Бастер Китон. Искусство гэга

Денис

Рома и Калифорнии 1848 года
Команда форума
Бастер Китон – американский актер, известный в мире кинематографа как «комик без улыбки». Популярность артиста на пике карьеры была сравнима с востребованностью Чарли Чаплина. «Каменное лицо» американского немого кино, Бастер Китон развлекал людей без звуков и мимики. Он был трюкачом, актером, режиссером и настоящим художником эпохи становления кино. В 1960 г. он получил почетный «Оскар» за вклад в развитие кино.
Детство и юность

Настоящее имя комика – Джозеф Фрэнк Китон. Он родился 4 октября 1895 г. в американском городе Пикуа в штате Канзас и был первенцем Джозефа Китона и Майры Катлер. Позднее в семье появились еще двое детей. Отец владел бродячей труппой под названием Mohawk Indian Medicine Company, где выступал в дуэте с супругой. Он танцевал, выполнял акробатические номера и показывал смешные этюды. Мать играла на музыкальных инструментах, в числе которых был и саксофон, что стало большой редкостью для того времени. С компанией выступал и известнейший фокусник Гарри Гудини. Любопытно, что именно Гудини, друг семьи, придумал прозвище Бастер. Однажды мальчик упал с лестницы и чудом уцелел, оказавшись подхваченным фокусником. Тот воскликнул: «What a buster!», что означало «Вот это удалец!». С тех пор Китона-младшего звали Бастером. Его биография с детских лет была полна драматических происшествий: он оказывался в эпицентре пожара, умудрился размозжить сустав на пальце, побывал в железнодорожной аварии, получал травму головы от удара кирпичом и даже попадал в смерч. Удачливости Бастера можно было позавидовать. Родившись в артистической семье, мальчик не мог избежать сцены. Его дебют состоялся в 3 года. Бастер участвовал в номере под названием «3 Китона» вместе с родителями. Отец бросал его в мать, акробатические трюки завершались падениями и веселили зрителей, потому что мальчик оставался невозмутимым. Добропорядочные граждане жаловались на жестокое обращение с детьми властям и эксплуатацию труда мальчика, но, судя по воспоминаниям Китона, он не испытывал неприятных ощущений. Ему нравилось, что люди смеются и получают удовольствие от шоу. Со временем Бастер начал копировать отца, который развлекал публику мимикой, но сыну это удавалось хуже. Тогда юноша придумал новый образ: его лицо теперь не выражало ровным счетом ничего, и это возымело эффект.

Фильмы
В 1917 г. родители Китона развелись из-за привязанности отца к алкоголю. Бастер перестал появляться на сцене родительского шоу, но сумел получить роль в бродвейской постановке с неслыханным гонораром. Директор платил ему $250 за неделю. Плодотворное сотрудничество прервало знакомство со знаменитым комиком Роско Арбаклом.
Бастер Китон и Роско Арбакл

Бастер Китон и Роско Арбакл
В то время артиста считали вторым после Чаплина. Он, как и многие, верил в волшебную силу кино. Роско предложил Бастеру участие в короткометражке «Помощник мясника». Лента вышла на экраны в 1917 г. и имела успех. За дебютом последовали еще 14 картин. Начинающуюся карьеру прервал призыв в армию. Во время Первой мировой войны Китон стал служащим стрелковой дивизии и был направлен во Францию. Вернувшись на родину в 1919 г. он вновь стал заниматься любимым делом и сотрудничал с другом. Проекты двух комиков регулярно собирали большую кассу. В 1920 г. Бастер решил попробовать силы в режиссуре. Первой работой стал фильм «Балда» с участием Берти Элстина. К тому моменту Арбакл отошел от съемок комедий, поэтому Китон возглавил компанию Джозефа Шенка. Упорство и трудолюбие помогали создавать проекты, приносящие успех. Бастер с высокой отдачей работал за камерой и перед ней. Критики отмечали выразительность и одинаково тщательную работу в режиссуре и актерском деле. В 1921 г. на экраны вышла лента «Театр», в которой Китон продемонстрировал удивительные для того времени спецэффекты. Вопреки традиции, постановщик применил для съемок движущиеся камеры и стал настоящим новатором. Компания «Комик филмз», которой он руководил, сменила название на «Бастер Китон продакшенз», актер имел небольшую долю среди акционеров. Сценаристов на студии не было, а сюжетная канва сочинялась постановщиком в ходе съемок. Гэги и импровизация были основой картин Китона. Операторы ни на минуту не прекращали съемку, не жалея пленки. Китон снимал по 2 фильма в год, а в 1923 г. начал работу с полным метром. Дебютом в этом направлении стал фильм «Три века», пародия на картину «Нетерпимость» 1916 г. В 1924 г. подарил кинематографу 2 легендарные ленты. Первая называется «Шерлок-младший» и описывает историю киномеханика, грезящего о работе сыщика. Китон выступал в главной роли и сам исполнял трюки. Полученную при съемках травму шеи он обнаружит только спустя 10 лет. Следующая лента «Навигатор» произвела фурор. После нее Бастер стал настоящей знаменитостью. Его зарплата возросла до $ 3,5 тыс., и актер приобрел дорогостоящий особняк в Беверли-Хиллз. В 1927 г. Китон снял «Генерал», картину о героях Гражданской войны. Этот фильм – яркое воплощение отличительной манеры комика. Он выполняет невероятные трюки с безэмоциональным лицом, завлекая зрителей не сентиментальными приемами, свойственными Чаплину. Новаторский взгляд на постановку, дух эксперимента, опыты со множественными изображениями и наложением кадров – все это отличало фильмы Бастера Китона. Техническая уникальность давала режиссеру фору перед конкурентами в борьбе за внимание публики. Сцена с отправкой локомотива через горящий мост в «Генерал» обошлась Китону в баснословные $ 42 тыс. Сотрудничая с «Бастер Китон продакшенз», в 1928 г. актер выпускает финальную картину «Пароход Билл-младший». Джозеф Шенк продал акции «Метро Голдвин Майер», и Китон перестал быть художественным руководителем. Тогда же на экраны вышел «Кинооператор», сохранявший присущий режиссуре Бастера стиль, но следующая лента «Брак назло» уже потерпела фиаско. К этому моменту свет увидели первые звуковые фильмы. Это сыграло против комика. В 1933 г. студия разорвала контракт с ним. Постановщик пережил развод и искал утешение в алкоголе. Затем последовало европейское путешествие, после которого он сумел восстановиться. Компания «Метро Голдвин Майер» предложила Китону контракт как автору гэгов. И он вновь удивил всех находчивостью.

Бастер Китон и Чарли Чаплин в фильме «Огни рампы»
В 1938 г. Китон стал художественным руководителем студии «Юнайтед Артистс» и выпустил несколько остроумных комедий, вновь имевших большой кассовый успех. Постепенно возобновившаяся популярность шла на спад. В 1949 г. режиссер стал работать на телевидении, снимался в рекламе, становился приглашенной звездой нескольких ТВ-шоу. В 1949 г. - 1951 г. комик провел концерты «Бастер Китон камеди шоу» и «Бастер Китон шоу». Зритель помнил его и высоко ценил талант актера. В 1960 г. Китон вновь оказался звездой телеэкрана. Его фильмография пополнилась лентами «Вокруг света за 80 дней», «Этот безумный, безумный, безумный мир» и другими.
Смерть
О том, что актер болен раком легких, он не подозревал до последних дней жизни. Болезнь послужила причиной смерти. Китон продолжал работать до последнего вздоха, а симптомы заболевания принимал за бронхит. Смерть настигла его дома в объятьях жены 1 февраля 1966 г. На память о великом комике и режиссере остались постановочные фото и его кинокартины. Бастер так и не улыбнулся ни в одной ленте за исключением фильма «Кони-Айленд», вышедшего в 1917 г. Критики до сих пор сравнивают Бастера Китона и Чарли Чаплина, анализируя их партнерство в дуэте «Пианист и скрипач», фильмах «Огни рампы», «Ужимки гольфа», «Звезды перед глазами». Их связывали негласное соревнование, теплые приятельские отношения и большой след в кинематографе, оставленный актерскими и режиссерскими работами.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх