(ТЕОРИЯ) Главный агент КГБ в немецкой авиапромышленности

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
В 1970-х ведущие авиаконструкторы Великобритании, Италии и ФРГ занимались созданием современного истребителя «Торнадо». На его разработку ушли годы трудов и миллиарды марок. Но в СССР о новом самолете знали не меньше, чем на Западе. А все потому, что у КГБ был надежный источник в сердце немецкого авиапрома.
Немецкий авиаконструктор Манфред Ротш жил в пригороде Мюнхена вместе с супругой и тремя детьми. Он трепетно ухаживал за садом, любовался цветами и гордился своими помидорами. Семья Ротшей жила скромно, пользовались старой машиной, лишь пианино в доме напоминало о среднем достатке.
Манфред играл в шахматном клубе землячества судетских немцев и состоял в местной консервативной партии. И слыл ненавистником коммунизма ...
Никто и не подозревал, что этот скромный гражданин — главный агент КГБ в немецкой авиапромышленности, годами передававший Лубянке секретные чертежи военной техники НАТО. В течение 30 лет Ротшу удавалось передавать не только чертежи различных видов вооружений, но и сведения о западных высоких технологиях, позволявших соцстранам экономить миллиарды на исследованиях и помогавших двигать вперед собственные авиакосмические программы.

Манфред Ротш родился в 1924 г. в Чехословакии (в Бокау близ Аусзига в Судетской области) в семье судетских немцев (его отец был садовником). Учился на слесаря, во время Второй мировой войны был призван в немецкую армию и сдался (после ранения) в плен американцам.
1708233674120.png
Манфред Эмиль Ротш (его второе имя позже станет в КГБ его псевдонимом)
После депортации чехословацких (судетских) немцев родители Манфреда переехали в Западную Германию, а сам он решил строить свою новую жизнь в ГДР.
Ротш окончил Дрезденскую высшую техническую школу, получил диплом инженера и устроился на авиазавод в Дессау, где строились по лицензии советские самолеты. Он добровольно вступил в коммунистический Немецкий союз молодежи и в свободное время увлекался фотографией.
Вероятно, Ротш был завербован советскими спецслужбами еще со студенческой скамьи. Он должен был внедриться в западногерманскую авиастроительную компанию и получить доступ к секретным технологиям. В мае 1954 г. Манфреда Ротша забросили в ФРГ под видом беженца. Особых подозрений это не вызвало. Пока была возможность, многие восточные немцы перебирались на запад: только за первые четыре месяца 1953 г. из ГДР в ФРГ переехало более 120000 человек. К тому же, в Западной Германии обосновались родители Манфреда.
В 1955 г. Ротш устроился в авиакомпанию Хенкель в Штутгарте. И тут же приступил к модернизации французского реактивного самолета «Фуга-Магистер».
Собранные сведения он вписывал в письмо, которое отправлял своей «тете» в Берлин.
Когда это было необходимо немец отправлялся в Вену, где у СССР была крупнейшая резидентура в Западной Европе. Там Ротш встречался со связным из КГБ (таких встреч было не больше 4 в год). Он отвечал на вопросы, получал новые задания и делился секретными документами, которых со временем становилось все больше.
В 1959 г. Манфред Ротш устроился на авиазавод Юнкерс в Мюнхене, который в 1969 г. стал частью концерна «Мессершмитт-Бёльков-Блом» (МББ). Эта компания была одним из крупнейших аэрокосмических и оборонных концернов мира. В конструкторских бюро МББ разрабатывались не только самолеты, но и космические спутники, противотанковые ракеты и средства ПВО.
В 1967 г. Ротш поселяется с семьей в местечке Пойнг, округ Эберсберг. Там он вступает в ХСС и основывает отделение примыкающей к этой партии организации Христианско-социальные работобратели. Через эту группу он попадает в состав производственного совета МВБ. В МББ Ротш занимал должность руководителя отдела разработки корпуса истребителя «Торнадо». И благодаря агенту «Эмилю» о Торнадо прекрасно знали в Советском Союзе.
Так, Ротш указал на слабые места основного европейского истребителя третьего поколения. Мощными радиоимпульсами можно было вывести из строя высокочувствительную электронику истребителя, что и было сделано 6 января 1986 г. Тогда самолет «Торнадо» рухнул в Баварии. Власти списали вину в катастрофе на местные радиопередатчики.
В начале 1980-х гг. в МББ появился проект двигателя будущего самолета «Еврофайтер Тайфун». Благодаря «Эмилю» СССР уже тогда знал об истребителе четвертого поколения и тенденциях развития натовской авиации. А еще он добыл документы по транспортнику «Трнасалл», европейской ракете-носителю «Ариан», космической лаборатории «Спейслэб», спутникам и зондам ... Переданная им информация касалась не только самолетов. Он также сообщил КГБ описание противокорабельной ракеты «Корморан», противотанковых ракетных комплексов HOT и Milan, немецких вертолетов BK-117 и BO-105. Он умудрялся прямо на рабочем месте снимать секретные или использовать фотокопировальную машинку. Все переговоры, которые велись в тот период между НАТО и МВБ, становятся известны в Москве раньше, чем в Бонне.
В 1984 г. газета «Цайт» писала, что Манфреда Ротша не проверяли на благонадежность 16 лет. Годами не проводились проверки и в отношении других руководящих служащих концерна. Хоть бундесвер и выделял 25000000 марок ежегодно на обеспечение безопасности военных разработок, но проверки ограничивались письмом подчиненным от руководства с просьбой не распространяться о своей работе.
Но никто не защищен от предательства. Об агенте КГБ в компании «Мессершмитт2 сообщил подполковник Владимир Ветров (он работал на Запад под кличкой Феавелл (Прощай)). Он передал западным (французским) спецслужбам массу совершенно секретных документов, сдал сотни разведчиков, в 1984 г. он был расстрелян.
На основе конфиденциальной информации из Парижа 26 июня 1983г. принимается обращение к фирме МВБ досконально проверить своих руководящих сотрудников. Сотрудники Федерального ведомства по охране конституции берут след Манфреда Ротша только в середине 1983 г. в результате информации, полученной от французской контрразведки.
Манфреда Ротша арестовали 20 сентября 1984 г. – всего за десять дней до его запланированного выхода на пенсию. Как писала газета «Шпигель», письменный стол в доме немецкого авиаконструктора был буквально забит чертежами и секретными документами.
Там были сведения о немецких кассетных бомбах MW-1, современных беспилотниках и спутниках, техобслуживании американского самолета F-15 и полная документация о танке Леопард-2. Вероятно, это была лишь часть из того, что Манфред Ротш успел передать СССР.
За шпионаж Ротша приговорили к 8 годам тюрьмы, но он пробыл за решеткой всего три года. В 1987 г. его обменяли на западногерманскую шпионку и вернули в ГДР. Там он оставаться не захотел и предпочел встретить старость рядом с семьей и любимым садом в пригороде Мюнхена на скромную пенсию.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх