Международного еврейского движения: «Между уходом советских войск и приходом немцев прошло несколько дней. Когда Советы ушли, литовцы первым делом вошли в еврейский квартал Каунаса – Слободку. Детей они просто заперли в помещении и сожгли живьем. А ешиботников (учащихся ешивы) собрали в большом гараже. Тогда машины чистили сжатым воздухом. Они вставляли в рот людям этот шланг, включали воздух, и кишки вылетали через задницу».
Из мемуаров командира 2-й роты 502-го танкового батальона вермахта Отто Кариуса: «Нас повсюду восторженно встречало население Литвы … Мы были шокированы тем, что перед нашим прибытием повсюду были разорены и разгромлены еврейские лавки. Мы думали, что такое было возможным только во время Хрустальной ночи в Германиии». Известно, что националисты латышской профашистской организации «Перконкруст» сожгли и уничтожили более 20 синагог и молельных домов. Отчеты немецких карательных органов свидетельствуют, что только в течение первых двух недель войны число латышских добровольцев, участвовавших в убийствах евреев и советских активистов, составило 12000 человек.
1660118056704.png
Погром в Каунасе, Литва, 25-29 июня 1941 г.
Солдаты 21-го латышского полицейского батальона расстреливали лиепайских евреев в Шкедских дюнах. А каратели из 18-го латышского полицейского батальона стали самыми активными исполнителями при массовых казнях евреев в городе Слониме на территории Белоруссии. Подобным образом латышские эсэсовцы проявили себя на территории Польши, Литвы, Псковской и Смоленской областей.
Особенно лютовали 1-й латышский добровольческий полк СС «Рига» и полк «Лиепая». Вот донесение офицера по особым поручениям тыла Русской освободительной армии (РОА) поручика Балтиньша, латыша по национальности, представителю РОА в Риге полковнику Позднякову от 26 мая 1944 г.: «В середине декабря 1943 года по делам службы пришлось мне быть в Белоруссии. Деревни занимали немецкие части и вполне терпимо относились к населению, но когда им на смену пришли латышские части СС, сразу начался беспричинный страшный террор. Вокруг этих деревень было много трупов женщин и стариков. От жителей я выяснил, что этими бесчинствами занимались латышские СС».
За годы войны миллионы советских людей погибли в концлагерях. Несколько из них были расположены в Прибалтике. Наиболее известен (печально) расположенный неподалеку от Риги лагерь Саласпилс (Polizeigefängnis und Arbeitserziehungslager Salaspils).
Только в Эстонии за время оккупации были убиты, арестованы и погибли в концлагерях и тюрьмах 5600 партизан, подпольщиков и членов их семей.
26 ноября 1942 г. по постановлению Государственного комитета обороны СССР был создан Литовский штаб партизанского движения во главе со Антанасом Снечкусом. К лету 1944 г. в Литве действовало около 10000 советских партизан и подпольщиков, сведенных в 67 партизанских отрядов. За время оккупации они уничтожили около 10000 оккупантов и коллаборационистов.
К части своих задумок (по отношению к населению Прибалтики) немцы начали приступать. К счастью, планам нацистов окончательно сбыться было не суждено. Красная армия в 1944 – 1945 гг. спасла прибалтов от их незавидной участи в Третьем Рейхе.
Осенью 1941 г. Ставка ВГК СССР приняла решение создать новые национальные соединения из уроженцев прибалтийских республик и представителей прибалтийских народов. Это было важно с политической точки зрения.
Создание новых прибалтийских дивизий началось в конце 1941 г., а 249-я эстонская стрелковая дивизия начала создаваться ещё до войны из лиц эстонской национальности, живших за пределами Эстонии (таких было много ещё в царское время).
Советское командование делало ставку на вековую вражду прибалтов, особенно латышей и эстонцев, по отношению к немцам, считая, что эта ненависть себя ещё проявит. Ведь недаром ещё в Первую мировую войну царское командование сформировало латышские национальные части, отличавшиеся высокой боеспособностью (это они затем составят костяк латышских «красных стрелков»).
1660118137996.png
После присоединения Литвы, Латвии и Эстонии к СССР летом 1940 г. армии этих государств были влиты в РККА
В основу формирования новых национальных прибалтийских соединений был положен принцип добровольчества. Для лиц литовской, латышской, эстонской национальностей, а также для уроженцев соответствующих республик, служба в новых национальных дивизиях должна была казаться более привлекательной. Они изначально создавались как элитные части Красной армии, предназначенные, прежде всего, для освобождения своих республик. Хотя всем им, в той или иной степени, пришлось и ранее выдержать тяжёлые бои. Так, в Красной армии были сформированы по две латышские (43-я Гвардейская и 308-я) и две эстонские (7-я и 249-я) стрелковые дивизии, с течением времени объединённые в корпуса, соответственно: 130-й Латышский и 8-й Эстонский. Была образована также 16-я литовская стрелковая дивизия.
Национальный принцип был соблюдён в этих соединениях в различной степени. Литовцев в 16-й дивизии было меньшинство. Поэтому литовский язык, который первоначально предполагалось сделать языком приказом в этой дивизии, был заменён русским, который знали практически все.
В латышских соединениях латышей было около половины, но и там языком межнационального общения оставался русский. Лишь в эстонских дивизиях представители титульной национальности составили свыше 80%. Они стали, пожалуй, единственными подлинно национальными прибалтийскими формированиями в составе Красной армии.
Те или иные прибалтийские соединения приняли участие в различных битвах Великой Отечественной войны (Московская, на Демянском плацдарме, под Великими Луками и Невелем, на Курской дуге) и все без исключения – в освобождении своих республик.
Все завершили войну на фронте против Курляндской группировки врага. 16-я дивизия получила почётное наименование Клайпедской Краснознамённой за взятие порта Мемель (Клайпеды), 130-й Латышский стрелковый корпус был награждён орденом Суворова, а 8-й Эстонский стрелковый корпус был сразу после войны преобразован в 41-й Гвардейский Эстонский Таллинский.
Звания Героя Советского Союза в годы Великой Отечественной войны были удостоены 15 литовцев, 12 латышей и 9 эстонцев.
Одним из них стал лётчик Эндель Пусэп, родившийся в семье переселившихся ещё до революции в Сибирь эстонцев. Пусэп участвовал в ночных налётах на Берлин в 1941 году, а в мае 1942 года он пилотировал четырёхмоторный самолёт Пе-8, на котором нарком иностранных дел Молотов совершил ответственную миссию в Лондон и Вашингтон. Звание Героя СССР было ему присвоено «за отвагу и геройство, проявленные при выполнении задания Правительства по осуществлению дальнего ответственного перелёта».
К лету 1944 г. ситуация на советско-германском фронте в корне изменилась. Войска Красной Армии нанесли ряд чувствительных поражений немецкой армии, освободили большую часть ранее захваченной территории СССР и приблизились к Прибалтике. Оборону здесь держала группа армий «Север».

Хронология освобождения Прибалтики
1. Части Красной Армии освободили Вильнюс – 13 июня 1944 г.
2. Начало Прибалтийской операции – 14 сентября 1944 г. Операция длилась 71 день.
3. Освобождена континентальная часть Эстонии – 26 сентября 1944 г.
4. 22 октября 1944 г. после кровопролитных боев Красная Армия освободила Ригу.
5. Прибалтика полностью освобождена. 24 ноября войска Красной Армии освободили острова, входящие в состав Эстонии.
1660118232099.png
Факт, вычеркнутый из истории Прибалтики – встреча советских солдат, освободивших жителей от фашистов. Жители Таллина цветами встречают воинов Красной армии. Сентябрь 1944 г.
Вот что рассказывает Карл Юлиувич Раммус, ветеран Великой Отечественной войны, вспоминая день, когда его часть вошла в Эстонию, освобождая ее от нацистов. «Есть ли среди вас эстонцы? Мы отвечаем: Конечно, есть, мы и есть эстонцы! –Как замечательно, что вы пришли нас освободить! … Еще могу сказать: когда мы вернулись в Таллин в 1945 году, то, когда мы входили в город, вся дорога была устлана цветами. И если кто-то говорит, что нас встречали воинственно – это полная ложь. Вот что я хотел сказать».
Из 59 немецких соединений, принимавших участие в боевых действиях, 26 были разгромлены. Остальные силы оказались зажаты на Курляндском полуострове в северо-западной части Латвии и блокированы в Клайпеде. Группа армий «Север» потерпела серьезное поражение, а Красная Армия еще на один шаг приблизилась к победе.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх