(ТЕОРИЯ) Конституция России: причины принятия и особенности содержания

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
По мере развития социально-экономических, политических и иных общественных отношений при необходимости совершенствуются не только текущее законодательство, но и конституционные нормы. Так, 12 декабря 1993 г. в результате проведённого референдума была принята Конституция Российской Федерации.
Несмотря на переходный характер, Конституция РФ обеспечила мощный нормативно-правовой фундамент, на основе которого складывается действующее отечественное законодательство.
Российская Конституция 1993 г. как источник стабильности и развития общества, сохранив традиции, закрепила новые конституционные ценности. Её положения играют направляющую роль для всей национальной правовой системы.
Конституция РФ, выполняя учредительную, организаторскую, внешнеполитическую, идеологическую, юридическую функции, обладает прямым действием и имеет высшую юридическую силу, занимает приоритетное положение в иерархической системе правовых актов России.
В то же время она является политическим документом, поскольку её принятие ознаменовало собой акт общественного согласия по базовым принципам, основам организации и функционирования российского государства.
I. Объективные причины принятия Конституции России 1993 г.
Конституция Российской Федерации не возникла одномоментно. Её принятие - символ качественного изменения нашего общества и государства. Это закономерный и объективный этап в отечественном конституционно- правовом развитии, поскольку был обусловлен несколькими причинами.
Во-первых, административно-командная (плановая) система экономики к 1991 г. изжила себя, обусловив оформление нового социально- экономического строя, утверждающего приоритет свободного конкурентного обмена и равенства всех форм собственности;
Во-вторых, в результате подписанных в Беловежской пуще главами РСФСР (Б.Н. Ельцин), Республики Беларусь (С.С. Шушкевич) и Украины (Л.М. Кравчук) 8 декабря 1991 г. соглашений о денонсации Союзного договора от 30 декабря 1922 г. и создании Содружества Независимых Государств СССР прекратил своё существование «как субъект международного права и геополитической реальности». С принятием 12 июня 1990 г. Первым Съездом народных депутатов РСФСР Декларации о государственном суверенитете РСФСР формально возникло новое государство Российская Федерация, для которой был необходим новый Основной Закон;
В-третьих, распад Советского Союза определил переход к новому общественному строю, основанному на демократических началах, что также требовало официального нормативного закрепления на высшем конституционно-правовом уровне;
В-четвертых, Конституция РСФСР 1978 г., соответствовавшая концепции тоталитарного государства с подчинением идеологическим целям социалистического строительства и игнорированием принципа разделения властей, вступала в острое противоречие с процессами перестройки и реформ, начавшимися в 1985 г. Требовался новый конституционный текст, отвечавший вызовам общественно-политической ситуации конца ХХ в.
II. Особенности содержания Конституции России в контексте её структуры
Принятие Конституции РФ 12 декабря 1993 года знаменует собой принципиально новый этап в развитии нашей страны, характеризующийся, в частности, постепенным переходом от правового нигилизма к правовому государству, установлением на высшем конституционном уровне приоритета прав личности над публичным интересом и провозглашением демократических ценностей.
Конституция России 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов, первый из которых разделен на 9 глав, образуемых из 137 статей.
Если говорить о содержании Основного закона, то он обладает определенными особенностями.
Во-первых, Конституция России в преамбуле отражает фундаментальную систему морально-нравственных ценностей ее многонационального народа, к которым относятся общая историческая судьба, свобода человека и гражданский мир, государственное единство, уважение к предкам и любовь к Отечеству, вера в справедливость и стремление к процветанию России.
Во-вторых, федеральный конституционный текст в отдельной главе закрепляет основы конституционного строя России, некоторые положения которого представляют собой «нормы-цели», ориентиры для государства, обладающие высшей юридической силой по отношению ко всему остальному содержанию Конституции.
Россия, являющаяся государственной основой конституционного строя, обозначается в Конституции РФ как «демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»(ст. 1); также отмечается ее социальный (ст. 7) характер, который выражаются в том, что деятельность государства направлена прежде всего на создание условий, призванных обеспечивать достойную жизнь и свободное развитие человека. Вместе с тем в статье 14 говорится о России как светском государстве, что предполагает отделение религиозных объединений от последнего и запрет установления в качестве государственной или обязательной какой-либо религии.
Несомненными достоинствами российской Конституции являются, в частности, закрепление в ней народного суверенитета (ст. 3), определяющего полновластие народа, которое реализуется непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; отражение принципа разделения государственной власти в стране на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны (ст. 10); установление в качестве высшей ценности человека, его прав и свобод, признание, соблюдение и защита которых есть обязанность государства (ст. 2). Последний принцип свидетельствует о том, что Россия ориентируется на опыт других стран, инкорпорируя смысл ключевых международных документов, одним из которых является Принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Всеобщая декларация прав человека.
Статья 8 российской Конституции отражает гарантируемое единство экономического пространства, свободу экономической деятельности на конкурентных началах, признание и равную защиту всех форм собственности.
Кроме того, важной основой конституционного строя нашей страны является признание идеологического многообразия и политического плюрализма, многопартийности (ст. 13), составляющих благоприятную почву для развития в России гражданского общества.
В-третьих, в Конституции РФ наблюдается отражение ценностей международного сообщества применительно к основам правового статуса личности, которому посвящена глава 2 Основного закона. Права и свободы человека и гражданина, которые являются неотчуждаемыми и принадлежат каждому от рождения (ч. 2 ст. 17), не только декларируются, но и гарантируются как в соответствии с Конституцией РФ (например, ст. 45-54), так и на уровне общепризнанных принципов и норм международного права. Они являются непосредственно действующими, т.е. обусловливают правоприменительную практику, и обеспечиваются правосудием (ст. 18).
Конституция РФ вполне логично выстраивает систему правового статуса человека и гражданина, выделяя в нем гарантируемые личные (гражданские) (ст. 20-29), политические (ст. 30-33), социально-экономические (ст. 34-42), социально-культурные (ст. 43-44) права и свободы, определяя обязанности (например, ч. 2 ст. 15, ч. 2-3 ст. 38, ч. 4 ст. 43, ч. 3 ст. 44, ст. 57-58, ч. 1 ст. 59) и особо подчеркивая равенство всех перед законом и судом, независимо от социальной, расовой, национальной, языковой, религиозной, гендерной принадлежности и иных обстоятельств (ст. 19).
В-четвертых, Конституция РФ устанавливает федеративное устройство Российского государства (гл. 3), обозначая в качестве субъектов республики (государства), территориально-государственные (края, области, города федерального значения) и национально-территориальные (автономная область, автономные округа) образования, обладающие в соответствии со статьей 5 равенством при взаимодействии как между собой, так и с федеральными органами государственной власти.
Важнейшими характеристиками федеративного устройства России являются ее государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправие и самоопределение народов в России (ч. 3, ст. 5).
Важно отметить, что субъекты в составе РФ не имеют права сецессии, т. к. не обладают государственным суверенитетом в смысле верховенства, единства и самостоятельности государственной власти. Это проявляется в том, что законодательство и конституции (уставы) субъектов приобретают юридическую силу, когда не противоречат Конституции РФ и федеральным законам. Кроме того, органы власти субъектов, не смотря на структурное единство, являются неотъемлемыми элементами в иерархической системе властного соподчинения, что проявляется, например, в их обязанности исполнения требований федерального законодательства, недопустимости установления внутренних таможенных границ, пошлин, собственного налогообложения. Также субъекты РФ не обладают внешнеполитической независимостью, поскольку не могут выступать в качестве самостоятельных субъектов международного права во взаимоотношениях с другими государствами, быть членами международных организаций.
Тем не менее, субъекты РФ обладают определенной внутриполитической самостоятельностью. Они в соответствии со статьей 73 обладают всей полнотой государственной власти вне пределов ведения РФ (обозначенных в ст. 71) и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов (закрепленных в ст. 72). В случае противоречия между федеральным и нормативно-правовым актом субъекта РФ, изданным последним в пределах своего исключительного ведения, действует акт соответствующего субъекта.
В-пятых, в Конституции закреплены форма государственного правления и система органов власти РФ. По форме правления Россия является республиканским государством. Однако среди общественных деятелей, политиков, ученых-юристов существуют разные мнения относительно того, к какому виду республики относится наша страна. Одни (например, Председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин, международные эксперты Роберт Элджи и Мэттью Шугарт) говорят о ее смешанном (президентско-парламентском) характере, другие отмечают президентский тип республики. Некоторые исследователи (например, профессор С.А. Авакьян) определяют Россию как «суперпрезидентскую республику».
К основным органам власти Конституция относит Президента РФ (гл. 4), Федеральное Собрание (гл. 5), Правительство РФ (гл. 6), судебную систему и прокуратуру (гл. 7).
1703999041925.png
Президент Российской Федерации как глава государства является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. Он обладает весьма широкими полномочиями, среди которых закрепляются, например, обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, определение основных направлений внутренней и внешней политики государства, представление России как внутри страны, так и в рамках общемирового масштаба (ст. 80), утверждение военной доктрины РФ (ст. 83), решение вопросов гражданства России и предоставления политического убежища (ст. 89), назначение и освобождение от должности ряда высших должностных лиц государства (например, Генерального прокурора РФ).
Избираемый путем прямых выборов на 6 лет Президент обладает правом законодательной инициативы, подписывает и обнародует федеральные законы (ст. 84), издает указы, поручения и распоряжения, которые не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, а также обязательны для исполнения на всей территории страны.
Особый статус Президента подчеркивается не только закреплением его неприкосновенности (ст. 91), но и четким ограничением круга оснований для отрешения его от должности, как процедурных (выдвинутое Государственной Думой обвинение, подтвержденное заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения), так и тех, которые предполагают установление факта совершения им государственной измены или иного тяжкого преступления (ст. 93).
Законодательную (представительную) власть в стране осуществляет состоящее из нижней (Государственная Дума, 450 членов (депутатов) которой работают на постоянной профессиональной основе) и верхней (Совет Федерации, в который входят по два представителя от каждого субъекта РФ) палат Федеральное Собрание.
Палаты парламента России заседают самостоятельно и раздельно. Они представляют российское общество, что выражается, например, в распределении депутатских мандатов между прошедшими определенный барьер партиями и формировании фракций, каждая из который защищает интересы того или иного социального слоя.
Также основной функцией Федерального Собрания, установленной Конституцией РФ, является принятие законов, которое предполагает непростой законодательный процесс. Не вдаваясь в детали, отметим, что он представляет собой рассмотрение в трех чтениях законопроекта и его принятие на заседании Государственной Думы, которая в течение пяти дней передает его на рассмотрение Совета Федерации. Последний одобряет (но может и отклонить) данный закон, который в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и промульгации.
Исполнительная власть закреплена за Правительством, возглавляет которое его Председатель, назначаемый Президентом РФ с согласия Государственной Думы.
Деятельность Правительства России, выражающаяся в форме его обязательных к исполнению постановлений и распоряжений, охватывает все стороны общественной жизни (экономика, здравоохранение, наука, культура, образование, развитие отдельных регионов, социальное обеспечение, международные отношения и др.). Для более детального регулирования ее сфер в рамках Правительства создаются министерства, каждое из которых осуществляет политику по конкретным вопросам.
В целом Правительство занимается разработкой федерального бюджета и обеспечением его исполнения, о чем ежегодно отчитывается перед Государственной Думой. Оно осуществляет единую финансовую, кредитно- денежную политику, обеспечивает оборону страны, государственную безопасность, законность и внутренний правопорядок.
Полномочия Правительства РФ прекращаются в случае истечения срока его полномочий, а также в результате отставки (досрочного прекращения полномочий). Отставка может быть принята Президентом в случаях собственной инициативы Правительства; выражения ему недоверия со стороны Государственной Думы (как по собственному волеизъявлению, так и в ответ на вопрос о доверии, поставленный Председателем Правительства), с которым Президент может не согласиться.
Вместе с тем в Конституции РФ содержатся нормы, касающиеся судебной власти. Основной Закон подчеркивает, что только суд вправе осуществлять правосудие (ст. 118), под которым в юридическое науке понимается «правоохранительная деятельность по рассмотрению и разрешению органами судебной власти гражданских, уголовных и подведомственных судам административных дел при неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающих законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений».
Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. В связи с этим Конституция РФ и действующее законодательство в этой сфере четко обозначают судебную систему страны, которая имеет двухуровневый характер: федеральный и уровень субъектов РФ (конституционные (уставные) суды и мировые судьи).
Конституционный Суд РФ состоит из 11 судей, включая Председателя Конституционного Суда РФ и его заместителя. Судьи Конституционного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Конституционный Суд РФ правомочен осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее восьми судей. Полномочия Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком. Он, в частности, по запросам соответствующих статье 125 субъектов разрешает дела о соответствии Конституции РФ всех федеральных законов, правовых актов, законодательства субъектов страны; разрешает споры о компетенции между органами власти; дает официальное толкование федерального конституционного текста.
Верховный Суд РФ в результате судебной реформы 2013-2014 гг. и подписания Президентом РФ Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», формируемый в составе 170 судей, является «высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики».
Конституционные (уставные) суды образованы далеко не во всех субъектах страны. Главным их полномочием является разрешение вопросов о соответствии Конституции (уставу) субъекта законов, правовых актов, действующих на его территории.
Конституция РФ определяет особый статус судей, которыми могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти дет (ст. 119). Все судьи в РФ несменяемы (ст. 121) и неприкосновенны (ст. 122); они обладают независимостью и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (ст. 120). Гарантией данного принципа является финансирование судов только из федерального бюджета (ст. 124).
Достоинством Конституции РФ является закрепление демократических принципов, на основе которых осуществляется справедливое правосудие. К ним относятся, например, обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия, законности и компетентности суда; состязательность и равноправие сторон, презумпция невиновности.
В-шестых, в Конституции РФ нормативно отражаются основы организации государственной власти субъектов страны и местного самоуправления.
В статье 77 говорится о том, что система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
Гарантируемое (ст. 133) местное самоуправление, органы которого осуществляют свою деятельность, в частности, в городских, сельских поселениях (ст. 131) и не входят в систему органов государственной власти (ст. 12), в соответствии с Конституцией РФ, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (ст. 130), например, управляет муниципальной собственностью; формирует, утверждает и исполняет местный бюджет, устанавливает местные налоги и сборы и осуществляет охрану общественного порядка на местах (ст. 132).
Второй раздел Конституции РФ «Заключительные и переходные положения» объявляет о прекращении действия Конституции РСФСР 1978 года и вступлении в силу Конституции РФ с 12 декабря 1993 г., фиксирует приоритет последней перед законами и иными правовыми актами. Те из них, которые действовали не территории РФ до вступления в силу Конституции 1993 г., применяются в части, ей не противоречащей. Действующие на момент принятия нового Основного закона органы государственной власти сохраняют свои полномочия.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх