(ТЕОРИЯ) Искусство и культура

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Искусство – специфический вид духовно-практического освоения и эстетического отношения к действительности и эстетического отношения к ней.

Признаки искусства:​
1) образность (создается художественный образ мира, а не его реальное отображение; в образе автор выражает свое отношение к объекту, сочетает реальность и вымысел);
2) субъективность (этот образ создается согласно видению автора, и только его);
3) эстетичность (автор стремится к прекрасному, искусство формирует эстетические ценности);
4) эмоциональность (видение прекрасного формируется на уровне эмоций, чувств творца и обращается к эмоциям зрителя – это делает искусство схожим с религией, но отличает его от науки, логичного знания);
5) использование особых выразительных средств (слово, звук, цвет, движение и пр.),
6) профессионализм (творец, как правило, специалист своего дела, он зарабатывает на жизнь искусством).

Форма (бытия) искусства – художественное произведение, имеющее видовую и жанровую определенность.

Виды искусства:​
1) временные – литература, музыка,
2) пространственно-временные – театр, цирк, хореография,
3) пространственные – живопись, скульптура, архитектура.

Жанр – совокупность специфических свойств художественной формы и содержания значительной группы произведений искусства какой-либо исторической эпохи, народа или мира в целом.

Функции искусства:​
1) эстетическая – удовлетворяет эстетические потребности человека (потребности создавать и воспринимать прекрасное, гармоничное); формирует эстетические вкусы;
2) познавательная – изучение и познание действительности с помощью произведений искусства, которые являются источниками информации о процессах в обществе (иногда выделяют информационную функцию как самостоятельную);
3) воспитательная – влияние на формирование личности и нравственное становление человека;
4) социально-преобразовательная – идейное влияние на общество, преобразование социальной реальности;
5) психологическая (в других учебниках компенсаторная, терапевтическая) – решение психологических проблем, восстановление душевного спокойствия и равновесия; отстранение от серой реальности и повседневности, компенсация недостатка гармонии и красоты;
6) гедонистическая – способность приносить положительные эмоции через созерцание прекрасного;
7) коммуникативная (способствует общению автора и зрителей).

Культура – это совокупность форм и результатов деятельности общества, представленных в продуктах материального и духовного производства, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определенных знаковых систем (языковых и неязыковых), а также путем обучения и подражания.

Основные элементы культуры:​
1) ценности – убеждения относительно целей, к которым следует стремиться и способов их достижения
2) социальные нормы и образцы поведения – образцы, регулирующие поведение людей в обществе
3) знания – особым образом полученная, специально отобранная, упорядоченная, социально-значимая информация об объективной действительности
4) навыки – практическими приемы обращения с природными и социальными объектами
5) символы – знаки, связь которых с изображаемыми объектами является условной
6) артефакты – совокупность предметов, произведенных в рамках определенной культуры и отражающих ее нормы, ценности, знания, технологические приемы, и служащих символами данной культуры.

Обычно выделяют: 1) материальную и 2) духовную культуру. Кроме того ученые, говорят и о политической культуре.

Общество неоднородно, поэтому в нем выделяются субкультуры и контркультуры.

Субкультуры – культуры, создаваемые представителями определенных социальных групп. Субкультуры чаще всего выделяют по возрастным, профессиональным, религиозным признакам (субкультуры подростков, кадровых военных, воцерковленных православных и пр.).

Понятие контркультуры рассматривается в двух смыслах:​
1) социокультурные системы, противостоящие господствующей системе, стремящиеся вытеснить ее (например, хиппи в 1960-е гг. в США)
2) ценностные системы асоциальных групп общества (криминальные группировки, бездомные и пр.).

В обществознании выделяют народную, элитарную и массовую культуры.

Основной признак НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ – анонимность создателей. Ее произведения передаются в устной форме (или через неформальное обучение, подражание, если мы говорим о танце, народном костюме и пр.). Она не предполагает какой-то специальной подготовки ни для создания произведений, ни для их восприятия. Строго говоря, народная культура – это не обязательно произведения далекого прошлого (народные песни или былины о богатырях). Советские анекдоты про Штирлица – это тоже народная культура.

Для ЭЛИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ назвать единственный критерий невозможно. Ее произведения либо (1) ориентированы на подготовленную публику, либо (2) служат средством самовыражения автора, который сконцентрирован только на своем видении мира, независимо от принятия кем-либо еще («Красные виноградники в Арле», например, были единственной картиной Ван Гога, проданной при его жизни за сколько-нибудь значительные деньги).

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА отличается ориентацией на коммерческий успех. Для этого нужна популярность у широких масс, поэтому произведения должны быть зрелищны, понятны, обращаться к интересным и близким большинству темам. Массовая культура возникает в индустриальном обществе, когда у большей части населения впервые появляются досуг и свободные деньги. К этому времени относятся и первые доступные формы тиражирования – дешевые книги в бумажных обложках, печатающиеся в газетах из номера в номер романы, кинематограф.

К негативным последствиям массовой культуры относят то, что она:​
1) снижает общий уровень духовной культуры общества
2) ведет к унификации как образа жизни, так и образа мыслей
3) формирует искусственные потребности
4) подменяет собой реальную жизнь и насаждает социальные мифы.

С другой стороны, она:​
1) помогает людям лучше ориентироваться в сложном и быстро меняющемся мире, является одним из важных средств социализации
2) отвечает потребностям людей в отдыхе, психологической разрядке
3) имеет свои вершины, которые могут быть отнесены уже к «высокому» искусству.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх