ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ (пошаговая рекомендация)
Шаг № 1. Создание, обучение проектной группы (команды), изучение ее возможностей
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты | 1 | Собрать проектную группу и увлечь предварительным замыслом | Наличие группы людей, готовых заниматься социальными проектами. | 2 | Провести тренинг, направленный на сплочение и формирование творческого командного духа. Изучение возможностей каждого члена команды. | Наличие творческой команды, нацеленной на позитивные социальные преобразования. Понимание каждым участником своих возможностей и своего вклада в общее дело. | 3 | Сформировать нормы и правила общения и взаимодействия в команде (далее в любой командной деятельности тренировать их соблюдение). | Навыки взаимодействия в процессе общей деятельности | 4 | Обучить членов команды основам проектной деятельности | Понимание специфики социального проектирования. Наличие необходимых знаний и сформированных навыков |
|
Комментарий. Особенность – проектный может быть индивидуальным.
Если есть команда в группу подбираются социально-активные, неравнодушные люди, личностно заинтересованные в деятельности, направленной на развитие социальной ситуации в своем регионе. Кроме того, критериями подбора являются: а) достаточный интеллектуальный уровень, б) достаточный творческий потенциал, в) умение и желание работать в команде.
Шаг № 2. Изучение социальной ситуации
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты | 1. | Собрать информацию о социальной, политической и культурной жизни региона | Объективное представление о социальной ситуации в местном сообществе, о реальных проблемах, о ресурсах для развития региона. | 2. | Проанализировать полученную информацию с точки зрения проблематики | «Проблемное поле» региона (перечень проблем и нереализованных потребностей, присущих разным социальным группам). | 3. | Сделать прогнозы различных вариантов развития ситуации:
а) при сохранении существующих тенденций,
б) в случае воздействий на них с целью оптимизации. | Прогнозы развития ситуации. | 4. | Составить подробный отчет о проведенном исследовании | Систематизированные материалы отчета |
|
Комментарий. Прогнозы развития ситуации позволяют: а) оценить значимость тех или иных проблем, б) оценить возможность негативных последствий вмешательств в естественное течение социальных процессов, в) сформировать «образ желаемого будущего».
Шаг № 3. Выделение приоритетной социальной проблемы
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты | 1 | Расставить проблемы по степени их значимости | Выделение приоритетной проблемы | 2 | Определить «аудиторию» проекта – ту социальную группу, которая является носителем приоритетной социальной проблемы и на которую будет направлен социальный проект. | Список лиц и организаций, носителей проблемы, с которыми будет проходить основное взаимодействие в рамках реализации проекта. | 3. | Сформулировать социальную проблему (или проблемы). | Четкая формулировка проблемы (или нескольких проблем) | 4. | Определить причины существования данной социальной проблемы | Перечень причин появления проблемы |
|
Комментарий. «Аудитория» должна быть вовлечена в процессы разработки и реализации проекта. Это позволит: а) исключить ошибки в процессе проектирования, выбрать наиболее эффективные методы решения тех или иных задач, б) максимально задействовать ресурсы «аудитории», в) превратить процесс реализации проекта в своего рода общественное движение.
Шаг № 4. Определение цели и задач социального проекта
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты | 1 | Сформулировать основную цель социального проекта | Четкая формулировка цели проекта. | 2 | Провести процесс поиска методов и средств решения социальной проблемы. | Проектное решение | 3 | Сформулировать конкретные задачи, раскрывающие содержание работы по решению социальной проблемы | Перечень конкретных задач, решение которых приведет к достижению поставленной цели |
|
Шаг № 5. Составление плана работы
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты | 1 | Определить перечень основных мероприятий по осуществлению цели и задач проекта | Письменно оформленный документ — план работы | 2 | Установить время проведения как подготовительных, так и основных мероприятий проекта | Точный график выполнения плана | 3 | Определить ответственных за каждый пункт плана | Список ответственных за реализацию каждого пункта плана | 4 | Указать необходимые ресурсы и источники их получения | Перечень необходимых ресурсов и источников их получения. |
|
Шаг № 6. Составление рабочего графика
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты | 1 | Составить график выполнения всех пунктов плана | Рабочий график | 2 | Оформить график в виде таблицы | Письменно оформленный график работ |
|
Шаг № 7. Определение обязанностей и их распределение в команде
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты | 1. | Продумать обязанности, необходимые для реализации плана | Перечень обязанностей | 2. | Описать основное содержание каждой обязанности | Описание обязанностей | 3. | Распределить обязанности между членами команды, которые будут непосредственно заниматься реализацией проекта | Список членов команды с указанием обязанностей каждого |
|
Шаг № 8. Определение ресурсов и источников их получения
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты | 1. | Составить список необходимых ресурсов (материальных, финансовых и людских) | Список необходимых ресурсов | 2. | Составить список источников получения ресурсов | Список источников получения каждого вида ресурса |
|
Шаг № 9. Составление бюджета
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты | 1 | Определить источники поступления денежных средств (доходов) | Конкретный перечень источников доходов с указанием сумм по каждому из них | 2 | Составить список предстоящих расходов | Перечень предполагаемых расходов с указанием их величины | 3 | Определить разницу между доходами и расходами | Рассчитать величину дефицита (недостатка денежных средств) или профицита (превышение доходов над расходами) |
|
Шаг № 10. Формирование общественного мнения
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты | 1. | Создание благоприятной среды для реализации социального проекта | Понимание общественностью (ученической, педагогической, родительской) сути предлагаемого проекта |
|