В последние десятилетия XIII в. никто не обратил внимания на одно, поначалу вроде бы незначительное явление. А между тем именно оно направило течение русской истории в новое русло. Начиная с этого времени как-то вдруг начинает набирать силу Москва. В одном позднесредневековом сказании о начале Москвы говорится: «Кто думал-гадал, что Москве царством быти, и кто же знал, что Москве государством слыти?»
Наши крупнейшие историки не стеснялись признаться, что возвышение Москвы представляет собой историческую загадку. При этом, учёные указывали прежде всего на благоприятные естественные факторы. Например, говорили о выгодном географическом расположении Москвы. Действительно, Москва возникла на перепутье трех больших дорог, связывавших русский юг с севером, и запад с востоком. Это будто бы привлекало на московскую землю переселенцев, что, в свою очередь, приводило к неуклонному подъёму экономической жизни. Вероятно, так оно и было. Но с другой стороны, мало ли на Руси городов, которые тоже стояли на оживлённых торговых путях? Взять хотя бы тот же Смоленск, Тверь, или Ростов ...
Следовательно, главную роль в возвышении Москвы сыграли личные качества её князей. Послушаем, как характеризует их наш выдающийся историк Василий Осипович Ключевский. «Прежде всего, — пишет он, — эти князья дружно живут друг с другом. Они крепко держатся завета отцов: «жити заодно». Они — очень почтительные сыновья: свято почитают память и завет родителей… Сберечь отцовское стяжание и прибавить к нему что-нибудь новое — вот на что были обращены их правительственные помыслы. Эти свойства и помогли их политическим успехам».
До середины XIII века Москва была самым южным укреплённым пунктом Владимиро-Суздальского княжества — форпостом от нападений с юга и местом сбора княжих дружин для походов на юг.
Поэтому постоянного княжения в ней не было: первое столетие своей истории Москва доставалась то одному, то другому представителю младшей ветви великокняжеского рода. Самым выдающимся из них был Михаил Хоробрит, то есть «забияка, задира». Своё прозвище он получил за то, что, став московским князем, в 1248 г. врасплох напал на своего дядю, великого князя Святослава, и прогнал его с владимирского стола. Однако основать свою династию в Москве Михаилу Хоробриту не удалось, так как вскоре он погиб в битве с литовцами.
Тем не менее Михаил как бы предвосхитил политический стиль последующих московских князей. Все они, будучи младшими родичами, не могли надеяться занять великокняжеский стол по очереди старшинства. Родовое бесправие сделало из них смелых правителей, которые зорко озирались по сторонам, высматривая что плохо лежит, чтобы прибрать это к рукам.
Такой способ действий отличал уже родоначальника династии московских государей, князя Даниила Александровича. Он получил Москву в 1263 г. из рук своего отца, Александра Невского. Даниилу тогда было всего 8 лет, а Москва была ничтожнейшим из княжеств Северо-Восточной Руси.
Повзрослев, Даниил вступил в долгую и упорную борьбу со своими старшими братьями — Дмитрием Переяславским и Андреем Городецким, которые вели между собой кровавый спор за великое княжение. В ходе этой войны Даниил сумел завладеть Переяславлем и отстоять его от посягательств Андрея. Попутно он обманом захватил в плен рязанского князя Константина и отнял у него Коломну.
К концу правления Даниила Александровича Московское княжество увеличилось более чем вдвое. Даниил умер в 1303 г., приняв перед смертью схиму. По летописным известиям, он был погребён в церкви святого Михаила, которая стояла на месте нынешнего Архангельского собора в Кремле. Предание же помещает его могилу в московском Даниловом монастыре, будто бы им и основанном. Князь Даниил Александрович пользовался большим уважением у его потомков, великих московских князей, и позднее был причтён ими к лику святых.
Даниил Александрович оставил после себя пять сыновей. Из них в первой половине XIV в. московский стол занимали поочерёдно двое старших Даниловичей — Юрий и Иван. Они-то и подняли значение Москвы на тот государственный уровень, который позволил ей взять на себя историческую роль собирательницы русских земель.
Сразу после смерти отца в 1303 г. Юрий с братьями отправился войной на Можайское княжество. Поход увенчался успехом, и Можайск был присоединён к Москве.
Юрий почувствовал себя достаточно сильным, чтобы вступить в борьбу за великое княжение. Его главным соперником в этом деле выступал тверской князь Михаил Ярославич, старший родич Юрия. Великокняжеский титул русским князьям выдавали тогда ордынские ханы, и Юрий с Михаилом перво-наперво поехали за разрешением спора в Орду. Тяжба закончилась в пользу Михаила Тверского, который пообещал хану платить бoльшую дань, чем Юрий.
Однако Михаил не удовлетворился этим и по возвращении на Русь вступил в ожесточённую войну с Юрием. Тверское войско дважды – в 1305 и 1308 гг. — осаждало Москву, впрочем, без особого успеха. Тогда Михаил сменил тактику. Он пожаловался на Юрия ордынскому хану Узбеку, и тот вызвал московского князя на свой суд в Орду. Однако Михаил просчитался. Узбек желал достичь полного разобщения русских князей и не допустить усиления наиболее крупных княжеств — Ростовского, Владимирского, Тверского. Юрий сумел не только оправдаться перед Узбеком, но и приобрести его расположение. Хан передал ярлык на великое княжение Юрию, женил его на своей сестре Кончаке и дал большое войско для похода на Тверь.
В 1317 г. на тверской земле у села Бортенево произошло кровопролитное сражение между войсками Юрия и Михаила. Тверичи одержали победу, однако это только ухудшило положение Михаила. Ведь победив ханского зятя Юрия, Михаил нанёс обиду самому Узбеку. Тверского князя вызвали в Орду и там арестовали, надев ему на шею тяжёлую колоду. Явившийся следом Юрий добивался от хана смертного приговора Михаилу. Однако Узбек колебался, и тогда Юрий сам приказал своим слугам прикончить несчастного пленника. Позднее Михаила причислили к лику святых.
Спустя несколько лет, в 1325 г., сын убитого князя Дмитрий Михайлович «Грозные Очи» отомстил Юрию за это преступление. Он вызвал Юрия на ханский суд в Орду и убил его в присутствии Узбека, «мстя кровь отчу», как говорит летопись. За своё самоуправство Дмитрий поплатился головой. Разгневанный Узбек приказал казнить его.
Наследство московского князя Юрия Даниловича, убитого в 1325 г., досталось его брату Ивану. Властолюбивый и расчётливый Иван Данилович не меньше Юрия желал ослабить Тверское княжество. И удобный случай к тому представился очень скоро.
Москва при Иване Калите. В 1339 г. при московском великом князе Иване Калите, объявившем Москву «стольным градом» «всея Руси», был построен «град дубовый»Великое княжение на Руси держал тогда тверской князь Александр Михайлович. Однако ордынский хан Узбек, по-видимому, не слишком доверял ему. Для обеспечения сбора дани Узбек возобновил практику отправки на Русь специальных уполномоченных-послов в сопровождении военных отрядов численностью в несколько тысяч человек. 15 августа 1327 г. в Тверь приехал с большою свитой знатный ордынский посол Чолхан, двоюродный брат Узбека. Татары повели себя вызывающе. Чолхан выгнал Александра с княжеского двора и расположился там как хозяин, а его слуги стали чинить тверичам разные насилия и обиды. По городу распространился слух, что Чолхан хочет «сесть князем» в Твери.
Вспышка народного негодования не заставила себя ждать. На одной улице татары захотели отнять у местного дьякона молодую кобылу. Дьякон возопил на весь город, призывая тверичей укротить поганых безбожников. Ударили в вечевой колокол и началось всеобщее избиение ордынских послов. Спастись удалось немногим. Самого Чолхана сожгли в княжьем тереме.
Хотя князь Александр Михайлович не участвовал в убийствах татар и даже старался сдержать толпу, московский князь Иван Данилович выставил его перед ханом виновником этого возмущения. Узбек поручил Ивану Даниловичу наказать Тверь, дав ему в помощь 50000 татарского войска. Тверское княжество подверглось сильнейшему разорению, следы которого были видны ещё спустя 50 лет.
Александр Михайлович бежал из Твери. Правда, через несколько лет он вымолил у хана прощение и вернулся в свою вотчину. Однако Иван Данилович не успокоился, пока не добился смерти своего врага. В 1339 г. Узбек по наговорам московского князя вызвал Александра Михайловича в Орду и приказал убить его вместе с сыном Фёдором.
Московский князь Иван Данилович вошёл в историю с прозвищем Калита. Так назывался кошелёк, который богатые люди носили на поясе для раздачи милостыни нищим. Однако Калитой князя Ивана прозвали ещё и потому, что он владел большой казной, которая позволяла ему покупать земли в чужих княжествах для расширения территории собственного удела. Причем среди приобретений Ивана Калиты числятся не только сёла, но и целых три удельных города с округами — Белозерск, Галич и Углич.
Вместе с тем Иван Данилович не жалел средств, чтобы превратить Москву в богатейший и красивейший город Русской земли. При нём в Москве появились первые каменные здания — Успенский и Архангельский соборы в Кремле. Сам Кремль был обнесён новым дубовым частоколом, а рядом возникли оживлённые торгово-ремесленные посады и слободы. Обновлённая Москва так полюбилась митрополиту всея Руси Петру, что он перенёс сюда из Владимира митрополичий двор, и с тех пор митрополичья кафедра уже не оставляла Москву. По преданию, митрополит Пётр предсказал Москве её блестящее будущее. «Бог благословит тебя, — сказал он Калите, — и поставит тебя выше всех других князей, и распространит город этот паче всех других городов». Поэтому митрополит Пётр считается одним из небесных покровителей Москвы.
И в самом деле, пятнадцать лет княжения Ивана Калиты — с 1325 по 1340 гг. — составили целую эпоху в истории Московского княжества. В это время Москва возвысилась над всеми остальными русскими городами и стала неразлучна с великим княжением. Этими успехами Москва была обязана особенному умению Ивана Калиты ладить с ордынскими ханами, которых он превратил в орудие своих замыслов. Никто из князей чаще Калиты не ездил на поклон к хану, и никто не был у него более желанным гостем, потому что Калита никогда не приезжал с пустыми руками. В Орде уже привыкли думать, что, когда приедет московский князь, будет «многое злато и сребро» и у великого хана, и у его ханш, и у всех именитых мурз Золотой Орды. Благодаря откровенному подкупу ордынских ханов Ивану Калите удалось на многие десятилетия отвести от Русской земли угрозу нового татарского нашествия. Рассказывая о возвращении Калиты из Орды в 1328 г., летописец добавляет: «… бысть оттоле тишина велика по всей Русской земле на сорок лет, и престаша татарове воевати Русскую землю».
В эти спокойные годы успели народиться и вырасти два поколения русских людей, которым впечатления детства не привили безотчётного ужаса отцов и дедов перед татарином. Они-то и вышли в 1380 г. на Куликово поле.
Иван Калита умер 31 марта 1340 г., приняв перед смертью пострижение и схиму. Все своё движимое и недвижимое имущество он разделил между тремя сыновьями и женою. Москву он оставил в общее владение своим наследникам. Судя по завещанию Калиты, Московское княжество состояло тогда из 7 городов с уездами. То были: Москва, Коломна, Можайск, Звенигород, Серпухов, Руза и Радонеж. Это по-прежнему значительно меньше нынешней Московской области. Однако в руках московских князей были обильные материальные средства. Кроме того, к ним благоволили ордынские ханы, привыкшие получать от Москвы богатые подарки. Поэтому другие русские города уже не могли тягаться с Москвой.
Летописец рассказывает, что, когда дети Калиты в 1341 г. явились к хану Узбеку, тот встретил их с честью и любовью, потому что очень любил и чтил их отца, и обещал никому мимо них не отдавать великого княжения. Старший сын Калиты Симеон/Семен без труда получил ярлык, по которому все русские князья были даны ему «под руки». Летописец добавляет, что Симеон был у хана в великом почёте. В продолжение своего 12-летнего княжения он 5 раз ездил в Орду и каждый раз возвращался оттуда «с честью и пожалованием».
Симеон умело пользовался выгодами своего положения. Его прозвище — Гордый — хорошо характеризует его обращение с другими князьями. И действительно, удельные князья беспрекословно повиновались ему и даже не помышляли о противлении. Например, когда Симеон отослал свою жену к её отцу, смоленскому князю Фёдору, тот молча проглотил это оскорбление. А послы вольного Новгорода однажды должны были стерпеть неслыханное унижение и опуститься перед московским князем на колени. Даже братья Симеона величали его уже не «братом» по старинке, а «господином великим князем».
Наши крупнейшие историки не стеснялись признаться, что возвышение Москвы представляет собой историческую загадку. При этом, учёные указывали прежде всего на благоприятные естественные факторы. Например, говорили о выгодном географическом расположении Москвы. Действительно, Москва возникла на перепутье трех больших дорог, связывавших русский юг с севером, и запад с востоком. Это будто бы привлекало на московскую землю переселенцев, что, в свою очередь, приводило к неуклонному подъёму экономической жизни. Вероятно, так оно и было. Но с другой стороны, мало ли на Руси городов, которые тоже стояли на оживлённых торговых путях? Взять хотя бы тот же Смоленск, Тверь, или Ростов ...
Следовательно, главную роль в возвышении Москвы сыграли личные качества её князей. Послушаем, как характеризует их наш выдающийся историк Василий Осипович Ключевский. «Прежде всего, — пишет он, — эти князья дружно живут друг с другом. Они крепко держатся завета отцов: «жити заодно». Они — очень почтительные сыновья: свято почитают память и завет родителей… Сберечь отцовское стяжание и прибавить к нему что-нибудь новое — вот на что были обращены их правительственные помыслы. Эти свойства и помогли их политическим успехам».
До середины XIII века Москва была самым южным укреплённым пунктом Владимиро-Суздальского княжества — форпостом от нападений с юга и местом сбора княжих дружин для походов на юг.
Поэтому постоянного княжения в ней не было: первое столетие своей истории Москва доставалась то одному, то другому представителю младшей ветви великокняжеского рода. Самым выдающимся из них был Михаил Хоробрит, то есть «забияка, задира». Своё прозвище он получил за то, что, став московским князем, в 1248 г. врасплох напал на своего дядю, великого князя Святослава, и прогнал его с владимирского стола. Однако основать свою династию в Москве Михаилу Хоробриту не удалось, так как вскоре он погиб в битве с литовцами.
Тем не менее Михаил как бы предвосхитил политический стиль последующих московских князей. Все они, будучи младшими родичами, не могли надеяться занять великокняжеский стол по очереди старшинства. Родовое бесправие сделало из них смелых правителей, которые зорко озирались по сторонам, высматривая что плохо лежит, чтобы прибрать это к рукам.
Такой способ действий отличал уже родоначальника династии московских государей, князя Даниила Александровича. Он получил Москву в 1263 г. из рук своего отца, Александра Невского. Даниилу тогда было всего 8 лет, а Москва была ничтожнейшим из княжеств Северо-Восточной Руси.
Повзрослев, Даниил вступил в долгую и упорную борьбу со своими старшими братьями — Дмитрием Переяславским и Андреем Городецким, которые вели между собой кровавый спор за великое княжение. В ходе этой войны Даниил сумел завладеть Переяславлем и отстоять его от посягательств Андрея. Попутно он обманом захватил в плен рязанского князя Константина и отнял у него Коломну.
К концу правления Даниила Александровича Московское княжество увеличилось более чем вдвое. Даниил умер в 1303 г., приняв перед смертью схиму. По летописным известиям, он был погребён в церкви святого Михаила, которая стояла на месте нынешнего Архангельского собора в Кремле. Предание же помещает его могилу в московском Даниловом монастыре, будто бы им и основанном. Князь Даниил Александрович пользовался большим уважением у его потомков, великих московских князей, и позднее был причтён ими к лику святых.
Даниил Александрович оставил после себя пять сыновей. Из них в первой половине XIV в. московский стол занимали поочерёдно двое старших Даниловичей — Юрий и Иван. Они-то и подняли значение Москвы на тот государственный уровень, который позволил ей взять на себя историческую роль собирательницы русских земель.
Сразу после смерти отца в 1303 г. Юрий с братьями отправился войной на Можайское княжество. Поход увенчался успехом, и Можайск был присоединён к Москве.
Юрий почувствовал себя достаточно сильным, чтобы вступить в борьбу за великое княжение. Его главным соперником в этом деле выступал тверской князь Михаил Ярославич, старший родич Юрия. Великокняжеский титул русским князьям выдавали тогда ордынские ханы, и Юрий с Михаилом перво-наперво поехали за разрешением спора в Орду. Тяжба закончилась в пользу Михаила Тверского, который пообещал хану платить бoльшую дань, чем Юрий.
Однако Михаил не удовлетворился этим и по возвращении на Русь вступил в ожесточённую войну с Юрием. Тверское войско дважды – в 1305 и 1308 гг. — осаждало Москву, впрочем, без особого успеха. Тогда Михаил сменил тактику. Он пожаловался на Юрия ордынскому хану Узбеку, и тот вызвал московского князя на свой суд в Орду. Однако Михаил просчитался. Узбек желал достичь полного разобщения русских князей и не допустить усиления наиболее крупных княжеств — Ростовского, Владимирского, Тверского. Юрий сумел не только оправдаться перед Узбеком, но и приобрести его расположение. Хан передал ярлык на великое княжение Юрию, женил его на своей сестре Кончаке и дал большое войско для похода на Тверь.
В 1317 г. на тверской земле у села Бортенево произошло кровопролитное сражение между войсками Юрия и Михаила. Тверичи одержали победу, однако это только ухудшило положение Михаила. Ведь победив ханского зятя Юрия, Михаил нанёс обиду самому Узбеку. Тверского князя вызвали в Орду и там арестовали, надев ему на шею тяжёлую колоду. Явившийся следом Юрий добивался от хана смертного приговора Михаилу. Однако Узбек колебался, и тогда Юрий сам приказал своим слугам прикончить несчастного пленника. Позднее Михаила причислили к лику святых.
Спустя несколько лет, в 1325 г., сын убитого князя Дмитрий Михайлович «Грозные Очи» отомстил Юрию за это преступление. Он вызвал Юрия на ханский суд в Орду и убил его в присутствии Узбека, «мстя кровь отчу», как говорит летопись. За своё самоуправство Дмитрий поплатился головой. Разгневанный Узбек приказал казнить его.
Наследство московского князя Юрия Даниловича, убитого в 1325 г., досталось его брату Ивану. Властолюбивый и расчётливый Иван Данилович не меньше Юрия желал ослабить Тверское княжество. И удобный случай к тому представился очень скоро.
Москва при Иване Калите. В 1339 г. при московском великом князе Иване Калите, объявившем Москву «стольным градом» «всея Руси», был построен «град дубовый»
Вспышка народного негодования не заставила себя ждать. На одной улице татары захотели отнять у местного дьякона молодую кобылу. Дьякон возопил на весь город, призывая тверичей укротить поганых безбожников. Ударили в вечевой колокол и началось всеобщее избиение ордынских послов. Спастись удалось немногим. Самого Чолхана сожгли в княжьем тереме.
Хотя князь Александр Михайлович не участвовал в убийствах татар и даже старался сдержать толпу, московский князь Иван Данилович выставил его перед ханом виновником этого возмущения. Узбек поручил Ивану Даниловичу наказать Тверь, дав ему в помощь 50000 татарского войска. Тверское княжество подверглось сильнейшему разорению, следы которого были видны ещё спустя 50 лет.
Александр Михайлович бежал из Твери. Правда, через несколько лет он вымолил у хана прощение и вернулся в свою вотчину. Однако Иван Данилович не успокоился, пока не добился смерти своего врага. В 1339 г. Узбек по наговорам московского князя вызвал Александра Михайловича в Орду и приказал убить его вместе с сыном Фёдором.
Московский князь Иван Данилович вошёл в историю с прозвищем Калита. Так назывался кошелёк, который богатые люди носили на поясе для раздачи милостыни нищим. Однако Калитой князя Ивана прозвали ещё и потому, что он владел большой казной, которая позволяла ему покупать земли в чужих княжествах для расширения территории собственного удела. Причем среди приобретений Ивана Калиты числятся не только сёла, но и целых три удельных города с округами — Белозерск, Галич и Углич.
Вместе с тем Иван Данилович не жалел средств, чтобы превратить Москву в богатейший и красивейший город Русской земли. При нём в Москве появились первые каменные здания — Успенский и Архангельский соборы в Кремле. Сам Кремль был обнесён новым дубовым частоколом, а рядом возникли оживлённые торгово-ремесленные посады и слободы. Обновлённая Москва так полюбилась митрополиту всея Руси Петру, что он перенёс сюда из Владимира митрополичий двор, и с тех пор митрополичья кафедра уже не оставляла Москву. По преданию, митрополит Пётр предсказал Москве её блестящее будущее. «Бог благословит тебя, — сказал он Калите, — и поставит тебя выше всех других князей, и распространит город этот паче всех других городов». Поэтому митрополит Пётр считается одним из небесных покровителей Москвы.
И в самом деле, пятнадцать лет княжения Ивана Калиты — с 1325 по 1340 гг. — составили целую эпоху в истории Московского княжества. В это время Москва возвысилась над всеми остальными русскими городами и стала неразлучна с великим княжением. Этими успехами Москва была обязана особенному умению Ивана Калиты ладить с ордынскими ханами, которых он превратил в орудие своих замыслов. Никто из князей чаще Калиты не ездил на поклон к хану, и никто не был у него более желанным гостем, потому что Калита никогда не приезжал с пустыми руками. В Орде уже привыкли думать, что, когда приедет московский князь, будет «многое злато и сребро» и у великого хана, и у его ханш, и у всех именитых мурз Золотой Орды. Благодаря откровенному подкупу ордынских ханов Ивану Калите удалось на многие десятилетия отвести от Русской земли угрозу нового татарского нашествия. Рассказывая о возвращении Калиты из Орды в 1328 г., летописец добавляет: «… бысть оттоле тишина велика по всей Русской земле на сорок лет, и престаша татарове воевати Русскую землю».
В эти спокойные годы успели народиться и вырасти два поколения русских людей, которым впечатления детства не привили безотчётного ужаса отцов и дедов перед татарином. Они-то и вышли в 1380 г. на Куликово поле.
Иван Калита умер 31 марта 1340 г., приняв перед смертью пострижение и схиму. Все своё движимое и недвижимое имущество он разделил между тремя сыновьями и женою. Москву он оставил в общее владение своим наследникам. Судя по завещанию Калиты, Московское княжество состояло тогда из 7 городов с уездами. То были: Москва, Коломна, Можайск, Звенигород, Серпухов, Руза и Радонеж. Это по-прежнему значительно меньше нынешней Московской области. Однако в руках московских князей были обильные материальные средства. Кроме того, к ним благоволили ордынские ханы, привыкшие получать от Москвы богатые подарки. Поэтому другие русские города уже не могли тягаться с Москвой.
Летописец рассказывает, что, когда дети Калиты в 1341 г. явились к хану Узбеку, тот встретил их с честью и любовью, потому что очень любил и чтил их отца, и обещал никому мимо них не отдавать великого княжения. Старший сын Калиты Симеон/Семен без труда получил ярлык, по которому все русские князья были даны ему «под руки». Летописец добавляет, что Симеон был у хана в великом почёте. В продолжение своего 12-летнего княжения он 5 раз ездил в Орду и каждый раз возвращался оттуда «с честью и пожалованием».
Симеон умело пользовался выгодами своего положения. Его прозвище — Гордый — хорошо характеризует его обращение с другими князьями. И действительно, удельные князья беспрекословно повиновались ему и даже не помышляли о противлении. Например, когда Симеон отослал свою жену к её отцу, смоленскому князю Фёдору, тот молча проглотил это оскорбление. А послы вольного Новгорода однажды должны были стерпеть неслыханное унижение и опуститься перед московским князем на колени. Даже братья Симеона величали его уже не «братом» по старинке, а «господином великим князем».