(ТЕОРИЯ) Судьба адыгейского народа

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Адыги – самоназвание адыгэ, множ. адыгэхэр – один из древнейших народов Северного Кавказа в прошлом населявший практически всю его западную часть, теперь большинством (несколько миллионов человек) проживающий в диаспоре в Турции. А также диаспорах Сирии, Иордании, Израиля, Косовской Республики и – в небольшом числе, некоторых европейских странах, Канаде и США. Адыгский язык относится к абхазо-адыгской (вместе с абхазским и абазинским) группе иберийско-кавказской языковой семьи, объединяющей большинство коренных народов Кавказа.
1685031855674.png
Черкесы (адыги). Автор рисунка Шарль-Мишель Жоффруа (1819 – 1882 гг.)
Адыги принадлежат к понтийскому типу кавказо-балканской подрасы южной ветви европеоидной расы и являются потомками племен, населявших земли, прилегающие к Азовскому, Черному и Средиземному морям, еще в первобытную эпоху.
Самые древние письменные источники, сообщающие о населении Западного Кавказа – это труды древнегреческих путешественников (особенно Страбона). В них говорится о проживавших по восточному побережью Азовского моря племенах меотов и населявших горы близ Черного моря племенах синдов. Греки построили на Черноморском и Азовском побережьях Кавказа несколько городов и активно торговали с меотами и синдами, закупая у них (преимущественно) засоленную рыбу.
Итак, предками адыгейцев были древнейшие племена Кавказа, автохтонное население этого региона. Взаимодействуя с соседними этносами они образовали народности ахеев, зихов, меотов, торетов, синдов. Они занимали территорию Черноморского побережья и Краснодарского края ещё в I тысячелетии до н.э.
С началом нашей эры именно на этих территориях появляется государство Синдика. Что примечательно, эти земли считались крайне «опасными» даже для могущественных завоевателей (к примеру, царя Митридата).
Однако по-настоящему единым народом адыги осознали себя, когда пришедшие из степей к северу от кавказской земли различные кочевые племена оттеснили их с приазовских равнин в горы за реку Кубань. В разные века города на побережьях Черного и Азовского морей занимали гунны, византийцы, хазары, а во времена Киевской Руси русские князья основали на крайнем западе Кавказа – близ устья Кубани, Тмутараканское княжество. Затем эти города заняли генуэзцы.
1685031912837.png
Эжен Делакруа. «Черкес держит лошадь под уздцы»
Отношения «пришлых народов» с адыгами сводились к мирной (меновой) торговле, но нередко случались и столкновения. В XIII в. адыгские земли, как и весь Северный Кавказ, подверглись агрессии монголо-татар. Однако татары, привыкшие к открытым степям, не смогли полностью овладеть горами Западного Кавказа, в которых от них укрылись адыги. По-настоящему местное население так и не покорилось татарским ханам.
1685031956819.png
Собрание черкесских (адыгских) князей на рисунке Г.Г. Гагарина (1810 – 1893 гг.)
Адыги были искусными и отважными воинами, умело использовали в сражении пересеченный рельеф местности. Вскоре они стали наносить тяжелые поражения татарским войскам, и к XVII в., когда единое татарское государство Улус Джучи (Золотая Орда) распалось, адыги расселились по степным районам Северного Кавказа от Дона до Терека.
1685031988587.png
Адыги жили в домах, построенных из обмазанных глиной плетней, крытых соломой или камышом: такой дом, если его разрушали враги, легко было выстроить заново. Селения защищались валом из связанных вместе бревен. Занимались преимущественно скотоводством, на равнине выпасая крупный рогатый скот, а в горах – овец. Но значительную долю в хозяйстве занимало и земледелие: в долинах рек сеяли просо, а в горах разбивали богатые фруктовые сады.
Управлялось население родовыми старшинами и племенной аристократией (последняя занималась в основном военным делом). Во главе аристократии стояли князья, имевшие довольно сильную феодальную власть. Родоплеменные отношения были очень крепки, Например, до XIX в. адыги землей, на которой пасли скот и засеивали поля, владели совместно всем родом. Адыгским князьям подчинялись многие другие народы Кавказа. Но среди адыгских племен никогда не было единства: любой князь не считал себя обязанным кому-то подчиняться. Поэтому купцам и путешественникам было опасно проезжать в те времена через Кавказ: можно было получить разрешение одного князя на проезд через земли его племени, но дальше была территория другого князя, где путников могли ограбить или взять в плен. Поэтому татары и турки, а за ними и остальной мир прозвали адыгов — «черкес» (отрезающий путь). В России их так называли вплоть до начала XX в.
В средневековье подавляющее большинство адыгов исповедовало древние языческие верования. Особое поклонение осуществлялось богу грома и молнии Шыблэ. Смерть от удара молнией считалась почетной. Для вызова дождя, плодовитости скота, лечения больных люди совершали ритуальные действия с песнопениями и заклинаниями. Многие представители знати исповедовали христианскую религию – ортодоксального толка, принесенную из Византии или католического, завезенную из Италии.
В XVI в. генуэзские колонии по берегам Черного и Азовского морей захватили османские войска, а в северокавказских степях усилилось военное влияние крымских ханов, которые то воевали с адыгами, то за дары поддерживали каких-либо адыгских князей в их усобицах. Из Крыма и Оттоманской Порты на Западный Кавказ пришел ислам, который быстро стал распространяться среди местного населения – сначала союзной Крыму и османам знати, а затем и простого народа. Между адыгами, принявшими ислам, и приверженцами старых верований долго шла ожесточенная борьба. На стороне местных мусульман всегда выступали Крымское ханство и Османская империя, а их противники обращались за помощью к России.
Борьба между адыгскими князьями, крымско-османскими силами и русскими войсками, с переменным успехом продолжалась до конца XVIII в.
Но, многие племена и роды, дорожа своей свободой, не желали подчиняться ни султану или хану, ни русскому царю ... Но при этом адыгские племена не желали объединяться даже для достижения одной цели.
Границы Российской империи приблизились к Кавказу ещё в XVII в.
В конце XVIII в. Крымское ханство пало под ударами русских войск, и Россия начала активное военно-колонизаторское проникновение на Западный Кавказ. Разобщенные адыгские племена не смогли противостоять хорошо организованной русской армии. Сначала адыги оставили большинство степей Предкавказья, переселившись за Кубань и в предгорья Центрального Кавказа, уступив свои земли казачьим поселенцам.
У казаков вся жизнь была связана с войной, с воинской службой. В этом отношении их менталитет совпадал с горским; уклонение от службы для казака считалось позором. В период Кавказской войны сражения с горцами стали фактически единственным фронтом, на котором задействовались казачьи части Кавказа.
1685032043135.png
Казаки
Но и для казаков эта война была тяжелым испытанием. Казачьи станицы в большом количестве стали «вырастать» в Закубанье, в Кабарде, на правобережье Терека.
Гористая местность не позволяла жителям Кавказа активно заниматься земледелием, главным занятием мужского населения были скотоводство, ремесла, набеги. Особенно часто горцы совершали их на грузинские земли.
С начала XIX в. в Закавказье уже имелось постоянное присутствие Российской Империи, а Северный Кавказ был мостом к нему. Было понятно, что, если не взять регион под контроль, в нем укрепятся соседствующие Персия и Османская империя. Процесс объединения горцев под влиянием России не был быстрым и легким, ведь против этого было буквально все: различие культур, веры, даже природы, а также внешние силы со стороны других государств.
После присоединения Восточной Грузии к России в самом начале 1801 г., несмотря на достигнутые с российскими властями договоренности, эти набеги не прекратились. В 1810 г. в состав Российской империи вошло Картли-Кахетинское царство. А к 1813 г. также и Закавказские ханства – Гянджинское, Шекинское, Кубинское, Талышинское. По Гюлистанскому мирному договору 1813 г., завершившему русско-персидскую войну, Иран отказывался в пользу России от суверенитета над Дагестаном, Картли-Кахетией, Карабахским, Ширванским, Бакинским и Дербентским ханствами. Два главных региона, в которых была готовность к неповиновению и вооруженной борьбе за независимость – западный регион (Черкесия и Абхазия) и Северо-Восточный (Чечня и Дагестан) – стали основной ареной боевых действий ближайшего полувека. Юго-западная часть Северного Кавказа оставалась в сфере влияния Османской империи.
Кавказская война была самым длительным вооруженным конфликтом не только в истории Кавказа, но и в истории России.
1685032129972.png
1685032139773.png
1685032148638.png
М.Ю. Лермонтов. Воспоминания о Кавказе, 1838 г.
Кавказская разведка. Художник Франц Рубо (1856 – 1928 гг.)
Франц Рубо. «Казаки. Горцы»
На начальном этапе конфликта основной вопрос заключался в том, кто на этих землях будет внедрять свои порядки – Персия и Османская империя или Россия? Несмотря на договоренности о присоединении Северного Кавказа с главами местных знатных родов, власть Российской империи в данном регионе даже после паполеоновских войн была весьма условной.
Наиболее враждебно настроенные горцы из высокогорных районов не признавали присоединения своей территории к России и продолжали грабительские набеги. Россия вынуждена была постоянно обороняться. Однако оборона и ответные операции были затруднены, поскольку гористая местность создавала естественную преграду для военных успехов.
Кроме того, Кавказ становится объектом не только русско-ирано-турецких, но и острых англо-франко-русских разногласий. В политике противоборствующих держав особое место занимал так называемый «черкесский вопрос», под которым понимали борьбу России, Турции и Англии за политический приоритет в северо-западной части Кавказа. Отсюда и стремление европейских держав вовлечь горские народы в военные конфликты, которые происходили в XIX в. на Востоке.
Итак, в 1817 г. началась длительная Кавказская война, столкнувшая интересы Востока и Запада, стоившая всем сторонам многих сил. Война началась при Александре I, охватила весь период царствования Николая I и была закончена Александром II лишь в 1864 г. При этом, каждый император продвигал свою политику ведения войны, отчего она велась неравномерно и с неравномерным же успехом. Так, например, Александр I не одобрял жестких методов покорения кавказских народов, которые разделяли другие правители или военачальники.
1685032167030.png
1685032175184.png
1685032184149.png
Алексей Петрович Ермолов
Шамиль
Михаил Семёнович Воронцов
На первом этапе, длившемся с 1817 по 1827 гг., началось постепенное продвижение русских войск вглубь Северного Кавказа. Уже в 1816 г. сформирован отдельный Кавказский корпус войск под командованием генерала Алексея Петровича Ермолова. Герой наполеоновских воин Ермолов был суровым, твёрдым и решительным человеком. Он разработал план военной и административной деятельности на Кавказе.
На втором этапе войны с 1827 по 1834 гг. на Северном Кавказе складывается теократическое государство – имамат, первым правителем-имамом которого в 1828 г. стал Гази-Магомед.
В октябре 1832 г. войско Гази-Магомеда было блокировано в ауле Гимры отрядом русской армии, и в результате ожесточённого штурма имам был убит. Настроения в кавказском регионе менялись. Наступал следующий период войны.
1685032204654.png
Альфред Веруш-Ковальский. «Черкесские разведчики»
На третьем этапе с 1834 по 1855 гг. война вступила в свою наиболее интенсивную фазу. Движение горцев возглавил имам Шамиль, одержавший ряд крупных побед над царскими войсками. В 1846 г. очередному главнокомандующему войсками, сподвижнику Ермолова, генералу Михаилу Семёновичу Воронцову удается переломить ситуацию. После неудачного военного рейда вглубь непокорной территории, Воронцов возвращается к методам, которые использовал в борьбе с горцами генерал Ермолов. Возведение укреплений по мере медленного продвижения вглубь Чечни и Дагестана, строительство дорог, рубка непроходимых зарослей.
С активизацией русских войск на Северном Кавказе боевой дух горцев начал падать, имам Шамиль потерпел несколько поражений подряд. Большая часть племен соглашается покориться Российской империи. К этому времени низшие и средние слои кавказского общества проникаются преимуществами жизни под подданством Российской империи.
Четвертый период Кавказской войны с 1855 по 1859 гг. связан с победой русских войск над остатками горских сил и пленением имама Шамиля.
1685032269250.png
Теодор Горшельт. «Пленение Шамиля»
На пятом этапе, с 1859 по 1864 гг., русские императорские войска заняли всю территорию по северному склону Кавказского хребта, а в мае 1864 г. взяли штурмом последний очаг сопротивления горцев – урочище Кбаада, где сегодня находится Красная Поляна. Состоявшийся там военный парад русских войск принято считать моментом окончания Кавказской войны. Были ликвидированы последние очаги сопротивления черкесов, абхазов и адыгов в Западной Черкесии.
Ценой значительного кровопролития, Россия смогла подавить вооружённое сопротивление горцев. Сотни тысяч местных жителей, не принявших российской власти, перебрались Турцию и на Ближний Восток. Закрепление России в Закавказье установило спокойствие на Кавказе, которое обеспечивалось присутствием вооруженного казачьего войска. Завоевав Северный Кавказ, Российская империя окончательно подчиняет весь регион, чётко дав понять Персии и Османской империи, чья это земля.
Оставшиеся на родной земле адыги были вынуждены принять подданство российского императора.
С новой властью в регион пришли и более совершенная техника земледелия, просвещение и здравоохранение, а позже – и промышленное производство. Начался процесс взаимного обогащения культур многонационального кавказского региона.
1685032342133.png
Военно-грузинская дорога, конец XIX в.
Влияние России вызвало перемены в области транспорта, домашнего обихода, костюма, во всем образе жизни горских народов. В результате общения с русским населением вместо векового очага, низкого трехножного стола, постепенно в доме горца стали появляться печь, кровать, высокий стол, стулья, самовар, фарфоровая и фаянсовая посуда, зеркала, часы, керосиновая лампа и другие бытовые предметы. Ведь в прежние периоды неустанных набегов и войн на это попросту не оставалось ресурсов, времени и сил. Теперь же у некоторых народов сама комната с печью стала называться «печ» пли «пеш».
1685032379874.png
Убранство кавказского дома
Крышу дома стали покрывать черепицей или жестью. Строили такие дома обычно русские плотники, печи клали русские печники, которые приходили на заработки в горские аулы. Если до начала XIX в. в домах горцев отсутствовали окна, которыми служили небольшие отверстия в потолке, то позднее строили дома с застекленными окнами, рамами.
То же касается и появления железной дороги, трактов, телеграфа, почты, банков, систем управления, администрирования, попечительств. При этом, ядро менталитета кавказских народов сохранилось. Это до сих пор выражается во множестве традиций, обычаях, поведении и понятиях морали.
Несмотря на успешное завершение войны, Россия приобрела сложный и неспокойный регион, который требовал усиленных ресурсов для поддержания порядка, а также дополнительных мер защиты.
Несмотря на запрет по Парижскому мирному договору 1856 г. держать на Черном море военный флот, российское командование направило военные корабли для крейсирования вдоль Черноморского побережья Кавказа, чтобы пресечь поставки горцам оружия и боеприпасов из Турции.
Несмотря на отчаянное сопротивление адыгов и родственных им убыхов, в боях за проход к побережью основные силы горского войска терпели поражение. В начале 1864 г. российские войска преодолели Гойтхский перевал в Главном Кавказском хребте и вышли в долину реки Туапсе. Затем, продвигаясь быстрым маршем на юг, без боя заняли важнейший стратегический пункт Черноморского побережья — урочище Туапсе, где находился оставленный русской армией в Крымскую войну полуразрушенный Вельяминовский форт.
1685032423976.png
Укрепление Вельяминовское (Военная энциклопедия И. Д. Сытина)
После занятия русскими Туапсе адыгское войско было оттеснено на сравнительно небольшую территорию в горные районы земель убыхов. В связи с этим в Сочи — столице адыго-убыхского государства, состоялось срочное заседание Меджлиса.
1685032455926.png
Сочи на рисунке Джеймса Белла
На нем было признано, что бороться дальше против многократно превосходящего по силам противника невозможно. Чтобы не стать подданными царя-иноверца и сохранить возможность жить в соответствии с предписаниями ислама, было принято решение об эмиграции всего горного адыгского и убыхского населения в Турцию.
Началось массовое бегство горского населения на побережье, к которому стали прибывать османские торговые суда, владельцы которых соглашались перевезти людей через море за небольшую плату. Толпы мирных жителей — большей частью женщин, детей и стариков, двигались, оставив пустыми родные селения, взяв с собой лишь то из имущества, что могли унести в руках, по горным тропам среди зимних лесов.
1685032501146.png
1685032509498.png
1685032517468.png
1685032526514.png
Горские беженцы на картинах Фарука Кутлу
Беженцы массово умирали от голода или замерзали в пути. В огромном количестве обездоленные жители скапливались на морском берегу, стремясь скорее уйти от российских войск, которые из Туапсе развернули наступление на восток и заняли пустой Лазаревский форт, долину реки Шахе.
Всякий раз, как на море появлялось османское судно, толпы беженцев криками и знаками начинали манить его к себе. Капитаны кораблей, понимая, что с разоренных горцев много взять не смогут, старались взять на борт как можно больше людей — так, что матросам приходилось выполнять работы, ступая буквально по телам беженцев.
1685032552579.png
Изгнание. Художник Айтек Дуг
На османском побережье беженцев высаживали на территории, оцепленные войсками: поскольку с собой они несли заразные болезни, по распоряжению османской администрации их выдерживали под карантином.
Коррумпированные османские власти, недолюбливавшие кавказцев за то, что те не желали ранее признавать себя подданными султана не оказали им существенной помощи, и не позаботились об организации необходимых жилищных условий для переселенцев.
Беженцы на новом месте ютились фактически под открытым небом, продолжая ежедневно сотнями умирать от болезней и страдать от голода, так как обеспечение их продовольствием было налажено слабо. В таком «карантине» беженцы — мухаджиры, проводили месяцами, и в некоторых районах переселенцы вымирали почти полностью.
1685032591666.png
Черкесские беженцы, прибывающие в Стамбул на поезде зимой
Из полумиллиона адыгов в 1863 — 1864 гг. при переселении в Османский Халифат умерло около 100000 человек.
Позднее ранее единый адыгский этнос (оставшийся в России) искусственно разделили без учета местных этнических особенностей на три национальности: адыгейцев, черкесов и кабардинцев.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх