(ТЕОРИЯ) Термины по истории. Часть II

Вадим Маркарьян

Модератор
Команда форума
Местничество – система служебных отношений, выросшая из обычаев в княжения Ивана III и его сына Василия.

Место (генеалогическое) – ступень, занимаемая каждым членом фамилии на фамильной лестнице старшинства по его расстоянию от родоначальника.

Место (служебное) – первоначальное понятие сложилось среди бояр за княжеским столом, где они рассаживались в порядке служебно-генеалогического старшинства. Потом оно перенесено на все служебные отношения, на правительственные должности. Система местничества была закреплена в 1556 г. Государевым родословцем, где было расписано «место» до 200 родовитых фамилий. Таким образом, при назначении на должности в государстве учитывались не способности и заслуги, а «порода», происхождение. Потомки великих князей становились выше потомков удельных князей, потомки удельного князя – выше простого боярина, московский великокняжеский боярин – выше служилого князя и боярина удельного. Учитывался и срок службы фамилий при московском дворе. Среди знатнейших фамилий – потомки великих русских князей: Пенковы, Шуйские, Ростовские, Бельские, Мстиславские, Патрикеевы, Голицыны, Куракины; из старейшего нетитулованного боярства – Захарьины, Кошкины, потомки удельных князей – Курбские, Воротынские, Одоевские, Белевские, Пронские, московские бояре – Вельяминовы, Давыдовы, Бутурлины, Челяднины. Местничество было опорой и гарантией политического положения боярства, оно тормозило развитие общества, отменено в 1682 г.

Митрополит – в православной церкви второй после патриарха сан в церковной иерархии.

Монастыри. Монашество появилось на Руси вместе с христианством. В конце XII в. было 70 монастырей (в том числе, в Киеве – 15, в Новгороде – 20). В конце XIII в. их насчитывалось уже около 100. Как правило они строились в городах или их ближайших окрестностях. С XIV в. начинают распространяться «пустыни» – монастыри вдали от городов. В XIV – XVI вв. было построено 104 городских и пригородных монастыря и 150 пустынных. Таким образом, количество монастырей к концу XVI в. составило более 350. Это способствовало расширению колонизации новых земель, развитию культуры. Монастыри владели большим количеством земли, покупали ее, проводили другие операции по ее приобретению, давали деньги в долг под проценты. Это приводило к непомерному обогащению монастырей, упадку дисциплины в них, что стало общим явлением в XVI в. Нарушалось экономическое равновесие государства. Необходимо было преобразовать жизнь монастырей и упорядочить отношения церкви с государством. В решении этого вопроса наметились две линии: Нила Сорского («нестяжатели») и Иосифа Волоцкого («осифляне»). «Нестяжатели» выступали против крупного церковного землевладения. Их поддерживали влиятельные бояре, которые видели в церковных землях источник для «испомещения» дворянства (поместье). Однако, великокняжеская власть была вынуждена считаться с церковью. Собор 1503 г. окончился поражением «нестяжателей». В середине XVI в. 1/3 населенных земель принадлежала церкви. Решения церковного собора 1551 г. (записанные в книге из 100 глав – «Стоглав») были компромиссом между «осифлянами» во главе с митрополитом Макарием и нестяжательным окружением правительства Адашева и Сильвестра при Иване Грозном. Решения Стоглава: провозглашена незыблемость права духовенства на землю; аннулированы пожалования монастырям после Василия III; запрещена покупка земли монастырями; запрещено без царского ведома передавать земли церкви, нельзя основывать новые слободы церкви в городах; проведена унификация обрядов.

Монгольская держава (у Л.Н. Гумилева – «Великая Степь») – государство от Тихого океана до Дуная и от Ледовитого океана до Закавказья, империя, сложившаяся в результате завоевательных походов Чингисхана и его преемников в начале XIII в. Включала в себя несколько улусов: Великого хана (ставка – Каракорум), Чагатайский (Средняя Азия), Хулагу (Закавказье, юг Каспия), Джучи (Золотая Орда). Распалась в конце XIV в.

Москва – основана в 1147 г. До середины XIII в. Москва входила в состав Владимирского княжества, в 1263 г. получает самостоятельность и вокруг нее начинается объединение русских земель. Особенно поднялась роль Москвы в период княжения Ивана Калиты (1328 – 1341 гг.). Город становится политическим и религиозным центром Руси. «Москва – Третий Рим» – это положение является одним из составляющих идеологии русского самодержавия. Рим Петра и Константина пал в наказание за ересь. Москва стала Третьим Римом, и как таковая будет стоять вечно, ибо четвертому не бывать. Русь является безупречнейшим и благочестивейшим христианским царством на земле. Идея эта сформирована в первой половине XVI в. псковским монахом Филофеем и стала неотъемлемой частью официальной политической теории Московской Руси.

Наместник – должностное лицо в XII – XVI вв., возглавлявшее местное управление. До середины XVI в. назначался царем и Боярской думой.

Нестяжатели – религиозно-политическое течение в Русском государстве в конце XV – начале XVI вв. Проповедовали аскетизм, уход от мира, требовали отказа церкви от земельной собственности. Идеологи: Нил Сорский, Вассиан Косой и другие.

Норманская теория – система взглядов и представлений о происхождении древнерусского государства, сформулированная во второй четверти XVIII в. З. Байером, Г.Ф. Миллером, А. Шлецером, подчеркивавшими решающую роль норманнов (варягов) в создании государства Киевская Русь. В числе основных вопросов – происхождение термина «русь» и династии киевских князей. Противоположное течение – антинорманисты (М.В. Ломоносов).

Общественно-политическая мысль и культура XVI в. В 50 – 70-е гг. XVI в. при участии Ивана IV, А. Адашева и других составлен Лицевой свод – летопись истории человечества от сотворения мира до XVI в., а под руководством митрополита Макария – Степенная книга (1561 – 1563 гг.), где материал был сгруппирован по ступеням – «степеням». Иван Пересветов – видный представитель общественно-политической мысли. Проекты реформ, предложенные им, имели целью создание сильной самодержавной власти. Видный публицист середины XVI в. – Ермолай Еразм. Составлены митрополитом Макарием и его сподвижниками «Четьи Минеи» – книга для чтения по месяцам. Построен собор Василия Блаженного в Москве (1554 – 1560 гг.).

Окольничий – придворный чин и должность в Русском государстве – XIII – начале XVIII вв. Возглавлял приказы, полки.

Опричнина. Реформы середины XVI в. содействовали укреплению Русского централизованного государства, усилению поместного дворянства. Однако, перед Иваном IV стояла задача сломить могущество княжеско-боярской аристократии путем ликвидации ее землевладений и обеспечения за счет боярских земель широких кругов дворянства. Царь поделил государство на опричнину и земщину. В опричнину (от слова «опричь», кроме), непосредственно подведомственную царю, вошли лучшие земли вокруг Москвы с учетом военно-стратегического положения. В опричнину (особый двор, по выражению московских летописцев) вошло около половины всего государства. Это было дворцовое хозяйственно-административное учреждение, заведовавшее землями, отведенными на содержание царского двора. В опричнине были особые бояре, дворецкие, казначеи, дьяки, дворовые и др. Вся остальная территория отводилась под земщину. Во главе земщины стояла Боярская Дума, сохранялись приказы и вся система управления. Таким образом, существовали как бы две параллельные структуры власти. Но, как пишет В. Ключевский, в опричнине «надо различать территорию и цель».

Опричнина – это политика Ивана Грозного, направленная против боярской аристократии. Она неоднократно меняла свои формы и направление. Сперва ее острие было направлено против княжеско-боярской знати, затем - дворян, приказных и горожан.

Опричнина – это политика террора, как основного средства укрепления самодержавной власти. Были созданы опричные войска из рядовых помещиков, первоначально в 1000 человек. 1565 – 1572 гг. – первый период опричнины. Разгром боярской оппозиции. В 1567 г. раскрыт боярский заговор, многочисленные казни. В 1570 г. карательные походы в Новгород, Торжок, Тверь. Всего было казнено около 4000 человек. 1572 – 1584 гг. – второй период опричнины. Репрессии коснулись и князей из числа опричников. Выявились и ее отрицательные стороны: разорение страны и крестьян в результате массового перераспределения земель и грабежа. Резкое обособление опричнины и земщины создало перегородки, препятствующие слиянию и укреплению русских земель. Экономическая раздробленность не была изжита. Опричнина прервала связь потомков удельных князей с их территориями. Однако, она совпала с поражением в Ливонской войне, засухами и, как следствием, голодом, эпидемией чумы. Запустение и смута стали результатом опричной политики Ивана Грозного.

Ордынское иго – принятое в литературе название системы властвования Золотой Орды над Русью, включавшей управление завоеванными территориями, а также политику в отношении различных слоев и социальных групп населения. Существуют различные подходы к характеристике взаимоотношений Руси и Орды. Одни ученые полагают, что иго – катастрофа для Руси: затормозилось складывание феодальных отношений, возродились архаичные формы хозяйства, исчез ряд ремесел, произошел разрыв отношений с Европой, деформировалась российская государственность ... Другие ученые полагают, что ига как такового на Руси не было. Не изменился политический строй и система управления, осталась идеологическая независимость, развивались производство и обмен. Размеры ущерба, нанесенные ордынцами, преувеличены. Существовала взаимная связь и взаимовлияние двух культур. Акцент делается на синтез цивилизаций и формирование евразийской культуры. Само «иго» представляется мифом. В новейшее время последняя точка зрения получила развернутую характеристику в работах Л.Н. Гумилева.

Осифляне – религиозно-политическое течение в Русском государстве в конце XV – начале XVI вв., идеолог Иосиф Волоцкий. В борьбе с нестяжателями отстаивали незыблемость церковных догм, защищали церковно-монастырское землевладение (в XVI в. в собственности русского духовенства находилась 1/3 всей земли). Иногда осифлян называют любостяжателями. Церковь, по их мнению, должна тесно сотрудничать с монархией.

Основные факты четвертого периода русской истории (начало XVII – середина XIX вв.) по В.О. Ключевскому. 1. Влияние территориального расширения на отношение государственной власти к обществу. Чем более расширялась территория русского государства, тем более стеснялась внутренняя свобода народа. 2. Соотношение управления и общества. Генеалогическое и экономическое оскудение боярства и усиление столичного дворянства. В XVII в. дворянство превращалось в бюрократию, более привилегированную, чем боярство. Таким образом, чем менее становилось аристократичным управление, тем более увеличивались привилегии господствующего класса. 3. Народное хозяйство и его отношение к социальному строю. Промышленность добывающая и домашняя, разработка земли, мелкие промыслы. Отсутствие крупных обрабатывающих производств, слабая хозяйственная техника, нетронутость природных богатств. Расширение и укрепление крепостной неволи при Екатерине II. 4. Чем шире мы пользовались плодами западноевропейской культуры, тем более расходились с ее основными стремлениями к равенству и свободе. По мере усвоения западноевропейских форм политического и гражданского быта, характер и внутренний строй общества становился все более азиатским (менее европейским). 5. Политический строй у нас устанавливался в обратно пропорциональном отношении к запасу знаний и идей, притекавших к нам с запада. Народные силы в своем развитии отставали от задач, становившихся перед государством. Политическое положение трудящихся классов устанавливается в обратно пропорциональном отношении к экономической производительности их труда.

Пассионарность (как характеристика повеления) – избыток биохимической энергии живого вещества, проявляющийся в способности людей к сверхнапряжению.

Патриарх – высший титул главы самостоятельной православной христианской церкви. В России впервые избран собором русских церковных иерархов в 1589 г. Наибольшего могущества власть патриарха достигла при Никоне (XVII в.). Никон, добиваясь независимости церковной власти от светской, вступил в конфликт с царем. С этого времени происходит постепенное подчинение патриарха светской власти, что завершилось при Петре I. В 1721 г. он ликвидировал сан патриарха, а церковными делами стал руководить Синод. Чин восстановлен в 1917 – 1918 гг.

Первые постоянные дипломатический миссии в Москве – Швеция – 1666 г., Дания – 1672 г., Польша – 1673г., Бранденбург – 1675 г., Голландия – 1678 г.

Первые русские постоянные миссии в европейских государствах. 1634 г. – Швеция, 1673 г. – Речь Посполитая, 1699 г. – Голландия, 1700 г. – Дания, 1701 г. – Австрийская империя, 1702 г. – Франция, 1706 г. – Великобритания.

Поместное землевладение. Установилось в Московском государстве в XV – XVI вв.

Поместье в Московской Руси – это участок казенной или церковной земли, данной государем или церковью в личное владение служилому человеку при условии службы, т.е. как вознаграждение за службу и, вместе с тем, как средство для службы. («по месту» службы, чтобы кормиться). Условным, личным и временным характером поместное владение отличалось от «вотчины», составлявшей полную наследственную земельную собственность своего владельца. Таким образом, поместное землевладение искусственно развивало частное землевладение. В XVIII в. по законам Петра I и императрицы Анны поместья стали собственностью владельцев, окончательно слились с вотчинами, и само слово «помещик» получило значение земельного собственника из дворян.

Периоды русской истории (по В.О. Ключевскому). I. VIII – XIII вв. – днепровский. Масса русского населения на среднем и верхнем Днепре с его притоками ... Господствующий политический факт периода – «политическое дробление земли под руководством городов». Господствующий факт экономической жизни – «внешняя торговля с вызванными ею лесными промыслами, звероловством и бортничеством». «Это Русь Днепровская, городовая, торговая». II. XIII – середина XV вв. – верхневолжский период. Главная масса русского населения – на верхней Волге с притоками. Господствующий политический факт периода – «удельное дробление верхневолжской Руси под властью князей». Господствующая форма экономической жизни – сельское хозяйство, то есть «земледельческая эксплуатация алаунского суглинка посредством вольного крестьянского труда». «Это Русь Верхневолжская, удельно-княжеская, вольно-земледельческая». III. середина XV – до второго десятилетия XVII вв. (1450 – 1613 гг.) – великорусский период. Главная масса русского населения растекается из области Верхней Волги на юг и восток, образуя особую ветвь народа – Великороссию. Но, расплываясь географически, великорусское племя впервые соединяется в одно политическое целое под властью Московского государства. Господствующий политический факт периода - государственное объединение Великороссии. Господствующим фактом экономической жизни остается сельскохозяйственная разработка старого верхневолжского суглинка и новозанятого средневолжского и донского чернозема посредством вольного крестьянского труда. Но его воля начинает стесняться по мере сосредоточения землевладения в руках служилого сословия, военного класса. «Это Русь Великая, Московская, царско-боярская, военно-землевладельческая». IV. Всероссийский период – начало XVII – середина XIX вв. Русский народ распространяется по всей равнине от Балтийского и Белого морей до Черного моря, Каспия и Урала и даже проникает на юг и восток – далеко за Кавказ и Урал. Политически почти все части русской народности соединяются под единой властью: к Великороссии примыкают одна за другой Малороссия, Белоруссия, Новороссия, образуя всероссийскую империю. «Это политическое собирание и объединение частей русской земли и есть господствующий политический факт периода». Основным фактом экономической жизни остается земледельческий труд, окончательно ставший крепостным, к которому присоединяются обрабатывающая промышленность, фабричная и заводская. «Это период всероссийский, императорско-дворянский, период крепостного хозяйства, земледельческого и фабрично-заводского».

«Повесть временных лет» – общерусский летописный свод, составленный в Киеве во втором десятилетии XII в. Нестором. Текст включает летописные своды XI в. и другие источники. История Руси дана в контексте всемирной истории и истории славянства. Положена в основу большинства русских летописных сводов.

Посад – община торговцев и ремесленников; скорее юридическая, чем территориальная, единица в России. Поэтому каждый третий город в России не имел посада. Посады, напротив, часто существовали в сельских местностях или возле монастырей. На посаде лежали тяжелые повинности; он не был привилегированной корпорацией, как на Западе. Часто посадом считают предместье, или неукрепленную часть города, таким образом сужая понятие.

Посадские люди – в Русском государстве торговое и ремесленное население города, которое несло государственное тягло (налоги, торговые пошлины, натуральные повинности и прочее). В 1775 г. разделены на купечество и мещан.

Постельничий – придворная боярская должность из ближайшего окружения царя в XV – XVII вв. Сопровождал царя, хранил его личную печать, часто возглавлял личную канцелярию. Ведал постельной казной – хранилищем царской одежды, украшений, посуды, икон, архива и прочего. В его подчинении были слободы ткачей и мастерская палата, где шили одежду для царской семьи.

Православие – одно из главных и старейших направлений в христианстве. Возникло в IV в. с разделением Римской империи на Западную и Восточную. За Западной (Римской) церковью осталось название католическая, а за Восточной – православная. Формально датой разделения считается 1054 г., когда Римский кардинал Гумберт и Константинопольский патриарх Михаил Керуларий отлучили друг друга от церкви. Богословские основы определились в Византии в IX – XI вв. При Владимире Святославовиче в 988 – 989 гг. православие стало государственной религией Руси. Постепенно православие разделилось на несколько автокефальных (самостоятельных) церквей. С 1448 г. Русская православная церковь (РПЦ) стала автокефальной: митрополит Иона был посвящен Собором русского духовенства самостоятельно, без ведома и участия греческого патриарха. В 1598 г. Московский митрополит был наименован патриархом, что означало объявление полной самостоятельности Русской церкви. В 1917 г. церковь была отделена от государства. В 1990-е гг. государство Российская Федерация снова берет под крыло Православную церковь.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх