17 (6) мая 1727 г. на престол вступил (коронован 25 февраля (7 марта) 1728 года.) внук великого Петра Пётр II, тоже Пётр Алексеевич. Его короткое царствование (регент Верховный Тайный совет (Меншиков до 1727 г., князья Долгоруковы с 1727 по 1730 гг.)) своей сумбурностью отражало суть дворцовых переворотов и государственных интриг

Василий Верещагин «Император Петр II-й Алексеевич» / Из альбома «История Государства Российского в изображениях державных его правителей с кратким пояснительным текстом»

Сцена рождения Петра II
Будущий Пётр II был сыном печально известного царевича Алексея, отпрыска Петра Великого и его первой жены Евдокии Лопухиной. Отношения царя-реформатора с сыном были крайне непростыми. Алексей олицетворял собой то, с чем неустанно боролся Пётр I: русскую старину с её теремами и «Домостроем». Не изменили образ мыслей царевича ни учёба в Германии, ни женитьба (брак был политическим расчётом Петра I и польского короля Августа II) на кронпринцессе Софии-Шарлотте Брауншвейг-Вольфенбюттельской (она умерла вскоре после родов, не прожив и двух недель после разрешения от бремени – сыном будущим Петром II), а насильственное пострижение матери в монахини еще более отдалило его от отца.
Василий Верещагин «Император Петр II-й Алексеевич» / Из альбома «История Государства Российского в изображениях державных его правителей с кратким пояснительным текстом»

Сцена рождения Петра II
Взгляды Алексея сказались и на воспитании сына Петра, появившегося на свет 23 октября 1715 г. (его супруга – София скончалась после родов). Маленький Пётр Алексеевич был крещён самим Петром I и его сестрой, Натальей Алексеевной. Заметим, что, через несколько дней после рождения будущего императора Петра II у государя появляется собственный сын, которого он также называет Петром. Несмотря на то, что это было нарушением старинной традиции (считалось, что нельзя называть ребёнка в честь живого родственника), царь словно бы лично создал конкуренцию двух юных царевичей, которых одинаково именовали. Хотя «конкурентом» для Петра II юный Петр Петрович не стал – он умер в раннем возрасте (не дожил до 4 лет).
Отец поручил ребенка заботам «мамок» из Немецкой слободы, которые не очень утруждались его воспитанием.
В 1718 г., после кончины в стенах Петропавловской крепости Алексея Петровича, обвинённого в заговоре против отца, царь передал дело воспитания маленького Петра Александру Даниловичу Меншикову. Однако знаменитый «птенец гнезда Петрова» так же, как и Алексей, не слишком обременял себя этим поручением, передоверив мальчика дьяку Семену Маврину и венгру Ивану Зейкану. Они должны были обучать бедное дитя русскому и немецкому языкам, латыни и закону Божьему. Как-то посетивший внука Пётр увидел запущенного и малообразованного ребенка, за что самолично избил горе-учителей тростью.
Итак. Смерть царевича Алексея заставляет Петра Великого иначе взглянуть на Петра Алексеевича. И если прежде со внуком занимались не слишком образованные немецкие няньки, то теперь царь требует нанять лучших учителей. Более того, при проверке знаний у мальчика Пётр I пришёл в ужас и ярость. Его наследник, его родной внук практически не говорил по-русски, зато в совершенстве освоил латынь, немецкие и татарские ругательства. Не исключено, что именно слабая образовательная подготовка внука заставила Петра Великого издать указ об изменении принципов престолонаследия. С 1722 г. было принято решение представлять преемником любого достойного человека по выбору предшествующего монарха. Вероятно, сам Пётр I возлагал на эти преобразования немалые надежды, однако именно он так и не успел назначить наследника перед своей смертью.
После смерти деда-императора в 1725 г. юноша вовсе лишился каких-либо наставников, не забывали о нем только старшая и горячо любимая сестра Наталья, а также навещавшая в праздники вторая жена царя Екатерина Алексеевна, занявшая трон супруга в том же году.
Императрица была не слишком сведущей в государственных делах, из-за чего безграничной властью пользовались её советники (соратники Петра Великого). Особую роль при дворе играл сподвижник Петра Великого Александр Меншиков. Зная о слабом здоровье правительницы, Меншиков понимал, что вероятным наследником престола станет юный Пётр II, а потому всячески старался привлечь его на свою сторону.
Условия существования юного Петра при императрице Екатерине I немного улучшились. Еще до её воцарения юный Пётр Алексеевич сдружился с князем Иваном Долгоруковым, возившим его к себе домой на различные светские пирушки. На них блистала его тётка Елизавета Петровна.

Петр II и Елизавета Петровна на охоте
Валентин Серов «Выезд императора Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту»
Елизавета Петровна | Князь Иван Долгоруков, фаворит Петра II | Иоганн Таннауер (Иоганн Готфрид, 1729 г.) «Портрет Марии Меншиковой, первой невесты Петра II» |
Мы знаем, что Пётр Алексеевич вступил на трон 17 мая 1727 г. (согласно завещанию Екатерины I; при этом ее собственные дочери лишались такого права, вельможи не хотели допустить того, чтобы престол достался именно внуку Петра Великого) в возрасте всего лишь 11 лет после смерти Екатерины Алексеевны. Первое время всё складывалось в пользу Меншикова. Он повлиял на начальные указы Петра II: один из них допускал поблажки задолжавшим крепостным, другой даровал фельдмаршальские звания врагам Меншикова – князьям Долгоруковым и Миниху, в то время как сам светлейший становился генералиссимусом и главнокомандующим российской армии. Более того, в мае 1727 года Пётр Алексеевич был помолвлен с дочерью Меншикова Марией, как и хотел ее отец. Юный самодержец даже обитал в меншиковском доме, где продолжал свое обучение под руководством Андрея Ивановича Остермана.
Не любивший Александра Даниловича мальчик-царь до поры до времени не выказывал тому своего искреннего отношения. Все стало меняться с болезнью светлейшего, которая выбила того из колеи на несколько недель, которых оказалось достаточно. Император с подачи Долгоруковых успел просмотреть протоколы допросов своего отца, подписанные среди прочих и Меншиковым. Последний пытался давить на отрока, но из этого ничего не вышло: осенью 1727 года всесильный временщик подвергся домашнему аресту, а вскоре свет увидел указ о лишении его всех чинов, наград и должностей и отправлении в ссылку. После венчания молодого монарха на царство в начале 1728 г. Меншиков вместе с семейством отправился на поселение в сибирский Берёзов.
Сумев по наущению своих знакомых победить могущественного противника, Пётр II не знал, что делать дальше. Вместо государственных дел, легших на плечи Остермана, он всё свое внимание обратил на охоту, сделав ее главным занятием для своих придворных. Ещё большую проблему принесла смерть любимой сестры Натальи. Состоянием императора воспользовались все те же Долгоруковы. Сблизившись с Екатериной Долгоруковой, Пётр вскоре с ней обручился.
Юный, неокрепший внутренне и физически, большую часть жизни лишенный любви и заботы, Пётр II, избавившийся от Меншикова, ощутил на себе жажду власти семейства Долгоруковых. Их не любили при дворе, сам император вскоре стал в них сомневаться, что проявлялось и в холодных отношениях с невестой. Несмотря на это, осенью 1729 г. император официально обручился с Екатериной, бракосочетание было назначено на январь следующего года. Это вызвало обеспокоенность Остермана, обличавшего перед Петром хитрых Долгоруковых. Не оставили императора равнодушным и слёзы его любимой тётки Елизаветы Петровны, жившей среди всевозможных запретов.
Петр II Алексеевич
Как бы то ни было, но судьба царствования юного монарха вскоре определилась. В самом начале 1730 г., незадолго до свадьбы, назначенной на 19 января, Пётр Алексеевич принял в Москве военный парад и чин водосвятия на Москве-реке вместе с Минихом и Остерманом. Лютый мороз и нежелание монарха ехать в карете привели к началу страшной по тем временам болезни – чёрной оспы (а еще до этого юный монарх простудился на соколиной охоте). Молодой организм боролся, но не смог справиться с недугом. «Ваше Высочество! Тот образ жизни, который вел покойный юный монарх России: пребывание на охоте с утра до ночи, не взирая ни на какую погоду, неправильность в еде, целые ночи, проводимые в танцах, вследствие этого недостаток сна, привычка пить холодное, разгорячившись — все это заставляло меня постоянно опасаться за его жизнь, тем более что у него до сих пор не было еще оспы.», – из письма датского посланника Вестфалена о Петре II, 1730 г.Во время болезни внука Петра Великого борьба за власть не прекращалась. Остерман не отходил от постели императора, в то время как Долгоруковы пытались подделать его завещание в пользу невесты Екатерины.
Юный монарх скончался 19 января 1730 г., в день своей предполагаемой свадьбы. Иван Долгоруков, пытавшийся провозгласить сестру новой императрицей, был арестован, как и сама Екатерина, отправившаяся в ссылку по примеру первой невесты Петра Марии Меншиковой.
За время своего правления Пётр II упразднил Главный магистрат, издал указ о переносе важных дел из Кабинета в Верховный тайный совет, скорректировал сбор подушной подати и запретил духовенству носить мирскую одежду.
При Меншикове Петр II подписал несколько указов, согласно которым крепостные освобождались от давних долгов, каторжане выходили на свободу по амнистии, но только те, кого осудили за неуплаченные налоги. Смягчение коснулось и «Уложения о наказаниях». Если раньше тела преступников расчленяли и демонстрировали всем, то сейчас эта демонстрация запрещалась.
Внешняя политика тоже не обошлась без некоторых реформ. В частности, это коснулось торговых отношений. На некоторые виды товаров пошлину отменили или снизили, после чего увеличился оборот со странами-партнерами, и, как результат, государственная казна получила весомую прибыль.
Когда у власти оказались Долгоруковы, реформы отошли на второй план. В те годы и начался развал флота и армии, церковь была на грани кризиса, страну захлестнула волна разбоев и грабежей, и дополняли эту картину стихийные бедствия. Единственное выдающееся событие, случившееся в годы правления недалекого монарха – открытие в 1730 г. Берингова пролива.
В записке, написанной Петром II, значится следующий распорядок: «В понедельник пополудни, от 2 до 3-го часа, учиться, а потом солдат учить; пополудни вторник и четверг — с собаки на поле; пополудни в среду — солдат обучать; пополудни в пятницу — с птицами ездить; пополудни в субботу — музыкою и танцованием; пополудни в воскресенье — в летний дом и в тамошние огороды». Многие современники оставили воспоминания, что юноша был жесток и упрям. «Монарх говорит со всеми в тоне властелина и делает что захочет. Он не терпит пререканий, постоянно занят беготнею; все кавалеры, окружающие его, утомлены до крайности .... Царь похож на своего деда в том отношении, что он стоит на своем, не терпит возражений и делает что хочет. Прежде можно было противодействовать всему этому, теперь же нельзя и думать об этом, потому что государь знает свою неограниченную власть и не желает исправляться», – из писем саксонского посланника Иоанна Лефорта о Петре II.
Управление государством настолько не интересовало Петра, что он лишь однажды появился на совещании Верховного тайного совета. Корабли его деда ветшали, а новые никто не строил. Петербург был заброшен. А в государственных делах стоял полный разлад.
Правда, в период правления Петра II его наставники старались следовать тем принципам, что были установлены ещё Петром Великим, однако отсутствие реформ усугубляло положение страны, в первую очередь вызвав кризис в армии и экономической сфере. Кроме того, Пётр II стал пешкой в игре тех, кто искусно плёл интриги при дворе.
Петр II умер в московском Лефортовском дворце. Местом его упокоения стал царский некрополь в Архангельском соборе Московского Кремля.
Правление подростка Петра Алексеевича было во многом трагичным. Мальчик, до которого практически никому не было дела, оказался не на своем месте в неподходящее время. Неподготовленный к роли правителя и преемника великого деда, он на себе испытал борьбу различных придворных партий: сторонников реформ Петра Великого и представителей старой аристократии. После Петра II не осталось прямых потомков династии Романовых мужского пола, а указ его деда о престолонаследии позволял многим её представителям оспаривать власть в стране.
Итак. Со смертью Петра II династия Романовых по мужской линии была прервана, из-за чего его часто называют последним из «настоящих» Романовых.
В XVI – XVIII вв. на Руси появилось много самозванцев. Особенное внимание уделялось биографиям монархов, которые умерли молодыми. Тенденция коснулась и Петра II. Через два десятка лет после его трагического ухода появился лжеПетр. Однако его достаточно быстро разоблачили, и он не успел оставить свой след в истории России.