Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то и в жизни он всегда будет только подражать,
копировать, так как мало таких, которые бы,
научившись копировать, умели сделать
самостоятельное приложение этих сведений
Л. Толстой
то и в жизни он всегда будет только подражать,
копировать, так как мало таких, которые бы,
научившись копировать, умели сделать
самостоятельное приложение этих сведений
Л. Толстой
Frayer Model – обучающая структура, помогающая глубоко понять и осознать изучаемые понятия. Участники рассматривают какое-либо понятие с разных сторон, записывая его обязательные и необязательные характеристики, примеры и антипримеры/противоположные примеры (то, что не может являться примером).
При этом учитывается следующее:
Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового.
Креативность (от англ. create – создавать, творить) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.
Основные критерии креативности:
1. Беглость мысли – количество идей, возникающих за некоторую единицу времени, легкость генерирования идей.
2. Гибкость мысли – способность переключаться с одной идеи на другую.
3. Оригинальность – способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых стереотипов, способность отвечать на раздражители нестандартно (не путать оригинальность мышления с оригинальничанием).
4. Любознательность – чувствительность к проблемам, к окружающим ситуациям, восприимчивость — чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую.
5. Способность к разработке гипотезы – смелой идеи, которая потом нуждается в обстоятельной эмпирической проверке.
6. Удовлетворенность - итог проявления креативности, - логическая независимость реакций от стимулов, способность решать проблемы, способность к анализу и синтезу.
Главная задача в развитии креативных способностей учащихся – это развитие мыслительной деятельности. При этом ориентироваться нужно не на уже достигнутый учеником уровень развития, а немного забегать вперёд, предъявляя к его мышлению требования, превышающие его возможности, и всюду, где только возможно, будить мысль ученика, развивать активность, самостоятельность и – как высший уровень – креативное творческое мышление.
Креативное мышление учащихся — процесс формирования и совершенствования всех видов, форм и операций мышления, выработка умений и навыков применения законов мышления в познавательной и учебной деятельности, а также умений осуществлять перенос приёмов мыслительной деятельности из одной области знаний в другую.
В целом Модель Фрейер и сама может являться самостоятельной работой.
Модель Frayer организована таким образом, чтобы четыре поля или секции окружали общую концепцию или словарный запас в центре организатора. Четыре поля, окружающие его, по умолчанию помечены как Определение, Характеристики, Примеры и Противоположные примеры.
Представим себе работу со словом «Млекопитающие»
Определение | Раздел «Определение» модели Frayer говорит само за себя. В этом окне школьник определяет словарный запас. Если использовать модель для концепции, это будет то место, где студент кратко резюмирует или определяет концепцию. Это может незначительно отличаться в зависимости от темы исследования. Примерная модель, использующая Млекопитающие в качестве словарного термина, не только определяет его, но также включает в себя визуальные элементы, демонстрирующие понимание определения. |
Характеристики | «Характеристическая» часть модели – это способ расширить определение. Здесь студенты могут писать и показывать различные характеристики слова на основе определения. При использовании модели Frayer ученики продемонстрируют свои знания уникальных характеристик на основе конкретной концепции. В разделе «характеристика» модели, определение термина построено на дальнейшей демонстрации знания термина млекопитающих. |
Примеры | Этот раздел является отличным способом для обучающихся продемонстрировать свое понимание слова или понятия. Для достижения этого они могут использовать слова и визуальные эффекты. Учащиеся должны нуждаться в небольшом руководстве в разделе «примеры», если они понимают определение и способны распознать характеристики. |
Противоположные примеры | Иногда учащимся может быть полезно не только узнать, что что-то, но и что это не так. Противоположные примеры могут сделать определение более конкретным. Как и в разделе «пример», это поле может включать в себя визуальные и письменные слова. Подобно разделу «примеры», раздел «противоположные примеры» в идеале требует небольшого руководства. Образец модели Frayer показывает некоторые из наиболее распространенных примеров того, что животные не являются млекопитающими. |