Искусством называют область духовной культуры, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах (то есть, в образно-символической форме).
Искусство можно классифицировать как практическую творческую деятельность, которая направлена на создание эстетических ценностей. Формой его существования является художественное произведение (песня, картина, спектакль и т.д.)
Художественный образ отражает видение творцом какого-либо объекта или явления действительности, отношение к нему творца. В художественном образе объединяются позиция автора-творца, отношение исполнителя, восприятие зрителя.
ТЕСТПредставьте, что Вы помогаете учителю оформить презентацию к уроку обществознания по теме «Духовная культура». Один из слайдов называется «Искусство». Что из перечисленного необходимо включить в этот слайд? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) получение достоверной картины мира
2) познание мира с помощью слова, цвета и звука
3) объективность отражения реального мира
4) значимость художественного вымысла
5) образность и наглядность
6) опирается на веру и поклонение сверхъестественному
Ответ:
- изобразительное искусство (живопись, скульптуру, декоративно-прикладное искусство и дизайн, художественную фотографию);
- литературу;
- музыку;
- театр;
- цирк;
- балет;
- киноискусство.
Искусство можно классифицировать как практическую творческую деятельность, которая направлена на создание эстетических ценностей. Формой его существования является художественное произведение (песня, картина, спектакль и т.д.)
Художественный образ отражает видение творцом какого-либо объекта или явления действительности, отношение к нему творца. В художественном образе объединяются позиция автора-творца, отношение исполнителя, восприятие зрителя.
Эстетика
Искусство как особую сферу деятельности (сущность и формы прекрасного в художественном творчестве) изучает эстетика.Особенности искусства и его признаки
Образность и наглядность | Средством познания мира служит художественный образ – рождённое воображением художника индивидуальное восприятие действительности. |
Использование особых способов выражения | Слово, звук, цвет, форма, движение и т.п. |
Чувственное восприятие окружающего мира | Произведения искусства, отражая окружающий мир, обращены к чувствам, эмоциям человека. |
Ярко выраженный субъективный характер | Огромную роль играет воображение и фантазия художника и зрителя. |
Значимость художественного вымысла | Огромную роль играет воображение и фантазия художника и зрителя. |
Аллегоричность | Использование образов для выражения отдельных понятий (череп – символ смерти, женщина с весами означает правосудие и т.д.). |
ТЕСТ
1) получение достоверной картины мира
2) познание мира с помощью слова, цвета и звука
3) объективность отражения реального мира
4) значимость художественного вымысла
5) образность и наглядность
6) опирается на веру и поклонение сверхъестественному
Ответ:
Виды искусства
Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим художественным языком, своей знаковой системой.Выделяют следующие виды искусства:
- архитектуру;- изобразительное искусство (живопись, скульптуру, декоративно-прикладное искусство и дизайн, художественную фотографию);
- литературу;
- музыку;
- театр;
- цирк;
- балет;
- киноискусство.
Функции искусства
Эстетическая | Формирует эстетические вкусы и потребности, пробуждает в человеке стремление к прекрасному. |
Гедонистическая | Доставляет эстетическое наслаждение. |
Познавательная | Искусство позволяет осознавать и отражать действительность при помощи художественных образов. Благодаря интуиции, вдохновения художник получает новое знание и рассказывает об этом в своём произведении. С помощью этих средств искусству дано ухватить и выразить такие свойства мира и человеческой натуры, которые не могут быть изучены методами науки, но очень важны для понимания человеком своего места в мире и смысла своей жизни. |
Воспитательная (социализация) | Способствует развитию личности, становлению её мировоззрения. |
Психологическая | Влияет на внутреннюю гармонию личности, способствует сохранению и восстановлению её психологического равновесия. |
Социально-преобразующая | Вдохновляет людей на перемены в обществе. |
Информационная | Привлекает внимание к общественно-важным проблемам. |