(ТЕОРИЯ) Европейский Перл-Харбор

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Воздушный налет на Бари (на немецком Luftangriff auf den Hafen von Bari, на итальянском Bombardamento di Bari) – одна из самых успешных операций немецкой авиации за всю Вторую мировую войну. Всего за несколько десятков минут люфтваффе сумели потопить 17 грузовых судов противника и еще несколько судов повредить. По итогам обстрела погибло около 1000 моряков и работников порта. Кроме того, в результате повреждения американского судна «Джон Харви» произошёл выброс ядовитого газа (иприта), которым отравились свыше 600 человек, часть из которых умерло. За свою внезапность и результативность налёт на Бари был прозван «европейским Пёрл-Харбором», поскольку за всю Вторую мировую войну, за исключением японской атаки на Пёрл-Харбор, ни разу не было потоплено такое большое количество кораблей одним ударом.
После падения режима Муссолини и выхода Италии из войны, о чём было официально объявлено 8 сентября 1943 г., немецкое верховное командование было вынуждено смириться с реальностью, что теперь вся тяжесть противостояния наступлению англо-американских союзников на Апеннинском полуострове ложится исключительно на плечи вермахта. Потеря союзника и необходимость создания прочной стратегической обороны на новом театре привели к изменениям состава немецкой группировки в Италии. Если сухопутные войска получили необходимые подкрепления для формирования нового фронта, то в отношении военно-воздушных сил Гитлер и ОКВ (объединенное командование вермахта) приняли противоположное решение — изъять почти 50 % авиации 2-го воздушного флота на полуострове для других задач, тем самым практически полностью отдавая господство в воздухе союзникам. Истребительные авиагруппы должны были усилить ПВО рейха, бомбардировочные подразделения, выводимые из Италии, предназначались для планируемых ударов по советским промышленным объектам и новому воздушному наступлению против Британии, которое по личному указанию фюрера планировалось в начале 1944 г. в отместку за бомбардировки Германии.
1676939974770.png
Вольфрам (Ульф) Карл Людвиг Мориц Герман фрайхерр фон Рихтгофен
В результате этих мероприятий и потерь боевая численность 2-го воздушного флота под командованием фельдмаршала Вольфрама фон Рихтгофена (Wolfram von Richthofen) на территории Италии упала с 932 боевых самолётов по состоянию на 10 июля 1943 г. до 430 машин на 1 октября того же года. Учитывая, что ВВС союзников в регионе насчитывали порядка 3000 боевых самолётов, которые рассчитывали на полную утрату немцами инициативы в воздухе, однако этого не произошло.
1 октября 1943 г. войска союзников заняли Неаполь, получив в своё распоряжение хоть и сильно разрушенную, но важнейшую базу снабжения для развёртывания дальнейших операций в Италии, в первую очередь для наступления на Рим. Уже 2 октября немецкие самолёты нанесли безрезультатный удар по Неаполю, но это было только увертюрой к последовавшей целой серии атак на важнейший порт восточного побережья Апеннинского полуострова. Именно Неаполь и залив Салерно, заполненные судами союзников, стали основной целью ударных сил 2-го флота люфтваффе в течение последующих двух месяцев.
1676940029844.png
1676940047041.png
1676940056797.png
Заправка топливом бомбардировщика «Юнкерс» Ju 88 2-го воздушного флота перед боевым вылетом
Затопленные корабли у разрушенного морского вокзала Неаполя
Разрушения в порту Неаполя, произведённые немцами при оставлении города. На восстановление возможности принимать и разгружать суда в гавани понадобилось 3 недели круглосуточных работ инженеров и специалистов судоподъёма
1676940079883.png
Порт Неаполя после восстановления работоспособности, заполненный пароходами со снабжением для 5-й американской армии
Для нанесения ударов по Неаполю немецкое авиационное командование располагало довольно мощными силами из 198 бомбардировщиков Ju 88 2-го авиакорпуса (из них на 20 октября 1943 г. боеспособных 141) в составе семи групп 30-й, 54-й и 76-й бомбардировочных эскадр: I./KG 30, II./KG 30, I./KG 54, II./KG 54, III./KG 54, I./KG 76, II./KG 76, но фактически приняли участие в рейдах только шесть групп, так как III./KG 54 26 октября была выведена в Германию. Непосредственное руководство и планирование рейдов на Неаполь было поручено «фюреру бомбардировщиков Средиземного моря» оберсту Вальтеру Шторпу (Walter Storp).
1676940113841.png
Вальтер Шторп в ходе Второй мировой войны он прошел путь от командира эскадрильи до инспектора (командующего) бомбардировочной авиации
Шторп, опытный командир, решил не распылять силы, а наносить удары ночью и при этом максимально крупными группами. В ночь с 21 на 22 октября 1943 г. 114 юнкерсов атаковали Неаполь, но не смогли добиться никаких ощутимых результатов, а потери составили 15 бомбардировщиков и 39 членов экипажа. Помимо сильной ПВО союзников, немцам пришлось столкнуться с такими спутниками ночных операций, как «дружественный огонь», вынужденные посадки вслепую и потеря ориентировки — один экипаж даже благополучно достиг Швейцарии, где и был интернирован.
Всего со 2 октября до 26 ноября 1943 г. было предпринято в общей сложности 6 массовых налётов на Неаполь, в которых немцы достигли более чем скромных успехов: было потоплено или повреждено всего несколько небольших боевых кораблей и катеров и один транспорт. За эти мизерные результаты им пришлось дорого заплатить, был потерян 41 бомбардировщик и большое количество лётного состава, включая двух командиров групп.
Ход событий, казалось бы, давал авиационному командованию союзников уверенность, что мощь немецких бомбардировочных групп серьёзно подорвана, а противовоздушная оборона района Неаполя одержала безоговорочную победу. Высших чинов авиации и флота абсолютно не смутил и тот факт, что, по данным разведки, немцам пока удаётся восполнять потери. И Рихтгофен по-прежнему может выставить ударный кулак из 150 юнкерсов.
Радиоразведка союзников (знаменитая «Ультра») могла расшифровывать радиообмен люфтваффе в Италии, но с одним существенным пробелом: подготовка удара вскрывалась своевременно, а вот его цель никогда в радиообмене не фигурировала. В любом случае англичане и американцы после двухмесячных попыток люфтваффе прорваться к Неаполю были уверены, что если нападение и последует, то оно произойдет по тому же сценарию.
1676940168268.png
Альберт Кессельринг. Генерал-фельдмаршал люфтваффе. Участвовавший в обеих мировых войнах Кессельринг стал одним из самых успешных командиров нацистской Германии, он является одним из 27 награждённых Рыцарским крестом с Дубовыми Листьями, Мечами и Бриллиантами. Получил прозвища «Улыбчивый Альберт» от союзников и «Дядя Альберт» от своих солдат, так как был одним из самых популярных немецких генералов Второй мировой войны
Тем временем в конце ноября после заключительного налёта на Неаполь главнокомандующий немецкими войсками в Италии генерал-фельдмаршал Альберт Кессельринг (Albert Kesselring) созвал совещание по поводу определения дальнейших целей ударных сил люфтваффе на этом театре боевых действий. На совещании, помимо самого Кессельринга, присутствовали командующий 2-м воздушным флотом фельдмаршал Рихтгофен и два опытных эксперта: командир 9-го авиакорпуса 29-летний генерал-майор Дитрих Пельтц (Dietrich Peltz), до 4 сентября 1943 г. — инспектор бомбардировочной и штурмовой авиации люфтваффе и майор Вернер Баумбах (Werner Baumbach), специалист по противокорабельным операциям. Начиная с высадки союзников в Италии все усилия немецкой авиации концентрировались на ударах по западному побережью полуострова, особенно Неаполю, и атаках целей в Тирренском море. Кессельрингу было совершенно очевидно, что ПВО Союзников создала в этом районе уже такую мощь и готовность к немецким рейдам, что тяжёлые потери неминуемы, а результат, скорее всего, будет стремиться к нулю.
1676940254479.png
1676940264846.png
1676940275867.png
Дитрих Пельтц
Вернер Баумбах
«Юнкерс» Ju 88A-4 из эскадры KG 54 на итальянской авиабазе, 1943 г.
Кессельринг склонялся к тому, что необходимо нанести удар по крупнейшему авиационному узлу Фоджа, где базировались основные ударные силы американской 15-й воздушной армии. Для фельдмаршала Фоджа и сама равнинная провинция Апулия, покрытая сетью аэродромов, была «больным местом», ещё в самом начале вторжения союзников он предлагал всеми силами оборонять этот район, чтобы не допустить там развёртывания крупных сил авиации противника, однако его призывы были проигнорированы верховным командованием.
Но Рихтгофен и эксперты считали, что для атаки такой сложной и опасной цели наличных сил недостаточно. Они предложили атаковать столицу Апулии Бари (его порт). Бари являлся основной базой снабжения 8-й британской армии и 15-й воздушной армии. Этот порт, находящийся в южной части Апеннинского полуострова, был чрезвычайно важен для снабжения войск, которые двигались к Риму. Не встретив никакого противодействия, 11 сентября 1943 г. 1-я британская воздушно-десантная дивизия высадилась в Бари. Командование британских ВВС было абсолютно уверено в безопасности портов на южном побережье Италии. До этого Бари, как и остальные базы на восточном побережье, ещё ни разу не подвергался немецким атакам, поэтому были все основания считать, что его ПВО не готово к внезапному нападению.
Основным условием успеха Рихтгофен считал использование для удара буквально всех наличных сил и благоприятные погодные условия. Налёты на Неаполь дорого обошлись немцам, но зато бомбардировочные группы получили ценный опыт действий ночью в составе крупных соединений и отработали взаимодействие. Решение было принято, и закипела подготовка к операции.
Порт Бари достался англичанам в неповреждённом состоянии, 9 сентября 1943 г. итальянцы сумели отбить нападение немцев на гавань и не допустить уничтожения портовых сооружений. Итальянские подразделения ПВО, позиции и возможности которых были прекрасно известны немцам, теперь обороняли порт от бывших союзников и обладали довольно внушительной силой. Британцы дополнительно усилили противовоздушную оборону Бари своими батареями 62-й зенитной бригады. Однако единого руководства у системы ПВО не было, управление огнём англичане и итальянцы осуществляли независимо друг от друга. Радиолокационный контроль воздушного пространства осуществляли американцы из 548 MSU (Mobile Signal Unit), их станция располагалась на крыше городского театра «Маргарита».
1676940299051.png
1676940311805.png
1676940320716.png
Звено юнкерсов
Батарея итальянских 75-мм зенитных орудий в районе Бари
Группа юнкерсов над Средиземным морем, 1943 г.
Вечером 1 декабря 1943 г. разведчик Ju-88 в течение 4 часов исследовал восточное побережье до залива Таранто, после чего вернулся на базу в Перуджу. С утра 2 декабря радиолокационные станции и радиоразведка союзников начали фиксировать наличие над восточным побережьем немецких разведчиков, всего в течение дня было 5 контактов. Разведчики произвели облёт и фотографирование районов Таранто, Бриндизи, Бари и Гротталья. В тот же день был расшифрован радиоперехват о наличии судов в Бари: 12 средних и малых боевых кораблей, 4 десантных корабля, 1 танкер, 22 грузовых судна.
И действительно в гавани Бари находились примерно 30 кораблей под флагами Голландии, Великобритании, Польши и США.
В полдень над Бари был зафиксирован ещё один самолёт-разведчик, а позднее «Спитфайры» 1435-й эскадрильи были подняты из Бриндизи на перехват пары разведчиков (мессершмиттов) из «флигерфюрера» Албании. В бою над Лечче один из мессершмиттов получил повреждения и был добит уже над Албанией «Спитфайрами».
Во второй половине дня «Мессершмитт» Me 410 произвёл контрольное фотографирование гавани Бари и благополучно вернулся на базу в Перуджу. Результаты разведки были более чем обнадёживающие — порт действительно был буквально забит грузовыми судами, которые ещё не успели разгрузиться. 28 ноября в Бари прибыли 11 торговых судов, 1 декабря к ним добавились 6 судов c эскортными миноносцами «Байсестер» (HMS Bicester) и «Зетланд» (HMS Zetland) и трёх тральщиков. На следующий день в гавань прибыл одиночный «либерти» «Сэмюэл Дж. Тилден», а всего в Бари скопилось около 40 крупных судов и кораблей, включая английские эсминцы «Квиллиам» и «Квэйл».
1676940368062.png
Командующий тактической авиацией союзников в Италии маршал RAF сэр Артур Конингхэм
Тем временем в самом Бари 2 декабря 1943 г. царила обстановка полного благодушия. Прибытие морского конвоя всегда было большим праздником, и толпы свободных от службы моряков заполонили город. В своём отчёте Служба вооружённой охраны ВМС США подчеркнёт, что большое количество военнослужащих, членов военных команд торговых судов, было совершенно законно отпущено в увольнение в город. А на крыше «Маргариты», уже несколько суток бездействовала радиолокационная станция, вышедшая из строя по техническим причинам. Старший британский командир в порту категорически запретил стрелять по воздушным целям во избежание «дружественного огня». Линия связи между пунктом управления ПВО Бари и авиабазой Гротталья, откуда должны были передаваться предупреждения от радиолокационных станций на побережье, не функционировала по техническим причинам. Резервная гражданская телефонная связь с авиабазой также не работала. Сэр Артур Конингхэм (Arthur Coningham), маршал RAF и командующий тактической авиацией Союзников в Италии, сообщил журналистам на пресс-конференции, что немцы потерпели окончательное поражение в воздушной войне. «Я бы рассматривал как личное оскорбление, если бы люфтваффе попытались предпринять в этом районе какую-либо существенную операцию», — торжественно заявил маршал, не догадываясь, что те, кто собираются его оскорбить, уже поднимаются в воздух. Журналисты немедленно бросились передавать эффектную фразу своим новостным агентствам, а над городом и портом быстро сгустились ранние зимние сумерки …
Замысел германской военной операции был достаточно сложным. Группы, базирующиеся в Ломбардии и Пьемонте, — I./KG 30, командир гауптман Гюнтер Шульц (Günther Schulz), и II./KG 30, командир майор Эрнст Пфлюгер (Ernst Pflüger), вылетали с аэродромов Геди и Виллафранка, I./KG 54 майора Рудольфа Халленслебена (Rudolf Hallensleben) и II./KG 54 капитана Карла Паллиарди (Karl Palliardi) должны были стартовать со своих баз в Камери и Бергамо. Эти группы должны были лететь на юг, пересечь Паданскую низменность, после чего в районе между Равенной и Римини свернуть на восток, в Адриатическое море. Над морем они должны были встретиться с самолётами групп I./KG 76 капитана Гельмута Валя (Helmut Wahl) и II./ KG 76 майора Зигфрида Гайслера (Siegfried Geisler), которые вылетали из Виллаорбы и Авиано и сразу брали курс на юг, в Адриатику. После соединения над морем армада бомбардировщиков, должна была снизиться до высоты 300 м (чтобы избежать обнаружения радарами) и продолжить полёт на юг. На подлёте к Бари бомбардировщики должны были снизиться до высоты 45 м. и зайти на порт с юга, после чего атаковать намеченные цели. Самолёты были вооружены бомбами 500 и 250 кг, снаряжёнными «триаленом», немецким аналогом взрывчатки «торпекс», которые предписывалось применять исключительно против кораблей. Некоторые самолеты были вооружены итальянскими «мотобомбами FFF», компактными 350-кг циркулирующими авиаторпедами калибра 500 мм, сбрасываемыми с парашютом. Немцы высоко оценили этот боеприпас и приняли на вооружение под обозначением LT-350.
1676940419693.png
Итальянская «мотобомба FFF», сбрасывалась на парашюте, отделявшемся при приводнении торпеды
Первое предупреждение о надвигающейся угрозе прозвучало, когда в 7 часов вечера радиолокационная станция наведения и перехвата RAF взяла на сопровождение два неопознанных самолёта, приближающихся к Бари. Спустя несколько минут эти контакты внезапно превратились в огромное поле отметок радиусом около 40 кг и центром приблизительно в 48 км северо-восточнее Бари. Все станции наведения союзников были полностью дезорганизованы этими контактами, что не удивительно — как было с сожалением отмечено впоследствии, дежурный старший офицер ПВО этого сектора был одним из самых неопытных.
1676940497286.png
1676940511693.png
1676940522287.png
Зенитный огонь над Бари во время отражения налёта
Взрыв «либерти» «Джон Л. Мотли», который стал точкой отсчёта разразившейся в порту катастрофы. В порту от взрывов и пожаров стало светло, как днём. Этот снимок был сделан военным фотографом Джорджем Роджером (George Rodger)
Выгоревший и севший на грунт итальянский танкер «Кассала»
Несколько немецких самолетов находясь на высоте 7000 м, сбросили множество нарезанных по 80 см полосок алюминиевой фольги, тем самым ослепив британские радары на побережье, прикрыв основные ударные силы, подходящие к цели на малой высоте. По воспоминаниям одного из пилотов юнкерсов, гавань была так ярко освещена, что сбрасывать осветительные бомбы не понадобилось. В это время в порту кипела работа: суда, стоящие борт к борту, разгружались ... Немецкие маркировщики целей сбросили зелёные и красные ракеты, обозначив скопления судов в порту, и в 19:30 первая группа бомбардировщиков вышла на боевой курс.
Экипажи нескольких самолётов, огибающие город и порт с юга, чтобы выйти в атаку курсом на север, не совсем правильно сориентировались, и первые бомбы разорвались на улицах города. Взрывы были очень мощными, погибло около 200 человек, особенно много жертв было около отеля «Корона».
Остальные юнкерсы, шли на малой высоте и выстреливая осветительные ракеты, вышли точно на порт и обрушили бомбы на ещё не разгрузившиеся суда, стоящие у восточного пирса. Задача бомбардировщиков облегчалась тем, что они сбрасывали бомбы на суда, стоящие борт о борт, промахнуться было трудно, даже перелёты не имели особого значения. Всего порт атаковали 96 немецких бомбардировщиков (по другой версии 105).
Когда в небе послышался рёв самолётных двигателей, генерал Джеймс Дулиттл (James Doolittle; возглавивший знаменитый налёт на японские города Токио, Кобе, Йокогаму и Нагою, получивший известность как «Рейд Дулиттла» 18 апреля 1942 г.) подумал, что это прибыла ожидавшаяся группа транспортных С-47, но первые же взрывы все прояснили …
Немецкие бомбы практически одновременно поразили крупные суда (все типа «либерти») «Джозеф Уилер», «Джон Харви», «Джон Л. Мотли» и «Сэмюэл Дж. Тилден», стоящие в один ряд у восточного пирса. Магистральный нефтепровод, протянутый к причалам, был уничтожен, и горящая нефть хлынула в море. «Джон Л. Мотли», загруженный авиабомбами и бензином, взорвался ...
У стоявшего рядом «либерти» «Джон Бэском» был практически уничтожен левый борт, вдобавок его поразили три бомбы. Несмотря на это капитан Отто Хейтманн (Otto Heitmann) ещё целый час пытался бороться за живучесть своего судна, и только когда огонь полностью вышел из-под контроля, приказал оставить его. Взрыв уничтожил уже повреждённое итальянское судно «Фрозиньоне», загорелись норвежский угольщик «Норлом», американский флотский танкер «Арусток», итальянский танкер «Кассала» и транспорт «Лайман Эбботт». Все сооружения восточного пирса были уничтожены, на западном пирсе также загорелся магистральный нефтепровод. Поверхность воды в порту была вся покрыта деревянными пиломатериалами от упаковки грузов, которую экипажи беспечно сбрасывали с судов, и теперь всё это горело вместе с топливом погибающих судов и вытекающей из трубопроводов нефтью.
1676940545852.png
Картина «Воздушная атака на Бари» современного художника Уэсли Лава (Wesley Lowe), 2008 г.
Пылающий «Норлом», гружёный углём, был оставлен экипажем и полностью уничтожен. Танкер «Кассала» хоть и не имел горючего груза, выгорел, сел на грунт и был признан впоследствии непригодным для восстановления. Моряки «Арустока» смогли быстро справиться с возгоранием и выйти из опасной зоны. «Лайман Эбботт» с грузом боеприпасов был сразу оставлен экипажем, и спасать его пришлось команде миноносца «Зетланд», который также был серьёзно повреждён. Военным морякам удалось потушить пожар, и «Лайман Эбботт» остался на плаву.
Налёт продолжался. По свидетельствам очевидцев, юнкерсы атаковали группами примерно по 20 самолётов с небольшими интервалами. Польские пароходы «Львов» и «Пуцк» стояли на якоре в самом центре гавани. Оба судна получили несколько попаданий и затонули. Норвежский пароход «Лом» получил попадание бомбы в носовой трюм, загорелся и, когда огонь добрался до палубы, где начали рваться зенитные боеприпасы, был оставлен экипажем. Дрейфующий «Лом» наткнулся горящей носовой частью на небольшой английский танкер «Девон Кост», который уже получил попадание бомбы, и спустя несколько минут танкер взорвался. В начавшемся хаосе погибли итальянские буксиры «Порто Пизано», «Пантеллерия» и ещё несколько итальянских мелких судов.
В 20:15 прозвучал отбой воздушной тревоги, налёт продолжался всего около 40 минут. Юнкерсы улетели беспрепятственно, поднятые с ближайших авиабаз ночные истребители не смогли обнаружить противника.
Но это не означало, что для Бари всё закончилось — пожар только набирал обороты. Уже после окончания атаки взорвались «Джон Харви» (John Harvey) и «Джозеф Уилер». Они не только погибли со всеми находящимися на борту (78 человек), но и погубили два английских судна, пришвартованных между ними, «Тестбэнк» и «Форт Атабаска». «Тестбэнк», гружёный боеприпасами, разорвало на куски вместе с 70 членами экипажа и военной команды. «Форт Атабаска» был разгружен, но успел принять на борт две захваченные немецкие планирующие бомбы, которые, сдетонировав взорвались — вместе с судном погибло 46 моряков.
Раскалённые обломки и ударная волна от взрыва вызвали новые жертвы и нанесли дополнительные повреждения многим судам. Но ещё хуже было то, что в трюмах «Джона Харви» был секретный груз, 2000 химических авиабомб M47/A1, снаряжённых ипритом (позднее заместитель генерального хирурга Фред Блесс и подполковник Стюарт Александр обнаружили остатки бомб, начинённых отравляющими веществами, а также составили отчёт о случившемся; в начале американское командование отрицало данный факт и старалось скрыть информацию о бомбах с ипритом …; отчёт Стюарта Александра был полностью опубликован только в 1959 г., до этого момента оставаясь полностью засекреченным, а в британских же документах, по распоряжению Уинстона Черчилля, и вовсе были стёрты любые упоминания об отравлении ипритом (упоминались лишь погибшие от ожогов)), и теперь вся эта масса боевого отравляющего вещества, поднятая взрывом в воздух, оседала в покрытую нефтью горящую гавань ... Военной полиции было приказано немедленно убрать всех людей с пирсов и доков — во избежание новых жертв ...
Норвежский пароход «Боллста», английский «Ларс Крузе» и итальянское судно «Барлетта», получившие серьёзные повреждения от бомб и взрывов «либерти», были оставлены своими командами, сгорели и затонули. Покидающие их моряки не придали значения болезненным волдырям, появившимся на телах, так как это было обычным делом при ожогах.
1676940630331.png
1676940645366.png
Американская 100-фунтовая (45 кг) химическая авиабомба М47/А1, которая снаряжалась почти 25 кг иприта
Тушение пожаров на разрушенных причалах, утро 3 декабря 1943 г.
1676940661205.png
1676940674474.png
Снимок водной поверхности гавани после атаки, сплошь покрытой обломками дерева и разлившимся топливом
Утренняя панорама разгромленной и выжженной дотла гавани Бари
Экипаж «Барлетты» попал под особенно сильный выброс иприта: из 44 раненых 21 вскоре умер в сильных мучениях от поражения этим боевым отравляющим веществом. Не зная об иприте, в гавани не покладая рук трудились спасательные катера RAF и торпедные катера, которые вылавливали выживших из воды и оказывали всевозможную помощь командам судов, оставшихся на плаву.
1676940688973.png
1676940700197.png
Подъём тел погибших моряков из акватории порта
Тушение пожаров продолжалось весь следующий день (3 декабря)
Потом наступало время оценки ущерба, последствий и выводов.
В результате удара было уничтожено 17 крупных судов, вместе с которыми было потеряно около 40000 тонн грузов. Серьёзные повреждения получили 9 транспортов, эскортные миноносцы «Байсестер» и «Зетланд», плавучая база торпедных катеров «Вена» (HMS Vienna), американский военный танкер «Арусток». Точное количество погибших так никогда и не было установлено, известно только, что их было свыше тысячи, в том числе итальянские власти смогли установить 243 погибших гражданских лиц. Инфраструктура порта была разрушена ...
На восстановление относительной работоспособности порта потребовалось три недели тяжелейших работ, и только в феврале 1944 г. Бари смог принимать конвои в прежнем объёме. Такой провал логистики не мог не отразиться на снабжении войск и 15-й воздушной армии, их способность к активным действиям была серьёзно снижена. Высшее командование союзников признало факт взрыва химических боеприпасов, которые были отправлены в Европу в целях иметь ответ на возможное применение немцами химического оружия. Поражение получили 828 человек, которым в первые дни после катастрофы ставили диагноз «ожоговый дерматит». По меньшей мере, 84 человека из этого числа скончались до конца декабря.
1676940738797.png
Схема из отчёта военно-морской администрации Бари, составленного 29 апреля 1944 г. (спустя три месяца после атаки), где указано положение затонувших судов. Хорошо видно, что ряд судов, стоявший в линию у восточного пирса, был уничтожен практически полностью
6 декабря 1943 г. командование Прибережных сил Средиземного моря вывело из Бари торпедные катера 20-й и 24-й флотилии. Учитывая серьёзные повреждения от бомб плавбазы «Вена» (ремонт 8 месяцев) и потерю на польском пароходе «Пуцк», предназначенных для флотилий запасных частей, действия английских торпедных катеров в Адриатике оказались парализованы.
На межведомственном совещании союзников в штабе 62-й зенитной бригады, состоявшемся 3 декабря 1943 г., провал системы ПВО не был признан, офицеры RAF настаивали, что всему виной исключительно неудачное стечение обстоятельств и сами немцы, так как ещё не было опыта отражения «такого умно спланированного и отлично осуществлённого нападения». Их мнение поддержали специалисты радиотехнической разведки RAF, которые подтвердили, что, по сравнению с атаками на Неаполь, немцы действовали гораздо искуснее. Моряки сетовали на то, что наземные батареи Бари вообще им не передали предупреждения о нападении, и боевые корабли открыли огонь, когда в порту уже начали рваться бомбы.
Было ясно, что всему виной отсутствие налаженного взаимодействия, оповещения и элементарный упадок бдительности. Соответствующие выводы были сделаны, и когда 13 декабря 1943 г. 20 «Юнкерсов» Ju 88, вылетевших с греческих аэродромов Элефсис и Каламаки, попытались снова атаковать Бари, они получили жестокий отпор, а также немедленный сокрушительный ответный удар американских тяжёлых бомбардировщиков по своим базам.
Никто не понёс официального наказания, а неофициальную ответственность, по сути, взяло на себя высшее командование союзников, закрывавшее глаза на то, что порт был критически перегружен опасными грузами в угоду бесперебойного снабжения войск и группировки стратегической авиации. В кулуарах штаба Верховного Главнокомандующего Союзников в Европе генерала Дуайта Эйзенхауэра (Dwight Eisenhower) по этому поводу выразились так: «Мы знали, на какой риск идём, используя Бари таким образом. Размер ущерба оказался пропорциональным». Сам будущий президент США в своих воспоминаниях высказался о немецком рейде на Бари по-военному предельно кратко: «Мы понесли самые крупные потери от действий вражеской авиации за весь период кампаний на Средиземноморском театре военных действий и в Европе».
1676940807057.png
1676940821976.png
Дуайт Дэвид Эйзенхауэр
Генри Льюис Стимсон
Эта операция стоила немцам всего двух юнкерсов с экипажами, которые, вероятно, получили повреждения от зенитного огня и пропали без вести при возвращении. Все остальные бомбардировщики без помех вернулись на свои базы в северной Италии. Только когда 17 декабря 1943 г. военный министр США Генри Стимсон (Henry Stimson) официально озвучил потери в Бари, немцам стал ясен истинный масштаб результатов рейда. Шокированная американская пресса немедленно окрестила события в Бари «Средиземноморским Пёрл-Харбором», и это название прочно закрепилось во всех описаниях этого боя. Для населения Бари, ставшего эпицентром единственного «применения» химического оружия во время Второй мировой войны в Европе, события жуткой ночи 2 декабря 1943 г. навсегда отложились как крупнейшая катастрофа в истории города.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх