(ТЕОРИЯ) Термины по истории. Часть III

Вадим Маркарьян

Модератор
Команда форума
Приказы. Центральные органы государственного управления и контроля. Начинают формироваться при Василии III и окончательно складываются при Иване Грозном. Это начало отраслевого принципа в системе российского управления. Позже они получили право суда и принятия законов в рамках их компетенции. Приказы обеспечивали управление централизованным государством. Одним из первых приказов была Челобитная изба во главе с А. Адашевым. По сути это был высший контрольный орган государства. Иностранными делами ведал Посольский приказ во главе с дьяком Иваном Висковатым. Он руководил внешней политикой страны 20 лет, был казнен в годы опричнины. Поместный приказ распределял поместья и вотчины. Разрядный приказ был прообразом генерального штаба, т.к. вместе со Стрелецким приказом ведал вооруженными силами и их обеспечением. Борьбой с преступностью занимался Разбойный приказ. Сибирский – управлял присоединенными сибирскими территориями.

Приказная система просуществовала почти 200 лет и была реорганизована в период петровских реформ.

Раскол – отделение от Русской православной церкви части верующих, не признавших церковной реформы Никона (1653 – 1656 гг.). Реформа должна была устранить разночтения в церковных книгах и разницу в проведении обрядов; она не касалась существа православия. Однако под лозунгом возвращения к старой вере объединились люди, не желавшие мириться с усилением государственно-бюрократического давления, возрастанием роли иностранцев. В расколе объединились самые разные силы, выступавшие за неприкосновенность традиционной русской культуры. Сторонников раскола стали называть раскольниками или старообрядцами или староверами. В результате раскола церковь попала в полную зависимость от государства.

Рента – доход, регулярно получаемый с капитала, земли, имущества, не связанный с предпринимательской деятельностью (на Руси в XV в. крестьяне феодальных вотчин выплачивали ренту землевладельцу).

«Русская правда» – основной закон Киевской Руси. Состояла из 5 разделов, дополняемых с учетом времени: 1. «Древнейшая правда» или «Правда Ярослава Мудрого», 1015 – 1016 гг., написана самим Ярославом. 2. Дополнение к «Правде Ярослава». 3. «Правда Ярославичей» - Изяслава, Святослава, Всеволода, около 1072 г. 4. Устав Владимира Мономаха 1113 г. 5. Пространная Русская правда, 1120 – 1130 гг.

«Русское возрождение». XV в. отмечен возвышением Москвы. Начинается книгопечатание. Наиболее распространенным для образовательного чтения является «Хронограф» Пахомия Логофета. Новгородский епископ Геннадий пишет былины о Василии Буслаеве, госте Садко и другие. Нил Сорский, инок из Кирилло-Белозерского монастыря, владеет одной из самых богатых библиотек. Русскими совершаются путешествия: иеромонах Зосима описывает свой путь в Иерусалим, Малую Азию, священник Варсонофий – в Иерусалим и Египет, рассказывает о Синайской горе; суздальский иеромонах совершает путешествие в Германию, Тироль, Северную Италию; тверской купец Афанасий Никитин – в Персию и Индию ... Развивается русское искусство: архитектура, живопись, графика. История искусства, как и история русской культуры вообще, распадается на два периода: древний (до эпохи Петра I) и новый. В течение первого периода из элементов, заимствованных от Византии, занесенных к нам с Востока и отчасти с Запада, равно как и коренившихся в духе и быте народа, медленно, но непрерывно вырабатывается оригинальный тип искусства. Он обещал достигнуть высокого совершенства, но внезапно был остановлен Петром I. XIV – XV вв. – расцвет русского искусства: сооружение Успенского собора в Москве архитектором Фиораванти, Архангельского – итальянцем Алевизом; гражданские здания строят Марко Руф, Соларио ... Они научили русских мастеров более совершенной технике и применению архитектурных мотивов, соотносясь с русскими обычаями, вкусами и русским духом. Живопись Древней Руси отличалась меньшей самостоятельностью. Это в основном иконописание, которое было в глазах народа священным предметом. А это делало живопись неподвижной, мешало ее оригинальности. Но уже работает мастер XV в. Андрей Рублев в сотрудничестве с греком Феофаном и старцем Прохором. При дворе начинают работать иностранцы Ян Деттерсон и Даниэль Воухтерс. Их учениками станут Дорофей Ермолин, Иван Безмин и другие. Все они писали преимущественно портреты (парсуны). Влияние иностранных художников отразилось и в религиозной живописи. Приверженность к прежней иконописи осталась только у старообрядцев. Скульптуры в допетровской Руси по существу не было. По древнему постановлению православной церкви статуи и рельефы не допускались в число священных предметов. Правда, в XVI – XVII вв. в храмах появятся деревянные и расцвеченные распятия и фигуры святых. Но это было не более как злоупотребление, проникшее на Русь. Русский орнамент до XII в. был почти полным подражанием византийскому. Но в XVI – XVII вв. образовался новый стиль, поражающий разнообразием, оригинальностью и красотой. Это орнаменты для рукописных заставок или инициалов, для вышивок, ювелирных изделий, стенописи, резьбы по дереву. Крутой поворот во внутренней и внешней жизни Руси, знаменовавший начало XVIII в., нарушил естественное течение исконного русского искусства.

Русское централизованное государство – термин получил широкое распространение в советской историографии, которая утверждала историческую закономерность объединения русских земель, исходя из государственных потребностей единения страны и создания сильной монархической власти. Процесс становления централизованного государства означал преодоление раздробленности, устранение сепаратизма, распространение единой системы управления страной, укрепления экономических связей, введения единых налогов и единой денежной системы. События имели место в XIV – XVI вв. Вопрос о РЦГ является в исторической науке дискуссионным и окончательно не проясненным. Иногда применяется термин «единое русское государство», но в каком соотношении находятся оба эти термина, каждый историк решает по-разному.

Русь (Русская земля) – первоначальное название государственного образования восточных славян в IX в. на Среднем Днепре, до начала XII в. название Киевской Руси. В XII – XIII вв. Русью называются все древнерусские земли и княжества. С XIII в. возникают названия Белая Русь, Малая Русь, а название Русь закрепляется за землями северо-восточных территорий бывшего древнерусского государства (Владимиро-Суздальская, Муромо-Рязанская земля, Московское княжество).

Рюриковичи – потомки киевского князя Игоря, который считается сыном Рюрика (Рорика). Это русская княжеская и царская династия (до 1598 г.) Рюриковичи стояли во главе Древнерусского государства, крупных и мелких княжеств. В XII – XIII вв. некоторые из них назывались также по именам родоначальников ответвлений рода: Мономаховичи (Мономашичи), Ольговичи, Мстиславичи и другие. С образованием Московского государства многие Рюриковичи, утратив удельные владения, составили высший слой служилых людей (княжата). Князья Барятинские, Волконские, Горчаковы, Долгоруковы, Оболенские, Одоевские, Репнины, Щербатовы и другие известные фамилии – из Рюриковичей.

Самодержавие – монархическая форма правления в России, при которой носителю верховной власти – царю, императору – принадлежит вся полнота власти. Самодержавие в России выросло из вотчинного уклада и поэтому имеет особенности. В экономической сфере это выражается в неумении и нежелании провести теоретическое и практическое различие между тремя видами собственности: 1) собственностью, принадлежащей лично монарху; 2) собственностью государства; 3) собственностью частных лиц. К концу XIX в. самодержавие почти монопольно распоряжалось экономическим ресурсами и торговлей. Государственное управление выросло на мысли, что правитель и государство – тождественны, а отсюда самодержавие имело к концу XIX в. монополию политической власти. Принятие православия стало судьбоносным фактором русской истории. Вся идеология русского самодержавия была выработана церковью. Ее главные компоненты: 1) Идея Третьего Рима; 2) Идея империи – Московские государи являются наследниками императора Августа, их династия является древнейшей и досточтимейшей на свете. Соответствующая генеалогия была разработана под началом митрополита Макария, получила оформление в «Степенной книге»; 3) Русские властители являются вселенскими христианскими государями, императорами всех православных мира; 4) Божественное происхождение царской власти.

Сектанты – обособленные религиозные группы, сознательно отходящие от догматики и обряда православной церкви и создающие новые религиозные формы, которые иногда стоят ближе к протестантизму, чем к православию. Сектантство было логическим продолжением радикального крыла старообрядчества. Общая черта всех сект – отход от церковной традиции, книг и обрядов в поисках «духовного христианства», основанного на внутренней (не публичной) вере. Наиболее известные секты: скопцы, духоборы, молокане, хлысты. В XIX в. к ним прибавились: штундисты, баптисты, адвентисты и другие. По данным ряда ученых и исследователей этого вопроса, в России к 1917 г. было около 6 млн. сектантов и 19 млн. староверов.

Слободы – постоянные рынки, которые устраивали в городах и селах крестьяне, сидевшие на землях светских и церковных владельцев. Слобожане торговали, но не несли своей доли тягла (так как его платил помещик, отпускавший торговать своих крестьян в слободу). Составляли конкуренцию посадам. Неверно трактовать слободу только как пригород, поселок у города – то есть как территориальную единицу.

Служилые люди – в Русском государстве XIV – XVII вв. люди, находившиеся на государственной службе. С середины XVI в. делились на служилых людей по «отечеству» (бояр, дворян, их детей, владевших землей с крестьянами), имевших привилегии и занимавших руководящие должности в армии и государстве, а также служилых «по выбору» – стрельцов, пушкарей, городовых казаков и других, набиравшихся из крестьян и посадских людей, получавших жалованье и землю.

«Смутное время» («Смута») – события конца XVI – начала XVII вв. в русской истории. Термин введен русскими писателями XVII в. Одна из основных причин Смуты – вотчинно-династический взгляд на государство. В общем сознании Московское государство понималось как государство московского государя, а не московского или русского народа. Московские люди скорее могли представить государя без народа, чем государство без этого государя. Поэтому когда пресеклась династия и государство оказалось ничьим, люди растерялись, перестали понимать, что происходит. Они пришли в состояние анархии и брожения оттого, что некому стало повиноваться. Немаловажным условием, питавшим Смуту, было сомнение в народном избрании царя, как в правомерном источнике власти. Другая важная причина Смуты – социально-политическая. В любом правомерно устроенном государстве есть соответствие между правами и обязанностями граждан, личными или сословными. Московское законодательство прямо или косвенно определяло или распределяло только государственные обязанности и не обеспечивало ничьих прав, ни личных, ни сословных. То, что напоминало права, являлось частными льготами определенных категорий общества или сословий. Таким образом, государство имело тягловый характер (повинности человека перед государством). Царствование Ивана Грозного с особенной силой дало обществу почувствовать этот недостаток государственного строя. Произвол царя, беспричинные казни, опалы, конфискации вызвали ропот во всех слоях русского общества. В нем проснулась смутная и робкая потребность в законном обеспечении лица и имущества от усмотрения и настроения власти. Все классы общества поднялись со своими особыми нуждами, чтобы облегчить свое положение. Таким образом, это вторая основная причина неминуемо привела к ожесточенной классовой вражде. Почвой для Смуты послужило общее чувство недовольства, вынесенное народом из царствования Ивана Грозного и Бориса Годунова. Повод к Смуте был дан пресечением династии с последующими попытками ее восстановления в лице самозванцев. Коренными причинами Смуты явились народный взгляд на отношение старой династии к московскому государству, мешавший освоиться с мыслью о выборном царе, и сам строй государства с тяжелым тягловым основанием и неравномерным распределением гос. повинностей, порождавшим социальную рознь. Смуте содействовали и другие обстоятельства: образ действий правителей, устремления боярства к власти, низкий уровень общественной нравственности, голод и мор, областная рознь, вмешательство казаков. Смута охватила все слои русского населения. Начало ее боярство. Однако, оно раскололось на два слоя. От первостепенной знати отделяется среднее боярство, к которому примыкает столичное дворянство и приказные дельцы, дьяки. Этот второй слой деятельно вмешивается в Смуту с воцарением Василия. Вслед за средним и высшим столичным дворянством вовлекается в Смуту дворянство рядовое, провинциальное. За провинциальными служилыми людьми в Смуту вмешиваются люди «жилецкие», простонародье тяглое и не тяглое (движение И.И. Болотникова). Последствиями Смуты стало новое понимание роли народа – без народа нет государства. Другим последствием Смуты явились изменения в правящем классе. Пошатнулась власть бояр. В окружении царя появилось много новых или давно забытых фамилий: Стрешневы, Нарышкины, Милославские, Лопухины, Боборыкины, Языковы, Чаадаевы, Чириковы, Толстые, Хитрые, Прозоровские, Мосальские, Долгоруковы, Урусовы. Пошатнулась система местничества. Из Смутного времени народ вышел не прежним безропотным и послушным, он утратил политическую выносливость. XVII в. стал в нашей истории временем народных мятежей (по В.О. Ключевскому).

Собор. «Золотой век» Собора последовал за Смутным временем (1598 – 1613 гг.). В 1613 г. особенно представительный Собор избрал на престол Михаила Романова. Затем он заседал почти без перерыва до 1622 г., помогая бюрократии восстанавливать порядок в израненной стране. После 1653 г. Собор исчезает из русской жизни. Собор имеет отличия от подобных западных учреждений. Собор не был представлением сословий с их правами и привилегиями (как Генеральные штаты). Русские Соборы были собранием «всех чинов Московского государства». Считалось, что их участники несут государственную службу, и им выплачивалось жалованье из казны. Присутствие на Соборе было обязанностью, а не правом. Собор был в России связующим звеном между короной и провинцией. С улучшением бюрократического аппарата нужда в Соборах отпала.

Соборность Руси. Собор – Собрание светских и духовных чинов для совета и решения важных дел в XVI – XVII вв. (Земский, Вселенский, Поместный). Первый собор был созван Иваном Грозным в феврале 1549 г. – так называемый «собор примирения», на котором царь призвал после мятежей и набегов казанских и крымских татар к совместной защите государственных интересов. «Собор примирения» был первым Земским собором, то есть собранием представителей сословий. В 1556 г. на них уже присутствовали представители верхов торгово-промышленного населения. Русское государство становилось сословно-представительной монархией. Важные государственные мероприятия стали проводиться с санкции земских соборов, на которых решающее слово принадлежало дворянству. Другое значение слова «соборность» - высокая духовность, идеал духовного единства, доступный в реальной жизни лишь немногим. Очень часто в этом значении слово соборность употребляют там, где правильнее было бы употребить слово общинность – как единство психолого-физическое, которое является уделом подавляющего большинства населения Руси.

Сословие – социальная группа общества, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и привилегий. В феодальной Франции XIV – XV вв. общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). В России со второй половины XVIII в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, крестьянство, купечество, мещанство. Сословные пережитки сохраняются на Западе до настоящего времени.

Сословно-представительная монархия – форма феодального государства, при которой власть монарха сочеталась с органами сословного представительства духовенства, дворян, горожан. Сложилась в большинстве стран Европы в XIII – XIV вв. (органы сословного представительства – парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании). Сословное представительство в виде земских соборов существовало также в России (XIV – XVII вв.), с середины XVII в. начинается переход к абсолютной монархии.

Староверы – одно из названий сторонников старообрядчества.

Старообрядцы – совокупность религиозных групп, не принявших церковных реформ середины XVII в. и ставших оппозиционными или враждебными официальной православной церкви и государству. Это сторонники ортодоксального православия. До 1906 г. преследовались царским правительством. Делились на ряд течений (поповцы, беспоповцы, беглопоповцы) и толков. Главной идеей старообрядцев было «отпадение» от мира зла, нежелание жить в нем. Поэтому для них характерна замкнутость и нежелание контактировать с другими верующими. В поисках находящихся под защитой самого Бога «сокровенного града Китежа» и утопической страны Беловодье, старообрядцы заселили значительную часть Сибири и создали базу для освоения новых земель. Статистика старообрядцев недостоверна: по переписи 1897 г. староверцев и сектантов было 2 млн. человек (хотя по неофициальным данным примерно 20 млн. человек).

Стол – в Древней Руси княжеский престол.

Сторожи – на Руси пограничные наблюдательные пункты.

Соборное Уложение 1649 г. Оно определяло все стороны жизни общества: земельные, семейные отношения, наказания за уголовные и политические преступления и др. Причины, по которым нужно было принять Уложение: 1) Законодательный материал был чрезвычайно беспорядочен и случаен. С конца XV в. Московское государство управлялось Судебником Ивана III и многими частными указами. Была потребность свести законодательство в одно целое. 2) К середине XVII в. все слои населения были недовольны своим положением. Многочисленные челобитья показывали, что нужно пересмотреть и исправить сообразно новым требованиям многие законы. К делу составления кодекса были привлечены выборные люди, съехавшиеся на собор из 130 городов. Среди выборных насчитывалось до 150 служилых и до 100 тяглых людей. От московских дворян и придворных чинов тоже были выборные (а не все, как ранее).

Уложение – это кодекс всех законодательных норм, выражение действующего государственного, гражданского и уголовного права. Оно охватывало все сферы государственной жизни и состояло из 25 глав, почти 1000 статей. Законодательный материал не был механически перенесен, но разработан и исправлен. Новые статьи часто имели характер крупных общественных реформ. Уложение отменило урочные лета для сыска беглых крестьян и окончательно прикрепило их к земле. Это отвечало интересам служилого сословия и означало окончательное закрепление крепостного права. Уложение запретило духовенству приобретать вотчины, что отвечало интересам служилого сословия. Ограничены судебные льготы и привилегии духовенства. Уложение впервые последовательно закрепило и обособило посадское население, обращая его в замкнутый класс. Из посада теперь нельзя уйти, но нельзя и войти никому постороннему. Все новые положения в документе возникали по коллективным челобитьям выборных людей и составили суть реформы. Уложение фактически было общественной реформой, так как «вышло» из земских челобитий и программ. Служилые классы достигли большего, чем прежде, обладания крестьянским трудом и успели остановить выход вотчин из служебного оборота. Тяглые посадские общины добились обособления и защитили себя от вторжения в посад высших классов. Вся земщина достигла некоторых улучшений в деле суда с боярством и духовенством и в отношениях с администрацией. Торговые люди ослабили конкуренцию иностранных купцов через уничтожение некоторых их льгот. Принятие Уложения было победой средних классов. Церковь в лице патриарха Никона отрицательно отнеслась к его принятию, так как оно поколебало принцип независимости церковного строя и подчиняло церковные лица и владения общегосударственному суду, затронуло и церковное землевладение. Собор, на котором было принято Уложение, восстановил против себя и крепостную массу крестьянства. Уложение было несовершенно, в дальнейшем его исправляли и дополняли по частям «новоуказные статьи».
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх