(ТЕОРИЯ) Ересь жидовствующих

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Осенью 1470 г. в свите приехавшего в Новгород из Литвы киевского князя Михаила Олельковича заметили одного «книжника». Иудея Схарию (Захарья Евреин, Захарья — Скарья Жидовин). Внимание он привлёк разносторонностью своих знаний, умом и кротким нравом. Астроном, астролог, математик, врач, судя по всему — выпускник одного из европейских университетов.
Схария не был ортодоксальным иудеем. Многие исследователи сходятся во мнении: он принадлежал к секте кераимов. Схария был приверженцем каббалы, мистического течения в иудаизме.
В Новгороде (который доживал последние «свободные» дни) Схария знакомится со священником Денисом, дом которого был местом собраний новгородской «интеллигенции». Местные книгочеи, чаще в духовных званиях, собирались там, просвещая местную аристократию и знать политическими новостями и богословскими диспутами. Ученость Схарии вызвала фурор, он многое пытался объяснить с естественнонаучной точки зрения.
1704636325407.png
1704636348518.png
Новгородское торжище
Конец новгородской Республики
Христианский мир в то время трясло от ужаса, активно обсуждался … конец света. Господствовало мнение: история мира, сотворённого за семь дней, уложится ровно в 7000 лет, так получалось, что в 1492 г. от Рождества Христова будет Страшный суд. Отцы Церкви довели расчёты празднования Пасхи только до этого года, про остальное сообщив: «Здесь страх, здесь скорбь, сие лето на конце явися, а на нем же чаем и всемирное Твое пришествие…».
Но, ученый астроном Схария легко опровергал расчёты, доказывая ортодоксам — последние дни семи тысяч лет «от сотворения мира» наступят ещё не скоро. Очаровав своим красноречием новгородцев, «книжник» стал сеять смуту, раз за разом опровергая православные догматы.
Карамзин писал, что сила убеждения была такова, что священники Денис и Алексей приняли идеи иудаизма, были готовы совершить обряд обрезания. Но Схария отговорил, предложив нести свою новую веру тайно, внешне оставаясь православными священниками.
В марте 1471 г. Схария вместе с Михаилом Олельковичем покидают Новгород. Денис и Алексей расширяют организацию, привлекают в секту новых сторонников. Из самых разных социальных слоев. От сына городского посадника — до простых, но уважаемых мирян. Само собой, особым вниманием пользуются священники и лица духовных званий. Начинает обработка с амвонов простого люда, еретические мотивы часто звучат в проповедях.
В 1480 г. Великий князь Иван III прибывает в Новгород для разгрома остатков оппозиции. Первым попал под удар местный архиепископ, последний оплот крамолы: «Тое же зимы, генваря в 19, поимал князь великий в Новегороде архиепископа новогородского Феофила по коромоле и посла его на Москву, а казну его взя, множество злата и сребра и сосудов его, не хотяше бо той владыка, чтобы Новгород был за великим князем, но за королем или за иным государем; …того же месяца 24, и посадили его в монастыре у Михайлова Чюда; и седел туто полсема лета, ту и преставися».
Прослышав про популярность простых священников Дениса и Алексея, Иван III ведет с ними долгие беседы. Вскоре оба назначены протоиереями двух главных московских соборов — Успенского и Архангельского. Зять Алексея, Иван Максимов, становится личным духовником невестки Великого князя, Елены Волошанки. Стремительный карьерный взлёт ранее безвестных священников из мятежного Новгорода выглядит … более чем странно.
Скорее всего, назначения скрытых еретиков не без помощи фаворита Ивана III, думного дьяка Посольского приказа Федора Курицына, человека больших дарований, свободно владевшего пятью языками, опытного царедворца, он окружившего себя «свободомыслящими» соратниками.
В начале 1480-х гг. Курицын совершает продолжительный дипломатический тур по европейским странам. Он заводит дружбу и переписку со многими учёными и придворными астрологами. А в Венгрии знакомится с известным астрологом и каббалистом Мартином, уговаривает того перебраться в Москву.
После возвращения Курицына в Москву секта еретиков стремительно растёт. В нее вовлекается брат Федора Курицына — Волк, «угрянин» Мартын, дьяки великого князя Истома и Сверчок, купец Семен Кленов, книжный переписчик Ивашка Черный. Примкнула к секте невестка Великого князя — Елена Волошанка.
1704636507417.png
Фигура Ивана Великого на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде. У его ног (слева направо) поверженные литовец, татарин и балтийский немец
Великий князь Иван Васильевич был осведомлен о ереси (признавался якобы впоследствии). Относился к ней равнодушно, даже благосклонно временами. Видя отношение государя к «вольнодумцам», в их круг потянулись многочисленные придворные. Постепенно еретические доктрины захватили умы многих знатных особ столицы.
Стоит признать, какими-то скрытыми механизмами, ересь «жидовствующих» стала безумно популярна в Москве и Новгороде.
Свою веру «жидовствующие» держали в строгой тайне, письменных оригинальных текстов и свидетельств вероучения своего не оставили. Ибо по приговору церковного Собора они были объявлены еретиками. Но. Ересь выжила, она проникла в Новгород, Ростов и Псков, обосновалась в Москве. По выражению борца с «жидовствующими» Иосифа Волоцкого: «Благочестивая земля Русская не видала подобного соблазна от века Ольгина и Владимирова».
Надо признать, внешние признаки «жидовствующей ереси» были благочинны. Например, новгородские еретики пользовались уважением простого народа своим демонстративным пристойным поведением, аскетической скромностью в быту, казались смиренными постниками и ревнителями «чистой веры». На контрасте с церковными иерархами, уже тогда явно тяготевшими к соисканию всех материальных благ, — внимание низших слоев общества к ним было повышенным, почтительным.
Интерес был у верхов Московского Великого Княжества. Никто не отменял борьбу за влияние и власть. Согласно поздним данным (весьма противоречивых), секта к концу XV в. насчитывала почти 1500, многие простолюдинами беззаботными не были. Принимали важные решения в духовной и светской среде. Иван III, без всякого сомнения, временно «склонил слух» к некоторым адептам секты. Да и невестка царя Ивана III Елена была на стороне еретиков, её поддерживали могущественные сановники, в итоге Иван III торжественно провозгласил Дмитрия (сына Елены) наследником великокняжеского престола. …
1704636583741.png
Геннадий (Гонзов), архиепископ Новгородский, святитель. Первый видный противник ереси жидовствующих
Впервые громко и открыто против «жидовствующих» выступил в 1487 г. новгородский архиепископ Геннадий (Гонзов). Ему донесли: некие еретики совершили надругательство над иконами: «бросали иконы в нечистые места, некоторые святые лики кусали они зубами, как бешеные псы, некоторые разбивали».
1704636656417.png
Всех еретиков выловили, группа святотатцев была «бита кнутом». Но высокопоставленные покровители еретиков спустили дело на тормозах, не допустили полного осуждения секты. При этом у арестованных нашли записи, по которым они «молились по-жидовски». Скорее всего речь идет о пресловутой «Псалтыри Федора Жидовина», переводе еврейского молитвенника на иврите.
Часть «жидовствующих» бежала в Москву, заручившись поддержкой Ивана III. Геннадий прислал в столицу доказательства их ереси, развил бурную деятельность в кругу архиепископов. По его инициативе в 1490 г. состоялся специальный церковный Собор. Новым митрополитом Руси уже год был архимандрит Зосима.
Новгородский архиепископ Геннадий требовал от митрополита предать «ересь жидовствующих» проклятию, призывал поступить с еретиками, подобно «гишпанскому» (испанскому) королю, очистившему «веру и землю свою» огнём. Но митрополит Зосима, якобы был сторонником ереси (впоследствии незаслуженно получив прозвище «второго Иуды»).
1704636717561.png
В октябре 1490 г. Геннадий добился своего. По всей Руси распространил анти-еретическое Послание. Он также обратился с письмами к Ростовскому, Суздальскому, Тверскому и Пермскому архиереям. И на соборе 1490 г. «ересь жидовствующих» подверглась осуждению, а её сторонники были названы: «сущими прелестниками и отступниками веры Христовой. Сии отступники злословят Христа и Богоматерь, плюют на кресты, называют иконы болванами, грызут оныя зубами, повергают в места нечистые, не верят ни Царству Небесному, ни воскресению мертвых и, безмолвствуя при усердных христианах, дерзостно развращают слабых».
1704636773738.png
Нежданная беда для «жидовствующих» возникла, в великокняжеских палатах Московского Кремля. Династические неурядицы раскололи двор и семейство Ивана III. Всё началось после внезапной смерти наследника престола Ивана Молодого, сына от первого брака с Марией Тверской. Заболевшего наследника взялся лечить еврейский врач Леон Жидовин, гарантируя успех своей собственной жизнью. Иван Молодой умер, взбешённый Великий князь публично казнил врача-неудачника.
В это время одна партия боярская, наиболее влиятельная и сочувствующая ереси, стояла горой за сына Елены Волошанки — Дмитрия. Их противниками были многочисленные, но не очень родовитые «дети боярские и дьяки», которые видели наследником сына Софьи Палеолог — Василия. Мать Дмитрия, невестка Великого князя Елена тяготела к ереси, Великая княгиня Софья (жена Ивана III) призывала калёным железом её выжигать.
1704636863669.png
«Пелена Елены Волошанки», коронация Дмитрия Внука
Сначала боярская (первая) партия одолела, Дмитрия назначили наследником. Поскольку в декабре 1497 г. был открыт заговор приверженцев Василия на жизнь сына Волошанки. Иван III Васильевич арестовал сына и 4 февраля 1498 г. Дмитрия венчали на царство. Но через год Великий князь … Дмитрия с его матушкой посадил в темницу, а Василий (Василий III) был объявлен государем всея Руси.
1704636906730.png
Василий III на французской гравюре Андре Теве
На Соборе, всё-таки собранном «инквизитором Геннадием», предлагали казнить выявленных новгородских еретиков, но Иван III не рискнул вводить «латинские порядки». Осудил всех на заточение, но ересь прокляли. После Собора 1490 г. Зосима ещё несколько лет оставался сторонником ереси, даже пытался сплотить сторонников. Он был «раскрыт», в 1494 г. и по велению Великого князя отравился в монастырь.
1704636947473.png
Церковный Собор
Незадолго до своей кончины Иван III все-таки дал согласие на физическую расправу с еретиками. В декабре 1504 г. церковный Собор предал их проклятию, передал светской власти для расправы. Дьяк Волк Курицын, Димитрий Коноплев и Иван Максимов были сожжены в клетях 28 декабря. Некрасу Рукавому отрезали язык и отправили в Новгород. Там сожгли архимандрита Касьяна, его брата, многих других еретиков, остальных отправили в тюрьмы и глухие монастыри.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх