(ТЕОРИЯ) Разделение властей

Вадим Маркарьян

Модератор
Команда форума
Разделение властей – разграничение полномочий и автономность законодательной (ПАРЛАМЕНТ, издает законы), исполнительной (ПРАВИИТЕЛЬСТВО, управление государственными делами) и судебной власти (СУД, следит за исполнением законов, выносит наказания).
Принцип разделения властей:
- создание надёжного механизма, обеспечивающего взаимодействие властей, поддержание баланса сил и взаимного компромисса;
- определение поля ответственности каждой ветви власти, при этом никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными по Конституции другой власти;
- равенство законодательной, исполнительной и судебной властей: ни одна из них не может принимать решения, ущемляющие права другой.
Учение о разделение властей сформировалась в Европе в XVIII в. в Англии и во Франции. Его авторы были: Джон Локк и Шарль Луи Монтескьё.
Разделения властей и создание системы сдержек и противовесов в теории сейчас используется с целью функционирования демократического общественного устройства, а также гарантий того что ни одна из ветвей не сможет подчинить себе другую.
Джон Локк выделял три ветви власти:
- Законодательную;
- Исполнительную (сюда же им отнесена и судебная);
- Федеральную (для международной политики).
Шарль Луи Монтескьё (более близко подошел к будущем реалиям западноевропейских государств) выделял:
- Законодательную (через представительные органы на федеральном и региональном уровне разрабатывающие и принимающие законы);
- Исполнительную (практического применения законов);
- Судебная (совершает правосудие).
В его время все это было только в теории, так как в реальности все эти функции находились в руках главы государства.
Монтескьё также предлагал создание системы сдержек и противовесов. Среди основных инструментов:
- Ротация для исполнительной и законодательной власти - смена людей у власти после определенного срока полномочий.
- Ответственность исполнительной власти перед законодательной. При этом законодательная власть обладает такими полномочиями как утверждения состава правительства, возможность вотуму недоверия к нему). Во многих странах законодательно закреплена и процедура импичмента против высших должностных лиц.
- Несменяемость для судебной власти (до достижения определенного возраста или определенного количества лет) для в теории отсутствие давления на судей.
- Для исполнительной власти – право вето (абсолютного или правом отсрочки принятия законодательного акта, а также реализуемое через роспуск законодательного органа при определенных условиях прописанных в конституции страны). Глава исполнительной власти назначает многих важных чиновников - например судей, но уже не вправе их смещать.
По Конституции РФ 1993 г.:
Статье 10: Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Статье 11 п.1 говорится что: Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
При этом формально что отмечают многие юристы-конституционалисты, что как и во французской конституции – президент не отнесен ни к одной из форм власти хоть и близок к исполнительной её ветви (или выделим отдельную координирующую форму власти).
Так как РФ это федерация в п.3 этой же статьи говорится: Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
То есть российская власть разделяется не только по горизонтали, но и по вертикали. Основой её служит ФЗ 1999 г.: Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации
Отметим также что по форме правления Россия это президентско-парламентская республика (это же подтвердил председатель Конституционного Суда РФ). То есть правительство РФ имеет двойную подотчетность.
Президент формирует правительство через предложение на пост главы правительства (ст.111 Конституции РФ).
Парламент – должен утвердить эту кандидатуру главы правительства (два раза парламент может отказать, после третьего отказа в утверждении кандидатуры предложенной Президентом, по Конституции РФ Президент обязан распустить Госдуму, назначить председателя правительства и объявить новые выборы в Государственную Думу). Прецедент в истории спора в назначении премьер-министра (председателя правительства) – назначение Б.Н. Ельцином на пост главы правительства С.В. Кириенко в 1998 г. (согласие было получено только с 3 раза). Лишь после подтверждения кандидатуры парламентом формируется остальной кабинет правительства.
Квотум недоверие правительству – может выразить Госдума (ст.117). При повторном квотуме недоверия правительству в течении 3 мес. Президент РФ обязан либо отправить Правительство РФ в отставку либо распустить Госдуму РФ.
То есть состав парламента играет ключевую роль в российской политической системе – (когда взгляды Президента и законодательной власти различны происходит кризис власти как он произошел в октябре 1993 г.). Таким образом если парламентские выборы выигрывает политическая сила не связанная с действующем президентом – фактически последний будет вынужден передать полномочия по формированию нового правительства лидеру партии набравшей большинство голосов. Главной политической фигурой в этой ситуации становиться председатель правительства, а не президент.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх