(ТЕОРИЯ) Церковь и государство. Русская культура в XVI в.

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
В XVI в. Русская православная церковь окончательно закрепила независимость от константинопольского патриархата. Предпосылки для этого были заложены ещё в XV в., когда русская церковь стала автокефальной, то есть самостоятельной. В конце XV — XVI в. распространились острые религиозные споры и еретические движения. Вопросы о ересях, церковном землевладении и положении церкви в государстве неоднократно поднимались на церковных соборах.
По мере усиления княжеской власти в централизованном государстве всё чаще поднимался вопрос об изъятии церковных и монастырских земель и о передаче их государству. Московский князь стремился, во-первых, подчинить себе духовенство, продемонстрировать главенство светской власти, во-вторых, пополнить земельный фонд плодородными монастырскими землями. Иван III предполагал провести секуляризацию (секуляризация — передача церковных и монастырских земель в собственность государству), а взамен обеспечить церковь средствами из государственной казны. Если бы духовенство приняло такое предложение, это означало бы потерю его независимости. Вопрос о секуляризации церковных и монастырских земель был поднят на церковном соборе 1503 г., участники которого высказались против.
Вопрос о церковном землевладении породил дискуссию иосифлян (иосифляне — представители направления русской религиозно-общественной мысли конца XV — XVI в., выступавшего за необходимость сохранения монастырских владений Русской православной церкви) и нестяжателей (нестяжатели — представители направления русской религиозно-общественной мысли конца XV — XVI в., выступавшие против монастырского землевладения Русской православной церкви, а также кабальных форм подневольного труда крестьян на монастырских землях). Иосифляне — сторонники настоятеля Иосифо-Волоколамского Успенского монастыря Иосифа Волоцкого (1440 – 1515 гг.). Он считал, что для успешного распространения религиозных идей и с точки зрения собственного авторитета в глазах мирян и других государств Русская православная церковь должна быть богатой. По мнению иосифлян, церковное землевладение было неотъемлемой частью Русской православной церкви.
1687456430692.png
Преподобный Иосиф Волоцкий. Икона XVII в.
Противоположную позицию отстаивали нестяжатели — сторонники монаха Нила Сорского (1433 – 1508 гг.). Нил Сорский в молодости провёл много времени в монастырях Афона и Константинополя. Он был сторонником бедной, аскетичной церкви, отказа от мирской суеты и благ. Образцом для него служила церковь времён первых христиан. Нестяжатели считали, что церковь не должна заниматься хозяйственной деятельностью, следовательно, и земельные наделы ей не нужны.
1687456465892.png
Преподобный Нил Сорский
Известными последователями Нила Сорского были Вассиан Патрикеев и Максим Грек. Последний был выходцем из греческой семьи, много времени провёл в Италии, где вдохновился идеями Савонаролы — итальянского монаха и правителя Флоренции, который проповедовал отказ от земных благ. Затем Максим Грек отправился на службу в Москву. За приверженность идеям нестяжателей церковный собор осудил Максима Грека и сослал его в монастырь.
Ещё одной темой для разногласий между иосифлянами и нестяжателями стало отношение к ереси. Иосиф Волоцкий выступал за смертную казнь еретиков, а Нил Сорский считал, что казни за еретические высказывания неприемлемы.
Спор между иосифлянами и нестяжателями касался также вопроса о соотношении светской (государственной) и церковной власти. Иосифляне настаивали на тесном союзе церкви и государства. Они проповедовали божественный характер происхождения княжеской власти, что встретило поддержку великих князей. В результате Иван III, сначала выступавший за секуляризацию, отказался от своих идей и поддержал точку зрения иосифлян. Затем такую же позицию занял и Василий III. Окончательно спор между иосифлянами и нестяжателями был урегулирован на Стоглавом соборе 1551 г., где при поддержке царя Ивана IV победила точка зрения иосифлян.
Одним из предметов спора между иосифлянами и нестяжателями стало отношение к еретикам и мерам их наказания. В XVI в. распространялись ереси — учения, отклоняющиеся от официальных догматов Русской православной церкви.
Основателем одного из еретических учений стал боярский сын Матвей Башкин. В 1553 г. он поделился своими идеями во время исповеди со священником московского Благовещенского собора. Башкин поставил под сомнение ряд положений Священного Писания, а также высказался против ряда важных для церкви обрядов. Священник передал идеи Матвея Башкина своему наставнику Сильвестру, а тот непосредственно царю. Иван IV приказал начать расследование.
В это же время за ересь был арестован монах Феодосий Косой. Выяснилось, что между идеями Феодосия Косого и Матвея Башкина немало общего. Оба не считали Иисуса Христа сыном Бога, что шло вразрез с официальным вероучением. Оба полагали, что для истинной религиозности необязательно посещать церковь и проводить внешние обряды: главное, соблюдать заповедь о любви к ближнему. Позже выяснилось, что у Матвея Башкина и Феодосия Косого множество сторонников. В результате расследования Матвей Башкин был сослан в Иосифо-Волоколамский монастырь. Феодосию Косому удалось бежать в Литву, где он стал одним из протестантских деятелей.
1687456512119.png
Казнь еретиков. Миниатюра XVI в. из Лицевого летописного свода
Церковь занимала важное место в повседневной жизни людей XVI в. И знатные бояре, и простые люди регулярно посещали храмы, жертвовали средства церквям и монастырям, соблюдали церковные обряды и отмечали религиозные праздники.
Центром религиозной жизни был приходской храм (приход — религиозная община, наименьшая административно-территориальная единица церкви). Именно прихожане церкви избирали кандидата в священники. Со священником заключался договор, по которому он получал вознаграждение за службу. Как правило, вознаграждение было натуральным (продукты). В храме священники проводили богослужения и совершали обряды, например крещение, венчание, отпевание. Нередко зачитывались царские указы. При церквях были школы, в которых обучали детей.
Главой Русской православной церкви до конца XVI в. был митрополит Московский и всея Руси. Он руководил 11 епархиями — церковными округами, во главе которых стояли архиереи. С 1589 г. во главе Русской православной церкви стоял патриарх Московский и всея Руси. Учреждение патриаршества по образцу Константинополя было давним желанием иосифлян. Это позволило укрепить авторитет русской церкви и внутри страны, и за рубежом.
В XVI в. началась борьба за влияние между церковью и государством. Духовенство владело обширными землями, а потому Русская православная церковь претендовала на самостоятельность в управлении монастырскими землями.
Российские правители выступали покровителями православной церкви, однако стремились ограничить её влияние на государственную власть. Центральным событием XVI в. стал созванный в 1551 г. церковный собор, вошедший в историю как Стоглавый. На этом соборе Иван IV поднял вопрос о церковном землевладении, который был решён в пользу церкви. Однако с 1551 г. продажа вотчин монастырям была разрешена только с позволения царя. Затем землевладельцы из числа духовенства были лишены ряда привилегий: например, раньше они не платили некоторые налоги и пошлины.
1687456556129.png
Стоглавый собор. Миниатюра из Лицевого летописного свода
На соборе 1551 г. был принят Стоглав — сборник решений церковного собора, состоявший из ста глав. Стоглав зафиксировал порядок богослужения, который существовал на тот момент в государстве. Кроме того, решения Стоглава касались суда: например, по решению собора представителей духовенства не могли судить светские суды.
Митрополиты в XVI в. стремились поддерживать центральную власть, а официальная церковь — подчёркивать божественное происхождение царской власти. Ближайшим сподвижником Ивана IV был митрополит Макарий, по инициативе которого Иван был венчан на царство в 1547 г. — впервые в истории России. Кроме того, Макарий был членом Боярской думы и мог принимать иностранных послов. Митрополит Филипп, возглавлявший церковь в годы опричнины, публично критиковал жестокую политику царя, призывал правителя отказаться от расправ. За это непокорный митрополит был казнён по указу самого Ивана IV: Филиппа задушил опричник Малюта Скуратов. Следующие митрополиты не решались выступать против решений царя. В период правления Фёдора Ивановича был лишён своего сана митрополит Дионисий. Он стал жертвой внутренней борьбы за влияние между Борисом Годуновым, выполнявшим функции главы правительства, и боярами Шуйскими. Вместо Дионисия митрополитом был назначен Иов — сторонник Бориса Годунова. Именно Иов в 1589 г. стал первым русским патриархом. Сначала константинопольский патриарх Иеремия отказывался признавать патриарший сан Иова, однако в конце концов независимость Русской православной церкви была официально закреплена.
Итак, спор между иосифлянами и нестяжателями был решён в пользу иосифлян. Православная церковь поддерживала светскую власть, подчёркивала её религиозный характер, но в то же время всё больше подчинялась воле царя. Центральным событием в истории церкви стало учреждение патриаршества, завершившее процесс обретения независимости от константинопольского патриархата.

Культура России в XVI в.
Создание единого государства и укрепление центральной власти вызвали колоссальные изменения во всех сферах общества. В XVI в. культурная жизнь России развивалась быстро и находилась на подъёме. Начинает складываться единая русская культура. Её формирование происходило на основе культурных особенностей всех русских земель, а также иных народов, входивших в состав Российского государства.
В произведениях культуры XVI в. преобладали героические мотивы, идеи любви к Отечеству и сильной централизованной власти. Помимо интереса к историческим и патриотическим событиям, в культуре России этого периода выросло внимание к внутреннему миру и переживаниям человека.
Освобождение от ордынской зависимости привело к росту культурных контактов с другими государствами, в частности с Италией, откуда в Россию приезжали талантливые мастера, чтобы создавать различные произведения искусства. На духовную жизнь страны в XVI в. по-прежнему сильно влияла православная церковь. Именно церковь на Стоглавом соборе в 1551 г. установила культурные образцы, на которые мастерам следовало равняться в архитектуре, иконописи, литературе.
В XVI в. возросла потребность государства в грамотных людях. На Стоглавом соборе в 1551 г. было решено открыть в Москве и других городах страны училища при церквях и монастырях, чтобы обучать детей грамоте. Ребята занимались чтением, письмом и арифметикой в течение двух лет. Уроки вели светские, а не церковные учителя. Сначала детей учили по богословским книгам, но с конца XVI в. в России стали появляться специальные учебники по грамматике и арифметике. В крупных монастырях и храмах хранились большие книжные собрания. Собственные обширные библиотеки собирали знатные люди и сам царь Иван IV.
Развитие международных отношений России с Европой и восточными странами вызывало потребность государства в переводчиках — их называли толмачами. Чтобы изучить иностранные языки, молодые люди стали отправляться за границу — в Германию, Англию, Францию. Собственная школа для подготовки переводчиков и дипломатов была открыта и при Посольском приказе.
На территории бывшего Казанского ханства, вошедшего в состав России, обучение вели на основе традиционной мусульманской культуры в медресе и мектебе при мечетях. Учителями становились только представители исламского духовенства. В этих образовательных учреждениях большое внимание уделялось изучению арабского и персидского языков, географии, истории и литературы.
Важнейшим событием русской культуры середины XVI в. стало появление в России нового ремесла — книгопечатания. Оно возникло по инициативе царя Ивана IV, который стремился достичь единообразия в церковной литературе. В 1564 г. в Москве на Печатном дворе типографский мастер Иван Фёдоров и его помощник Пётр Мстиславец напечатали первую русскую датированную книгу, получившую название «Апостол». Спустя год эти же мастера напечатали первую русскую книгу для обучения грамоте — «Часословец».
1687456619551.png
Московский Апостол, 1564 г.
В конце XVI в. был издан первый русский учебник по арифметике. Он содержал задачи на сложение, вычитание, умножение, деление и действия с дробями.
Книгопечатание имело огромное значение для развития просвещения в России, так как печатная книга была намного дешевле и доступнее, чем рукописная.
Летописное дело в XVI в. продолжало развиваться под строгим надзором государственной власти. Это было не случайно: летописи должны были не только перечислять события и годы, но и убеждать в незыблемости и богоизбранности власти российских правителей, оправдывая и подавая в выгодном свете их деяния. В это время был создан многотомный Лицевой летописный свод. Слово «лицевой» означает иллюстрированный, с изображениями «в лицах». Он описывал события российской и зарубежной истории от Сотворения мира до середины XVI в. и содержал более 16 тыс. миниатюр.
Одним из крупнейших летописных произведений XVI в. была «Степе́нная книга», которая предназначалась для широкого круга читателей. Она представляла российскую историю от Владимира Святого до Ивана IV как процесс восхождения русского народа по ступеням исторической лестницы. Каждая ступень в этой книге соответствует определённому историческому периоду, а русские князья в произведении показаны добродетельными, мудрыми и отважными христианскими правителями.
1687456658387.png
«Степенная книга»
В середине XVI в. неизвестный автор создал летопись «Казанская история», посвящённую истории Казанского ханства и его завоеванию русским войском. Это произведение выступает за сильное самодержавное правление и поддерживает борьбу Ивана IV с боярством.
В XVI в. успешно развивалась самобытная татарская литература в виде размышлений, нравственных притч и поэтических произведений. Известными авторами того периода были Мухаммедьяр и Аднаш Хафиз.
При этом многие народы Поволжья, Кавказа и Сибири не имели собственной письменности: свои знания они передавали устно из поколения в поколение в виде легенд и преданий.
Выдающийся памятник народного творчества кавказских народов — Нартский эпос, посвящённый могучим героям — богатырям нартам, путешествующим по свету и сражающимся с тёмными силами. Герои стойко преодолевают трудности и всегда помогают людям, попавшим в беду. Свой героический эпос создали калмыки. Он называется «Джангар» и посвящён подвигам героев-богатырей в сказочной стране Бумба.
В XVI в. вопрос укрепления государственной власти и усиления её авторитета внутри России и за её границами находился в центре внимания русского общества, что привело к возникновению нового литературного жанра — публицистики.
Ещё в начале века появилось литературно-публицистическое «Сказание о князьях Владимирских». В этом произведении неизвестный автор обосновывает право московских правителей на самодержавную власть, так как, по легендам, они ведут своё происхождение от римских императоров.
При Иване IV интерес к проблеме укрепления царской власти ещё более возрос.
Одним из самых заметных публицистов XVI в. был Иван Пересветов. В своих челобитных, адресованных Ивану Грозному, он высказывал предложения, которые должны были укрепить самодержавную власть царя, опирающегося на дворянство.
Тему взаимоотношения царской власти с подданными развивал князь Андрей Курбский в посланиях царю Ивану IV и произведении «Истории о великом князе Московском». Андрей Курбский был убеждён, что лучший вариант государственного устройства тот, при котором монарх правит вместе с выборным органом, представляющим все сословия общества. В ответных посланиях царь настаивал на божественном происхождении и неограниченном характере власти государя.
1687456710977.png
П.В. Рыженко. Портрет князя Андрея Курбского, 2009 г.
В XVI в. особое место в русской литературе занимал «Хронограф». Это сборник нравоучительных сочинений по мировой истории, который составил неизвестный автор. События российского прошлого в этих сочинениях были представлены в качестве неотъемлемой части всемирной истории.
В первой половине XVI в. приближённые к митрополиту Макарию люди создали «Четьи минеи» (дословно «чтения ежемесячные») — многотомный сборник, содержащий различные жития (жизнеописания) святых и духовные поучения. Четьи минеи были литературно-церковной энциклопедией своего времени. Все произведения в этом сборнике были разбиты на месяцы и дни, когда их рекомендовалось читать.
В XVI в. был написан знаменитый «Домострой». Этот сборник связывают с именем священника Сильвестра, сподвижника Ивана Грозного. «Домострой» содержал рекомендации по домоводству, соблюдению традиций и воспитанию детей. Основной идеей сборника выступает мысль, что в семье нужно беспрекословно подчиняться её главе, а в государстве — царю.

Архитектура в XVI в.
В XVI в. рост российских городов и укрепление центральной власти вызывали повышенное внимание к теме архитектуры. Сильная самодержавная власть требовала соответствующей градостроительной политики в столице Российского государства. В Москве появились органы, которые занимались вопросами строительства и архитектурного состояния города, например Городовой приказ и Приказ каменных дел. Лучшие зодчие из всех районов страны и даже из-за границы стали переселяться в Москву, где они создавали новые архитектурные стили и направления. Внешний вид Московского Кремля также значительно изменился: он превратился в административный и религиозный центр Российского государства. С территории Кремля были выселены все ремесленники, а их место заняли торговые представительства и официальные государственные учреждения: Печатный двор, Посольский двор, многочисленные приказы.
Наиболее яркие примеры архитектуры XVI в. — церкви. В 1508 г. итальянский архитектор Алевиз Фрязин Новый (незадолго до него в Москве работал другой итальянский архитектор — Алевиз Фрязин Старый) закончил строительство Архангельского собора, ставшего усыпальницей российских правителей.
1687456764657.png
Архангельский собор Московского Кремля
В это же время в русской архитектуре зарождается шатровый стиль (шатровый стиль — особый стиль в строительстве храмов, в котором здание завершается шатром вместо купола).
Знаменитый памятник шатровой архитектуры — церковь Вознесения в подмосковном селе Коломенском. Она была построена в 1532 г. в честь появления у Василия III сына — будущего царя Ивана IV. Авторство церкви исследователи приписывают итальянскому архитектору Петроку Малому, который также построил стены и башни Китай-города.
1687456802754.png
Церковь Вознесения Господня в Коломенском
Выдающимся примером русского зодчества XVI в. по праву считается Покровский собор, возведённый в 1555 – 1561 гг.
1687456834080.png
Покровский собор (Храм Василия Блаженного)
В XVI в. широко развивалось городское строительство, во всех направлениях возводились новые монастыри и крепости, например Смоленск, Саратов, Самара, Тобольск, Воронеж, Курск, Архангельск и другие. Особенно грандиозными получились укрепления Смоленска, которые построили мастера со всей страны. Ими руководил зодчий Фёдор Конь.
После завоевания Казанского ханства по указу царя Ивана IV в Казань отправились лучшие псковские мастера во главе с прославленным зодчим Бармой. Этот архитектор возвёл в городе несколько значительных архитектурных сооружений, в частности новый Казанский кремль.

Русская живопись в XVI в.
Русская живопись в XVI в. по-прежнему развивалась в рамках иконописи и росписи храмов, но возникали и новые направления. Например, возрос интерес живописцев к реальным историческим сюжетам, а также появился исторический портрет: на иконах стали изображать не только лица существовавших в прошлом русских царей и князей, но и античных мыслителей и поэтов.
Важнейшим представителем московской школы живописи в начале XVI в. был Дионисий. Он написал часть фресок и икон для Успенского собора Московского Кремля. Живопись Дионисия, которого считают последователем Андрея Рублёва, отличается торжественной праздничностью и ожиданием светлой радости.
В период царствования Ивана IV всё чаще в религиозную живопись включаются сюжеты, содержащие подлинные исторические события. Так, в середине XVI в. в Москве была создана четырёхметровая икона-картина «Церковь воинствующая», повествующая о походе русского войска и взятии Казани. Главная идея произведения — объяснить успех русской армии заступничеством небесных сил.
1687456875296.png
Икона «Благословенно воинство Небесного Царя» («Церковь воинствующая»). 1550-е гг.

В XVI в. развивалось и литейное дело. Талантливый русский литейщик Андрей Чохов (ок. 1545 – 1629 гг.) более 40 лет отливал пушки и колокола на Пушечном дворе в Москве. В 1586 г. он создал знаменитую Царь-пушку — одну из самых больших пушек в мире, мощное артиллерийское орудие для обороны Кремля.
1687456973398.png
Царь-пушка

Музыкальная культура и народный быт в XVI в.
Главным музыкальным жанром в России XVI в. было церковное пение, которому обучали в музыкальной школе. Молитвенные песнопения — стихиры — создавал даже царь Иван IV.
Традиционная песенная культура народов России была многообразной, по тематике выделялись обрядовые, лирические и героические произведения. Каждый народ играл на своём традиционном музыкальном инструменте. Например, русские использовали гусли, марийцы — барабан и деревянную трубу, татары — курай (флейта) и варган, а удмурты — продольную свирель.
Быт народов России в XVI в. сохранял характерные особенности предыдущих времён. Русский народ исповедовал христианство и отмечал православные праздники. Одним из самых почитаемых праздников была Пасха, которую отмечали весной в честь воскресения Иисуса Христа. Её символами были крашеные яйца, куличи и пасха — особое блюдо из творога.
Несмотря на преобладание церковных праздников, в народной среде сохранялись и языческие традиции. Например, православные праздничные дни между Рождеством и Крещением народ проводил не в молитвах и песнопениях, а в своеобразных языческих игрищах и ритуалах, называемых колядками (колядки — народные новогодние и рождественские поздравительные песни). В это время люди наряжались в костюмы животных и необычных чудовищ и бродили по улицам из дома в дом с шутками, песнями и криками.
1687457015030.png
Н.К. Пимоненко. «Колядки»
Православная церковь старалась бороться с сохранившимися языческими пережитками и строгими запретами, но все усилия были безуспешны. Русский крестьянин, привыкший к напряжённой сезонной работе на земле, тяжёлым природным условиям и частым неурожаям, был погружён в мир суеверий и древних обрядов и продолжал следовать им.
Народы России, исповедующие ислам, праздновали дни прекращения поста — Ураза-байрам, а также жертвоприношения — Курбан-байрам. Мусульмане-сунниты отмечали также день рождения пророка Мухаммеда.
Природные условия влияли на быт народов России. Карелы, жители берегов рек и озёр, питались в основном рыбой и кашей. Их деревянные избы располагались в селениях беспорядочно.
Мордовцы употребляли преимущественно растительную пищу — кислый хлеб, блины и пироги, а по праздникам мясо. Мордовские деревни имели чёткую планировку улиц.
Татары питались мясо-молочной и растительной пищей. Улицы в их поселениях были узкими, а дома с декоративными украшениями, как правило, располагались в глубине двора, огороженного забором.
Башкиры занимались кочевым скотоводством, поэтому в основном ели мясную пищу, а обитали в переносных жилищах — юртах.
Удмуртские деревни с беспорядочно расположенными избами с двускатной крышей строились по берегам рек. Внутри домов удмурты делали нары, на которых спали, а вдоль стен расставляли лавки. Домашняя утварь хранилась в двухэтажном амбаре, который назывался кенос.
В чувашской пище преобладали овощи и крупы. Чуваши жили в крупных поселениях с большим количеством домов.

Важнейшие даты:
1551 г. — Стоглавый собор
1555 – 1561 гг. — строительство Покровского собора в Кремле
1564 г. — первая русская датированная книга «Апостол»

Персоналии:
Иван Фёдоров (в Западной Руси Федорович, Москвитин (1510 – 1583 гг.)) – первый русский книгопечатник, издатель «Апостола», первой печатной книги Русского царства, основатель типографии в Русском воеводстве Речи Посполитой (в настоящее время территория современной Украины). Он один из первых русских книгопечатников, предположительно, ученик Ганса Мессингейма. В 1529 – 1532 гг. Иван был студентом Ягеллонского университета в Кракове, городе Польши. Документ об окончании университета Федоров получил в 1532 г., и вместе с этим должность диакона церкви Николы Гостунского. Потом он трудился под непосредственным руководством митрополита Макария.
В 1552 г. царь Иван Грозный принял судьбоносное для страны решение, он издал указ о печатании книг в Москве, используя церковнославянский язык. Ранее уже печатались книги на этом языке, только не в России, а за границей. Царь приказал доставить ему грамотного специалиста в типографской области. Его выбор пал на уроженца Дании Ганса Мессингейма, работы которого уже успели прославиться далеко за пределами его родины. Именно он руководил строительством первой типографии на Руси. Иван IV также составил указ о доставке из Польши типографских станков и первых литер, печатных элементов, содержащих символы церковнославянского алфавита. Позже их обновили, этим занялся Васюк Никифоров, которого царь привлек к книгопечатанию в 1556 г. Начало нового дела не разочаровало Ивана Грозного, наоборот, он доволен результатом, и выносит указ об открытии Московского печатного двора, средства на развитие которого поступали из государственной казны. Год основания двора – 1563 г. В следующем году увидело свет первое детище печатного двора – книга под названием «Апостол». Вслед за ней напечатали «Часослов». Обе эти книги вышли при непосредственном участии в процессе Ивана Федорова, которого царь приставил в качестве ученика к Мессингейму (за Федорова лично хлопотал перед государем митрополит Макарий).
В 1568 г. Грозный издает новый указ, которым предписывает Ивану Федорову поселиться в Великом княжестве Литовском. По дороге к месту назначения Федоров делает остановку в городке Заблудове Гроднянского Повета. Иван поселился у бывшего военачальника Григория Ходкевича, проявившего живой интерес к занятию Федорова. Ходкевич был действующим государственным деятелем, и его полномочий хватало, чтобы обратиться к Ивану с просьбой, открыть местную типографию. Заблудовская типография открылась в 1568 г.
Вначале работники этой типографии напечатали пробные «книги», состоявшие примерно из сорока страниц, не имевших ни выходных данных, ни нумерации страниц. После этого работники типографии, которыми руководил Федоров, напечатали книгу под названием «Учительское Евангелие». На этом издательство свою работу прекратило, Ходкевич решил, что имеются и более важные дела.
Федоров поселился во Львове с целью открытия собственной типографии. Он надеялся, что откроет свое дело на деньги местных богачей, но они не имели ни малейшего желания вкладывать средства в дело книгопечатания. Духовенство тоже не поддержало Федорова. Несмотря на это, Иван Федоров не сдавался, он сумел выручить немного денег, напечатать книги, реализовать их в Кракове, Львове, Коломые. Все, что книгопечатник выручил от продажи, он вложил в дело, продолжал печатать новые книги. В 1570 г. Федоров издал еще одну свою известную книгу – «Псалтырь».
В 1575 г. Ивану Фёдорову предложили стать управляющим в Дерманском Свято-Троицком монастыре. Он дал согласие занять эту должность, решил, что с печатанием книг нужно заканчивать. Однако оставить любимое дело не смог. Спустя всего два года Иван приступил к постройке новой типографии. С этой просьбой к первопечатнику обратился князь Константин Острожский, к тому же полностью финансировал строительство. Именно на Острожской типографии были напечатаны образовательные книги – «Азбука», «Букварь» и «Греческо-русская церковнославянская книга для чтения». В 1581 г. здесь же была напечатана и Острожская Библия, которая стала еще одной значимой книгой в судьбе первопечатника, после «Апостола» и «Псалтыря».
1687457119952.png
1687457129445.png
1687457139177.png
Первопечатник Иван Федоров в мастерской
Московский печатный двор
Памятник Ивану Фёдорову в Москве. Около 1910 – 1912 гг.
Алевиз Фрязин Новый (возможное полное имя Алои́зио (Aloisio) Ламбе́рти да Монтинья́на) – итальянский архитектор, работавший в России в начале XVI века. Автор таких известных храмов, как Архангельский собор в Москве, собор Петра митрополита в Высоко-Петровском монастыре, храмы Александровской слободы, Посольского портала Бахчисарайского дворца.
Фёдор Конь или Федор Савельевич Конь (настоящая фамилия и даты жизни достоверно не известны) — русский архитектор второй половины XVI в. Он прославился как строитель каменных стен и башен Белого города Москвы (1585 – 1593 гг., снесены в XVIII в.) и городских стен Смоленска (1595 – 1602 гг.). Ему приписывается также строительство крепости Борисов Городок (форпост Можайска; 1599 г., разобран в начале XIX в.) и других. Он – «государев мастер» времён правления Бориса Годунова, один из немногих древнерусских зодчих, чьё имя зафиксировано источниками.
1687457164879.png
Памятник архитектору Фёдору Коню в Смоленске
1687457217301.png
Смоленская крепостная стена
Дионисий – ведущий московский иконописец и мастер фресок конца XV — начала XVI вв. Считается продолжателем традиций Андрея Рублёва. Дионисий – первый известный по документам русский иконописец светского сословия. Среди дошедших до нашего времени икон мастера известны: житийные иконы митрополитов Петра и Алексея (1462 — 1472 гг.), «Богоматерь Одигитрия» (1482 г.), «Крещение Господне» (1500 г.), «Спас в силах» и «Распятие» (1500 г.), «Сошествие в ад» (1495 – 1504 гг.). Родившись в 1440 — 1450-х гг., Дионисий застал ещё мастеров рублёвского периода, одним из вероятных его учителей был старец Митрофан.
1687457273496.png
Сошествие в ад
Андрей Чохов (около 1545 — 1629 гг.) – русский пушечный и колокольный мастер, литейщик (литец). Более 40 лет работал в Москве на Пушечном дворе, где создал большое количество (по документам известно более 20 единиц) тяжёлых орудий, например «пищали»: «Траил» в 430 пудов и «Аспид» в 370 пудов — в 1590 г., в том числе Царь-пушку, 2400 пудов, (1586 г., с надписью: «делал литец Андрей Чохов»).
Первую пушку Чохов отлил в 1568 г., во времена Смуты она защищала Смоленск от поляков. Всего сохранилось 27 орудий. Каждой пушке было принято давать устрашающее имя – «Волк», «Лев», «Царь Ахиллес». Форму для орудия использовали единожды – для того, чтобы извлечь пушку приходилось разбивать ее глиняные стенки, поэтому каждая уникальна.
В 1588 г. Андрей Чохов отлил 100-ствольную пушку, ни одна страна не имела такого орудия. Долгое время этот уникальных экземпляр охранял Москворецкие ворота Китай-города. Уже будучи состоявшимся литейщиком пушек Чохов начал делать колокола. Он отлил колокола для звонницы Московского Кремля, храма Покрова Пресвятой Богородицы, Троице-Сергиевой Лавры, один из них весил 30 тонн.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх