Якоби и его электродвигатель

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Сегодня мир начинает отказываться от машин с двигателями внутреннего сгорания и переходит на электромобили. А между тем, впервые транспортное средство на электродвигателе было создано и применено в России инженером Борисом Якоби еще 13 сентября 1838 г.
Благодаря работам Якоби уже давно там работают подъемные краны, электропогрузчики, да и ставший обычным лифт тоже без него был бы невозможен. В XX в. благодаря изобретению Бориса Якоби мы смогли пользоваться трамваями, троллейбусами, электричками ...

Россию Борис Семенович Якоби считал своей второй и «главной» родиной. Его настоящее имя Морис Герман Якоби и родился он 9 (21) сентября 1801 г. в Потсдаме в семье личного банкира прусского короля Шимона Якоби.
По образованию был архитектором – так захотели родители. Но увлекался физикой, поэтому в 1834 г. переехал в Кенигсберг, где в местном университете преподавал его брат Карл. Там была обширная библиотека и неплохая профессура. В результате Якоби создает первый в мире роторный электродвигатель с непосредственным вращением рабочего вала. Он мог поднимать грузы ...
1704689841567.png
Борис Якоби. Борис Семенович Якоби – русско-немецкий физик-изобретатель, создатель первого электродвигателя и телеграфного аппарата, печатающего буквы, который прославился открытием гальванопластики. Построил первый электродвигатель; телеграфный аппарат, печатающий буквы. Старший брат математика Карла Якоби, отец изобретателя Владимира Якоби и сенатора Николая Якоби
Работу Якоби с восторгом приняли ученые всего мира, Парижская академия наук, куда он направил свои исследования, опубликовала их и присвоила степень доктора наук. Но далее никакого интереса к изысканиям не последовало, все европейские академии не отнеслись к ним серьезно. Кроме русских ...
По рекомендации Василия Струве и Петра Шиллинга в 1835 г. Якоби получает должность профессора кафедры архитектуры Дерптского университета. Это позволяет ему вести изыскания в главной для него сфере – разработка электродвигателя.
В 1837 г. по рекомендации коллег Борис Якоби пишет докладную записку министру просвещения и президенту Академии наук России графу Сергею Уварову. Тот встречается с ученым, а затем докладывает о его работе императору Николаю I. Государь распорядился создать «Комиссию по производству опытов …», которую возглавил Иван Федорович Крузенштерн. И выделил ученому 50000 рублей. С этого момента Якоби переселяется в Петербург и проживет там почти 40 лет — до конца своих дней.
Уже через год ученому удается создать улучшенную версию своего электродвигателя и воплотить его в образце. По его мнению, он уже может не просто приподнимать грузы, но и двигать транспортные средства. Первым таким транспортом стала обычная восьмиметровая шлюпка.
13 сентября 1838 г. праздношатающиеся по набережной Невы наблюдали необычную картину. По реке плыла лодка, в которой находилось 12 человек. Но при этом никто не греб веслами. Не было слышно и звука паровых машин – пароходы тогда уже были и их хорошо знали. Она вообще не издавала никакого звука, но при этом довольно быстро шла против течения и против ветра.
В лодке находились адмирал и академик И. Крузенштерн, физик Э. Ленц, математик М. Остроградский, профессор Якоби и еще 8 человек. Она приводилась в движение гребными колесами, которые крутил сборный электродвигатель мощностью 470 вт. Он питался от 320 небольших медно-цинковых элементов. Их зарядки хватило, чтобы проходить по воде 7 часов совершая различные маневры.
1704689889736.png
Действующая модель электродвигателя Б.С. Якоби — Политехнический музей
Это был первый в истории человечества случай, когда транспортное средство было приведено в движение силой электричества. Ученый мир был в восторге, Майкл Фарадей прислал Якоби письмо, в котором выражал надежду, что в скором времени все океанские лайнеры получат электрический ход.
Сам Якоби продолжил исследования и показал, что электродвигатель вполне может приводить в движение рельсовый транспорт. Но тогда широкому применению изобретения не суждено было случится и виной был самый обычный капиталистический рынок, что признавал и сам Якоби – электроход пока был слишком дорог и уступал по цене механическому.
Работы Якоби получили заслуженное признание: в 1839 г. он был утверждён в звании адъюнкта Императорской академии наук, через три года стал экстраординарным, а в 1847 г. — ординарным академиком.
За изобретение гальванопластики Б.С. Якоби в 1840 г. был удостоен Демидовской премии в размере 5000 рублей. В 1867 г. награждён Большой золотой медалью на Всемирной выставке в Париже, где представлял Россию в международной комиссии для выработки общих единиц мер, весов и монет, отстаивая преимущества метрической системы.
Последние годы жизни он заведовал Физическим кабинетом Петербургской академии наук. Также продолжительное время нёс обязанности члена мануфактурного совета при Министерстве финансов.
Умер Борис Якоби 27 февраля (11 марта) 1847 г. в Санкт-Петербурге от сердечного приступа. Похоронен на Смоленском лютеранском кладбище.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх