Позднее средневековье в Европе

Вадим Маркарьян.

Модератор
Команда форума
Позднее средневековье в Европе

В позднем средневековье в Европе (XVI – XVII вв.), когда полным ходом идёт разложение феодализма и формируются основные элементы капиталистической системы, только сильная королевская власть способна укрепить и поддержать пошатнувшееся общественное здание. Она смогла ещё какое-то время обеспечивать экономическое развитие и умерять нарастающие общественные антагонизмы. Но при этом королевская власть всё более возвышается над обществом, делает ставку на бюрократический централизм, на военно-полицейскую силу, на устранение политической оппозиции. Таким образом, на своей последней стадии средневековое государство выступает в форме абсолютной монархии. Падение абсолютизма означало уже конец всего старого режима.

Особенность западноевропейской модели средневекового государства определяется не только эволюцией монархического строя и последовательной сменой его форм. Для неё также характерной является диффузия политической (государственной) власти, которая переходит от короля в руки отдельных светских и духовных магнатов. Сама политическая власть, дающая возможность управлять вассалами, крепостными и лично свободными крестьянами, горожанами, становится неотъемлемым атрибутом земельной собственности.

В таких условиях связи государства с другими элементами (институтами) политической системы становятся особенно сложными. В истории западноевропейского средневековья сельская (крестьянская) община не порождала каких-либо особых проблем для государства. Она являлась объединением крестьян, ведущих индивидуальное хозяйство, и обладала минимальными административными и судебными функциями. В политическом плане она полностью находилась под властью короля, сеньора или церкви. Иначе строились отношения государства с теми средневековыми общественными институтами и объединениями, которые в Западной Европе обладали реальной политической властью, прежде всего с церковью и городами. Особенно сложными и неоднозначными на разных ступенях средневековья были взаимоотношения государственной (королевской) власти и христианской церкви. Они нередко порождали острые конфликты, а в ряде случаев приводили и к прямому противоборству.

Становление и развитие средневековых европейских государств проходило в эпоху формирования феодального строя. В условиях феодализма общество разделено на два основных класса – феодалов-землевладельцев и экономически зависимых от них крестьян. Сословное деление сопровождалось установлением особого юридического статуса для каждой группы населения. Класс феодалов представлял достаточно замкнутую группу, наделенную закрепленными законом привилегиями – правом собственности на землю, владением крепостными и монополией на право участия в управлении и суде.

В основе производственных отношений феодализма лежит собственность феодала на главное средство производства – землю и установление прямой власти феодала над крестьянином. Для феодальной земельной собственности были характерны следующие особенности: иерархический характер (лицо, находящееся в феодальной зависимости, само может быть сеньором – феодалом для других лиц); право собственности на землю принадлежит исключительно феодалам; ограничение права распоряжаться землей, а некоторые категории, например, церковные земли, вообще были изъяты из гражданского оборота.

Отношения между феодалами в Европе определялись зависимостью одних феодалов – вассалов от других – сеньоров (сюзеренов). Отношения сюзеренитета-вассалитета создавали специфическую политическую иерархию внутри феодального государства. Типичной формой правления в феодальном государстве является монархия. Республика была мало характерна: только в некоторых городах Северной Италии (Флоренции), Германии (ганзейские города), России (Новгородская и Псковская республики).

Монархия была наиболее частой, но не единственной формой государственного устройства средневековой Европы. С XI — XII вв. итальянские города, завоевывая независимость от своих сеньоров, сохраняли свободу, поскольку здесь не сложилось сильного монархического государства. Власть в них переходила в руки коллегии консулов (советников), которые избирались из купечества, мелких рыцарей и знати. Позже знать была лишена права проживать в городе. Коллегия консулов была исполнительным органом, а законодательной властью наделялся совет доверенных лиц. Иногда в коммуне созывался парламент, собрание всех горожан, имевших избирательные права. Все доходы коммуны шли в распоряжение города. Власть коммуны, кроме того, распространялась на сельскую округу, таким образом, коммуна перерастала в город-государство республиканского типа. Таковыми были города-республики Флоренция, Сиена, Равенна, Пиза.

В морских городах (Генуя, Венеция) в XIII — XIV вв. складывается олигархическая форма правления. Так, в Венеции всем управляли богатейшие купцы, составлявшие наследственный патрициат. Во главе Венеции ставился избираемый пожизненно дож. Его власть была ограничена Большим советом, в состав которого входили представители от знатнейших семейств.

В конце XIV—XV вв. многие города-государства Италии постепенно изменяют форму правления, превращаясь в мелкие монархии (тирании). Ярким примером тому служит история Флоренции, во главе которой стала семья Медичи.

Говоря о разнообразии форм государственного устройства Европы, нельзя не вспомнить о Швейцарском союзе. Он возник на территории германской империи в 1291 г. Три свободные общины альпийских «лесных земель» — Швица, Ури и Унтервальдена — объединились в борьбе против Габсбургов. В середине XIV в. к лесным кантонам (округам) примкнуло ещё пять городских, в том числе Люцерн, Берн, Цюрих. К XVI в. конфедерация включала 13 кантонов и несколько союзных земель. Надо отметить, что кантоны отличались особенностями экономики, социальным составом общин, правовым статусом. Постоянных органов центрального управления в союзе не было, а верховной властью обладал «тацатцунг», собрание представителей кантонов. Каждый кантон обладал правами на самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику с тем лишь условием, чтобы не действовать во вред общим интересам. Фактической автономии от империи конфедерация добилась после долгой борьбы и многочисленных военных побед в начале XVI в.

Существовала в средние века и теократическая форма правления. В 756 г. было образовано папское государство. Во главе его как светский властитель стоял папа римский, являвшийся одновременно главой католической церкви. Теократическое государство возникло и на Пиренейском полуострове, который в VIII в. был завоёван арабами. Государство Ал-Андалус, образованное ими на месте вестготского королевства, входило в состав Дамасского халифата, а в 929 г. было провозглашено самостоятельным халифатом. Халиф Ал-Андалуса, как и любой мусульманский правитель, считался наместником Аллаха на земле и обладал неограниченной властью, как светской, так и духовной. Этот принцип соблюдался и после распада халифата в XI в. вплоть до 1492 г., когда перестало существовать последнее мусульманское государство в Западной Европе — Гранадское королевство / эмират.
 
Последнее редактирование модератором:

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх