Артур Кларк. «Любая достаточно развитая технология неотличима от магии»

Денис

Рома и Калифорнии 1848 года
Команда форума
Артур Кларк вместе с писателями Айзеком Азимовым и Робертом Хайлайном входил в «большую тройку» научной фантастики как обладатель ряда литературных призов. Автор художественных и публицистических произведений являлся футурологом и изобретателем, пытавшимся опередить историю и предсказать события новых веков.
Детство и юность

Артур Чарльз Кларк родился в декабре 1917 г. в британском городе под названием Майнхед, расположенном в границах графства Сомерсет. Потом родители арендовали ферму в деревне, богатой достопримечательностями, и мальчик рос на свободе, не зная нужды, лишений и бед. С утра до ночи будущий писатель гулял по живописным окрестностям, рассматривая камни на дорогах, деревья, кустарники и цветы. Его представления об окружающем мире до момента поступления в школу с точки зрения образованных взрослых были незатейливыми и простыми. Любимым занятием юного Кларка было изучение ночного неба, которое хорошо просматривалось с крыши дома, где он в детстве жил. В ясную погоду любознательный мальчик пересчитывал самые яркие звезды или наблюдал за хаотичным движением еще не открытых безымянных светил. Кроме этого, ребенок собирал карточки с изображением вымерших динозавров, а потом начал коллекционировать ископаемые, найденные в окрестных полях и лесах. Из-за объектов, регулярно пополнявших копилку, Артур пользовался авторитетом у сверстников и в раннем возрасте не имел недостатка в друзьях. Дополнительные баллы популярности приносило увлечение научной фантастикой, потому что мальчик умел красочно пересказывать то, что накануне прочел. Видя это, родители начали выписывать журнал Amazing Stories, где печатались такие авторы, как Герберт Уэллс и Остин Холл. После романа Олафа Стэплдона «Последние и первые люди» появились книги Дэвида Лассера, популярные в 1930-х г. Мальчик упивался вымышленными событиями, созданными талантливыми американцами, и рассуждал о полетах в другие галактики на супер сложных космических кораблях. Внезапная смерть главы семейства вернула Артура с небес на землю, и он решил на отлично окончить школу, чтобы в будущем поддержать мать. Но, когда горечь утраты исчезла, он вступил в астрономическое общество и, став его активным членом, продолжил фантазировать и мечтать. К сожалению, земная жизнь требовала овладения какой-либо практичной профессией, и Кларк отправился в столицу Великобритании, чтобы присоединиться к обществу взрослых людей. Но, работая аудитором в финансовой фирме, он стал членом национального межпланетного общества, которое было активным пропагандистом передовых научных идей.
Книги
Литературное творчество наряду с наукой являлось неотъемлемой частью жизни Кларка. Он стал автором более двух десятков произведений, принесших признание и призы. Отзывы о дебютном рассказе «Лазейка», опубликованном в научно-фантастическом журнале, стали первой и самой ценной наградой за честно вложенные труды. В последующих произведениях, приобретенных редакторами издания Astounding Science Fiction, Артур определился со стилем и приступил к оттачиванию мастерства. Достичь вершины получилось в романах «Земной свет», «Конец детства», «Лунная пыль», «Город и звезды», а также «Большая глубина». В научной книге «Черты будущего» фантаст сформулировал законы Кларка:
  • Первый закон: Если заслуженный, но престарелый учёный говорит, что нечто возможно, он почти наверняка прав. Если же он говорит, что нечто невозможно, он почти определённо ошибается.
  • Второй закон: Единственный путь обнаружить пределы возможного — уйти за эти пределы, в невозможное.
  • Третий закон: Любая достаточно развитая технология неотличима от магии.
Которых придерживался в собственной деятельности на протяжении десятка лет. Они применялись при создании романов, в съемке шоу и документальных фильмов и постановке жизненно важных вопросов, на которые впоследствии находился ответ. В 1950-х г. фантаст с товарищем обосновался на территории Шри-Ланки, где профессионально занимался дайвингом и исследованием подводных глубин. Впоследствии, описывая увиденное в привычной увлекательной и понятной форме, Кларк нарисовал для читателей несколько десятков ярких картин. В конце 1960-х г. весь мир заговорил о британце после киносценария «Космическая Одиссея», воплощенного Стэнли Кубриком в жизнь. Успех экранизации, приобретшей благодаря режиссеру философский оттенок, внушил автору веру в творчество, надежды на будущее и оптимизм. В 1980-х г. произведение, отразившее историю человечества, легло в основу литературного цикла, состоявшего из четырех томов. А потом появились романы новой серии «Свидание с Рамой» и «Сад Рамы», написанию которых англичанин отдал сотни беспокойных бессонных часов. За десятилетие до смерти из-за нарушения функций организма Артур прибег к помощи других писателей при создании ряда трудов. Его библиография пополнилась книгами «Солнечная буря» и «Глаз времени», вышедшими в Великобритании и Америке в середине 2000-х г.
Смерть
В 1960-х г. Кларк переболел полиомиелитом, поэтому был прикован к инвалидному креслу на протяжении остатка лет. Несмотря на это, ученый и писатель активно общался с многочисленными коллегами и как ребенок радовался, когда люди, наконец, додумались создать Интернет. В 2000-х г. в Сети появились фото- и видеообращения Артура, приуроченные к знаменательным событиям и публикации новых работ. В последней записи мужчина попрощался с поклонниками и единомышленниками, потому что чувствовал, что в скором времени наступит печальный исход. 19 марта 2008 г. причиной смерти Артура Кларка стало поражение дыхательной системы, которую вызвал постполиомиелитный синдром. Члены семьи, друзья и близкие прилетели на территорию Шри-Ланки, чтобы почтить память великого англичанина и участвовать в церемонии похорон.
Вклад в развитие науки и техники
В 1945 г. в статье «Внеземные ретрансляторы» («Extra-Terrestrial Relays»), опубликованной в октябрьском номере журнала «Wireless World», Кларк предложил идею создания системы спутников связи на геостационарных орбитах, которые позволили бы организовать глобальную систему связи. Эта идея впоследствии была реализована и обеспечила создание во второй половине XX века практически всех глобальных систем коммуникации, в том числе Интернета. Геостационарную орбиту также называют орбитой Кларка или поясом Кларка. Впоследствии Кларк на вопрос, почему он не запатентовал изобретение (что было вполне возможно), отвечал, что не верил в возможность реализации подобной системы при своей жизни, а также считал, что подобная идея должна приносить пользу всему человечеству. В 1954 г. Кларк в письме к директору отдела науки американского национального Бюро Погоды Гарри Векслеру предположил, что орбитальные спутники можно будет использовать для предсказания погоды. Идея была поддержана и впоследствии реализована. Артур Кларк вместе с Уолтером Кронкайтом и Уолтером Ширрой вёл прямые телерепортажи об экспедициях на Луну космических кораблей «Аполлон-11», «Аполлон-12» и «Аполлон-15», чем снискал себе огромную популярность. Именно Артур Кларк сделал широко известной и популярной идею космического лифта.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх