Корея в эпоху Нового времени

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Чосон — название Кореи с 1392 до 1897 гг. Название Чосон происходит от Древнего Чосона, корейского государства, основанного по легенде в 2333 г. до н. э. Длившееся 518 лет правление династии Ли закончилось после аннексии Кореи Японией в 1910 г. Столица Чосон была перенесена в Хансон, современный Сеул, а в 1394 г. в качестве официальной религии в стране было принято конфуцианство. В XV в. был разработан корейский алфавит хангыль (в 1443 г. королём Седжоном, разработанный в том числе Сином Сукчу; до этого в Корее использовалась основанная на китайских иероглифах письменность ханча). Чосон был основан Ли Сонге (далее известный как король Тхэджо), воеводой, известным своей борьбой против японских пиратов, совершавших набеги на полуостров. Позднее генерал Ли поднял восстание против последнего короля У из династии Корё.
Официальное название страны — Государство Великий Чосон (Тэджосон-гук), название с 1897 до 1910 гг. — Корейская империя (Тэхан чегук). Несмотря на попытки адаптировать западные достижения, Корея оставалась закрытой страной.
В целом Чосонская династия прошла через два периода расцвета культуры, во время которых были созданы корейская чайная церемония, корейские сады и написаны обширные энциклопедии. При короле Мунджоне был разработан первый в мире плювиометр.
Становление новой административной системы, а также расширение границ государства на северо-восток (возвращение принадлежавших ранее Корее территорий) вызвали необходимость сбора более точных географических сведений. В 1432 г. было издано комплексное географическое сочинение о Корее — «Географические записи о восьми провинциях» («Пхалътптпо чиричжи»), а в 1481 г. — «Описание земель и достопримечательностей Кореи» («Тонгук ёчжи сыннам»), которое не было простым описанием рельефа и других географических особенностей, но рассказывало об истории, военной системе, нравах и обычаях различных местностей Кореи. В XV – XVI вв. издавались новые карты Кореи: «Карта Кореи» («Тонгук чидо», 1463 г.), «Карта территорий Кореи» («Чосон панъёкчи до», 1557 г.).
Первое столетие после установления династии Ли ознаменовалось значительными достижениями Кореи в области литературы. XV в. дал Корее имена, составившие классику средневековой корейской литературы. Среди них — Ким Сисып (1435 – 1493 гг.), автор «Сборника рассказов с горы Кымо» («Кымо син-жеа»), и множества стихотворений. Со Гочжон (1420 – 1488 гг.) и Сон Хён (1439 – 1504 гг.) прославились новеллами в жанре пхэсолъ (маленькие рассказы). Со Гочжон принимал участие в составлении таких сочинений, как историческое сочинение «Тонгук тхонгам» или географическое описание Кореи «Тонгук ёчжи сын-нам». Он же был одной из центральных фигур в издании первой в Корее (дошедшей до наших дней) антологии корейской поэзии со времён Трех государств до начала эпохи Чосон – «Собрание литературы Кореи» («Тонмунсон»). В ней были представлены 4302 произведения более чем 500 авторов. Это издание имело для Кореи большое значение, поскольку демонстрировало сопоставимость по времени и содержанию корейской и китайской поэтической традиции.
Можно сказать, что не было такой сферы культуры Кореи раннего периода Чосон, которая не оставила бы заметного следа, не оказала бы значительного воздействия на дальнейшее её развитие. Достижения в сфере медицины отразились в публикациях таких сочинений, как «Собрание рецептов местных лекарств» («Хянъяк чипсонбан», 1433 г.) или «Сокровищница корейской медицины» («Тоный погам», в 1597 г. труд был завершён, в 1613 г. — опубликован). Автором последнего был известный корейский медик Хо Чжун (1546 – 1615 гг.). Его труд «Тоный погам» является, наверное, одним из самых популярных старинных сочинений в современной Корее.
Музыкальное искусство также получило развитие. В 1493 г. был опубликован трактат «Основы науки о музыке» («Акхак кве-бом»), одним из авторов его был Сон Хён, прославившийся новеллами в жанре пхэсоль. В трактате были описаны важнейшие музыкальные жанры, мелодии музыкальных произведений, инструменты и способы игры на них, и многое другое из мира музыки, вплоть до костюмов исполнителей. Таким образом, музыкальное искусство в ранний период Чосон получило теоретическую основу. Одной из причин повышенного внимания к музыке было усиление конфуцианства, с точки зрения которого музыка являлась способом умиротворения народа.
Расцвет историописания, литературы, искусств и науки стимулировал развитие книгопечатания. Ещё в 1403 г. в столице была основана новая типография, для которой изготавливались наборные шрифты. С 1436 г. для литья подвижных шрифтов в Корее стали использовать главным образом свинец. Традиционный способ книгопечатания с деревянных досок также сохранялся.
Заметный вклад в сокровищницу корейской культуры внесли ремесло, живопись, архитектура раннего Чосона. В это время проходит мода на зелено-голубую керамику корёского типа и распространение получает белая керамика с более свободной от стилизации росписью — пунчхон.
Как и в период Корё, при дворе королей династии Ли существовало особое ведомство, занимавшееся организацией творчества и жизни художников, — Академия живописи (Тохвасо). Основными живописными жанрами были пейзаж, и изображения птиц и животных. До наших дней дошли произведения корейских художников XV – XVI вв., такие, как, «Мудрец, созерцающий волну» Канн Хвиана (1419 – 1464 гг.), «Путешествие во сне в страну цветущих персиков» Ан Гена (?). Буддийская живопись в связи с гонениями на буддизм и становлением конфуцианства в качестве господствующей идеологии не получила заметного развития, так же как и буддийская архитектура. Из построек раннего Чосона наиболее значимыми являются дворцовые комплексы, например Чхандоккун в Сеуле (конец XIV — начало XV вв.). «Визитной карточкой» двух современных корейских столиц стали городские Южные ворота (Намдэмун, 1448 г.) в Сеуле и городские Ворота (у реки) Пот-хон (Потхонмун, 1473 г.) в Пхеньяне.
Ещё во времена Корё Корея имела устойчивые торговые связи с арабами, японцами, китайцами и маньчжурами. Одним из самых преуспевающих международных портов был Пхённам. Основными предметами корейского экспорта были ткань, женьшень, шёлк и фарфор. Однако в эпоху Чосон экспорт сильно уменьшился ввиду растущей напряжённости в отношениях с Китаем и усиления буддистского влияния.
Об отсутствии регулярного торгового мореплавания между Кореей и коммерческими центрами Китая в низовьях Янцзы в конце XV в. говорит тот факт, что когда в 1488 г, корейский корабль каботажного плавания занесло бурей в Чжэцзян, его экипажу и пассажирам, во главе которых оказался находившийся на судне корейский чиновник Чхве Пу (который и написал об этой истории) пришлось возвращаться на родину по внутренним водным путям и сухопутным дорогам Китая, через Пекин и Ляонин.
1674266722094.png
Тронный зал Чосон
Новая династия (династия Ли) быстрыми энергичными мерами покончила с существованием в стране сильных и мятежных феодальных клик, подорвав их экономическую основу: все земельные владения знати, равно как и её привилегии, указом 1391 г. были отменены. Вся земля поступала в распоряжение центрального правительства и передавалась в пользование крестьянам. Чиновники получали право на ренту-налог со служебного надела в соответствии с рангом и должностью. Был создан (по китайскому образцу) институт цензоров-инспекторов, следивших за порядком в администрации. Системе экзаменов было придано большое значение, а военные чиновники поставлены, как и в Китае, ниже гражданских. Установилась административная система, базировавшаяся на привлечении в политику янбанов, работавших советниками при королевском дворе и поставленных на высшие посты в армии.
В 1394 г. началось строительство императорского дворца Кёнбоккун. Внешнеполитический статус Чосона был урегулирован в ходе специальных переговоров с минским Китаем: Корея получала автономию в обмен на признание сюзеренитета Китая. Правитель – «генерал» Ли наладил дипломатические связи с минским Китаем, вследствие чего между двумя государствами завязалась активная торговля и культурный обмен. В начале правления династии Ли обострились отношения буддистов с конфуцианцами, особенно в отношении владения землёй. Правительство сделало выбор в пользу конфуцианства, которое снова стало государственной идеологией Кореи, но на сей раз в его неоконфуцианской чжусианской модификации, тогда как буддизм этот официальный статус утратил.
Для укрепления королевской власти на местах Тхэчжо учредил институт губернаторов провинций — кванчхалъса, назначавшихся по распоряжению из столицы, а также повысил должностной ранг правителей округов и уездов. Те же цели преследовало наделение наградными землями и ноби тех «заслуженных сановников» кэгук консин, которые помогали Ли Сонге прийти к власти, то есть гражданских и военных представителей сословия садэбу.
Основу новой власти Ли Сонге стал строить, опираясь на тех людей, которые занимали высокие посты при прежней династии, — на «партию реформаторов» во главе с Чон Дочжоном, Чо Чжуном, Нам Ыном и другими. Они и при династии Ли стали занимать руководящие должности, что вызвало недовольство «новых заслуженных сановников», которые выдвинулись на волне смены династий. Они объединились вокруг пятого сына Ли Сонге — Ли Банвона (1367 – 1422 гг.).
1674266768023.png
Чосонские гробницы — один из памятников Всемирного наследия в Южной Корее
В период Чосон впервые за всю историю Кореи управление государством и его хозяйственной жизнью стало строиться на основании свода законов, имевшего название («Уложение по управлению государством Чосон» — «Чосон кёнгук-чон») и действовавшего длительный период. Его текст был подготовлен к 1394 г. лидером «партии реформаторов» Чон Дочжоном. В дальнейшем, в связи с борьбой за власть между придворными группировками, в ходе которой погиб сам Чон Дочжон. В связи с длительным процессом формирования и укрепления государства, свод законов подвергался доработкам и был завершён к 1460 г. Окончательный текст свода был опубликован в 1485 г. под названием «Великое уложение по управлению государством» — «Кёнгук тэчжон».
У династии Ли в первые годы правления во главе центрального административного аппарата стоял Верховный государственный совет — Ыйчжонбу, учрежденный в 1400 г. вместо корёского придворного совещательного органа — Топхён ыйсаса. В правление короля Тхэчжона, обладавшего сильной личной властью, в 1414 г. роль Ыйчжонбу значительно уменьшилась, и полномочия Верховного государственного совета свелись к необязательным для выполнения советов. В дальнейшем роль Ыйчжонбу менялась в зависимости от того, насколько сильной была власть государей или сановников. В подчинении у Верховного государственного совета (если он играл значимую роль в управлении) или же в прямом подчинении у короля (если роль Верховного государственного совета была невелика), находились «Шесть палат (министерств)» — Юкчо: Палата чинов, Палата населения (дословно — «учётных дворов»), Палата ритуалов, Палата войск, Палата наказаний, Палата общественных работ.
Палата чинов — Ичжо — ведала кадровыми делами гражданских чиновников. Палата населения — Хочжо — занималась учётом населения, сбором налогов. Важную роль играла Палата ритуалов — Ечжо, совмещавшая в функции идеологического органа и занимавшаяся проведением государственных экзаменов на получение чиновничьей должности и регулирование отношений с внешним миром (прежде всего с Китаем). Палата войск — Пёнчжо — ведала охраной государя и его семьи, подавлением смут и мятежей, охраной внешних границ. Палата наказаний — Хёнчжо — занималась установлением правопорядка, разработкой законов, связанных с наказаниями. В сферу деятельности Палаты общественных работ — Кончжо — входило не только обеспечение выполнения работ общегосударственного масштаба, но и управление ремесленным производством, сухопутными дорогами и водным транспортом.
Все Шесть палат, сохраняя названия и основные функции, просуществовали в Корее почти без изменений до 1894 г. Кроме Шести палат, в Сеуле находилось ещё свыше 80 центральных ведомств. Работавшие в них чиновники относились к категории столичных чиновников кёнгван. Однако большинство служивого сословия Кореи составляли провинциальные чиновники вегван.
1674266825065.png
Корейские простолюдины на картине Син Юн Бока
В первые годы правления династии, в 1413 г., Корея была заново разделена на восемь провинций, частично унаследовав административное деление Корё. Это были провинции Чолла (в XVII в. временно переименовывалась в провинцию Кваннам), Кёнсан, Чхунчхон (в конце XVIII – начале XIX вв. временно имела названия Хынчхун и Кончхун), столичная провинция Кёнги (границы провинции переместились к югу, так что центром стал город Сеул), Канвон (временные названия в XVII и XVIII вв. — Вонъян и Канъян), Хванхэ (временные названия начала XV и начала XVII вв. — Пхунхэ и Хванъён), Пхёнан, Хамгён (имела до XVI в. название Хамгиль). Такое административное деление страны сохранялось на протяжении всего периода Чосон. Лишь в 1896 г. пять провинций — Чолла, Кёнсан, Чхунчхон, Пхёнан и Хамгён — были разделены на северные и южные части каждая (Южная Корея до недавнего времени придерживалась административного деления страны, установленного в начале династии Ли).
Все провинции Кореи делились на округа, области и уезды. Провинции возглавлялись губернаторами — кванчхалъса; округа, области и уезды — правителями соответствующих рангов. Интересно отметить, что при династии Ли управление народом на местах выражалось понятием «пасти народ», принятом в конфуцианском Китае, а все провинциальные чиновники нередко именовались термином монмингван («чиновник, пасущий народ»).
Ли Сонге в первые годы правления династии реформировал армию, соединив вместе Восемь столичных корпусов (Пхалъ-ви) армии Корё с подчиненными лично ему двумя корпусами войск Ыйхын чхингун и создав Управление Трёх армий — Ыйхын (Ыйхын самгунбу). В 1400 г. все упразднённые личные военные формирования «заслуженных сановников» были введены в состав Трёх армий. Однако Три армии ещё не подчинялись Палате войск (Пёнчжо). Лишь с 1457 г. Палата войск, возглавлявшаяся гражданскими сановниками, стала во главе военной системы Чосона. Тогда же столичные Три армии были реформированы в Пять корпусов (Ови), которые насчитывали около 50000 человек.
Конечно, все эти нововведения, утверждённые несколькими административными указами, значительно укрепили власть центра и легли в основу той стабильности, которая позволила правящей династии сохранять свою власть на протяжении пяти с лишним веков. Можно сказать, что XV в. был временем удачи для Кореи как государства. Да и реформы династии Ли оказались эффективными, страна получила желанную стабильность.
Старший брат Ли Банвона — Ли Банхан (четвёртый сын Ли Сонге) решил вести борьбу за власть. В 1400 г. при поддержке Пак Пхо — одного из «заслуженных сановников», не получившего наград, он попытался захватить власть в свои руки. Мятеж был подавлен, Пак Пхо казнён, а Ли Банвон, как герой борьбы с придворными мятежами, решил провозгласить себя новым наследником престола, став в возрасте 33-х лет третьим государем династии Ли с храмовым именем Тхэчжон (1400 – 1418 гг.).
Именно в правление Тхэчжона окончательно укрепилась королевская власть и сформировалась система управления, которая просуществовала в период Чосон без значительных изменений вплоть до 1894 г.
Экономическая ситуация, сложившаяся в Корее XV – XVI вв., соответствовала классическому феодальному государству дальневосточного типа. Рубеж XIV – XV вв. ознаменовался очередным переучетом и перераспределением земель, введением система наделения землей за службу для столичного чиновничества — квачжон, которая по своей сути во многом напоминала земельную систему начала эпохи Корё — чонсиква.
1674266890590.png
Корейские янбаны, 1863 г.
Однако не прошло 60-70 лет с начала функционирования системы квачжон, как в стране наступил очередной кризис землепользования. Поля, бывшие в начале периода Чосон казённой (государственной) собственностью, снова стали частными, и уже не оставалось земель для выдачи за службу новым чиновникам. К тому же имелись легальные способы, облегчавшие переход земель в «вечное владение» одной семьи. В первой половине XV в. в рамках системы квачжон существовали специальные категории полей для жён умерших чиновников — сусинчжон или поля для осиротевших детей семьи чиновника — хюрянчжон. Поэтому для урегулирования сложившейся ситуации в 1466 г. в правление государя Сечжо (1455 – 1468 гг.) была введена «новая» система раздачи полей, которую назвали чикчон, что значит «поля за службу». Поначалу суть чикчон была в принципе такой же, что и системы землепользования по закону квачжон. Единственное нововведение состояло в том, что если в середине XV в., согласно квачжон, служебные земли выдавались пожизненно, то есть теоретически возвращались в казну лишь после смерти чиновника, то согласно чикчон, земли выдавались только на время службы. К тому же введение «новой» системы землепользования послужило удобным поводом для проведения переучёта всех земель, возвращения части незаконно присвоенных земельных владений. Это также было одной из целей введения закона о чикчон.
Тем не менее, попытка возрождения изначальной «идеальной» системы землепользования окончилась безрезультатно. Владельцы полей чикчон взимали с крестьян большее количество налогов, чем им полагалось по закону. Тогда в 1470 г. государь Сончжон (1469 – 1494 гг.) решил усовершенствовать систему, повелев налог с должностных полей сначала полностью сдавать государству, а уже затем из государственной казны выдавать чиновникам жалованье зерном и другими продуктами. Однако и эта система не прижилась. Сбором налогов с полей чикчон ведали всё те же находящиеся на государственной службе чиновники, поэтому имели место многочисленные злоупотребления. Кроме того, необходимость предварительной сдачи государству налога со служебного поля не лишала чиновника временного права владения этим полем. Поэтому в дальнейшем внесение налога со служебных полей в казну стало нерегулярным, и собственники чикчон постепенно вернулись к прямому налогообложению крестьян. В конечном итоге система чикчон со временем перестала функционировать, и в 1556 г. государь Мёнчжон (1545 – 1567 гг.) издал указ о её ликвидации. Таким образом, за первые полтора столетия правления династии Ли большинство земель страны перешло в частные руки. Ещё в 1424 г. был введён закон, разрешавший куплю-продажу земли, который стал одним из важнейших стимулов законного и незаконного присвоения земли. В результате тенденция доминирования частного землевладения в землепользовании страны, начавшая проявляться с XI – XII вв., в XVI в. получила окончательное законодательное закрепление. Всё служилое сословие Кореи разделилось на две большие группы:
1) влиятельные сановники и выходцы из семей богатых землевладельцев, не нуждавшиеся в полях за службу;
2) мелкое чиновничество, официально практически не получавшее полей, но имевшее доходы отчасти из небольшого жалованья, отчасти благодаря незаконным поборам с крестьян на местах.
XV – XVI вв. в южнокорейской историографии принято называть «ранним периодом Чосон». К «позднему периоду» государства Чосон относят XVII – XIX вв. И XV в. ознаменовался значительными культурными достижениями Кореи, самым важным из которых следует считать введение корейского алфавита в 1443 г., во время правления короля Сечжона (1418 – 1450 гг.), которое по исторической значимости для Кореи можно (в известной степени) сравнить с эпохой Петра I для России. Корейское общество XV – XIX вв. в южнокорейской историографии принято характеризовать как «общество янбан и чиновников» — янбан гваллё сахве; в противоположность корёскому «обществу аристократии» — квичжок сахве. Очевидно, под новой характеристикой корейского общества позднего Средневековья и начала Нового времени имеется в виду большая социальная мобильность правящего класса Чосон по сравнению с Корё.
Как и в минском Китае, в Корее XVI в. прошёл под знаком ожесточённой борьбы влиятельных группировок – конфуцианских учёных и придворных временщиков, в основном из числа родни вана и высшей знати. Соперничество сопровождалось казнями, дворцовыми переворотами. К концу века в стране возникли даже устойчивые политические группировки типа партий, обозначавшие себя по странам света (Западная, Восточная и другие). Вся эта внутренняя борьба во многом свела на нет успехи XV в. И вот в это тяжёлое для страны время она оказалась объектом чужеземного вторжения.
В истории Кореи были часты набеги из Японии на полуостров с моря. Южное побережье Кореи на протяжении ряда веков страдало от набегов японских пиратов. Большую часть пиратов-вако в Японском море составляли самураи, объединённые в крупные отряды.
С 1393 по 1407 г. берега Кореи более 60 раз подвергались нападениям японских пиратов. Чашу терпения переполнил 1419 г., когда японские пираты на 50 военных кораблях, направлявшихся к берегам китайской провинции Чжэцзян, проходя мимо берегов Кореи, высадились в провинции Чхунчхон в уезде Пиин. Получив отпор со стороны корейских войск, японцы попытались продолжить свой грабительский рейд севернее, высадившись в местечке Ёнпхён провинции Хванхэ. Тогда король принял решение ответить военным походом на японский остров Цусима, находившийся на полпути между Японией и Кореей. Губернатор острова, по мнению корейцев, был в ответе за то, что не предотвращал пиратских рейдов к корейским берегам. Флот в составе 227 кораблей под командованием Ли Чжонму (1360 – 1425 гг.) подошёл к берегам Цусимы в 1419 г. Корейцы потопили 124 вражеских судна, нанесли значительный урон прибрежным поселениям и добились от владетеля Цусимы выражения покорности Корее и обещания впредь делать всё, чтобы не допускать пиратских набегов к её берегам.
С другой стороны, губернатор Цусимы обратился с просьбой разрешить японцам вести торговлю в трёх южных корейских портах — Пусанпхо, Чепхо, Емпхо (иногда их ещё называют Три порта — Самп-хо) и получил положительный ответ. Особый торговый договор 1443 г. закрепил японские права на торговлю. Таким образом, за исключением 1510 г., когда японские поселенцы Трёх портов подняли мятеж и затем порты были закрыты, на протяжении XV – XVI вв. японцы постоянно проживали в южной части Кореи. Считается, что Корею ежегодно посещало до 6000 – 8000 японцев. Постоянное присутствие японцев в Корее, хорошее знание морских путей, соединявших две страны, освоение портов и прилегающей к ним территории в немалой степени способствовали победам японцев.
На попытки корейцев протестовать (против пиратских набегов) влиятельный тайко (желавший стать сёгуном) Тоётоми Хидэёси ответил требованием смириться и платить ему дань. Когда это требование было отклонено, Хидэёси в 1592 г. отправил в Пусан 200000 армию. Хидэёси, задавшись целью покорить Китай и Корею с помощью полученных у португальцев ружей, совершил вторжение в Корею при поддержке даймё и их войск. Эта война получила название Имджинская война или Семилетняя война (1592 — 1598 гг.). Дворцовые интриги, провалы в дипломатии и отставание в вооружениях предопределили плохую подготовленность королевства Чосон к войне. Эффект внезапности нападения и европейское вооружение (фитильные аркебузы) позволили японцам быстро захватить всю южную часть Корейкого полуострова, а также Пхеньян и Хансон (современный Сеул). Причину такого стремительного поражения корейских войск на первом этапе войны принято объяснять следующими факторами. Во-первых, длительная подготовка к войне Японии, с одной стороны, и неожиданность войны для Кореи — с другой. Во-вторых, связанное с развалом системы полей чикчон уменьшение площади казённых земель, обеспечивавших пополнение государственной казны и содержание армии. В-третьих, отсутствие единства в руководстве страной (и военными действиями), связанное с борьбой за влияние между «партиями» и придворными группировками. В-четвертых, некомпетентность корейских военачальников.
Японцы сопровождали свой победный марш по Корее неслыханными зверствами. В ответ на это развернулась народная война, во главе которой стал командующий корейским флотом Ли Сун Син. Разгромив японский флот, Ли Сун Син стал господствовать на море (установив контроль над побережьем), что подорвало позиции японцев. Сыграла свою роль и помощь со стороны минского Китая. В течение войны в Корее были разработаны новые виды пороха, а также применялись первые в мире гребные корабли с металлической бронёй, вооружённые пушками — корабли-черепахи, или кобуксоны (первые сведения о которых относятся к 1413 г.). Китайско-корейская коалиция разгромила японцев. Вскоре Сеул и Пхеньян были освобождены и начались переговоры, в ходе которых придворная группировка корейской знати сделала всё чтобы оклеветать ставшего для неё слишком опасным Ли Сун Сина. Ли был разжалован. Но это сразу же привело корейский флот к поражению, вследствие чего в 1597 г. Ли вновь назначили командующим. Война, в конечном счёте, завершилась изгнанием японцев, хотя корейскому народу она обошлась очень дорого — экономика страны находилась в упадке (война уменьшила земельный фонд сельского хозяйства), значительная часть трудоспособного населения погибла или была уведена в Японию. Японцы также увезли с собой много исторических и культурных ценностей. Кроме того, японцы изувечили около 20000 корейцев, отрезав им уши. По легенде, из этих ушей был сложен холм Мимидзука в Киото.
По окончании войны с Японией внутридворцовые распри стали ещё более ожесточёнными, на протяжении столетия перевороты сменялись контрпереворотами. Наконец, одна из придворных партий — «партия стариков» одержала нелегкую победу над своими соперниками, «партией молодых», и захватила высшие посты власти.
В то время, когда корейские и китайские войска совместными усилиями отражали японскую агрессию в Корее, в районе современной Маньчжурии формировалась новая сила, угрожавшая как Китаю, так и Корее. Маньчжурская народность, образовавшаяся из чжурчжэньских племен манъчжу, суксухэ, хуньхэ, всё более консолидировалась под властью Нурхаци (1559 – 1626 гг.). В 1580-е гг. у маньчжуров начал формироваться государственный аппарат, в 1590-е гг. было завершено объединение маньчжурских племён. В 1599 г. в новом маньчжурском государстве, построенном на доминировании военной организации, была введена собственная письменность. В первые десятилетия XVII в. власть Нурхаци укрепилась настолько, что в 1616 г. он провозгласил себя ханом, высшим верховным правителем, а государству дал новое название — Позднее Цзинь. В 1636 г. второй маньчжурский правитель Абахай (1591 – 1643 гг.), провозгласив себя императором — правителем «Серединного государства», изменил название страны на Цин. Это было выражением желания маньчжуров покорить Китай, поскольку название «Цин» – «Чистый», а название прежней династии «Мин» – «Светлый». В процессе укрепления маньчжурского государства и расширения его притязаний маньчжуры пытались заручиться поддержкой со стороны своего южного соседа — Кореи, с тем, чтобы обеспечить себе надежный тыл в противостоянии с Китаем. Корея же была вынуждена прислушиваться к северному соседу, поскольку в начале XVII в. в стране всё ещё ощущались последствия Имчжинской войны.
Отношения между Кореей и Японией наладились только в XVII в., когда в 1607 г. в Японию отправилась дипломатическая миссия из Чосона.
Победа Кореи не привела к заметному укреплению власти центра. С ещё большей силой разгорелась междоусобная борьба, в ходе которой наибольшим влиянием пользовались Северная, а затем Западная партии-клики. А тем временем на севере Кореи консолидировалось молодое энергичное государство маньчжуров. Попытки корейцев поддержать минский Китай в его противоборстве с маньчжурами в 1618 г. привели к первому столкновению с маньчжурской конницей. А после вторжения маньчжуров в 1627 г. и 1636 г. Корея была вынуждена уступить: по договору 1637 г. она признала себя вассалом империи Цин, ещё тогда не завоевавшей Китай. Позже этот вассалитет был подтвержден, причём внешние сношения Корея могла иметь только через Китай (следствием этого было закрытие корейских портов для иностранцев и запрет населению страны покидать её пределы). Исключение делалось только для строго ограниченной торговли с Японией. Корейское государство стало проводить политику изоляционизма. Граница с Китаем, где воцарилась маньчжурская династия Цин (1644 – 1911 гг.), была укреплена. Несмотря на всё перечисленное, существовали торговые связи с Монголией, Северной Азией, Китаем и Японией.
Современная историография в большинстве случаев XVII в. определяется как начало Новой истории Кореи. В российской исторической литературе отсчёт Нового времени в Корее ведется с XVII в. Каких-либо особых дискуссий здесь нет, несмотря на то, что в начале 1970-х гг. отдельные авторы относили время вплоть до середины XIX в. к «позднему феодализму». Для Кореи XVII в. оказался переломным не только в плане общественной мысли и идеологии (концепция «маленького Китая»), но и для всех сфер общественного и экономического развития. Это был век, ставший для Кореи рубежом между Средневековьем и Новым временем. В корейской исторической науке подход к периодизации Новой истории Кореи более сложен. В Южной Корее время от начала XVII в. до 1860-х гг. называют периодом «перехода к обществу Нового времени».
В XVII – XVIII вв. в Корее протекали сложные и противоречивые процессы. Совершенствовалась аграрная система и система налогов. В 1608 г. был введён единый рисовый налог тэдонми, что, впрочем, не исключало существования некоторых дополнительных поборов. Росло частное землевладение, для противодействия которому (и для предотвращения разорения крестьян) правительство усилило значение государственного кредитования (система «возвратного зерна», хвангок). Ухудшение положения крестьян вело к восстаниям. Назревала необходимость реформ.
Реформы короля Ёнчжо в середине XVIII в. привели к облегчению налога с крестьян некоторых категорий и к повышению статуса неполноправных. Эти реформы проводились уже на фоне новых политических движений, которые были ориентированы на отказ от традиционных конфуцианских норм и заимствование новых европейских идей. Больших результатов реформы, впрочем, не дали. В XVII – XVIII вв. политика государства в сфере землепользования, податей и повинностей, наряду с введением новой агротехнологии, объективно способствовала повышению производительности труда, увеличению количества производимого продукта и, как следствие, значительному росту населения Кореи, усилению процесса социального расслоения, появлению новых видов деятельности, складыванию нового рынка и развитию торговли. Теперь в Корее было чем торговать.
Социальное расслоение в Корее XVII – XVIII вв. происходило путём формирования трёх основных новых групп населения: крупных землевладельцев (чичжу), крестьян, имеющих землю (чонхо), и безземельных крестьян-арендаторов (мучжонхо). Важнейшее сословием XVII – XVIII вв. –крупные землевладельцы. Как они появлялись? Во-первых, многие янбане сохраняли прежнее положение. Во-вторых, этому способствовала государственная политика предоставления права собственности на пустоши и заброшенные поля. В-третьих, рост производительности труда в сельском хозяйстве и развитие внутреннего рынка.
Служилое сословие янбан, несмотря на то, что формально как категория населения оно не исчезло, начало утрачивать характер доминирующего социального слоя и подвергалось процессу социального расслоения. Прежде всего, это было связано с процессом обнищания янбан. К XVII – XVIII вв. появилось много янбан по происхождению, которые обеднели, и стали либо заниматься сельским хозяйством на своих полях, либо превратились в безземельных арендаторов. Таким образом, к XVII – XVIII вв. янбане фактически перестали быть полноценным сословием, расслоившись на крупных землевладельцев и крестьян. Причём «новые янбане» не были таковыми ни по знаниям, ни по унаследованной культуре, ни по роду занятий.
На протяжении XVII – XVIII вв. не прекращалась борьба «партий». После прихода к власти государя Инчжо (1623 – 1649 гг.) и разгрома «Северной партии» основными соперниками при дворе стали сторонники «Западной партии» и «Южной партии». В 1683 г. «Западная партия» раскололась на «Партию старых» (Норон) и «Партию молодых». Одной из причин раскола стало расхождение по вопросу наказаний ряда последователей «Южной партии», обвиненных в подготовке заговора с целью низложения в 1680 г. государя Сукчона (1674 – 1720 гг.). В 1689 г. «южане» снова приобрели влияние при дворе, воспользовавшись спорами об определении престолонаследника. Тогда же по королевскому «приказанию умереть» покончил жизнь самоубийством лидер «Партии старых», известнейший корейский конфуцианский ученый XVII в. Сон Сирёль (1607 – 1689 гг.). В 1694 г. «западные» снова вернули свои позиции при дворе. Только с 1728 г., после подавления мятежа «Партии молодых», государь Ёнчжо (1724 – 1776 гг.) стал проводить осознанную политику «умиротворения», то есть прекращения борьбы «партий» и уменьшения их влияния при дворе.
В XVIII в., во время долгого правления королей Ёнджо и Чонджо, удалось смягчить межфракционные раздоры и возникло движение за переустройство корейского общества, получившее название Сирхак, или «Сторонники реальных наук». Такие мыслители, как Пак Чега и Пак Чивон, предлагали запретить институт полицейского надзора, требовать от кандидатов на официальные должности знаний по истории и государственному устройству Кореи, предоставить право держать экзамены на должность выходцам из всех слоев общества, эксплуатировать природные богатства страны таким образом, чтобы способствовать развитию промышленности и внешней торговли. Чон Дасан выдвинул даже идею «деревенских коммун» с целью решения аграрных проблем.
А ещё период правления Ёнджо и Чонджо ознаменовался общим подъемом культуры. Новая придворная библиотека (Кюджангак) способствовала созданию такого труда, как Тэджон тхонпхён (Полный свод законов). Были составлены антологии китайской и корейской поэзии. Возродился интерес к алфавиту хангыль, приобрела широкую популярность проза, например народное произведение Чхунхян чхон (Сказание о девушке Чхунхян) и роман Ким Манджуна Куун мон (Облачный сон девяти). В это время творил знаменитый художник Ким Хондо. Среди превосходных керамических изделий корейских мастеров особенно выделялся декоративный белый фарфор.
В начале XIX в. с приходом к власти короля Сунчжо (1800 – 1834 гг.) главенствующую роль при дворе стали играть семейные группировки, не связанные с «партиями». В первой половине XIX в. королевская власть не только не смогла перестроиться в соответствии с происходившими в стране изменениями, объективно способствовавшими развитию товарно-денежных отношений в Корее, но и сделала шаг назад по сравнению с предшествовавшим столетием.
Противоречие между слабеющей королевской властью и новыми тенденциями общественного развития стало главным содержанием истории Кореи первой половины XIX в. На рубеже XVIII – XIX вв. кризисные явления в экономике вновь проявились, причём на сей раз затронули и города. В первой половине XIX в. произошли новые восстания крестьян и горожан, а в середине этого века количество таких восстаний уже исчислялось десятками.
Когда в 1863 г. ван Чхольджон скончался, не оставив наследника, вдовствующая королева предложила возвести на трон дальнего родственника Чхольджона — Ли Мёнбока, впоследствии получившего храмовое имя Коджон. Поскольку новый ван был несовершеннолетним, регентом при нём стал его отец — Ли Хаын, вошедший в историю под своим титулом тэвонгун (великий принц, принц-регент). Тэвонгун в целом стремился проводить политику закрытия Кореи. Под его руководством были осуществлены репрессии в отношении корейских христиан. Во второй половине XIX в. прозападные реформы в Корее, по образцу Японии (получившей после Реставрации Мэйдзи западные военные технологии), пытался инициировать влиятельный чиновник Пак Кю Су, однако они проводились крайне медленно и после его смерти остановились.
Осознав, что административная система нуждается в радикальном улучшении, Тэвонгун провёл серию реформ. Большинство совонов были ликвидированы, поскольку считалось, что государственные должности должны заниматься чиновниками независимо от их политических пристрастий. Тэвонгун впервые ввёл прямое налогообложение янбаней и укрепил вооруженные силы. Серия реформ регента Тэвонгуна в 60-х гг. XIX в. являла собой попытку снять напряжение в стране путём отдельных уступок, но их результатом было обострение политической борьбы в верхах, причём в центре её стоял вопрос будущего страны: продолжать политику изоляции или открыть Корею для внешнего мира. Давление держав на Корею с требованием открыть её порты для торговли и использование при этом в качестве посредника Японии, в конечном счёте, привели к желаемому для колониального капитала результату: на рубеже 80-х гг. XIX в. Корея оказалась связанной серией неравноправных договоров, которые открыли страну для иностранцев и предоставили им немалые привилегии. Начался процесс превращения страны в полуколонию.
Сеул враждебно относился к планам налаживания торговых связей с Западом. Корейцы утверждали, что вполне могут обойтись без европейских товаров, и настаивали на том, что Чосон признает покровительство Китая и поэтому его внешние сношения являются прерогативой Пекина. Несмотря на посылку достаточно значительных сил — семи французских военных кораблей (в 1866 г.) и пяти военных кораблей и экспедиционного корпуса США (в 1871 г.), этим державам тогда так и не удалось навязать корейским властям неравноправные торговые договоры.
В 1873 г. Тэвонгуна вынудили отказаться от выполнения регентских обязанностей, и фактическая власть перешла к королеве Мин и её родственникам. Последовал отказ от многих провозглашенных ранее реформ, однако новая программа действий так и не была разработана. Вместе с тем в 1876 г. был заключён первый договор с Японией, а в 1882 г. было подписано торговое соглашение с США. Последовали договоры с ведущими европейскими державами. В конце XIX в. Корея стала главным объектом захватнических устремлений трёх держав: Китая, Японии и России.
Япония в 1875 г. решила попробовать заставить Корею открыться внешнему миру. После того, как японский флот подошёл к острову Канхвадо, корейская артиллерия открыла огонь. В ходе стычки двое японцев получили легкие ранения, 35 корейцев погибло и 16 были взяты в плен. Японцы восприняли это сражение как повод заключить с Кореей неравноправный договор, по образцу тех, которые были ранее заключены западными странами с самой Японией.
15 января 1876 г. японский флот под командованием Куроды Киётаки прибыл к берегам Кореи. 26 февраля того же года между Японией и Кореей был подписан Канхванский мирный договор, по которому японские суда получили право свободного плавания в территориальных водах Кореи, и, в перспективе, открывал два дополнительных порта (помимо Пусана) для торговли с японцами. Японцы получали право передвигаться вглубь Кореи на расстояние 10 ли от побережья. Вскоре аналогичные договоры были подписаны Кореей с США, Италией, Россией, Германией и Францией.
В 1882 г. Ли Хаын на короткое время вернулся к власти после так называемого «инцидента в Имо» (инцидент с поджогом японского представительства – восстание корейских военнослужащих направленное против японского засилья и закончившееся гибелью японских военных инструкторов). Но вскоре он был вывезен в Китай, и королева Мин вернула себе власть.
1674267139181.png
Ван Кочжон на троне, 1884 г.
Начавшееся в 1893 – 1894 гг. революционное движение, во главе которого стояли представители движения тонхак, заставило короля обратиться за помощью к Китаю. Китайское правительство послало свои войска в Корею, на что Япония ответила посылкой своих.
В 1894 г. король Коджон объявил о создании «Великой империи Хан» и провозгласил себя императором для того, чтобы подчеркнуть независимость Кореи и поставить себя на тот же уровень, что и император Китая. Это событие считается концом эпохи Чосон. 11 февраля 1896 г. ван Коджон бежал из дворца и укрылся в российском посольстве в Сеуле, где прожил целый год. Только в марте 1897 г. он вернулся в свой дворец, после чего, объявив о начале новой эпохи Кванму, принял титул императора, на деле не обладая практически никакой властью.
Трения, наметившиеся на протяжении XIX в. между Китаем и Японией, вылились в японо-китайскую войну (1894 — 1895 гг.). Корея в ней официально участия не принимала, но она велась из-за Кореи, и большая часть боевых действий проходила на её территории. Поражение Китая в 1895 г. привело к подписанию договора в Симоносеки, который официально гарантировал Корее независимость от Китая, что привело к значительному усилению влияния Японии в Корее. После войны Корея попала фактически под протекторат Японии. Король управлял отныне под строжайшим контролем Японии. В 1895 г. японцы убили королеву Мин. Скандал был настолько широким, что в Японии над убийцами был устроен показательный процесс, однако все они были признаны невиновными.
После аннексии Кореи императорский дом переехал в Японию. Наследник трона Ли Ын женился на японской принцессе Масако Насимото. У них было два сына, Ли Чин и Ли Гу. У его старшего брата Ыя было двенадцать сыновей и девять дочерей от разных жён и наложниц.
В 1904 г. началась русско-японская война (1904 – 1905 гг.). Официально Корея в ней участия не принимала, но война, морская, а потом и сухопутная, велась сначала в пределах Кореи; её гавани были местами высадки японских войск. Когда война окончательно перекинулась на территорию Маньчжурии, Корея осталась оккупированной японскими войсками. 30 января 1904 г. российский посланник А. И. Павлов должен был выехать из Сеула. По договору 10 (23) февраля 1904 г., подписанного корейским императором под давлением Японии, Корея аннулировала русско-корейские договоры и формально признала себя союзником Японии. Зависимость корейского государства сохранялась и после окончания войны и была официально оформлена японо-корейским договором о протекторате 17 (4) ноября 1905 г.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх