Группа капитана Скотта на маньчжурских пони (при этом известнейший полярный путешественник Фритьоф Нансен считал, что, единственно возможным транспортным средством для достижения Южного полюса были собачьи упряжки (ни техника, ни люди, ни какие-либо другие животные)) вышла в путь 1 ноября 1911 г. Британская антарктическая экспедиция 1910 — 1913 гг. (на барке «Терра Нова», возглавляемая Робертом Скоттом; в составе команды Скотта было двое уроженцев Российской империи – Дмитрий Гирев и Антон Омельченко, а также норвежский специалист-лыжник Трюгве Гран; с точки зрения исследовательской и транспортной стратегии и тактики, а также снаряжения, экспедиция была прямым продолжением походов Скотта 1901 – 1904 гг. и Шеклтона 1907 – 1908 гг.), возглавляемая Робертом Скоттом, и имела политическую цель: «
достижение Южного полюса, с тем чтобы честь этого свершения доставить Британской империи». С самого начала экспедиция оказалась вовлечена в полярную гонку с конкурирующей командой норвежца Руаля Амундсена.
Пути конкурирующих экспедиций в Антарктиде: маршруты Скотта (зелёный) и Амундсена (красный)
Роберт Скотт (в центре) и члены экспедиции «Терра Нова»
Летом 1910 г. Скотт с товарищами выгрузился на берег антарктического пролива Мак-Мёрдо с тремя снегоходами новейшей конструкции, тридцатью собаками – для перевозки грузов по второстепенным маршрутам, и 18 лошадьми (их было 19, одна сдохла еще на корабле). Именно лошадям и снегоходам он отводил главную роль в предстоящем через год рывке к Полюсу.
Экспедиционное судно — барк «Терра Нова»
Однако вскоре после начала похода британцам пришлось пристрелить лошадей и в дальнейшем перетаскивание грузов осуществляли люди. 21 декабря Скотт отпустил группу сопровождения, и к полюсу команда пошла в составе пяти человек (Скотт, Уилсон, Оутс, Бауэрс и Эванс), хотя провиант и снаряжение были рассчитаны на четверых.
17-18 января 1912 г. группа Скотта побывала на Южном полюсе, где обнаружилось, что норвежцы опередили англичан более чем на месяц.
Рауль Амундсен — главный конкурент Скотта
На обратном пути произошло резкое ухудшение самочувствия членов группы. 17 февраля скончался старшина Эванс. Из-за тяжёлых обморожений, Оутс 16 марта в буран покинул палатку, фактически совершив самоубийство. Тело его так и не было найдено. После начала антарктической зимы, оставшиеся люди были блокированы непогодой в 11 милях (18 км) от «Склада одной тонны». Последняя запись в дневнике Скотта датирована 29 марта 1912 г. Роберт Скотт, Эдвард Уилсон и Генри Бауэрс, вероятно, умерли вскоре после этого, проведя на антарктическом леднике 144 дня.
Картина Дж.Ч. Доллмана. «Очень доблестный джентльмен», изображающая смерть Отса
Последняя страница дневника Скотта. 29 марта 1912 г.
Командование экспедицией после ухода Скотта к полюсу временно принял военный врач Эдвард Аткинсон, который в конце февраля 1912 г. отправил для поисков на собачьих упряжках Эпсли Черри-Гаррарда и Дмитрия Гирева. Из-за сильнейшей пурги они были вынуждены вернуться от «Склада одной тонны» 10 марта. 30 октября группа Аткинсона смогла выйти на поиски команды Скотта и 12 ноября обнаружила занесённую снегом палатку с тремя замёрзшими телами. Обнаруженные спустя 8 месяцев после гибели экспедиции дневники сделали Скотта «мифологической фигурой», его слава затмила славу Амундсена-первооткрывателя Полюса.
Выживший член экспедиции Эпсли Черри-Гаррард, автор книги «Самое ужасное путешествие» (The worst journey in the world), признанной самой лучшей книгой о путешествиях всех времен и народов по версии National Geographic
Один из участников экспедиции – Эпсли Черри-Гаррард – спустя 10 лет напишет книгу «Самое ужасное путешествие» о днях, которые когда-то в своих полярных дневниках называл «самым счастливым временем» в своей жизни.
Участники последней экспедиции Скотта нашли трупы своего начальника и его верных спутников. В январе 1913 г., в последний раз они поднялись на вершину Обсервер-Хилл, водрузили крест из дерева и вырезали на нем слова: «
Бороться и искать, найти и не сдаваться», эта строка из поэмы «Улисс» (
To strive, to seek, to find, and not to yield) английского поэта XIX в. Теннисона стала с тех пор девизом путешественников.
Крест на Обсервер-Хилл (слева вверху) и вид на Эребус