(ТЕОРИЯ) Трафальгарский разгром

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Весной 1803 г. английское правительство, возглавляемое У. Питтом-младшим, объявило Франции войну. Однако боевые действия в Европе практически не велись, поскольку у Британии не было хорошей сухопутной армии, а у французов господства на море. 2 декабря 1804 г. первый консул Бонапарт стал императором Наполеоном I.
В Европе сложилось определенное соотношение сил: на суше господствовала армия Наполеона, на море — английский королевский военно-морской флот. Соответственно велись военные действия: Франция проводила политику континентальной блокады Англии, а Великобритания блокировала Францию по всем морским направлениям. Уже в новом статусе Наполеон принялся деятельно разрабатывать план высадки своих армий на английское побережье. В случае успеха этой задумки Британской империи грозила катастрофа. Правительство Питта спешно принялось сколачивать очередную коалицию против Франции.
В это же время Наполеон сосредотачивал свой флот для решительного броска через Ла-Манш. В районе порта Булонь был создан лагерь, где собралась армия в 120000 человек. Им и предстояло поэтапно вторгнуться в пределы Британских островов.
Для противодействия планам Наполеона английское правительство сформировало специальную боевую эскадру. В неё вошли самые лучшие военно-морские силы под началом самого знаменитого адмирала той эпохи – Горацио Нельсона.
1693418395903.png
Горацио Нельсон
28 сентября 1805 г. Нельсон возглавил британский флот, который блокировал франко-испанский флот в Кадисе. Нельсон был твердо убежден в плохой организации французского флота, пришедшего в упадок и, отбросив старую осторожную стратегию прежних флотоводцев, жаждал боя.
Однако для сражения необходим был выход флота противника в открытое море. Казалось маловероятным, что нерешительный французский флотоводец Вильнёв, испугавшийся даже небольшой эскадры Кальдера, выступит против Нельсона. Но эту проблему за британцев решил Наполеон. 14 сентября французский император отдал приказ кадисской эскадре воспользоваться первым благоприятным случаем для прорыва в Средиземное море, чтобы поддержать действия французской армии в Италии и создать угрозу Египту.
Бонапарт понимал, что пока на море господствует английский флот, об успешной высадке на «Туманный Альбион» не может быть и речи. Французский император приказал адмиралу Пьеру де Вильнёву – командующему французскими военно-морскими силами первым найти и нейтрализовать вражеский флот.
Наполеон надеялся, пользуясь численным превосходством, уничтожить британские эскадры, либо нейтрализовать их. Вильнёв откровенно побаивался генеральной битвы. Он понимал, что французские и испанские суда уступают британским в маневренности, скорости, боевой мощи, слаженности и выучке экипажей.
1693418432128.png
Пьер-Шарль де Вильнёв
По пути союзный флот должен был соединиться с испанской эскадрой в Картахене (8 кораблей). 27 сентября это указание получил Вильнёв, который должен был после прибытия нового командующего передать ему флот и явиться в Париж «для дачи объяснений». 11 октября преемник Вильнева, Розили, был в Мадриде. Вильнёв, чтобы спасти свою честь, решил выйти в море.
Вильнёв не был тактиком-новатором, как и не являлся опытным флотоводцем с богатым послужным списком. Свои силы он разделил в классической манере на три части – авангард (6 линейных кораблей при 488 орудиях), центр (7 линкоров и 7 фрегатов при 824 пушках) и арьергард (8 линейных кораблей при 630 орудиях).
У де Вильнёва было 33 линейных корабля (18 французских и 15 испанских: четырёхпалубный испанский флагман, три – трёхпалубных, все прочие – двухпалубные), 5 фрегатов и 2 шлюпа. Общая численность экипажей достигала 20 000 человек, а корабельная артиллерия насчитывала 2864 орудия. Нельсон имел 27 линейных кораблей (7 трёхпалубных и 20 двухпалубных), 4 фрегата и 2 шлюпа. Общая численность экипажей составляла почти 17 000 моряков, а корабельная артиллерия насчитывала 2312 орудий.
Стоит отметить, что испанцы на совещании 19 октября были против выхода в море. Испанский командующий Антонио де Эсканья предлагал укреплять оборону в бухте Кадиса и не пытаться прорывать блокаду английского флота. Испанский адмирал Гравина также категорически возражал против выхода в море. Во-первых, испанцы отмечали, что экипажи были сильно недоукомплектованны, по причине эпидемии в Андалузии, в результате на корабли пришлось брать всех мужчин в возрасте от 14 до 45 лет без разбору. В результате экипажи были плохо подготовлены, и не хотели воевать. Во-вторых, находясь в Кадисе, объединенный флот находится в более выгодных условиях по отношению к британскому флоту, под защитой береговых батарей. В-третьих, приближался период штормов. В день совещания 19 октября барометр быстро падал, что свидетельствовало о приближающейся непогоде. Однако французский адмирал возразил, что падение барометра не должно служить оправданием падению мужества и союзного долга.
1693418504271.png
1693418512844.png
1693418523570.png
Трафальгарский бой
19 октября корабли союзной эскадры начали сниматься с якоря. Двигаясь на юг, к Гибралтару, рано утром в 5 часов 30 мин., 21 октября, союзный флот был в 10-12 милях от мыса Трафальгар, когда сигнальщики увидели на западе приближающуюся английскую эскадру. Вопреки советам своих адмиралов, Вильнёв, придерживаясь старой линейной тактики, выстроил свой флот в одну линию. Вильнёв держал свой флаг на 80-пушечном корабле «Бюсанторе» (Bucentaure). Союзники имели 33 линейных корабля, 5 фрегатов, 2 шлюпа с экипажем в 20000 человек и 2864 орудиями.
1693418542663.png
Диспозиция сторон перед началом Трафальгарского сражения
Эскадра де Вильнёва шла единой кильватерной колонной, поэтому Нельсон решил атаковать её двумя флотилиями. Первую из 15 линейных кораблей при 1082 орудиях возглавил вице-адмирал К. Коллингвуд. Вторую флотилию (13 кораблей при 1066 пушках) повёл сам Нельсон. Фрегаты и шлюпы британский адмирал не стал использовать.
Некоторое время Вильнёв колебался — принять ли сражение или вернуться. Примерно в 8 час. утра Вильнев приказал своим кораблям сделать «Поворот фордевинд, все вдруг, курс норд, в обратном порядке», и двигаться назад, в Кадис. Это означало, что авангард становился арьергардом. К 10 часам поворот был завершен. Такой манёвр перед началом битвы расстроил боевой порядок союзников, в строю кораблей появились опасные разрывы дистанции, а некоторые корабли, чтобы не столкнуться с соседом, вынуждены «выпасть» из строя. К моменту боестолкновения союзный флот не успел выстроиться в идеальный кильватерный строй, когда следом идущий корабль защищает корму впереди идущего. Строй союзников представлял собой полумесяц, выгнутый вправо, в сторону материка.
Нельсон, с учётом погоды, решил отказаться от классической линейной тактики и построил свои корабли в две колонны (дивизии). Флаг адмирала был поднят на 104-пушечном линейном корабле «Виктори» (Victory). Этот корабль шел головным в левой колонне. Правую колонну вел контр-адмирал Катберт Коллингвуд на 100-пушечном корабле «Ройял Соверейн» (Royal Sovereign). Британцы имели 27 линейных кораблей, 4 фрегата и 2 шлюпа с экипажем в 16 тыс. человек и 2312 пушками.
Адмирал Коллингвуд с 15 кораблями должен был атаковать арьергард союзников — 12 кораблей и как можно быстрее уничтожить его. Тем временем другая колонна под командованием самого Нельсона (12 кораблей) должна была связать боем главные силы союзников, чтобы центр их боевого построения не мог оказать помощи арьергарду. При этом Нельсон предоставил капитанам значительную свободу для проявления инициативы: «Если в бою не увидите сигналов или не поймете их, ставьте свой корабль рядом с вражеским — не ошибетесь».
1693418608775.png
Британский адмирал Катберт Коллингвуд
1693418637310.png
Перед началом битвы, удостоверившись, что все идет, как задумано, а колонна Коллингвуда уже начала сближение с противником, Нельсон сделал последнюю запись в своем дневнике: «Да благоволит Бог Всемогущий даровать Англии, ради общего блага всей Европы, полную и славную победу. Да не позволит Он ни одной частной слабости помрачить блеск ее, и да не попустит Британский флот забыть священный долг человеколюбия! Что касается меня самого, — моя жизнь в руках Того, Кто ее даровал мне. Да благословит Он мои усилия на верную службу отечеству! Его воле предаю себя и справедливое дело, защита которого мне вверена». Около 12 часов дня Нельсон приказал поднять для британской эскадры сигнал: «Нельсон верит, что каждый исполнит свой долг». Однако такой сигнал оказалось невозможным поднять — в коде не было необходимых обозначений; тогда первоначальная формула превратилась в знаменитое: «Англия ждет, чтобы каждый исполнил свой долг».
Вскоре после 11 час. раздался первый залп Трафальгарской битвы. Испанский 112-пушечный корабль «Санта-Ана» открыл огонь по флагману Коллингвуда. Вслед за этим открыли огонь другие корабли союзников. Около 12 часов 30 мин. корабль Коллингвуда прорезал строй противника и на некоторое время оказался в одиночестве посреди французских и испанских кораблей. Свыше четверти часа британский корабль сражался в одиночку, так как остальные корабли из-за слабого ветра не могли подойти для поддержки. Флагман получил сильные повреждения.
Вскоре в бой вступили другие корабли правой колонны, а около 1 часа дня в схватку вступила и колонна Нельсона. «Виктори» прорвал колонну противника между самым большим кораблем XVIII в. испанской 144-пушечной «Святой Троицей» (Santisima Trinidad) и французским флагманом. Надо сказать, испанская «Троица» была первым в мире четырёхдечным кораблем с командой в 1200 человек. Британцы имели более умелые экипажи и канониров: в среднем на каждый залп французов и испанцев следовало три залпа англичан (французские историки приводят соотношение темпа стрельбы 7/4). Британские корабли, прорывая строй противника, вели огонь с двух бортов. При этом английские артиллеристы старались бить по пушечным портам противника, чтобы вывести из строя его артиллерию.
Союзники не использовали шансы, которые давали им возможность нанести серьёзный урон противнику. Так, из-за слабого ветра английские корабли вступали в бой с большим временным промежутком, что давало возможность союзникам атаковать вражеские корабли по отдельности. Но нерешительность и низкая сплоченность не позволили союзникам использовать эту возможность. Более того, авангард союзников под началом адмирала Пьера Дюмануара на флагмане авангарда «Формидабле» (Formidable) оторвался от центральной группировки, и, не обращая внимания на сигналы Вильнёва, продолжал идти на Кадис. Дюмануар увел с собой девять кораблей авангарда и один примкнувший к авангарду корабль из центральной группы. В результате в самый решительный момент адмирал не оказал помощь основным силам, покинул место боя вместо того, чтобы бороться дальше. Лишь в 15 часов корабли авангарда начали поворот, но к месту боя подходили отдельными группами и не смогли оказать эффективной помощи центру. А несколько французских кораблей вообще прошли мимо схватки.
Таким образом, британские флагманы «Ройял Соверейн» и «Виктори», во главе своих колонн последовательно атаковали центр кильватерной линии франко-испанского флота. На некоторое время головные корабли колонн оказались в кольце огня, но затем были поддержаны остальными кораблями. Корабли центра союзного флота, оказавшиеся между двумя английскими колоннами, смешались и вынуждены были принять бой, в котором численное преимущество было уже у британского флота. С учётом лучшей выучки британских артиллеристов, делавших по выстрелу в минуту, в то время как французы — один в три минуты, поражение союзников стало очевидным.
Присутствие на палубе Нельсона со всеми регалиями подзадорило французских стрелков. Адмирал не обращал внимания на уговоры спуститься вниз и поплатился за это. Когда «Виктори» вступил в абордажный бой с французским кораблем «Редутабль» (Redoutable), один из французских стрелков сделал меткий выстрел — пуля пробила плечо легкое и застряла в позвоночнике британского командующего.
1693418712442.png
Ранение адмирала Нельсона
Унесенный в лазарет смертельно раненый Нельсон был ещё жив и требовал отчета об идущем бое. В 4 часа к ещё живому Нельсону подошел командир «Виктори» Харди, сообщив, что взяты уже 15 кораблей противника и сражение выиграно, на что адмирал ответил: «Это хорошо, но я рассчитывал на 20». Харди заметил, что теперь, когда сражение выиграно, командование вполне может принять на себя лорд Коллингвуд, однако Нельсон ответил категорическим отказом, намереваясь бороться до конца. Флотоводец умер в 16 часов 30 мин., получив перед смертью донесение о полной победе английского флота.
Союзники потерпели поражение. Корабли центра и некоторые корабли арьергарда франко-испанского были окружены и начали спускать флаги. Около 14 час. спустил флаг флагман Вильнёва «Бюсантор». Французский корабль потерял все мачты. Корабль Нельсона взял на абордаж французский «Редутабль». Французы отчаянно дрались и сдались лишь после того, как потеряли 80 % экипажа. Огромная испанская «Троица» билась с 7 британскими кораблями и была захвачена.
Если де Вильнёв проявил себя исключительно с худшей стороны, то самых высоких похвал заслужил испанский вице-адмирал Фредерико Карло Гравина, командовавший арьергардом союзной флотилии. В ходе сражения он находился на 112-пушечном корабле «Принсипе де Астуриас». Руку Гравины раздробила картечь, однако, несмотря на полученное увечье, адмирал продолжал руководить боем.
Адмирал Федерико Гравина, использовал ошибку Коллингвуда, который во главе прорвавшихся сквозь строй неприятеля кораблей, устремился вслед за двигающимися к Кадису кораблями авангарда союзников, вместо того, чтобы добить сильно поврежденные корабли арьергарда. Гравина поднял сигнал «Следовать за мной» и спас несколько сильно повреждённых кораблей, которые потеряли много людей, от английского плена. Он увёл корабли в Кадис.
1693418814302.png
Испанский адмирал Федерико Гравина
22 октября Гравина, укрыв корабли в бухте Кадиса от шторма, спешно ремонтирует их. В этот день несколько кораблей погубила стихия. Так, затонула «Святейшая Троица», которую англичане пытались отбуксировать Англию для ремонта. 23 октября Гравина снова выводит боеспособные корабли в море, чтобы отбить у англичан захваченные ими корабли, попытаться спасти экипажи с кораблей, потерявшие ход и управление. В результате этой вылазки была отбита «Санта-Ана», но шторм погубил два корабля.
4 ноября 1805 г. британская эскадра капитана Ричарда Стрэчена «поймала» французскую эскадру контр-адмирала Пьера Дюмануара, который улизнул у Трафальгара. После нескольких часов ожесточённого сражения у мыса Ортегаль Стрэчен вынудил французские корабли сдаться. Все четыре захваченных корабля были отправлены в Великобританию в качестве призов. Эта победа завершила разгром французского флота, начатый победой Нельсона при Трафальгаре.
1693418854802.png
Сражение у мыса Ортегаль
В Трафальгарском сражении англичане захватили 17 кораблей в качестве приза, еще один сгорел. После того как корабли Дюмануара были пойманы близ мыса Ортегаль, потери союзников достигли 22 кораблей. Союзники потеряли около 15 тысяч человек убитыми, ранеными и сдавшимися в плен (по другим данным — около 7 тыс. человек). Англичане потеряли около 2000 человек. Правда, многие английские корабли были сильно повреждены. Французский адмирал Ш.Р. Магон, командир арьергарда, погиб в бою. Испанский флагман К. Гравина вскоре умер (спустя пять месяцев) от ран. Вильнев попал в плен, принял участие в торжественной церемонии похорон Нельсона, а по возвращении во Францию (в начале апреле 1806 г.) покончил с собой (или был убит (согласно полицейского протокола)).
Победа британцев была вызвана рядом причин: это общий упадок французского флота; отсутствие единой стратегии у союзников, и это привело к тому, что они действовали отдельными отрядами, не смогли использовать ошибки противника, чтобы нанести ему как минимум большой урон; гибкость английского командования, отказавшего от линейной тактики, значительная свобода в принятии решений и инициативность капитанов отдельных кораблей; лучшая подготовка английских экипажей; в целом значительно лучшая мотивация англичан. Вильнёв вступил в бой с недовольными союзниками, которых раздражало то, что французы распоряжаются в Испании, с кораблями, многие, из которых ещё не были в море, с офицерами, доверие которых он утратил, с канонирами, которые большей частью ни разу еще не стреляли из пушек с качающейся палубы.
Стратегические итоги этой битвы были огромны. Французский флот был почти полностью уничтожен. Победа обеспечила господство британского флота на море, что затруднило связь Франции с ее колониями. Наполеон отказался от своих планов высадки войск в Англии и вторжения в Неаполитанское королевство. Франция и Испания навсегда уступили Англии моря и океаны. Британия надолго приобрела статус «хозяйки морей», поставив точку в длительной борьбе на морях с Испанией, Голландией, Данией и Францией.
Смелая и решительная атака Нельсона при Трафальгаре спасла Англию от реальной угрозы французского вторжения. Сокрушительный разгром флота де Вильнёва окончательно сорвал планы Наполеона по высадке десанта в Англии или Ирландии. Трафальгарская катастрофа также сильно подорвал престиж Франции как ведущей морской державы.
Память о Трафальгарском сражении сохранили в Англии. Нельсон стал национальным героем. Имя Нельсона неизменно фигурирует среди первой десятки в опросах ВВС о великих британцах. В 1830 г. в самом центре Лондона по проекту строителя Букингемского дворца архитектора Дж. Нэша была создана Трафальгарская площадь (вместо площади Вильгельма IV). В 1842 г. в центре площади был установлен памятник адмиралу лорду Нельсону — колонна в три человеческих роста на постаменте высотой 50 м, охраняемая бронзовыми львами — символами мощи Британской империи. На эту колонну пошло 16 т. меди из расплавленных французских пушек, взятых в битве при Трафальгаре. Флагман британского флота, «Виктори», также был увековечен — его поставили на вечный прикол во втором сухом доке Портсмутской военно-морской базы. Корабль вначале оставался флагманом Второго Морского Лорда, а затем стал экспонатом Музея королевского военно-морского флота.
1693418914065.png
1693418944443.png
1693418953540.png
Корабль «Виктори»
Трафальгарская битва
Колонна Нельсона на Трафальгарской площади в центре Лондона
После Трафальгарской битвы Наполеона оставив мысль о прямом военном столкновении с англичанами, сначала разгромил их сильных союзников Австрию и Россию 2 декабря 1805 г. при Аустерлице, а затем принудил страны антифранцузской коалиции присоединиться к так называемой континентальной блокаде Британии. Нежелание русского императора Александра I следовать в фарватере этой политики стало решающим поводом для Наполеона напасть на Россию в 1812 г.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх