Диалоговое обучение

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Диалог — способ познания себя и окружающей действительности в условиях субъектно-смыслового общения. Именно для диалога свойствен поиск смысла ценностей, опирающийся на многогранную палитру переживаний. В рамках этой технологии передается разнообразная информация, как по существу разговора, так и о собеседниках, их внутреннем мире и уровне коммуникативной и диалоговой культуры. В диалоге личность транслирует себя, свою уникальность и самобытность при условии адекватной самооценки, способности к полноценной самореализации, умении определять смысл явлений и предметов, быть критичным.
Можно выделить несколько типов диалога, которые позволяют особым образом предъявлять ценности и создают основу для глубокого их рассмотрения. Например, духовный диалог, для него свойственны глубокое понимание сущности проблемы, высокий уровень культуры диалогического взаимодействия. Рассматриваемые вопросы — широкий круг глубоко проникающих в мир личности истин, своего рода бинарных оппозиций — противоположных интеллектуальных идей.
Возможен смыслотворческий диалог, активно включающий участников в поиск смыслов, в процесс определения системы индивидуальных ценностных ориентации. Имеет большое значение рефлексивный диалог, позволяющий оценить собственный потенциал и определить линии обратной связи «участники — ведущий».
Представляется, что может иметь важное значение мотивационный диалог, который обозначает интерес к проблеме, возможно, и к самой диалоговой технологии. Для участников субъектно-смыслового общения может стать привлекательным самореализующий диалог, назначение которого — прежде всего в утверждении личности, полноценной самопрезентации и самовыражении.
Попробуем выделить характерные особенности диалога. К ним относятся:
- объективная проблемность;
- субъективно переживаемая ситуация поиска смысла;
- отношения общности между участниками диалога;
- особое отношение к другому, децентрация;
- незавершенность результата, стимулирующая мыслительную активность.
Сюжетно-познавателъный этап диалога создает «пространство» общения, актуализирует необходимые сведения, мотивирует деятельность участников, дает возможность выразить себя в заданной или выбранной роли.
Чувственно-аналитический этап связан с попыткой глубокого познания обсуждаемых истин, мира человека как системы ценностей. В этом раскрывается потенциал диалога, опыт осмысления ценностей, эмоциональная культура личности.
Личностно-рефлексивный этап в целом ориентирован на интериоризацию ценностей, развитие опыта смыслотворчества и рефлексии на основе глубокого познания самого себя.
Как видно из представленной характеристики этапов развития, диалог — это своего рода лаборатория, поле духовности; он невозможен без совместного поиска истины. В этой «лаборатории» нет знаний в готовом виде, есть проблемы и варианты поиска: через систему вопросов, актуализацию знаний, обнаружение пробелов, раскрытие творческих способностей.
Диалог предполагает филигранную работу с разного рода информацией. Причем этот процесс должен опираться на широкий обмен имеющимися знаниями, знакомство со сведениями всех (или многих) участников, сосуществование разнообразных мнений по одной проблеме, поощрение разных подходов к одной и той же проблеме, возможность высказывать критические замечания, стимулирование поиска группового консенсуса.
Диалоговая технология включает последовательность этапов, которые позволяют реализовать главные задачи: глубокий анализ проблемы, понимание ее ценностно-смыслового содержания, развитие диалоговой культуры.
1-й этап — вводный. Его главные характеристики — создание благоприятной эмоциональной и интеллектуальной атмосферы, актуализация необходимой информации, стимулирование ситуации интереса к проблеме.
2-й этап — основной. Диалог в разных модификациях: обсуждение вопросов в микрогруппах; выступление обучающегося перед группой с заранее подготовленным сообщением; система вопросов (открытых, оценочных и др.), не предполагающих однозначных ответов; формулировка проблемы, глубокий анализ и размышление над проблемой; вычленение «точек удивления»; привлечение разнообразных источников информации; осмысление позиций; аргументированные выступления оппонентов; поиск путей решения проблемы.
3-й этап — итоговый, заключительный. Анализ и осмысление диалога с содержательной и процессуальной точек зрения. Рефлексия по поводу собственной работы. Выяснение успехов и неудач. Оценка психологической атмосферы во время работы, уровня реализации мыслительного потенциала. Определение возможных перспектив дальнейшей работы.
Разновидность диалога — дискуссия, определяемая как целенаправленный, упорядоченный обмен идеями, мнениями всех участников обсуждения проблемы ради поиска смысла (истины). Одним из важнейших отличительных признаков дискуссии является самоорганизация участников, то есть способность присутствующих доброжелательно выстраивать взаимные отношения как основу для углубленного и разностороннего обсуждения проблем.
Дискуссия должна иметь такие признаки:
- работа группы лиц, выступающих обычно в ролях ведущих и участников;
- направленность на достижение целей;
- соответствующая организация места и времени работы;
- общение как взаимодействие;
- включение высказываний, выслушивания, невербальных выразительных средств.
Главная цель дискуссии — развитие коммуникативной и дискуссионной культуры в процессе поиска истины. Среди задач содержательного плана выделяются осознание и осмысление проблем и противоречий; выявление имеющейся информации; творческая переработка знаний; развитие умения аргументировать и обосновывать свою точку зрения; включение знаний в новый контекст.
Задачи организационного плана можно сформулировать следующим образом: использование в качестве основы взаимодействия правила и процедуры совместного поиска истины; реализация «ролевого веера» в группе; развитие умений коллективного поиска; формирование временного и пространственного единства.
В настоящее время используются разнообразные формы дискуссии.
«Круглый стол». В рамках этой формы участники (5-7 человек) располагаются по кругу в центре аудитории и высказывают суждения по рассматриваемой проблеме. За пределами круга могут находиться слушатели, задающие вопросы и способные повлиять на ход рассмотрения вопросов.
Заседание экспертной группы. Данная форма предусматривает работу в одной аудитории нескольких групп экспертов с заранее назначенным председателем. Проблема обсуждается в группе, а далее члены экспертных групп кратко выступают перед всей аудиторией.
Симпозиум. Участники выступают с заранее подготовленными сообщениями, отражающими их точку зрения по проблеме, и отвечают на вопросы аудитории.
Дебаты. Форма обсуждения заявленной проблемы, предусматривающая точно фиксированные во времени выступления утверждающей и оппонирующей сторон, чередующиеся с вопросами и комментариями поочередно от каждой группы.
Судебное заседание. Имитируется судебное разбирательство. Участники распределяют обязанности членов судебного слушания и, выполняя ролевые предписания, рассматривают предложенную проблему.
Все формы дискуссии обладают уникальным педагогическим инструментарием, и, в связи с этим способны:
- стимулировать инициативу и продуктивный обмен идеями;
- развивать рефлексивное мышление;
- побуждать к поиску адекватной аргументации и различных способов выражения мысли;
- повышать восприимчивость и толерантность к новым идеям;
- учить видеть явление объемно и многопланово;
- предлагать способы углубленной работы.
Проведение дискуссии требует тщательной подготовки. Как правило, для этих целей создаются временные группы, в обязанности которых входит обмен идеями и опытом, постановка проблем, выработка правил, определение необходимости приглашения специалистов, обсуждение информации из различных источников. Возможна и «мозговая атака», предусматривающая выявление идей для обсуждения в дискуссии.
Заранее могут быть распределены функциональные роли в дискуссионной группе: «ведущий» — организует работу, обсуждение проблемы; «аналитик» — задает вопросы, подвергает сомнению идеи; «протоколист» — фиксирует ход дискуссии, информирует об итогах работы; «наблюдатель» — оценивает участие каждого в обсуждении проблемы.
Особая роль в дискуссии принадлежит педагогу, именно он непосредственно и опосредованно задает тон в обсуждении проблем. Педагог должен владеть приемами, необходимыми для проведения полноценной дискуссии:
а) приемы введения в дискуссию: стимулирующие вопросы типа «как?», «почему?» и т. п.; изложение проблемы; включение ролевой игры или ее фрагмента; предъявление предметов, объектов; показ фильма; прослушивание записи; организация выступления экспертов; использование текущих новостей;
б) приемы регулирования хода дискуссии: информативные, разъясняющие высказывания на обсуждаемую тему; краткий пересказ — пояснение слов участника дискуссии; побуждение участников к углублению мысли; выдерживание паузы; фокусирование внимания участников на обсуждаемой проблеме; внимание к каждому выступлению, изменение хода рассуждений участника дискуссии; тактичные реплики, проясняющие высказывания и т. п.
в) приемы подведения итогов обсуждения: обзор полученной информации; резюмирование сказанного по обсуждаемой проблеме; обобщение вопросов; формулирование выводов; анализ хода обсуждения проблемы, организация рефлексии.
Успех дискуссии будет обеспечен, если выполняются следующие условия:
- наличие достаточной зрелости и самостоятельности для обсуждения проблем;
- умение аргументировать свою позицию, точку зрения;
- поиск различных способов передачи информации;
- присутствие контакта между участниками дискуссии;
- выступление всех участников как равных;
- сопоставление различных интерпретаций сложных явлений;
- создание благоприятного психологического микроклимата;
- сочетание упорядоченности хода обсуждения с отсутствием регламентации;
- поддержка свободного обмена мнениями.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх