(ТЕОРИЯ) Начало Второй мировой войны и самые судьбоносные войсковые операции и события

Вадим Маркарьян

Модератор
Команда форума
... Война началась на рассвете — ровно в 4 часа 45 минут, когда капитан кригсмарине Густав Кляйнкамп приказал матросам учебного броненосца Schleswig-Holstein открыть огонь по казармам польского гарнизона на полуострове Вестерплатте у самого входа в порт Данцига. Этот залп, утром 1 сентября 1939 г., по плану Гитлера, и стал символическим сигналом начала нового германского похода за передел мира.
Застигнутые врасплох поляки под командованием майора Хенрика Сухарского бросились занимать оборону, но от их героического сопротивления мало что зависело — уже в 4:50 бомбардировщики 76-го полка люфтваффе под командованием капитана Вальтера Зигеля сбросили первые бомбы на аэродромы возле городка Велюнь, а ровно через час, согласно плану «Вайс», в город вступали передовые части из двухмиллионной группировки вермахта (вместе с немцами шли и 50000 словаков — армия «Бернолак» под командованием генерала Фердинанда Чатлоша (военный деятель Словакии в период марионеточного прогерманского правительства Йозефа Тисо (1939 – 1944 гг.), министр национальной обороны, генерал). Поляки отчаянно сопротивлялись, известно, что в ходе захвата Польши вермахт потерял убитыми и пропавшими без вести 14000 солдат (более 30000 было ранено) и свыше трети всех танков и самолетов, участвовавших в операции. Тем не менее уже 9 сентября передовые немецкие танковые дивизии 10-й армии вышли на подступы к Варшаве. Польский главнокомандующий маршал Эдвард Рыдз-Смиглы издал приказ об эвакуации столицы (Варшавы) —армия отходила в район польско-румынской границы, а сам маршал обосновался в пограничном городке Коломыя. Через три дня в городке Аббервиль состоялось заседание французско-британского военного совета, на котором Невилл Чемберлен и Эдуард Даладье отказались как-либо помогать польской армии.
«В газетах сразу же начались победные реляции и статьи, — писал журнал русских эмигрантов «Часовой». — Заголовки кричали: «Британский флот у Данцига», «Десант англо-французских сил в Восточной Пруссии», «Польская кавалерия победно движется на Кенигсберг». Все поляки только и говорили, что стоит только польской армии ударить одновременно на Восточную Пруссию и на Берлин, как все полетит, а через две недели мы будем под стенами Берлина. Однако уже через несколько дней начались ушаты холодной воды. Все-таки существовало радио, по которому кроме неизбежного преувеличения с обеих сторон можно было, слушая нейтральные станции, узнать истину ...».
1659063709175.png
1659063741270.png
1659063755318.png
1659063724038.png
Фердинанд Чатлош
Густав Хильгер
Хильгер (второй справа, в очках) с Молотовым и Риббентропом
Фридрих-Вернер Эрдманн Маттиас Иоганн Бернгард Эрих, граф фон дер Шуленбург
В Москве о начале Второй мировой — впрочем, тогда во всех газетах войну называли «германо-польским инцидентом» — узнали в 11 часов утра, когда советник германского посольства Густав Хильгер прибыл в Кремль, чтобы сообщить Вячеславу Молотову о начале запланированной операции. К тому времени германские войска уже занимали города в Поморье, Силезии и Велькопольском воеводстве. С собой Хильгер привез две просьбы от рейхсканцлера: во-первых, люфтваффе хотели использовать радиостанцию в Минске в качестве радиомаяка, во-вторых, Гитлер хотел бы уточнить дату начала советского вторжения в Польшу. И если по первому вопросу Молотов ответил согласием, то второй пункт вызвал заминку — Сталин предпочитал тянуть время. «Мы согласны с вами, что в подходящее время нам будет совершенно необходимо начать конкретные действия, — ответил Молотов. — Мы считаем, однако, что это время еще не наступило». Кстати, заметим, как оценивал пакт Молотова-Риббентропа Уинстон Черчилль, которого трудно заподозрить в симпатии к большевикам: «Невозможно сказать, кому пакт внушал большее отвращение — Гитлеру или Сталину. Оба осознавали, что это лишь временная мера ... Антагонизм между двумя империями был смертельным ... В пользу Советов нужно сказать, что СССР было жизненно необходимым отодвинуть как можно дальше на запад исходные позиции германских армий. Их политикой руководил не только суровый расчет, но и суровые реалии создавшейся ситуации ...».
В тот же день немецкий посол Шуленбург передал Молотову ноту фюрера: «Неизбежно встает вопрос о том, не создастся ли в районе, лежащем к востоку от германской зоны влияния, политический вакуум ... Без интервенции со стороны Советского Союза могут возникнуть условия для формирования новых государств». А. Гитлер навязывал (пытался) свою волю И.В. Сталину, требуя выполнить условия советско-германского пакта (точнее его секретных протоколов). И В.М. Молотов дал уже более определенный ответ: «Интервенция произойдет, вероятно, завтра или послезавтра. Сталин в настоящее время консультируется с военными руководителями, и этим вечером он ... укажет день и час советского наступления».
Вступление СССР в войну началось в 3 часа ночи 17 сентября, когда замнаркома иностранных дел Владимир Потемкин (Владимир Петрович Потёмкин) объявил польскому послу Вацлаву Гжибовскому ноту. «Польское правительство распалось и не проявляет признаков жизни. Это значит, что польское государство и его правительство фактически перестали существовать. Тем самым прекратили своё действие договоры, заключённые между СССР и Польшей. Предоставленная самой себе и оставленная без руководства, Польша превратилась в удобное поле для всяких случайностей и неожиданностей, могущих создать угрозу для СССР. Поэтому, будучи доселе нейтральным, Советское правительство не может больше нейтрально относиться к этим фактам. Советское правительство не может также безразлично относиться к тому, чтобы единокровные украинцы и белорусы, проживающие на территории Польши, брошенные на произвол судьбы, оставались беззащитными». Гжибовский отказался принять ноту: «Наполеон вошел в Москву, но пока существовали армии Кутузова, считалось, что Россия также существует». Впрочем, аргументы поляков уже никого не интересовали. В 5 часов утра началось вторжение советских войск. Польша явно недооценила советское руководство. Уже с первых минут наступления советские летчики выяснили, что РККА попросту не с кем воевать — на восточной границе Польше не было войск, кроме батальонов Корпуса пограничной охраны (КОП).
Уже к вечеру 17 сентября, не встречая никакого сопротивления, части Красной армии захватили города Вильно, Ровно, Тарнополь, Пинск, Барановичи.
Впрочем, далеко не везде поляки встречали Красную армию без сопротивления, с цветами, что, кстати, советская пропаганда и не думала скрывать, списывая все на антисоветизм отдельных польских военачальников. К примеру, на южном участке советского наступления батальоны КОП оказали решительное сопротивление.
Вечером 18 сентября маршал Рыдз-Смиглы отдал приказ о прекращении всякого сопротивления: «С Советами в бои не вступать, оказывать сопротивление только в случае попыток с их стороны разоружения наших частей, которые вошли в соприкосновение с советскими войсками ... С немцами продолжать борьбу». Впрочем, большая часть польских командиров предпочла не заметить капитуляцию своего маршала. Особенно упорное сопротивление поляки оказали при защите Гродно. Лишь через три дня непрерывной бомбардировки города красноармейцы сумели сломить сопротивление местного ополчения. Тяжелые бои развернулись и при штурме Львова. Всего же, по данным польских историков, Красная армия потеряла в Польше убитыми и пропавшими без вести 1475 солдат, 17 танков, 50 бронеавтомобилей и 20 самолетов (советской статистики на этот счет нет). Неизвестны и точные потери поляков, хотя ряд историков утверждает, что в боях с РККА погибли 3500 солдат, еще 250000 военнослужащих взяты в плен.
Не обошлось и без боев РККА с немцами. Так, 20 сентября под Львовом советские танки по ошибке атаковали пехотную дивизию вермахта. Через три дня уже немецкая 10-я танковая дивизия напала на советские части, приняв их за отступающих поляков, и лишь личное вмешательство генерала Шааля остановило бой. Также известно несколько случаев, когда колонны вермахта попадали под удары советских бомбардировщиков. В истории остался и факт проведения совместного «парада». Впрочем, это не совсем верно, немецкие солдаты при подходе советских войск покидали занятые ими польские города в советской «сфере влияния», и делали они это по всем правилам прусского воинского этикета — с оркестром и маршем по главной площади города. В частности, именно таким образом 22 сентября генерал Хайнц/Гейнц Гудериан передал Брест-Литовск под контроль комбрига Семена Кривошеина (Семён Моисеевич Кривошеин – советский военачальник, участник Великой Отечественной войны, гвардии генерал-лейтенант танковых войск (1943 г.), Герой Советского Союза (1945 г.)).
1659063967127.png
1659063912919.png
1659063933986.png
С. Кривошеин
Во время передачи Бреста представителям РККА 22 сентября 1939 г. В центре — командир 19-го арммейского корпуса Х. Гудериан, справа — командир советской 29-й легкотанковой бригады комбриг С.М. Кривошеин
Брест, 22 сентября 1939 г. На трибуне — немецкий генерал Хайнц Гудериан и советский комбриг Семен Кривошеин
Уже 28 сентября командующий Украинским фронтом Семен Тимошенко доложил Сталину о полном завершении войсковой операции. Вечером того же дня Й. Риббентроп и В. Молотов подписали новый документ: «Договор о дружбе и границе между СССР и Германией». От предложения Гитлера заключить полноценный военный союз Сталин отказался, ограничившись общими заверениями в дружбе. На следующий день в газетах было опубликовано сообщение Политбюро: «В Восточной Европе восстановлен прочный мир. Ликвидирована атмосфера тревоги, вражды и взаимного недоверия, которая искусственно создавалась на протяжении многих лет поджигателями войны, привыкшими загребать жар чужими руками. Постоянно очагом империалистических интриг, натравливания одного государства на другое была, между прочим, шляхетская Польша. Политическое соглашение между СССР и Германией не только содействует упрочению добрососедских отношений и расширению экономических связей между двумя самыми большими государствами Европы, но и является также фундаментом для общего умиротворения».
Отодвигая на запад границы (Прибалтика, часть Финляндии, Валахия и Молдавия), Сталин действовал с холодным расчетом, который так понравился Черчиллю.
А вот заплатить за эти события («политика умиротворения») народам Земли пришлось очень высокую цену …

Бомбардировки Ковентри
Бомбардировки английского города Ковентри в 1940 – 1942 гг. германской авиацией, в результате которых тот был практически уничтожен. В бомбардировках принимали участие до 437 самолётов, погибли в общей сложности 1236 человек.

Битва за Киев
17 июля — 26 сентября 1941 г.
Поражение под Киевом стало тяжелым ударом для РККА, оно открыло для вермахта дорогу на Восточную Украину, в Приазовье и Донбасс. Сдача Киева привела к фактическому развалу Юго-Западного фронта, советские солдаты стали в массовом порядке бросать оружие и сдаваться в плен.
Безвозвратные потери: СССР — 627800 человек (по немецким данным, число пленных составило 665000 человек); потери Германии — неизвестны.

Битва за Москву
30 сентября 1941 г.— 20 апреля 1942 г.
Развеян миф о непобедимости. Командующий немецкой 2-й танковой армией Гудериан так оценил последствия поражения под Москвой: «Все жертвы и усилия оказались напрасными, мы потерпели серьезное поражение, которое из-за упрямства верховного командования привело в ближайшие недели к роковым последствиям. В немецком наступлении наступил кризис, силы и моральный дух немецкой армии надломлены».
Безвозвратные потери: СССР — 926200 человек; Германии — 581900 человек.

Нападение на Перл-Харбор
7 декабря 1941 г.
Внезапная комбинированная атака воздушных и подводных сил японского флота на американские силы, находившиеся на военно-морской базе в Перл-Харборе. Атака произошла до формального вступления США во Вторую мировую войну.

Битва при Эль-Аламейне
октябрь-ноябрь 1942 г.
Сражение Североафриканской кампании Второй мировой войны, в ходе которого британские войска под командованием генерала Бернарда Монтгомери нанесли поражение североафриканской итало-немецкой группировке фельдмаршала Эрвина Роммеля.
Когда ведут речь об Эль-Аламейне, обычно говорят о втором сражении, скромно упуская первое, итогом которого был полный разгром союзных Англии войск Австралии и Новой Зеландии и отступление в Египет. Заслуга в успехе принадлежала немецкому генерал-лейтенанту Эрвину Роммелю, которому небольшими силами численностью от 130000 до 150000 солдат, при 230 танках устаревшего типа и 280 САУ, удалось вытеснить союзные австрало-британские войска к Александрии. Сложившееся положение ставило под угрозу коммуникации британских колоний с метрополией. Уинстон Черчилль решил действовать.
Решительное наступление англо-австралийских, при поддержке новозеландских, индийских, французских и греческих соединений, на позиции танковой армии «Африка» началось 23 октября 1942 г. Оборона итало-германских войск была прорвана англичанами во многих местах, началось быстрое отступление армии «Африка». Она вынуждена была покинуть территорию Египта. Угроза Суэцкому каналу была ликвидирована.

Сталинградская битва
17 июля 1942 г.— 2 февраля 1943 г.
Битва под Сталинградом стала самым кровопролитным сражением в мировой истории. У этого города на Волге против немецкой группы армий «Б» и их союзников было выставлено семь советских армий (а еще 8-я воздушная армия и Волжская флотилия). После этого сражения И.В. Сталин сказал: «Сталинград стал закатом немецко-фашистской армии». После этого сражения немцы уже никогда не могли оправиться. Начался коренной перелом в войне.
Безвозвратные потери: СССР — 1 млн 130000 человек; Германия и союзники — 1,5 млн человек.

Курская битва
5 июля — 23 августа 1943 г.
Самая масштабная битва в истории Второй мировой войны. Войска Центрального и Воронежского фронтов разгромили две крупнейшие армейские группировки вермахта: группу армий «Центр» и группу армий «Юг». Коренной перелом в ходе боевых действий. После этой битвы Москва впервые салютовала победоносным советским войскам.
Безвозвратные потери: СССР — 254000 человек; Германия — 500000 человек (по немецким данным, 103600 человек).

Битва под Монте-Касино
17 января — 19 мая 1944 г.
Самое кровопролитное сражение (серия из четырёх кровопролитных сражений, в результате которых войска Антигитлеровской коалиции прорвали линию немецких укреплений) с участием западных союзников, в ходе которого американцы и британцы прорвали немецкий оборонительный рубеж «Линия Густава» (в районе хребта Монте-Кассино) и взяли Рим.
Безвозвратные потери: США и союзники — более 100000 человек; Германия и союзники — около 20000 человек.

Операция «Багратион»
23 июня — 29 августа 1944 г.
Одна из крупнейших военных операций за всю историю человечества, в ходе которой силами 1-го Прибалтийского, 1, 2 и 3-го Белорусских фронтов была разгромлена немецкая группа армий «Центр» и освобождена Белоруссия. Для того чтобы продемонстрировать значимость успеха, после битвы более 50000 немецких пленных, захваченных под Минском, были проведены по улицам Москвы.
Безвозвратные потери: СССР — 178500 человек; Германия — 255400 человек.

Висло-Одерская операция
12 января — 3 февраля 1945 г.
Стратегическое наступление 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов, в ходе которого была освобождена территория Польши к западу от Вислы. Эта битва вошла в историю человечества как самое стремительное наступление — на протяжении 20 суток советские войска продвигались на расстояние от 20 до 30 км в день.
Безвозвратные потери: СССР — 43200 человек; Германия — 480000 человек.

Битва за Иводзиму
16 февраля — 26 марта 1945 г.
Первая военная операция сил США против Японии на суше, ставшая и самым кровопролитным сражением на Тихоокеанском театре военных действий. Именно после штурма этого маленького островка в 1250 км от Токио командование США решило перед высадкой на Японские острова провести показательную атомную бомбардировку.
Безвозвратные потери: Япония — 22300 человек; США — 6800 человек.

Битва за Берлин
16 апреля — 8 мая 1945 г.
Последняя битва советских войск в Европе. Ради штурма столицы Третьего рейха были объединены силы 1-го Украинского, 1-го и 2-го Белорусских фронтов, в боях принимали участие дивизии Войска Польского и моряки Балтийского флота. Капитуляция гитлеровской Германии.
Безвозвратные потери: СССР с союзниками — 81000 человек; Германия — около 400000 человек.

Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки
август 1945 г.
Два исключительных в истории человечества случая боевого применения ядерного оружия. Осуществлены Вооружёнными силами США на завершающем этапе Второй мировой войны против Японии: 6 и 9 августа 1945 г. В результате двух взрывов погибло от 129000 до 226000 человек. В Хиросиме практически не было военных предприятий, в Нагасаки, где насчитывалось всего пять сотен военных, — тоже. Почти все жертвы — гражданские мирные жители.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх