(ТЕОРИЯ) Татарстан, попытка встать на путь к независимости

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
16 ноября 1988 г. Верховный Совет Эстонской ССР дал старт так называемому «Параду суверенитетов», объявив о верховенстве республиканских законов над советскими. К декабрю 1990 г подобные декларации приняли все союзные республики. Начиная с Прибалтики одна за одной союзные республики объявляли о выходе из СССР и своей полной независимости.
1710388149617.png
Митинг 26 ноября 1988 г. в Таллинне
Даже РСФСР приняла Декларацию о государственном суверенитете 12 июня 1990 г. В сложившихся условиях, когда всё вокруг рушилось и разваливалось, российским властям всё сложнее было выстраивать отношения с национальными автономиями. 20 июля Верховный Совет Северо-Осетинской АССР принимает декларацию о государственном суверенитете. О подготовке подобных деклараций заявили большинство российских автономий.
На этом фоне, 6 августа 1990 г., находившегося в Казани председателя Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцина попросили прокомментировать ситуацию с начинающимся суверенитетом автономий. «Берите столько самостоятельности сколько сможете удержать. Мы это поддержим». После этого он уточнил: «Татария – субъект Российской Федерации. Вы находитесь в центре России – и об этом нужно подумать» (В.В. Михайлов «Б. Ельцин Возьмите власти столько, сколько сможете проглотить»).
1710388193887.png
Выступление Б.Н. Ельцина перед интеллигенцией Татарской АССР, 6 августа 1990 г.
Такой ответ местные элиты истолковали как разрешение на суверенитет, выданный первым лицом страны. Вдохновленный таким отношением 30 августа 1990 г. Верховный Совет Татарской АССР провозгласил формальный выход из РСФСР, приняв декларацию о государственном суверенитете и переименовав Татарскую АССР в Татарскую ССР – Республику Татарстан. Власти республики заявили о намерении наравне со всеми союзными республиками участвовать в подписании нового союзного договора и войти в новый СССР в качестве союзной республики.
При этом нужно отметить, что депутаты Татарстана продолжали заседать на съезде народных депутатов и в Верховном Совете РСФСР, а союзные органы власти не признавали Татарскую ССР равной остальным ССР.
Полной независимости в тех условиях желали лишь радикально настроенные лидеры национального движения, которые начали объединять под свои знамена всё больше людей.
14 октября 1991 г. лидер «партии национального возрождения «Иттифах» в верховном Совете Татарстана Фаузия Байрамова вносит на рассмотрение в Верховный Совет проект декларации о независимости Татарстана. В тот день депутаты отказались рассматривать проект.
На следующий день, сторонники независимости собирают в центре Казани несколько тысяч человек. На улицах города начинают происходить столкновения с сотрудниками милиции и сторонников, и противников независимости Татарстана. Манифестанты пытаются прорваться в здание парламента, в центр города стягиваются усиленные наряды милиции. К концу рабочего дня манифестанты добиваются своего, при повторном голосовании Верховный Совет принял к рассмотрению проект декларации о независимости Татарстана.
Понимая, что «лед тронулся», татарские националисты продолжили подогревать тему независимости.
1710388254734.png
Статья в газете «Известия» №249 18.10.1991 г.
В сложившейся ситуации, президент Татарской ССР М. Шаймиев, который изначально был противником независимости Татарстана начинает искать компромиссы, чтобы стабилизировать ситуацию в Республике и не допустить реального противостояния с Москвой.
1710388288719.png
Минтимер Шарипович Шаймиев (родился 20 января 1937 г., д. Аняково, Мензелинский район, Татарская АССР, РСФСР, СССР) — советский и российский государственный и политический деятель. Государственный советник Татарстана с 26 апреля 2010 г. Член Всероссийской политической партии «Единая Россия». Первый президент Татарстана с 12 июня 1991 по 25 марта 2010 гг.
В итоге 24 октября 1991 г. Верховный Совет Татарстана, под давлением партии национального возрождения «Иттифах» и татарского общественного центра приняли решение о необходимости проведения всенародного референдума по вопросу независимости Татарстана. Дебаты не прекращались 4 месяца. Только 21 февраля Верховный совет определился с точной формулировкой вопроса, вынесенного на референдум, и назначил дату проведения референдума: 21 марта 1992 г.
6 декабря 1991 г. Верховный совет Татарстана принял декларацию о вхождении республики в СНГ на правах учредителя (по сути, независимого государства).
Ввиду распада СССР и прекращения его существования 7 февраля 1992 г. Татарская ССР была переименована в Республику Татарстан.
Всё это время, начиная с августа 1990 г. российские власти фактически никак не реагировали на события в Татарстане, также, как и на аналогичную ситуацию в Чечне. Но в феврале 1992 г. президент Чечни () фактически начинает вооруженный сценарий отделения республики от России, и российские власти понимают, что нужно предпринимать хоть какие-то шаги, чтобы не допустить подобного в Татарстане.
1710388341490.png
Джохар Мусаевич Дудаев (15 февраля 1944 — 21 апреля 1996 гг.) — чеченский государственный и политический деятель, лидер движения за независимость Чечни от России в 1990-х гг., первый президент Чеченской Республики Ичкерия (1991 – 1996 гг.). В СССР — генерал-майор авиации
13 марта 1992 г. выходит постановление конституционного суда РСФСР №3П о признании несоответствующими конституции РСФСР декларации о государственном суверенитете Татарской ССР от 30 августа 1990г, а также постановления Верховного Совета республики от 21 февраля 1992 г. «О проведении референдума». Татарские националисты расценили этот шаг как проявление Москвой имперских амбиций. Давление националистов на М. Шаймиева усиливалось, укреплялись их позиции в Верховном Совете.
Уже в конце марта 1992 г. был принят «Закон о порядке формирования республиканского бюджета республики Татарстан до заключения договора с Российской Федерацией». Пока Татарстан оставался частью России он обязан был платить отчисления в федеральный бюджет. В этом законе была установлена фиксированная сумма – 4 млрд. руб. в течении всего 1992 г. Это оказалось в разы меньше, чем ожидала Москва и на республику стало оказываться всяческое воздействие. Самым чувствительным были рекомендации смежным предприятиям из других регионов не работать с татарскими предприятиями (на грани остановки оказался «КАМАЗ») и сокращения выплат из федерального бюджета работникам бюджетной сферы.
В таких условиях многие депутаты Верховного Совета настаивали на введении собственной валюты. Окончательно отказываться от российского рубля депутаты не решились и остановились на выпуске социальных жетонов и чеков. Жетоны и чеки были предписаны к принятию наравне с рублями всеми предприятиями торговли.
Согласно постановлению кабинета министров Республики, Татарстан от 24 июня 1992 г. №372 были введены социальные чеки, их стоимость была зафиксирована на уровне 100 рублей. В дальнейшем до 1995 г. было выпущено еще 4 типа чеков, стоимость и номинал которых ежегодно индексировались. Социальные чеки были в обращении до 31 декабря 2004 г.
1710388395640.png
1710388406863.png
Чеки Татарстана
Жетоны Татарстана
Первый жетон – «хлебный» был отчеканен в Югославии в ноябре 1992 г., он выдавался органами социальной защиты малоимущим вплоть до 1 июня 2001 г. Ценность жетона регулярно пересматривалась и была привязана к стоимости 1 кг хлеба. «Бензиновый (коммунальный) жетон – был отчеканен также в Югославии в начале 1993 г. выдавался органами социальной защиты малоимущим вплоть до 1 июня 2001 г. для оплаты квартплаты и ЖКХ и бюджетным организациям для оплаты бензина. Выпускались двух видов, ценность жетонов была привязана к стоимости 10 и 20 л бензина.
В такой ситуации 21 марта 1992 г. прошел референдум, где жители Татарстана отвечали на один вопрос: «Согласны ли вы, что республика Татарстан – суверенное государство, субъект международного права, строящее свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров?»
1710388429058.png
Положительно ответили 61,4 % проголосовавших. Националисты ликовали. Президент Всетатарского общественного центра М.А. Мулюков заявил: Народ Татарстана проголосовал на референдуме за суверенитет. Равноправный договор с Россией. Такой договор означает, что мы не входим в состав России. Сейчас на повестке дня, помимо договоров с Россией должны стоять договоры с другими государствами СНГ и странами. Мы должны подать заявку на вступление в ООН («Казанские ведомости» 24 марта 1992 г.).
31 марта 1992 г. Верховный Совет республики Татарстан большинством голосов отказывается подписать Федеративный договор с Россией о разграничении полномочий и тем самым отказывается признавать себя частью РФ. В это же время начинается работа над конституцией Татарстана и прочими законами.
1710388471982.png
Митинг в Казани 11 апреля 1992 г.
Начинаются двусторонние переговоры, в которых центральная власть пытается оставить за собой нефтяные доходы республики и доходы от приватизации государственных предприятий, но руководство Татарстана, вдохновленное поддержкой народа, не принимает условия Москвы. В дополнение ко всему татарские власти отказываются принимать участие в воинском призыве в октябре-декабре 1992 г. В итоге новобранцы Татарстана остаются служить у себя в регионе.
23 ноября 1992 г. на заседании Верховного Совета РФ, председатель Р.И. Хасбулатов призвал Б.Н. Ельцина ввести в Казань войска и навести там порядок. Президенту, при поддержке председателя правительства Е.Т. Гайдара тогда удалось остановить Верховный Совет РФ от решительных действий.
1710388509887.png
Руслан Имранович Хасбулатов (22 ноября 1942 — 3 января 2023 гг.) — российский политический деятель, учёный и публицист, член-корреспондент РАН. Последний председатель Верховного Совета РСФСР, активный соратник первого президента России Бориса Ельцина. Затем — его основной оппонент и активный участник российского конституционного кризиса до октября 1993 г. В 1994 г. — организатор «Миротворческой миссии профессора Хасбулатова» в Чечне. С 1994 г. до конца жизни — заведующий кафедрой мировой экономики Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова
Проект конституции Татарстана был представлен в верховный Совет Татарстана уже 22 мая 1992 г. Предложенный проект вызвал многочисленные споры. Сторонники независимости добивались полного суверенитета, закрытия границ, введения визового режима, своей валюты, армии, спецслужб. Так называемые «федералы» настаивали на том, что невозможно создать анклав внутри России без её согласия и необходимо просто перераспределить полномочия между Москвой и Казанью. Все призывали своих сторонников выходить на митинги. Весь 1992 г. Казань кипела, не обходилось и без прямых столкновений между митингующими.
1710388565504.png
1710388576474.png
Президент Татарстана М. Шаймиев пытается лавировать, не принимая однозначно ни одну из сторон. 29 сентября 1992 г. на XI сессии Верховного Совета от президента практически потребовали примкнуть к одной из сторон.
С огромным трудом конституция была принята 6 ноября 1992 г. в Верховном Совете абсолютным большинством голосов («за» - 176 чел., «против» - 1, «воздержался» - 9).
Согласно принятой конституции, Татарстан объявлялся независимым государством, ассоциированным с Россией. Жесткого разделения гражданства удалось избежать: все граждане Татарстана автоматически обладали вторым гражданством РФ (ст. 19). Упоминание о собственной валюте из конституции удалили, но норму о создании собственного госбанка оставили. Также отдельной статьей (ст. 58) было прописано о том, что новобранцы проходят срочную воинскую службу в армии России, но на территории Татарстана. Так был решен вопрос о создании собственной армии.
Конституция вступила в силу 30 ноября 1992 г. и уже в декабре Верховный Совет начал разработку бюджета Татарстана на 1993 г. Проект вызвал много споров, принят его удалось только в марте 1993 г. Согласно принятому бюджету все поступления от налогов и акцизов оставались в республике.
Федеральный центр ожидал минимум вдвое больше, поэтому выплаты из федерального бюджета снова были сокращены, а к концу 1993 г. прекратились вовсе. Поэтому в бюджете Республики Татарстан на 1994 г. отсутствует упоминание вообще о любых средствах, передаваемых в федеральный бюджет. По сути, с 1994 г. Татарстан становится экономически независимым. Так продолжалось до 1997 г., когда был подписан пакет двусторонних экономических соглашений. В бюджете на 1998 г. снова появляется статья о перечислении средств в федеральный бюджет.
В середине 1993 г. устанавливается новый порядок регистрации автотранспортных средств в Республике Татарстан, органы ГАИ начинают выдавать автомобильные номера Республики Татарстан.
1710388601213.png
На начало 1994 г. Татарстан, по сути, независимое государство. У него собственные органы власти, собственная служба исполнения наказаний (осужденные в Татарстане, отбывают наказание только в Татарстане. Президент Татарстана имеет право помиловать любого заключенного на территории Татарстана, даже если заключенный был осужден судом, находящимся в другом регионе РФ), собственные органы правопорядка (управление МВД Татарстана не подчинялось МВД России), собственная армия (хоть и называлась армия России), собственные спецслужбы (руководитель КГБ Татарстана подчинялся напрямую Президенту Татарстана), собственные автомобильные номера, собственный бюджет, собственное подобие денег, собственный госбанк, который по сути при необходимости проводит эмиссию собственных денежных средств. Также стоит отметить, что фактическое обращение собственных денежных средств в Татарстане осуществлялось несмотря на принятие 1 июля 1994 г. Федерального закона №10-ФЗ, который вводил уголовную ответственность за выпуск в обращение неофициальных денежных знаков.
В школах Татарстана с 1993 по 2015 гг. было обязательным изучение татарского языка, хотя по конституции Республики Татарстан государственных языка два – татарский и русский.
При разработке проекта конституции Российской Федерации Верховный Совет Республики Татарстан, 4 июня 1993 г. направляет Б.Н. Ельцину письмо, в котором просит исключить из ст. 56 норму, согласно которой Татарстан является субъектом Российской Федерации и включить упоминание о том, что Татарстан является суверенным государством, ассоциированным с Россией. Ответа на это письмо не последовало, поэтому в декабре 1993 г. Татарстан бойкотирует голосование по принятию конституции РФ. Некоторые избирательные участки не открывались вовсе, на некоторых бюллетени не выдавались. В итоге в голосовании приняло участие около 15 % избирателей Республики Татарстан.
Также стоит отметить, что в 1997 г. Татарстан проигнорировал введение паспортов гражданина Российской Федерации. Органы внутренних дел, ссылаясь на ст. 19 конституции Республики Татарстан, где указано, что Татарстан имеет свое гражданство, продолжали выдавать паспорта гражданина СССР, образца 1974 г. с вкладышем на татарском языке до 2001 г.
Призывы ввести в Казань войска не раз раздавались с разных трибун в российских правящих кругах, но Б.Н. Ельцин на это так и не решился. Медленное и поэтапное возвращение Татарстана в состав РФ было запущено после подписания 15 февраля 1994 г. договора между Россией и Республикой Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий».
Многие в Татарстане рассматривали подписание договора как капитуляцию под напором России, ведь совсем недавно сверху допускались любые, самые радикальные действия. На заседании Верховного Совета Татарстана в марте 1994 г. депутатская группа «Татарстан», под руководством Р. Алтынбаева предложила включить в повестку дня вопрос «О проведении референдума о доверии руководителям Республики Татарстан», другие депутаты эту инициативу не поддержали.
Начиная с середины 1994 г. сепаратистские настроения в Республике Татарстан пошли на спад. Уже в середине 1994 г. в Татарстане стали выдавать автомобильные номера российского образца с российским флагом и надписью RUS. Постепенно, поэтапно изменялась конституция Татарстана. За период с 1994 по 2023 гг. конституция республики претерпела 14 изменений. За это время оттуда исчезли любые упоминания о независимости Татарстана.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх