(ТЕОРИЯ) Пальмира

Вадим Маркарьян

Модератор
Команда форума
Пальмира (как известный во всем мире памятник) – это все, что сегодня осталось от некогда величественных зданий богатого города и одной из крепостей на восточной границе Римской империи. История Пальмиры, или на древнем арамейском Тадмора, насчитывает несколько тысячелетий. С глубокой древности этот населенный пункт играл важную роль в международной караванной торговле, благодаря которой выросло богатство его правителей. Это положение также сформировало особую культуру города: в ней смешивались влияния Востока и Запада, персидское, греческое, римское, арабское и другие, хотя правящая семья города была скорее всего арабской по происхождению.
Посмотреть вложение 13272
Граница между поздней Римской империей и государством Сасанидов
Пальмира (Palmyra, также известна под названием Tadmor‎) — в античные времена город очень важного значения, расположенный в оазисе в 215 км на северо-восток от Дамаска и в 120 км на юго-запад от Евфрата. На протяжении длительного времени Пальмира была важнейшим местом остановки для караванов, пересекающих Сирийскую пустыню, и часто называлась «Невестой пустыни». Самое раннее документальное свидетельство о городе обнаружено на вавилонских табличках, найденных в Мари. В них он упоминается под семитским названием Тадмор, что значит «отражающий атаки город» на аморитском языке или «непокорный город» на арамейском. И сейчас возле руин Пальмиры существует поселение Тадмор. Жители Пальмиры возвели огромные монументы с такими ритуальными предметами искусства, как известняковые плиты с бюстами усопших.
А когда-то все начиналось с Эфки — подземного источника с тепловатой водой … путешественники, странники, купцы устраивали здесь привал, поили усталых верблюдов, коней и ослов, разбивали на ночь шатры. Со временем здесь вырос своего рода перевалочный пункт — бойкий перекресток купли-продажи. Потом он превратился в город таможен, постоялых дворов и харчевен, город менял, торговцев, разносчиков, коновалов, бродяг, воинов, жрецов самых разных религий, лекарей, беглых невольников, мастеров всех профессий. Здесь продавали рабов и рабынь из Египта и Малой Азии. Высоко ценилась шерсть, крашенная пурпуром; из Аравии и Индии привозили пряности и ароматные вещества. Постоянно был спрос на вино, соль, одежду, сбрую, обувь.
В городе было много храмов ...
1666591309090.png
Пальмиры были многоязычным народом. В своих религиозных ритуалах они чаще всего поминали Бэла — бога неба, ему посвящен один из самых интересных храмов на Ближнем Востоке (прообраз Баальбека). Храм выделялся среди всех строений города, имел центральный зал площадью в 200 м2. В храм вели три входа, украшенных позолоченными панелями. Нынче их заменяют дощатые ворота, через которые туристы попадают в святилище. Разбитую плиту венчают драконьи зубцы, придавая святилищу грозный вид. Сохранился особый вход, который был сделан для обреченных на заклание верблюдов, быков и козлов, а также сток для крови — бог Бэл требовал жертв.
В Пальмире был сооружен храм в честь бога Набо — сына Мардука, повелителя вавилонского неба. Набо ведал судьбами смертных и был посыльным у богов разноплеменного пальмирского пантеона. Выходец из Месопотамии, он уживался с финикийским Баальшамином, арабской Аллат и олимпийским Зевсом. От храма Набо остался один фундамент, от храма Аллат — только двери, зато храм Баальшамина (финикийского бога грома и плодородия) сохранился.
1666591361660.png
Земными делами Пальмиры ведали вожди, жрецы, богатые купцы, которые заседали в Сенате. Их решения утверждал губернатор-наместник, назначаемый из Рима. Император Адриан, посетивший Пальмиру, дал городу некоторую самостоятельность — отозвал губернатора, снизил налоги, власть передал местному вождю.
Шли годы, пролетали десятилетия, и постепенно Пальмира превратилась в один из самых процветающих городов на Ближнем Востоке. Так же как и в Риме, здесь устраивались гладиаторские бои, юноши сражались с дикими зверями. Франты из высших слоев общества одевались по последней римской моде, а то и опережали ее. Детям давали римские имена, нередко в сочетании с пальмирскими.
1666591400171.png
Древние пальмирцы любили ставить памятники друг другу. Почти все колонны Большой колоннады, храмов и общественные здания имеют посередине каменные полочки, на которых стояли скульптурные изображения знатных и уважаемых людей. В свое время колонны Агары (пальмирский форум, окруженный портиками и уставленный бюстами) держали около 200 таких изображений.
Еще в I в. н.э. Пальмира стала объектом соперничества Римской империи и Парфянского царства. При римском императоре Тиберии (14—37 гг. н.э.) Тадмор был включен в состав провинции Сирии, и переименован в Пальмиру, «город пальм». После захвата римлянами Набатейского царства в 106 г. Пальмира стала самым важным политическим и торговым центром на Ближнем Востоке, переняв пальму первенства у Петры. Упорная борьба за контроль над этим городом завершилась победой римлян, когда войска императора Траяна (98 – 117 гг.) захватили и полностью разрушили Тадмор. Позднее император Адриан восстановил Пальмиру (в 129 г. император Адриан пожаловал Пальмире статус «свободного города», дав жителям право свободного поселения и значительные торговые привилегии), как восстанавливал некоторые другие города, особенно в Греции. Для римлян Пальмира играла важное значение. Во-первых, она вместе с окружающими землями оказалась пограничной территорией и вошла в систему обороны восточных границ в войнах против Парфии. Во-вторых, город по-прежнему оставался крупным звеном в цепочке караванных торговых путей. Часть товаров из Индии и Китая шли через Пальмиру. Вот почему император Адриан предоставил правителям этого города некоторую самостоятельность (правда, переименовав его, как обычно, в Адрианополь).
Спустя несколько десятилетий – в 212 г. – император Каракалла даровал пальмирцам права римских колонистов, а члены правящей семьи Пальмиры вошли в римский Сенат. С этого момента и начался путь Пальмиры к созданию самостоятельного царства.
Итак, история Пальмирского царства во второй половине III в. – это и часть истории Ближнего Востока, и часть истории античной Сирии, и, конечно же, один из сюжетов продолжительных войн между римлянами и персами/парфянами.
1666591447257.png
Луций Септимий Оденат (годы жизни 220-е – 267 гг.), сын Хайрана, сын Нацора
Понемногу пальмирские вожди перестали слушать Сенат, начали проводить свою политику. Правитель Пальмиры Оденат (личность необычная, с неоднозначной репутацией, он происходил из семьи, которая длительное время правила Пальмирой; его возвышение – сначала место сенатора в Риме (230 г.), а затем правителя (судя по всему, единоличное правление «царя царей» Септимия Одената было санкционировано Римом) Пальмиры (с 240 г.) и римского консула (258 г.) – пришлось на непростое время – убийство императора Александра Севера в 235 г. открыло эпоху кризиса Римской империи, чреды «солдатских императоров», рост сепаратизма в провинциях и постоянных военных мятежей) разгромил войска самого персидского/парфянского царя (персы наносили огромный ущерб торговле пальмирских купцов, уничтожали колонии Пальмиры на караванных путях, разрушали храмы), однако он хорошо понимал, что любая его попытка возвыситься вызовет в Риме страх и озлобление. Но независимо от его воли и Пальмира, и он сам приобретали все большее влияние на Ближнем Востоке.
1666591480845.png
Храм бога Бэла в пальмирской колонии Дура-Европос. В 256 г. был разрушен персами после осады этого города
Оденат долгое время строго придерживался проримской позиции, император Валериан в 268 г. дал ему титул, равный консульскому (консуляр). Ситуация стала меняться в середине III в., когда военная удача на некоторое время изменила римлянам.
Военная компания 260 г. завершилась катастрофой для Рима. Император Валериан попал в плен. Он становится единственным императором Римской империи, попавшим в плен и умершим там же. Парфяне поступили с пленным самым варварским образом, каким только можно придумать: парфянский царь использовал его спину в качестве скамейки, когда садился на лошадь, унижал как только мог.
1666591512061.png
Валериан предлагал ему богатый выкуп, но парфянский правитель влил ему в глотку расплавленное золото, подобно Крассу (триумвиру Юлия Цезаря), впрочем, оба случая подвергаются сомнению, содрал кожу и сделал из него чучело, которое выставили на всеобщее обозрение. Лишь спустя 350 лет останки были достойным образом захоронены.
Пальмира оказалась в сложном положении. В этот момент Оденат действовал решительно и направил свою небольшую армию против персов. Его действия показали его талантливым полководцем и хорошим правителем. Благодаря войскам Пальмиры персов удалось вытеснить из Сирии и Месопотамии. Успешные действия Одената были вознаграждены соправителем несчастного Валериана императором Галлиеном. Правитель Пальмиры стал дуксом (вождем, лидером), императором (в военном значении этого титула) и правителем всего Востока (части Малой Азии, Сирии, Палестины и частично Египта). Впрочем, некоторые источники утверждали, что свои титулы Оденат получил не столько за военные успехи, сколько за подавление заговора узурпатора Макриана. Возможно, события эти – успешная военная кампания и заговор Макриана – просто совпали по времени. Надежных источников того времени мало. Некоторые современные историки вообще подвергают сомнению тот факт, что Оденат получил свои титулы по закону, а не присвоил их, пользуясь слабостью центральной власти.
1666591555950.png
Зеленым обозначена территория пальмирских властителей до расширения их владений. Желтым обозначена территория, которую контролировал Оденат
В любом случае, все эти титулы и награды стали для Одената той основой, на которой он стал создавать собственное самостоятельное государство. Он провозгласил себя «царем царей» подобно персидским шахам и претендовал на особую роль в делах Востока. Старший сын Одената Герод (Гайран) или Геродиан (сын от первой жены правителя) стал соправителем отца. Однако продолжалось это недолго.
Римские власти страны Сури в 267 г. (или в 266 г.) пригласили Одената для обсуждения текущих дел в Эмессу (современный город Хомс). И там во время встречи он вместе со старшим сыном Геродианом пал от руки своего племянника Меона (Меония).
1666591590985.png
По другим историческим сведениям, в убийстве Одената принимала участие его вторая жена Зенобия (Зенобия Септимия или Зеновия Септимия (240 — после 274 гг.)), которая была мачехой Геродиану. Она якобы хотела устранить их обоих, чтобы освободить дорогу к власти своему малолетнему сыну Вабаллату. Хотя возможно за убийством стояли парфяне (персы).
Фактически же энергичная вдова правила самостоятельно. С ее именем связаны громкая слава Пальмиры, расширение границ государства. Она переносила тяготы военных походов не хуже любого из своих солдат.
1666591625135.png
Памятник царице Зенобии на берегу сирийского побережья Средиземноморья
Вообще то, достоверных данных о происхождении Зенобии не сохранилось. Согласно предположению, она имела как арабские, так и арамейские корни. Собственное имя Зенобии предположительно звучало по-арабски как Зейнеб или Зубейда бен Захайя бет Ярхайя, а по-арамейски — как Бат-Заббай (Бат-Зобби) или Бат-Себин (в переводе это означает — дочь купца, торговца). Не смотря на это, сама она предпочитала вести свой род от Птолемеев, египетских царей и самой Клеопатры. Есть так же сведения что её матерью была египтянка, что объясняет её фанатичность в египетской культуре и знание египетского языка. Она была очень красивой женщиной, это видно даже на монетах, которые сохранили ее образ. «Матовая, смуглая кожа и черные поразительной красоты глаза, взгляд живой с божественным блеском. Она одевалась в роскошные наряды, умела носить военные доспехи и оружие». По свидетельству древних летописцев, Зенобия была образованной женщиной, ценила ученых, благожелательно относилась к философам и мудрецам.
Посмотреть вложение 13283
Надпись, повествующая о царице Зенобии
Римский император Галлиен надеялся, что второй сын Одената не сможет по малолетству управлять Пальмирой. Однако он не учел, что вдова, красавица Зенобия, умнейшая и образованнейшая женщина, была готова заняться государственной деятельностью. Ее учитель, знаменитый философ-сириец Кассий Лонгин из Эмессы, посоветовал ей возвести на престол Вабаллата и стать при нем регентшей. Она с большой осторожностью выжидала час изгнания римских легионов с Ближнего Востока, чтобы навеки утвердить в царстве, которое она создаст, власть своей династии.
До поры до времени Зенобия тщательно скрывала свои намерения в надежде, что ее сыну позволят унаследовать трон отца. Но Рим боялся усиления окраин и сохранил за правителем Пальмиры лишь титул вассального царька. И тогда Зенобия объявила войну могущественному Риму.
Посмотреть вложение 13284
Воины Пальмиры во II – III вв. Современная реконструкция
Римляне были убеждены, что войска Пальмиры откажутся идти в бой под командованием женщины. И сильно просчитались. Пальмирские начальники Заббей и Забда присягнули на верность Зенобии. Перешедшая на ее сторону армия вскоре овладела Сирией, Палестиной, Египтом, а на севере достигла проливов Босфор и Дарданеллы.
1666591755082.png
Пальмирское царство (империя) при Зенобии (желтым)
Столицей, разумеется, была Пальмира (в переводе с арамейского «чудо»). Город был так прекрасен, что его звали «невестой пустыни».
1666591789504.png
1666591808584.png
Военные победы Зенобии встревожили Рим. Тем временем сын Валериана был убит а его приемник умер от чумы. И к власти пришёл Аврелиан (Луций Домиций Аврелиан), сильная и неординарная личность, человек, поднявшийся с самых низов к высшей власти в античном мире. В 272 г. в нескольких битвах он разбил войска. После поражения при Хомсе Зенобия надеялась отсидеться в Пальмире, но выдержать длительную осаду не удалось. Оставалось только вывезти все богатства города и отступить за Евфрат — а там спасет ширина реки и меткость прославленных пальмирских лучников. Но конница Аврелиана следовала по пятам, и у самой реки Зенобию захватили в плен. Пальмира пала. Философ Лонгин (за оскорбительное письмо, составленное им и направленное императору) был казнён. Сын Зенобии Вабаллат исчезает из исторических хроник (скорее всего его просто убили, чтобы избежать будущих потрясений). Пальмирское Царство вновь возвращается под контроль Римской Империи, Аврелиан получает титул «Реставратор Востока».
1666591841768.png
Дальнейшая судьба Зенобии таинственна и порождает много догадок и предположений: будто своевольная царица была убита (Зосим утверждал, что ещё на пути в Рим Зенобия умерла от болезни или уморила себя голодом), будто ее в золотых цепях провели по Риму (в 274 г. император Аврелиан привез Зенобию в Рим, чтобы пустить как рабу, как трофей своего торжественного въезда-триумфа, после чего она окончила свои дни в поместье Тибур (Тиволи) возле Рима), будто выдали замуж за римского сенатора и она жила до самой старости.
1666591872763.png
Эдвард Джон Пойнтер. «Зенобия, царица Пальмиры» (1878 г.)
1666591902342.png
1666591920515.png
«Последний взгляд королевы Зенобии на Пальмиру». Герберт Гюстав Шмальц (1888 г.)
Взяв Пальмиру, римские войска сбили статую Зенобии, но город не тронули. При императоре Диоклетиане здесь даже возобновилось строительство: резиденция Зенобии была превращена в римский военный лагерь, здесь расширили казармы, улучшили водопровод, возвели христианскую базилику.
1666591958995.png
Несколько раз пальмирцы поднимали восстание за независимость, но неудачно.
Постепенно городская знать покинула город, лишенные связей с Востоком ушли купцы, а вслед за ними без дела остались водители караванов, чиновники, искуснейшие ремесленники. И Пальмира начала чахнуть, превратилась в заурядный пограничный пост, место ссылок. В VI в. император Юстиниан пытался восстановить город и отстроил оборонительные сооружения.
Арабы (в 634 г.) взяли ее без боя, горожане даже не могли оказать сопротивление. Да они уже и не жили в городе, а сбились за стенами святилища Бэла (Баала), налепили там множество темных и тесных глинобитных лачуг. Через два-три поколения никто уже и не помнил ни имен богов, ни названий храмов, ни назначения общественных зданий.
Сильнейшее землетрясение 1089 г. практически стерло Пальмиру с лица земли.
Потом на долгие годы к власти пришли турки, которые сами не знали о культуре подвластных им народов и другим не давали ее изучать. Раскопки были запрещены по всей Османской империи. Никому не было дела до прошлого, до блистательной истории умирающего теперь города. Пыль забвения скрыла Пальмиру от живой памяти человечества. Пальмиру пришлось открывать заново.
Честь открытия Пальмиры история приписывает итальянцу Пьетро делла Балле. В 1678 г. Пальмиру обнаружили два английских купца, живших в городе Халеб в Сирии. Долго, с большими трудностями добирались до Пальмиры путешественники в XVIII в., но, когда они вернулись в Европу, им просто не поверили. Город в сирийской пустыне? Разве такое может быть? Но через 100 лет художник Вуд привез в Англию рисунки, сделанные в Пальмире. С опубликования этих гравюр и началась мода на Пальмиру, появились подробные описания древнего города, путевые очерки.
Самую интересную находку того времени сделал петербуржец С. С. Абамелек-Лазарев. Он обнаружил и опубликовал греко-арамейскую надпись с подробным изложением таможенных правил (так называемый «Пальмирскии тариф»). Сегодня этот документ хранится в Эрмитаже. В древние времена местные жители называли (впрочем, и сейчас называют) Пальмиру «Тадмор». В переводе это слово означает «быть чудесным, прекрасным».
1666592017372.png
В XX в. раскопками заинтересовались всерьез. Постепенно, но уверенно рос интерес России к Пальмире. Русский археологический институт в Константинополе снарядил экспедицию, исследователи сделали много фотографий, рисунков, схем, планов, топографических карт города. На основании этих материалов профессор Ф. Успенский издал потом обстоятельный труд.
С 1924 г. в Пальмире активно ведутся археологические раскопки, проводимые учеными из Британии, Франции, Германии, Швейцарии, а с мая 1959 г. и Польши.
В 1980 г. организация ЮНЕСКО включила Пальмиру в список объектов, имеющих статус «Всемирного наследия».
Возвышающиеся в пустыне колоннады легендарной Пальмиры до сих пор манят к себе путешественников, которые с удивлением открывают для себя две соседствующие Пальмиры — два Тадмора. Одна из них — древняя, другая — новая, молодая. В одной из них уже давно не живут люди, она стала вечным музеем, в другой с 1928 г. стали селиться бедуины, бедный народ. И в 2003 г. сирийское правительство издало закон о строительстве новой Пальмиры.
1666592068252.png
Храм Баала, построенный в 32 г. (одно из старейших сооружений города, уничтожено боевиками ИГИЛ 30 августа 2015 г.)
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх