(ТЕОРИЯ) Экспедиция барона Толля

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Русская полярная экспедиция. 1900 — 1902 гг. была снаряжена Императорской Академией наук и имела основной целью исследование части Северного Ледовитого океана к северу от Новосибирских островов и поиск легендарной Земли Санникова.
В существовании последней ни барон Эдуард Толль, ни гидрограф экспедиции Александр Колчак не сомневались, основываясь на наблюдениях за перелётными птицами и путями миграции северных оленей.
Экспедиция стала первым академическим предприятием России в водах Ледовитого океана, совершённым на собственном судне. Руководил экспедицией геолог и полярный исследователь барон Эдуард Васильевич Толль.
Масштабные исследования продолжались 2 года. В 1902 г. барон Толль в составе небольшой группы из 4-х человек высадился для проведения длительной научной работы на остров Беннетта, после чего их уже никто не видел. Вероятнее всего, Толль и его подчинённые погибли при переходе по льду на материк. Спасательная миссия Колчака успеха не имела ...

Имя выдающегося полярного исследователя, руководителя первой русской полярной экспедиции Академии наук барона Эдуарда Толля несправедливо предано забвению. Это произошло из-за того, что барон Толль в последние годы жизни тесно взаимодействовал с лейтенантом Александром Колчаком — будущим Верховным правителем России в годы Гражданской войны. Вольно или невольно, но «нелюбовь» к Колчаку перекинулась и на его бывшего руководителя барона Эдуарда Толля.
Эдуард Васильевич Толль был родом из остзейских немцев. Барон родился в городе Ревеле (современный Таллин) 14 марта 1858 г. После смерти отца он переехал в Дерпт (современный Тарту), где окончил естественно-исторический факультет местного университета, имевшего статус Императорского.
Еще в начале XIX в. промышленник Яков Санников с одного из Новосибирских островов увидел в Ледовитом океане неведомую землю и рассказал о ней. С тех пор исследователи- путешественники просто мечтали найти ее, ступить на загадочную эту землю. Была эта мечта заветной и у барона Толля.
1692246746738.png
Барон Эдуард Васильевич Толль (2 (14) марта 1858 — после 1 (14) сентября 1902 гг.) — русский геолог, арктический исследователь и организатор экспедиций
Эдуард Толль, прославленный полярный исследователь, свою научную деятельность начал на Болеарских островах – именно там проходила первая экспедиция с участием молодого учёного. Труды Эдуарда Толля привлекли внимание известного путешественника (и тоже зоолога) Александра Бунге, который пригласил барона отправиться вместе с ним в Арктику.
Приняв приглашение Бунге, Эдуард Толль через Верхоянск и Усть-Янский Улус на Новосибирские острова. Именно тогда, в той первой высокоширотной экспедиции, с берега острова Котельный Толль увидел неизвестную землю. 13 августа 1886 г. он написал в своем дневнике: «Горизонт совершенно ясный. Вскоре после того, как мы снялись с устья реки Могур-урях, в направлении на северо-запад ясно увидели контуры четырех гор, которые на востоке соединялись с низменной землей. Таким образом, сообщение Санникова подтвердилось полностью. Мы вправе, следовательно, нанести в соответствующем месте на карту пунктирную линию и надписать на ней: «Земля Санникова»». Но на следующее утро увиденная земля вновь исчезла, поэтому спешить с нанесением на карту не стали.
Тем временем … Были экспедиции на побережья Восточно-Сибирского моря и моря Лаптевых, исследования севера Сибири, участие в подготовке легендарного Нансеновского похода к Северному полюсу, участие в плавании первого арктического ледокола «Ямал» к Шпицбергену и многое другое. Но от мечты своей барон не отказался. Ещё в 1883 г. Толль выступил в Академии наук с докладом о необходимости снаряжения экспедиции для поиска Земли Санникова. Доводы он приводил самые убедительные: Россия отставала в освоении Арктики от своих полярных соседей – американцев и норвежцев. Необходимо было срочно брать в свои руки контроль над Северным морским путём, который мог быть открыт в любой момент: США и Канада не скрывали своего желания в ближайшее время найти проход из Сибирского моря в Берингов пролив, а Землю Санникова сделать своей опорной базой.
По завершении исследовательских работ в декабре 1886 г. А. Бунге и Э. Толль послали в Санкт-Петербургскую академию наук письмо: «Экспедиция окончена благополучно. Осмотрены все пять островов, особенно Новая Сибирь. Все участники здоровы. Научная добыча богата Якутск — Киренск». А через месяц путешественники прибыли в Санкт-Петербург. Здесь было составлено геологическое описание Новосибирских островов, собраны коллекции ископаемых животных и растений (2500 экспонатов). Толль и Бунге за два года экспедиции прошли и проехали 12000 км, две трети из которых – пешком и на собаках.
Доклады А. Бунге и Э. Толля в Академии наук произвели сильное впечатление, вся экспедиция получила высокую оценку. Толль был по заслугам награжден, зачислен для написания книги по результатам экспедиции, назначен хранителем Минералогического музея Санкт-Петербургской АН. Более того — ему было предложено совершить 9-ти месячную заграничную командировку за государственный счет.
1889 г. был в жизни отважного полярника богат на события: он женился на Эммелине Вилькон, вышла в свет его книга, в Вене на IX Международной географической конференции он познакомился и подружился с Фритьофом Нансеном, который в 1888 г., первым пересек Гренландию на лыжах и мечтал о научных экспедициях в Арктику. Толля туда же вновь манила все та же загадочная Земля Санникова …
1692246800819.png
Фритьоф Нансен, норвежский полярный исследователь и друг Эдуарда Толля
В 1893 г. барон Эдуард Толль возглавил экспедицию к Восточно-Сибирским островам. На берегу Восточно-Сибирского моря в районе мыса Святой Нос он провел раскопки останков мамонта, на Восточно-Сибирских островах. На севере Сибири описывал Хараулахский, Чекановского и Прончищева хребты, нанес на карту Анабарскую губу, изучил Хатангинскую губу и низовья реки Анабар. На Восточно-Сибирских островах, выполняя просьбу Нансена, устроил несколько продовольственных складов на случай гибели готовившегося к трехлетнему плаванию нансеновского «Фрама». В том же году барон Толль записал в дневнике: «Мой проводник Джегерли, семь раз проводивший лето на этих (Новосибирских) о-вах и видевший несколько раз подряд загадочную землю, на вопрос мой «Хочешь ли достигнуть этой далекой цели?» дал мне следующий ответ: «Раз наступить — и умереть!..»» Эти слова стали девизом барона Толля во всех последующих походах. Следующие пять лет Эдуард Толль работал в Геологическом комитете, активно разрабатывал план изучения района Земли Санникова.
Российская Академия наук в июне 1899 г. предложила барону Толлю возглавить первую русскую полярную экспедицию на барке «Заря» (была построена на норвежских верфях). Ее главной целью было продолжение изучения Арктики, северного побережья азиатской России, Новосибирских островов, работы по прокладыванию Северного морского пути. Началась подготовка к экспедиции. В состав ее барон отбирал людей сам … доктор медицины Дерптского университета Герман Вальтер, зоолог Алексей Бялыницкий-Бируля, астроном Фридрих Зееберг и офицеры-моряки, занимавшиеся наукой, — лейтенанты Николай Коломейцев, Федор Матисен и Александр Колчак …
1692246850549.png
1692246860086.png
Участники полярной экспедиции Толля на борту «Зари». В верхнем ряду: 3 слева над Э. Толлем — А. Колчак. Второй ряд: Н.Н. Коломейцев, Ф.А. Матисен, Э.В. Толль, доктор экспедиции Г. Вальтер, астроном Ф. Зееберг, зоолог Бялыницкий
Слева направо: Александр Колчак, Николай Коломейцев и Фёдор Матисен
21 июня 1900 г. Эдуард Толль сделал в своем дневнике запись: «Экспедиция, которую я так долго готовил, началась!» Санкт-Петербургская Академия наук поставила перед ним обширную задачу: исследовать все Новосибирские острова, найти и описать Землю Санникова, пройти Северным морским путем в Тихий океан.
С наступлением полярного лета «Заря» тронулась в путь, достигла самой северной точки России — мыса Челюскин. Северная Земля в то время еще не была открыта. Но по ряду признаков Эдуард Толль сделал вывод, что севернее мыса Челюскин должна быть земля (острова): «Мне кажется, что к северу от мыса Челюскин должны быть еще острова, — отмечал Толль. — Наклон пластов на мысе Челюскин указывает на север, так что следует предположить существование островов и в этом направлении и, может быть, не в меньшем количестве, чем в шхерах Таймыра».
1692246894970.png
Начальник экспедиции Эдуард Толль
Погодные условия не позволили «Заре» пробиться на север от Новосибирских островов. 16 сентября 1901 г. яхта встала на вторую зимовку, продолжались активные научные исследования. Было открыто несколько новых, ранее неизвестных островов, собраны коллекции пород, сделаны ценные научные описания. В октябре 1901 г. он устроил во фьорде Гафнера продовольственное депо. Следующей санной поездкой лейтенанта Матисена в марте месяце были исследованы острова, лежащие к северу от места зимовки. Лейтенанта Коломейцева отправил к устью Енисея на Дудино с поручением устроить угольные станции. Однако барон Толль пребывал в угнетенном состоянии. Его главная цель — Земля Санникова — все не появлялась. Запасы угля таяли и уже были крайне малы, чтобы позволить шхуне двигаться к цели. Он записал в дневнике о неблагоприятных густых туманах, таких, что «можно было десять раз пройти мимо Земли Санникова, не заметив ее … Как будто злой полярный волшебник дразнил нас …». В канун третьего зимовочного года экспедиции барон Эдуард Толль решился на отчаянный шаг пешком отправиться на поиски призрачной земли.
Назначив вместо себя старшим на «Заре» лейтенанта Федора Матисена, он распорядился продолжать исследования и велел в том случае, если в назначенное время он не вернется в назначенное место, следовать в устье реки Лены. Здесь он приказал оставить яхту и добираться со всеми научными материалами до Санкт-Петербурга по суше.
4 июня 1902 г. барон Толль, а вместе с ним астроном Зееберг и каюры — эвенк Василий Горохов и якут Николай Дьяконов — отправились в сторону острова Беннета. На двух собачьих упряжках Толль намеревался пересечь остров Котельный, проехать по берегам Земли Бунге и Фадеевского острова. Затем — перебраться по льду через Благовещенский пролив на Новую Землю, а с нее двинуться на остров Беннетта. Предполагалось, что вскоре группа вернется на Новосибирские острова. Перед тем как покинуть «Зарю», Эдуард Толль вручил лейтенанту Федору Матисену инструкцию. На запечатанном пакете он сделал надпись: «Вскрыть в случае гибели экспедиционного судна и возвращения без меня экипажа на материк или в случае моей смерти». В этой инструкции Матисену предписывалось: «Что касается указаний относительно вашей задачи снять меня с партией с острова Беннета, то напомню только известное вам правило, что всегда следует сохранять за собою свободу действий судна в окружающих его льдах, так как потеря свободного движения судна лишает нас возможности исполнить эту задачу. Предел времени, когда вы можете отказаться от дальнейших стараний снять меня с острова Беннета, определяется тем моментом, когда на «Заре» будет израсходован весь запас топлива для машины …».
1692246938048.png
«Заря» на зимовке 1902 г.
В случае если топлива не останется, Эдуард Толль приказывал Матисену добираться до бухты Тикси. Он также требовал во что бы то ни стало сберечь все научные материалы экспедиции.
4 июня 1902 г. стал последним днем, когда члены команды «Зари» видели отважного исследователя и его спутников …
«Заре» не удалось пробиться сквозь льды к «роковому острову». Так окрестил эту землю друг Толля, старый ламут Джергели. После этого экспедиционное судно, согласно инструкции, повернуло в бухту Тикси.
Первым вызвался отправиться на поиски четырех полярников Джегерли. Потом Академией наук была организована спасательная экспедиция. Следы экспедиции, последние записки барона Толля и Зееберга нашел на острове Беннета в августе 1903 г. руководитель специальной экспедиции Академии наук по розыску барона Толля лейтенант Александр Колчак.
Записка барона Толля, написанная им в конце ноября 1902 г., заканчивалась словами: «Сегодня отправились на юг; все здоровы, провизии на 14 дней». Вместе с тем он вложил в бутылку план острова Беннетта с указанием места расположения стоянки. На плане было написано: «Для тех, кто нас ищет: приветствуем вас с прибытием». Барон Толль с товарищами пошел на Новосибирские острова, где для него были приготовлены запасы продовольствия.
Позднее многие полярные исследователи недоумевали: почему Толль и его спутники покинули остров в полярную ночь? Так, известный полярный путешественник Никифор Бегичев писал: «Если бы они вернулись в конце августа, то могли бы добраться на Новую Сибирь, где была для них устроена изба и имелся запас провизии. Но что их побудило идти в это время? Ни один путешественник в такое время года не пошел бы на верную гибель …». И последнее было весьма верно: все осмотренные поисковой группой Колчака склады с едой остались нетронутыми … Выходит, экспедиция погибла где-то в начале — середине декабря 1902 г.
1692246987681.png
Так как о Толле не было никаких известий, то в следующем году Академия наук отправила на его поиски две поисковые партии.
Первоначально к острову Беннета планировали послать ледокол «Ермак», но от этой идеи отказались из-за дороговизны ее реализации, а также из-за того, что основной задачей ледокола было обеспечение навигации на Балтике, а опыта подобного долговременного плавания ледокола в тот период просто не было. Кроме того, не было ясно, каким образом возможно обеспечить питание его довольно многочисленного экипажа, если бы «Ермак» зазимовал в Арктике.
1692247023320.png
Памятный крест на острове Беннетта
1692247056314.png
Рассматривали вопрос о посылке яхты «Заря», но против этого варианта категорически выступил ее командир – Ф.А. Матисен. Он небезосновательно, опираясь на опыт предыдущего плавания, заявил о том, что успех плавания 1901 г., когда «Заре» удалось подойти к острову Беннета на 12 миль, можно считать редким везением. По его мнению, подобный вариант спасательной экспедиции мог поставить самих спасателей в положение не менее опасное, чем то, в котором оказалась партия барона Толля. Кроме того, Матисен отмечал, что к моменту прибытия яхты к острову барон Толль и его спутники могут его покинуть – как это и случилось в действительности.
В итоге, одна экспедиция (санно-шлюпочная), под командованием лейтенанта Александра Колчака на вельботе с «Зари», пошла к островам Новая Сибирь и Беннета, а сухопутный отряд во главе с инженером Михаилом Брусневым направился к Ляховским островам. Весной, летом и осенью он обследовал северные берега островов Котельного и Фаддеевского, а также берега Новой Сибири, но безрезультатно.
Наибольшие результаты принес морской поход.
На острове Беннета боцман с «Зари» и одновременно проводник Никифор Бегичев обнаружил недавнюю стоянку группы Толля, где на случай зимовки была сооружена поварня. Из найденных документов удалось узнать, что 21 июля она пришла на берег бухты Эмма и работала там 2 месяца. Со стоянки на судно доставили составленную Зеебергом карту острова Беннета, донесения Толля с общей характеристикой острова.
Хроника похода под руководством А.В. Колчака:
13 февраля – выезд Колчака в Мезень для вербовки поморов.
22 февраля – выступление спасательной партии из Санкт-Петербурга.
21 марта – спасатели прибывают в Якутск.
5 июня – экспедиция достигает южной оконечности острова Котельный.
23 июля – первая попытка выйти на вельботе в море.
31 июля – выход вельбота к Благовещенскому проливу.
10 августа – экспедиция достигает мыса Благовещенского.
17 августа – вельбот подходит к острову Беннета.
20 августа – поисковая партия выходит с острова Беннета.
24 августа – вельбот приходит на стан Бирули на острове Новая Сибирь.
29 августа – спасатели достигают острова Фаддеевского с южной стороны Благовещенского мыса.
9 сентября – вельбот прибывает к Михайлову стану острова Котельный.
29 ноября – поисковая партия по льду возвращается на материк.
14 декабря – путешественники прибывают в Казачье.
26 января – Колчак приезжает в Якутск.
1692247119383.png
Схематическая карта движения спасательной экспедиции лейтенанта А.В. Колчака на о. Беннетта (май – август 1903 г.)
Итак, поисковая партия под руководством Колчака выехала из Санкт-Петербурга 22 февраля 1903 г. Но перед этим сам Колчак, получив первые суммы, ассигнованные на организацию спасательной партии, 13 февраля отправился в Мезень, где нанял шесть местных жителей – поморов, ранее участвовавших в экспедиции на Шпицберген. Из них приняли участие в экспедиции четверо – А.М. Дорофеев, И.Я. Иньков, А.М. Олупкин и М.М. Рогачев. Отправились с Колчаком и его товарищи по «Заре» – боцман Н. Бегичев и рулевой В. Железняков. 21 марта спасатели прибыли в Якутск, откуда направились через Верхоянск в село Казачье. Тем временем в районе устьев Яны и Индигирки закупили 161 ездовую собаку, на которых на Новосибирские острова отправили один из китобойных вельботов «Зари», а также снаряжение и продовольствие для спасательной партии.
5 июня экспедиция достигла поварни Михайлов стан, расположенной у южной оконечности острова Котельный, где остановилась, ожидая, когда море вскроется ото льда. За это время на вельботы были установлены полозья, а участники экспедиции активно занимались охотой и рыбалкой, пополняя запасы. Из-за невозможности прокормить в течение лета всех имеющихся собак, 80 лучших из них были в двух партиях отправлены на северо-западный и юго-восточный берега острова, а остальных пришлось отравить стрихнином.
23 июля основная часть экспедиции из 7 человек, остававшаяся с вельботом в Михайловом стане, сделала попытку выйти в море по образовавшимся в районе стоянки большим полыньям во льду. Однако, дойдя до мыса Медвежьего, спасатели обнаружили, что лед за ним стоит плотно надвинутым на берег, вследствие дувших до этого времени восточных ветров.
Лед стал отходить лишь 31 июля, после того как подул сильный ветер северо-западного направления. Это позволило вельботу направиться вдоль южных берегов Котельного и Земли Бунге к Благовещенскому проливу. На этом переходе экспедицию сопровождали почти беспрерывные густые снегопады. Береговые отмели Земли Бунге окаймляли валы летних торосов льда, и перетаскивать через них лагерное снаряжение при высадках на берег приходилось с большими трудностями. Обогнув южную оконечность острова Фаддеевского, вельбот направился Благовещенским проливом, следуя его западной частью. Условия перехода были очень тяжелыми. «С первых дней нашего выхода с Михайлова стана пошел густой снег, не перестававший идти почти до перехода через Благовещенский пролив. Мне никогда не приходилось видеть такой массы снега во время арктического лета; снег шел не переставая, густыми хлопьями, заваливая все на вельботе мягким влажным покровом, который таял в течение дня, вымачивая нас хуже дождя и заставляя испытывать ощущение холода сильнее, чем в сухие морозные дни», – писал Колчак. Возможности для высадки на берег в этих местах оказались еще затруднительнее, чем в районе Земли Бунге. 10 августа экспедиция достигла мыса Благовещенского, с которого усматривался мыс Высокий острова Новая Сибирь; видимую часть моря и пролив покрывал битый лед.
Переход к мысу Высокому вызвал серьезные трудности: мешали сильные приливо-отливные течения в проливе, а туман и снег усугубляли ситуацию. Временами приходилось вытаскивать вельбот на стоячие льдины, чтобы избежать напора стремительно двигавшихся льдов. У мыса Высокого экспедиция встретилась со своей вспомогательной партией. Пополнив запасы продовольствия, спасатели 15 августа двинулись в море по направлению к острову Беннета. Двое суток вельбот шел почти безостановочно, то на веслах, то под парусами. В море встречались редкие мощные льдины, на которые спасатели высаживались для короткого отдыха и еды.
1692247173288.png
Вид на северную часть острова Беннета. Фотография 1913 г.
На вторые сутки пути туман разошелся и перед участниками экспедиции открылись отвесно спускающиеся в море скалы острова Беннета. С приближением шлюпки к берегу ветер стих и команде вельбота пришлось на веслах пробираться среди скопления мощных льдин, возвышавшихся над водой на 6-8 м.
1692247220063.png
Карта острова Беннета, составленная в 1913 г.
1692247265234.png
1692247275690.png
Вид на мыс Преображения острова Беннета
Остров Беннетта
Увидев среди скал узкое песчаное прибрежье, участники экспедиции высадились и приступили к поискам следов Толля и его спутников. Недалеко от мыса Эмма был найден керн, около которого лежала бутылка с документами (тремя записками) и планом острова. Руководствуясь последним, удалось обнаружить построенную Толлем поварню. В ней нашли записку, датированную 26 октября (8 ноября) 1902 г., в которой было приведено краткое описание острова, список оставленных инструментов и коллекций, а завершался текст словами: «Отправимся сегодня на юг. Провизии имеем на 14-20 дней. Все здоровы». Содержание и дата документа однозначно свидетельствовали о том, что барон Толль и его спутники нашли свою смерть в ледяной пустыне и их дальнейшие поиски бесполезны.
Работа поисковой экспедиции была постоянно сопряжена с риском. Во время поисков поварни Толля Колчак провалился под лед (он был спасен своими товарищами).
Взяв небольшую часть оставленных Толлем геологических коллекций, поисковая партия 20 августа вышла с острова Беннета в обратный путь. Переход к Новой Сибири также занял около двух суток, но в море теперь было очень много льда – это усложняло дело, но вместе с тем не давало образоваться большой волне, когда ближе к концу пути стали дуть сильные ветра. Опасаясь в тумане и во льду входить в Благовещенский пролив, экспедиция направилась к мысу Вознесения, к которому прибыла 22 августа.
24 августа вельбот пришел на стан Бирули, расположенный на острове Новая Сибирь, и партия сделала трехдневную остановку для отдыха. Двинувшись дальше 27 августа, вельбот за двое суток пересек Благовещенский пролив и 29 августа достиг острова Фаддеевского с южной стороны Благовещенского мыса.
1692247300020.png
Лейтенант А.В. Колчак на охоте. Остров Котельный, 1902 г.
31 августа экспедиция, приняв на шлюпку встреченную здесь вспомогательную партию, проследовала на юг. 2 сентября начался сильный снегопад, ударил первый мороз, море покрывалось густым слоем мелких ледяных кристаллов на поверхности воды (т.н. салом) и молодым льдом. С трудом вельбот прошел остров Фаддеевский и 9 сентября прибыл к Михайлову стану острова Котельный. Здесь экспедиция остановилась и стала ожидать зимы для возвращения на материк. В последующее время море то покрывалось льдом, то освобождалось от него благодаря ветрам. Лишь 29 ноября спасателям удалось двинуться в путь по еще не вполне окрепшему льду на материк. 14 декабря путешественники прибыли в Казачье, откуда направились в Якутск и Иркутск.
За свой подвиг Колчак получил орден Святого Владимира IV-й степени, а позже Русское географическое общество наградило его высшей наградой – Большой Константиновской золотой медалью. Награды получили (прежде всего благодаря ходатайству Колчака) и другие участники экспедиции. Арктические плавания и походы принесли молодому офицеру славу – неофициально его часто называли «Колчак-Полярный» – и авторитет в области гидрографии.
К слову. После русско-японской войны (1904 – 1905 гг.) Колчак продолжил участвовать в исследовании и освоении Арктики. В мае 1908 г. он был назначен командиром ледокольного транспорта «Вайгач» и наблюдал за постройкой судна. В октябре «Таймыр» и «Вайгач», входившие в Гидрографическую экспедицию Северного Ледовитого океана, ушли на Дальний Восток через Индийский океан. 3 июля 1910 г. они прибыли во Владивосток и до конца навигации совершили плавание к Берингову проливу и в Чукотское море, проведя комплекс научных исследований. В ходе работ экспедиции на карту была нанесена Земля Императора Николая II (впоследствии переименована в Северную), но Колчаку участвовать в этом уже не удалось: в конце 1910 г. его вызвали в Петербург ...
Известный советский полярный исследователь академик Владимир Визе много работал с найденными спасателями документами и в своей книге «Моря советской Арктики» дословно привел последнюю прижизненную записку Эдуарда Толля: «Прошу представить настоящий документ Президенту Академии Наук в Санкт-Петербурге. В сопровождении астронома Ф.Г. Зеберга и двух промышленников — тунгуса Николая Дьяконова и якута Василия Горохова — я отправился 23.V/5. из зимней гавани «Зари» (губы Нерпичьей о-ва Котельного). Мы шли по северным берегам островов Котельного и Фамеевского к мысу Высокому острова Новой Сибири. … взял курс на остров Беннетта. Лед был в довольно разрушенном состоянии. … в расстоянии 3 миль от мыса Высокого лед был окончательно разломан ветром. Приготовляясь к плаванию на байдарах, мы убили здесь последних собак. Отсюда нас понесло на льдине нашего лагеря в течение 4 1/2 суток 48 миль по курсу. Заметив затем удаление нашей льдины на 10 миль к югу, оставили ее 18/31 июля. Проплыв благополучно на двух байдарах оставшиеся 23 мили до острова Беннетта, 21.VII/3 VIII высадились у мыса Эмма.
При съемке астронома Зеберга, определившего сверх того здесь, как и по пути, магнитные элементы — всего в 10 пунктах, остров Беннета не больше 200 квадратных верст. Остров Беннета представляет плоскогорье не выше 1500 футов. По геологическому строению остров Беннета является продолжением Среднесибирского плоскогорья, сложенного и здесь из древнейших осадочных пород
(кембрийских), прорезанных извержениями базальтов. Местами сохранились под потоками базальтов флецы бурого угля с остатками древесной растительности, именно хвойных. В долинах острова изредка лежат вымытые кости мамонтов и других четвертичных животных.
Ныне живущим обитателем острова Беннета, кроме белого медведя и временного гостя — моржа, оказался олень: стадо в тридцать голов водилось по скалистым пастбищам острова. Мы питались его мясом и шили себе необходимую для зимнего обратного пути обувь и одежду… Мы оставили здесь следующие инструменты: круг Пистора с горизонтом, инклинатор Краузе, анемометр и фотографический аппарат «Нора» и мн. др.
Отправимся сегодня на юг. Провизии имеем на 14-20 дней. Все здоровы. Э. Толль. … губа Павла Кёппена, остров Беннета, 26.X/8.XI. 1902
».
Здесь же, на острове Беннета, была найдена часть геологической коллекции. Другая ее часть, 4 ящика и корзина с образцами пород, была найдена партией доктора Л. Старокадомского 18 сентября 1913 г., когда у острова Беннета встали на якоря русские ледокольные пароходы «Таймыр» и «Вайгач», пытавшиеся пробиться с востока в Карское море.
Русские моряки обнаружили на острове остатки хижины, в которой некогда жил Эдуард Толль и его спутники. В память о погибших они поставили на острове Беннета деревянный крест с медной табличкой: «Памяти погибших в 1902 году начальника экспедиции барона Эдуарда Толля, астнронома Фридриха Зеберг, проводников Василия Горохова и Николая Протодьяконова. Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана 5 сентября 1913 года».
Осенью 1937 г. к острову Беннетта пришло советское исследовательское судно «Садко» под командой капитана Н. Храмцова. В бухте Павла Кёппена с судна высадилась поисковая группа. Здесь были обнаружены остатки летовки Толля, парусиновая сумка, кожаная рукавица, напильник, магниты из инклинатора. Тут же лежала доска, на которой астроном экспедиции Зеберг вырезал свою фамилию.
Итак, 26 октября 1902 г. путешественники под руководством Толля ушли на юг. Но на Ляховские острова не пришли. Очевидно, причиной их гибели стал несчастный случай. Трагическая судьба отважных русских исследователей потрясла современников. Но одновременно она же рассеяла надежды отыскать «призрачную Землю Санникова», которую за несколько поисковых лет так ни разу и не удалось увидеть, какой бы ясной и тихой ни была погода. Так закончился земной путь отважного полярного исследователя … Дневник барона Толля, сохранившийся на яхте «Заря», был передан его вдове Эммелине, и она издала его в 1909 г. в Берлине. Записи, дневники, научные выводы, изыскания Эдуарда Толля после его гибели также были опубликованы. Целых 32 тома составили результаты экспедиций этого полярного исследователя. В СССР дневник вышел в переводе с немецкого в 1959 г.
1692247365068.png
А Земля Санникова продолжала занимать умы полярников. К 1914 г. две из трёх земель, виденных Санниковым, были открыты. Третьей земли найти не удалось. Эти районы впоследствии были исследованы ледоколами и полярной авиацией, а чуть позднее через них продрейфовал пароход «Георгий Седов», но никто следов земли не обнаружил.
Толль пожертвовал жизнью ради открытия неизвестной суши, когда-то виденной зорким Санниковым. В своих поисках он был не одинок. Многие выдающиеся исследователи Арктики искренне верили в существование этой земли. К сожалению, полярники ошибались, но это нисколько не умаляет их заслуг перед российской наукой. Они стали ярким примером беззаветного служения Родине. Судьба Эдуарда Толля и легендарной Земли Санникова так и остаются загадкой для нас. Некоторые учёные думают, что она была, но ушла под воду, есть версия, что растаял лёд, составлявший основу острова.
Что же мы знаем о Земле Санникова, которая так заинтересовала нашего героя. Началось всё ещё в самом начале XIX в. Государственный канцлер Николай Петрович Румянцев предложил надворному советнику Матвею Матвеевичу Геденштрому провести исследования севера Сибири. Экспедицию эту уважаемый исследователь проводил по совместительству, ибо был приговорён к ссылке в Сибирь по делу о контрабанде. В 1808 г. Геденштром прибыл в Иркутск, откуда и отправился в служебную командировку для обследования берегов Ледовитого океана.
В 1809 г. Матвей Матвеевич посетил восточный берег острова Новая Сибирь. В странствиях по Северу его сопровождал охотник Яков Санников. Они вместе наблюдали к северо-востоку от острова неизвестную землю, а ещё одну такую землю они видели к северу от острова Котельного. Все эти земли Геденштром пометил на картах как «земли, виденные Санниковым».
В 1821 г. в этих районах работала экспедиция под командованием лейтенанта флота П.Ф. Анжу. Среди многих задач, поставленных перед экспедицией, были и поиски Земли Санникова. В какой-то момент участники экспедиции заметили на горизонте едва различимые контуры гор. Никто и не сомневался, что новую землю удалось найти, но прошло время, изменилось освещение, и перед глазами остались только ледяные торосы. Экспедиция констатировала, что такой земли вроде, как и нет. С карт после плавания Анжу исчезли земли, виденные Санниковым. Но это не означало, что вопрос поиска этих островов был исчерпан. Наоборот, ситуация стала ещё более интригующей.
Часть тайны, правда, очень художественную, нам с вами приоткрывает роман «Земля Санникова», который написал в 1926 г. замечательный русский писатель и учёный Владимир Афанасьевич Обручев.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх