(ТЕОРИЯ) Крестовый поход в степь

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Русско-половецкие войны растянулись на полтора столетия — с конца XI в. по середину XIII в. Регулярным успехам половцев (их на Руси называли еще кипчаками, а в Европе и Византии — куманами) способствовала и разобщенность русских князей.
1683476342863.png
1683476359994.png
Ситуация начала меняться после того, как Мономах взялся за главное дело своей жизни — собирание русских земель. После того как ему с помощью дипломатических уловок и прямых уговоров удалось добиться проведения двух объединительных княжеских съездов (Любечский и Уветичский), усобицы на востоке и западе Руси были прекращены. Успех же Долобского съезда, результатом которого стал первый объединенный поход русских дружин против половцев, положил начало постепенному их ослаблению.
1683476395890.png
«Владимир Мономах на совете князей». Художник Алексей Кившенко
Но успех похода 1103 г., спланированного на Долобском съезде, только разозлил кочевников. Они предприняли несколько походов, которые хотя и не привели к большим успехам, не позволили Руси вновь собраться с силами и нанести ответный удар. На его подготовку ушло восемь лет.
В конце 1110 г. подчиненный Мономаха воевода Дмитр с небольшой дружиной сумел пробраться в половецкие земли и разузнать планы кочевников.
1683476436014.png
«На половецкие степи». А. Жабский
26 февраля 1111 г. объединённая армия русских князей двинулась в путь. Путь ее лежал в сторону извечного врага Руси – половцев. Во главе войска шли великий князь Святополк Изяславич, черниговский князь Давыд, и переяславкий князь Владимир Мономах. Перед ними шли священники, которые несли кресты и пели песнопения. Именно этот момент дал повод князьям объявить свой поход крестовым. Владимир Мономах давно уже уяснил, что лучшая защита от половцев, это нападение. Их надо было бить на их земле ...
1683476467645.png
«Владимир Мономах». Художник Иван Билибин
Традиционно и русские, и половцы отправлялись воевать весной, когда заканчивалась распутица и можно было вовсю пользоваться преимуществами конницы. Последнее было важно для кипчаков: их войско практически не имело пеших воинов. Именно на этом и решил сыграть Мономах. Он назначил поход на необычно ранний срок — конец февраля. Помимо того, что кочевники не могли ожидать, что русское войско выступит в дорогу в столь непривычное время, это решение преследовало еще одну важную цель. Даже с учетом того, что неспешное — за счет присутствия пешего войска — продвижение вглубь половецких земель займет немалый срок, к тому моменту, как рати сойдутся на поле битвы, земля еще не успеет просохнуть. А это означает, что половцы будет лишено своего главного преимущества — маневренности и мощи кавалерии. Такой подход был совершенно новым для русских полководцев.
Итак, в феврале 1111 г. русское войско двигалось к половецкому городу Шарукань. З0000 ратников во главе с дружинами трёх сильнейших князей Руси. На пятый день осады Шарукань сдался.
24 марта на реке Донец произошло первое значительное сражение, в котором половцы потерпели поражение. Но главная битва была впереди ...
1683476511488.png
27 марта 1111 г. противники сошлись на реке Сальница. Оно стало главным сражением большого похода южнорусских князей против половцев. Половцев было столько, что от топота копыт дрожала земля. Князья построили свою рать для боя. Половецкая конница полукругом охватила русское войско, и вот настал момент, когда все войско оказалось в половецком кольце. Но потом натиск конницы стал ослабевать ...
1683476561806.png
Вот как описаны подготовка к походу, сам поход и битва при Сальнице в основном источнике сведений об этих событиях — в «Повести временных лет»: «В год 6619 (1111 г.). Вложил Бог Владимиру мысль в сердце понудить брата его Святополка пойти на язычников весною ... И послали к Давыду Святославичу, веля ему выступать с ними. И поднялись со своих мест Владимир и Святополк, и попрощались, и пошли на половцев Святополк с сыном своим Ярославом, и Владимир с сыновьями, и Давыд с сыном. И пошли, возложив надежду на Бога и на Пречистую Матерь его, и на святых ангелов его. И выступили в поход во второе воскресенье Великого поста, а в пятницу были на Суле. В субботу они достигли Хорола, и тут сани побросали. А в то воскресенье пошли, когда крест целуют. Пришли на Псел, и оттуда перешли и стали на Голте. Тут подождали воинов, и оттуда двинулись на Ворсклу и там на другой день, в среду, крест целовали, и возложили всю надежду свою на крест... И оттуда прошли через много рек в шестую неделю поста. И прошли к Дону во вторник. И оделись в броню, и построили полки, и пошли к городу Шаруканю ... И поехали они к городу вечером, и в воскресенье вышли горожане … к князьям русским с поклоном, и вынесли рыбы и вино. И переспали там ночь. И на другой день, в среду, пошли к Сугрову и подожгли его, а в четверг пошли на Дон; в пятницу же, на другой день, 24 марта собрались половцы, построили полки свои и пошли в бой. Князья же наши возложили надежду свою на Бога и сказали: «Здесь нам смерть, да станем твердо». И прощались друг с другом и, обратив очи к небу, призывали Бога вышнего. И когда сошлись обе стороны, была битва жестокая. Бог вышний обратил взор свой на иноплеменников с гневом, и стали они падать перед христианами. И так побеждены были иноплеменники, и пало множество врагов… перед русскими князьями и воинами ... И помог Бог русским князьям. И воздали они хвалу Богу в тот день. И наутро, в субботу, праздновали Лазарево воскресение, Благовещенья день, и, воздав хвалу Богу, проводили субботу, и воскресенья дождались. В понедельник же Страстной недели вновь иноплеменники собрали … множество полков … и выступили … тысячами тысяч. И обложили полки русские. И послал Господь Бог ангела в помощь русским князьям. И двинулись половецкие полки и полки русские, и сразились полк с полком ... И битва лютая завязалась между ними ... И стали наступать Владимир с полками своими и Давыд, и, видя это, обратились половцы в бегство. И падали половцы перед полком Владимировым, невидимо убиваемые ангелом, что видели многие люди, и головы летели на землю, невидимо отрубаемые. И побили их в понедельник Страстной месяца марта 27. Избито было иноплеменников … множество на реке Салнице. И спас Бог людей своих, Святополк же, и Владимир, и Давыд прославили Бога, давшего им победу … над язычниками, и взяли полона много, и скота, и коней, и овец, и пленников много захватили ... И спросили пленников, говоря: «Как это вас такая сила и такое множество не могли сопротивляться и так быстро обратились в бегство?» Они же отвечали, говоря: «Как можем мы биться с вами, когда какие-то другие ездили над вами в воздухе с блестящим и страшным оружием и помогали вам?» Это только и могут быть ангелы, посланные от Бога помогать христианам. Это ведь ангел вложил в сердце … Мономаху мысль поднять … русских князей на иноплеменников. … Потому-то надлежит воздать хвалу ангелам, как сказал Иоанн Златоуст: ибо они вечно молят Творца быть милостивым и кротким к людям. Ибо ангелы … наши заступники, когда мы воюем с противными нам силами ... Так вот и теперь с Божьей помощью по молитвам святой Богородицы и святых ангелов возвратились русские князья восвояси к своим людям со славой, которая донеслась до всех дальних стран — до греков, до венгров, поляков и чехов, даже и до Рима дошла она …».
И вот уже русское войско, словно нож рассекло половецкое кольцо. Дружина гнала половцев по степи. 10000 половецких воинов остались лежать на берегах Сальницы. Это была великая победа. В этом бою половецкое войско было наголову разбито русскими князьями во главе с великим князем киевским Святополком Изяславичем, черниговским князем Давыдом Святославичем и князем южного Переяславля Владимиром Мономахом.
После этого половцы прекратили свои походы на Русь.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх