(ТЕОРИЯ) Халифат Омейядов (661 – 750 гг.)

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
В 661 г. Али был убит. Арабская знать Сирии и Египта провозгласила халифом Муавию. Это означало, что победу в гражданской войне одержала арабская феодальная знать. С этого времени и до 750 г. арабским государством управляли халифы из рода Омейядов. Муавия (или, правильнее, Муавийа I (Muawija), Муавийа ибн Абу Суфьян (603 — 6 мая 680 гг.) — основатель и первый халиф династии Омейядов c 661 г., перенёс столицу халифата в Дамаск.
Муавия ибн Абу Суфьян родился за 20 лет до хиджры. Его арабское имя – кунья – было Абу Абдуррахман. О детстве Муавии историки пишут очень мало. Известно, что он воспитывался в семье Абу Суфьяна ибн Харба и его жены Хинд бинт Утба. При этом не сообщается о том, что он когда-либо участвовал в каких-либо языческих обрядах, в которых участвовали его родители. Их семья принадлежала к племени курайш. Упоминается, что однажды Абу Суфьян, Муавия и Хинд отправились в дорогу и по пути встретили Мухаммада. И Абу Суфьян приказал маленькому Муавии слезть с лошади для того, чтобы пророк занял его место. Но Хинд закричала и не успокоилась до тех пор, пока Абу Суфьян не передумал.
1705026927088.png
Ко времени начала проповеди ислама, Муавия ибн Абу Суфьян был один из тех немногих соратников, которые умели писать. После сражения при Бадре, десять пленных курайшитов выкупили себя из плена, обучив, по приказу пророка, по десять человек из жителей Медины. Знание письма ставило его в привилегированный ряд курейшитов. Писцы становились важными государственными чиновниками, предводителями племён и даже рода. Муавия был одним из самых известных писцов Корана. Он был один из 10 сподвижников, которые записывали откровения с уст пророка Мухаммада. Муавия фиксировал не только откровения, но и многое другое, что приказывал ему пророк. И так он продолжал записывать до последних дней жизни посланника Аллаха. Семья самого Муавии была сравнительно невелика.
После смерти пророка, Муавия передал хадисы от сподвижников, среди которых были Ибн Аббас, Абу Саид ал-Худри, Абу Дарда, Джарир, Нугман ибн Нашир, Ибн Умар и Ибн Зубейр. Впоследствии от Муавии передавали сообщения целые группы табиинов, в числе которых были Абу Масляма Хумейд, Ибн Абдаррахаман, Ульва, Салим, Ал-Тама ибн Абулваккас, Мухаммад ибн Сирин и Касым ибн Мухаммад.
Муавия принял ислам в год Фатха (в день открытия Мекки), но некоторые историки отмечают факт принятия ислама в год Кадыя. Наряду с этим приводятся другие известия о его принятии ислама. Некоторые источники говорится о том, что он принял ислам во время Умры в 628 г. (за год до открытия Мекки). Некоторые источники приводят историю о том, что Муавия принял ислам ещё до дня Бадра и скрывал свой ислам вплоть до открытия Мекки. Другими словами, оставался мусульманином на протяжении трёх лет. Помимо прочего передаётся о том, что он встретил пророка уже, будучи мусульманином и что он скрывал свой ислам от своей матери и отца. Также Муавия участвовал в битве при Хунейне вместе с пророком и посланник Аллаха даровал ему сто верблюдов и сорок подносов серебра.
Во время мусульманских завоеваний Муавия был одним из военачальников пророка. При Абу Бакре Муавия и его брат Язид ибн Абу Суфьян командовали войском для завоевания территории Шама. После победы, наместником этой провинцией стал Язид ибн Абу Суфьян и позже был утверждён Умаром. В 640 г. Язид скончался, и Умар назначил наместником Шама (Сирия) Муавию, выплачивая ему в качестве зарплаты 1000 динаров каждый месяц.
Ведя постоянные войны с византийцами, Муавия часто писал халифу прошения о создании мусульманского флота. Но Умар не дал ему согласия. Постройка военных кораблей началась только при Усмане, который запретил Муавии заставлять людей участвовать в сражении на море. В 647 г. благодаря его таланту к Халифату был присоединён Кипр. Уже в 651 г. состоялось первое крупное морское сражение между мусульманским и византийским флотами, и, несмотря на численное превосходство, византийцы были повержены. Авторитет Муавия повышался с каждым новым завоеванием. О нём говорили не только на территории Шама, но и в Египте и даже столице Халифата и даже говорили, что «тигрица, которая охраняет детёнышей в битвах, не была смелее его».
1705027016978.png
10 октября 680 г. Битва при Кербеле. Триумф Омейядов — войска халифа Йазида побеждают сторонников Хусейна, внука пророка
Битвы и сражения на море и суше приносили государству огромные богатства. С поступлением новых финансов поднималось экономическое положение с столицы Шама, и это не могло не сказаться на его жителей. Приводится история, что халиф Умар, навещая провинции Халифата, заехал территорию Шама и застал Муавию в огромном дворце. Халиф был очень удивлен и даже назвал наместника хосроем (царём) арабов. При этом халиф очень дорожил наместником Шама и страшно разгневался, когда кто-то вздумал оскорбить Муавию. Муавия старался не создавать лишних врагов и был сдержан даже к явным врагам. Также он обладал талантом выбирать людей, на которых он может опереться. Он пользовался авторитетом не только у мусульман, но и у представителей других религий. Приводится история о том, что на диспуте маронитов с яковитским патриархом Феодором и епископом Киннашрина Себохтом в июне 658 г. Муавия выступал в качестве арбитра.
После убийства мятежниками халифа Османа в 656 г. и воцарения Али, Муавия отказался присягнуть новому правителю и начал против него военные действия (первая фитна — смута в Халифате 656 — 661 гг.). В 657 г. произошла Сиффинская битва. Уже в 658 г. сирийцы признали Муавию своим халифом. В 659 г. Муавия установил контроль над Египтом, а в 660 г. вторгся в Ирак. Позднее, в 661 г. его армии вступили в Хиджаз и заняли Мекку и Медину. В этом же году хариджит Ибн Мулджам убил Али. Сын Али — Хасан после своего непродолжительного (полгода) халифата признал право Муавии на трон халифа. Для управления халифатом Муавия учредил правительство (диван), разделенное на два кабинета: диван аль-хатам (канцелярия) и диван аль-барид (почтовая служба). Добившись того, чего желал, Муавия не стал преследовать сторонников Али, но постарался привлечь их на свою сторону богатыми дарами и обходительным обращением. И так же вёл себя с вождями всех арабских племен. Он понимал, что важнейшее условие благоденствия подвластного ему разноплеменного государства в новых обстоятельствах — это лояльность завоеванных арабами народов, и потому пресекал любые притеснения иноверцев и инородцев, главным образом христиан, чем заслужил добрую память в чужеземных хрониках. В плане государственного строительства эпохе Муавии принадлежит важнейшее нововведение — он впервые в мусульманском мире установил наследственную, монархическую власть в Халифате, ещё при жизни провозгласив своим наследником сына Йазида (Язида I) и велев влиятельным мужам Халифата присягнуть ему. Считается, что такой принцип передачи власти ибн Абу Суфйан заимствовал у Византии.
При Омейядах центральной областью халифата стала Сирия. В ней расселились те арабские племена, на которые опирались омейядские халифы. Сирия стала опорной базой для возобновления завоеваний, прерванных гражданской войной. Муавийа продолжил войну с Византией в Северной Африке, где его армии захватили Ливию. Он также осадил Константинополь в 674 — 677 гг. Войска дамасских халифов совершали постоянные вторжения в византийскую Малую Азию. Они доходили до Босфора и Мраморного моря, дважды блокировали Константинополь. Однако закрепиться в этом районе они не смогли. К первой четверти VIII в. арабо-византийская граница установилась по горам Киликийского Тавра и верховьям Евфрата.
В конце VII – первом десятилетии VIII в. арабы прочно обосновались в Северной Африке. В 711 г. они вторглись в Испанию и завоевали почти всю её территорию. Мусульманское войско состояло всего из 7000 всадников. Разгромив вестготское королевство, мусульмане, не встречая особого сопротивления, покорили почти всю Испанию. Они вторглись даже во Францию. Однако в 732 г. между Пуатье и Туром их разбил франкский король Карл Мартёлл. Продвижение ислама в Западную Европу было остановлено.
В начале VIII в. были покорены Армения, Картли и Албания. Граница халифата проходила в этом районе по Главному Кавказскому хребту до города Дербент. Арабские наместники этих двух районов совершали периодические набеги на земли хазар. В Средней Азии в 705 — 715 гг. были завоеваны Хорезм и области за Амударьей (по-арабски Мавераннахр — «то, что за рекой»). За обладание среднеазиатскими областями арабам пришлось вести борьбу с тюрками-кочевниками и Китаем, пытавшимися установить свою власть над этими районами. Победа арабов над китайскими войсками в 751 г. закрепила позиции халифата в Средней Азии. В 712 г. арабы вторглись в Индию и завоевали Синд.
Африканские и азиатские провинции Византии, Иран, страны Закавказья, Средняя Азия и Испания ко времени арабского завоевания находились на стадии раннего феодализма. Шёл процесс феодализации и у самих арабов. В халифате утверждались феодальные отношения, но сохранялись ещё патриархальный и рабовладельческий уклады, особенно среди арабов бедуинов и других скотоводческих племен.
Верховным собственником всех земель по-прежнему считалось государство, которое облагало население налогами и имело право наделять земельными участками отдельных лиц.
Основной формой земельной собственности при Омейядах оставался мюльк — частновладельческие земли, соответствующие западноевропейскому аллоду. Ими владела арабская знать, а также многие прежние византийские, армянские, иранские феодалы, признавшие власть арабов и сохранившие свои владения. Земли феодалов обрабатывались трудом зависимых крестьян-издольщиков.
Огромный фонд составляли земли, принадлежащие непосредственно халифу (земли савафи). Эти земли также обрабатывались издольщиками, а весь доход шёл в казну. Налоги собирали государственные чиновники. Из халифских земель производились пожалования частным лицам — икта. Они были наследственными, могли быть предметом купли, продажи. Условием владения была уплата соответствующего налога в пользу государства.
В халифате существовала четко разработанная налоговая система, которая складывалась из следующих видов обложения: налог закат, который платили мусульмане с ремесла, торговли и скотоводства; подушная подать — джизья, взимаемая с немусульман; поземельный налог (мусульмане платили ушр, немусульмане — харадж).
Сначала сумма обложения была ниже, чем в Византии, Иране и других завоеванных странах. Налог был заранее фиксирован, что ставило пределы в эксплуатации покоренного населения. Однако при Омейядах были пересмотрены нормы налогообложения, проведена перепись земель и налогоплательщиков. Крестьянам запрещалось покидать свои земли. При налогообложении стали учитывать не только площадь земли, но и выращиваемые культуры.
Поземельную подать харадж первоначально взимали только с немусульман либо натурой в виде доли урожая, либо в деньгах по твердым ставкам с площади земли независимо от урожая. Поземельное обложение мусульман было ниже. После 700 г. произошли изменения в практике поземельного обложения. Теперь принятие ислама не освобождало земледельцев от уплаты хараджа; земли, ранее обложенные хараджем, оставались хараджными навсегда независимо от того, владели ли ими немусульмане или мусульмане. Мусульман-неарабов власти нередко обязывали платить и джизью, что вызывало массовое возмущение и даже мятежи. Подобная практика отменялась, но через какой-то срок восстанавливалась снова. Налоговый гнет особенно усилился при последних Омейядах.
Система государственного аппарата была унаследована арабо-мусульманскими завоевателями от сасанидского Ирана и отчасти от Византии. До Омейядов главную роль в государственном аппарате играли чиновники неарабского происхождения — греки, персы. Омейяды стали брать на службу главным образом арабов. Всё делопроизводство теперь велось на арабском языке. Арабский язык стал международным языком для всего огромного региона Западной Азии, Северной Африки и арабской Испании.
Омейяды начали чеканить собственную монету. Для наилучшей организации управления государством на всех главных дорогах создавались почтовые станции, налаживалась постоянная почтовая связь.
Халифы, как и прежде, обладали гражданской и духовной властью. Власть халифа передавалась по наследству. Для управления огромным государством были учреждены наместничества. Их главы — эмиры — осуществляли на местах военную, административную и фискальную власть. Они имели двух заместителей: один отвечал за финансы, другой — кади — был главным судьей и представителем духовной власти халифа. Таких наместничеств при Омейядах было пять. Произошли изменения в системе комплектования армии. Наряду с племенными ополчениями были созданы военные округа. Войска формировались из арабского населения городов, специально определенных для этого. Наибольшими привилегиями пользовалась сирийская армия.
Важным последствием арабского завоевания было распространение ислама на территории халифата. В течение первых двух веков после хиджры завоеватели проводили политику веротерпимости, которая опиралась на зафиксированное в Коране отношение к иудеям и христианам как к «людям писания», получившим «откровение» от пророков — Моисея и Иисуса, а также на экономическую и политическую целесообразность. За немусульманским населением сохранялось самоуправление в рамках их религиозных общин. Ислам распространялся постепенно, но в Х в. мусульмане уже стали составлять большинство населения халифата.
1705027110445.png
Рождение пророка Мухаммеда. Миниатюра. «Джами ат-Таварих» Рашид ад-Дина. 1314 г.
Омейядов недолюбливали и шииты, и хариджиты. Сопротивлялось им и сословие знатоков религиозного канона, улемов, — те считали, что бану умаййа искали не Божьей благодати на Земле для себя и подданных, но погрязли в роскоши, пороках и неверии. По их мнению, держава перестала быть Халифатом, то есть государством, живущим согласно установлениям Аллаха. Омейяды опирались лишь на ту часть арабской знати, которая была связана с Сирией и Египтом. В оппозиции к ним находились отстраненные от власти Алиды и Аббасиды (потомки дяди «пророка» — Аббаса) и многие сподвижники пророка в Мекке и Медине. Недовольство проявляли также неарабские феодалы и мусульмане-неарабы. Усиление налогового гнета в связи с огромными расходами на содержание армии и двора вызывало широкое недовольство народных масс. Это недовольство, как правило, выражалось в форме различных религиозных движений.
Ещё в 680 г., после смерти первого омейядского халифа Муавийи, шииты во главе с Хусейном, сыном Али и дочери пророка Фатимы, подняли восстание, которое было жестоко подавлено. Было также несколько выступлений хариджитов.
Критического накала ситуация достигла, когда в лагерь недовольных Омейядами окончательно перешли потомки дяди пророка, ал-Аббаса. Вокруг этого клана сформировалась тайная религиозно-политическая школа ал-хашимиййа. Возглавивший её старейшина рода Мухаммед ибн Али ибн Абдаллах ибн ал-Аббас (он умер около 740 г.) стал рассылать по провинциям своих эмиссаров (дуатов), среди которых встречались как арабы, так и мавали. В конце 40-х гг. VIII в. Аббасиды решили, что настало время решительных действий. Их сторонники подняли в Хорасане открытое восстание, которое через некоторое время перекинулось на Ирак.
Во второй четверти VIII в. отдельные разрозненные восстания прокатились по всему халифату. В 728 — 737 гг. восстали согдийцы в Мавераннахре, в 734 — 743 гг. — берберы в Магрибе и Испании, в 740 г. — шииты в Куфе, в 744 — 747 гг. — хариджиты в Двуречье, Западном Иране и Южной Аравии. Все эти восстания имели разный социальный состав участников и различную идеологическую оболочку. Кульминацией всех выступлений явилось восстание в Харасане, возглавляемое бывшим рабом Абу Муслимом, которое началось в 747 г. и вылилось в настоящую гражданскую войну, охватившую весь Иран и Ирак. Основную массу восставших составляли иранские крестьяне, к которым присоединились иранские землевладельцы-дикхане, осевшие в Хорасане арабские племена, много беглых рабов. Столь же пестрым был состав участников восстания и в религиозном отношении: мусульмане различных толков — сунниты, шииты, хариджиты и немусульманское население. Войска Омейядов были разбиты восставшими. В результате гражданской войны к власти пришла новая династия — Аббасиды (потомки дяди «пророка»). В 749 (или 750) г. Аббасид Абу-ль-Аббас-ас-Саффах был провозглашен халифом. Утвердившись на престоле халифата, Аббасиды расправились с восставшими. Абу Муслим был казнен.
1705027194697.png
Арабский Халифат
Последний из Омейядов, Марван II ибн Мухаммад (744 — 750 гг.), изо всех сил старался справиться с бунтовщиками. Однако — решающие сражения халиф проиграл. Многие прежние сторонники ему изменили. Халиф бежал в Египет, где и был убит. Аббасиды почти поголовно истребили Омейядов, а также уничтожили своих недавних сторонников по антиомейядскому движению — Абу Саламу (750 г.) и Абу Муслима (755 г.).
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх