(ТЕОРИЯ) Путь Адольфа Гитлера к власти

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Третий рейх и приход фашистов к власти — одна из главных тем в истории ХХ в. И один из главных вопросов, который обсуждается, как мог народ Гёте, Шиллера, Гегеля, Канта и Бетховена избрать этого фюрера и передать ему всю полноту власти? Как Гитлер стал канцлером Веймарской республики?
Такую возможность ему предоставила «Веймарская конституция», одна из самых демократических конституций в тогдашнем мире. Но эта конституция имела такие пункты, которые превращали её в одно мгновение в диктатуру – президентские полномочия, президентское управление: управление государством не с помощью парламентских, демократических процедур, а с помощью президентских указов. И уже в 1920-е гг. ее называли демократией без демократов.
К тому же немцы не знали Гитлера как диктатора, до того, как он этим диктатором стал. Он не стал им в один день и в одну ночь – период становления диктатуры с 1933 по 1935 гг. Кроме того многих привлекали нацистские «25 пунктов», программа Гитлера, которая обещала, с одной стороны, уничтожить универмаги, а с другой стороны — снизить цены. С одной стороны, обещали рабочим повышение заработной платы. С другой стороны, хозяевам предприятий обещали стабильный доход, порядок, прекращение всяких социалистических и коммунистических беспорядков, которых было довольно много в то время. А ведь это были годы кризиса. И Германия с трудом из этого кризиса в начале 1930-х гг. выкарабкивалась. В стране было 6 млн безработных. Это был период, по-марксистки говоря, обострения классовой борьбы, которая шла на улицах германских городов между коммунистами с одной стороны, нацистами и боевиками с другой стороны. Страна и простые обыватели хотели порядка. И Гитлер обещал им порядок навести.
Тем не менее, социальные мероприятия, которые позволили сбить кризис и потом почти ликвидировать безработицу, были ещё изобретены Веймарской республикой, социал-демократами. Немецкие экономисты разработали свою долговременную программу ещё во время кризиса. А на выходе из кризиса их просто смели их политические противники: 3 кабинета за 3 года — с 1930 по 1933 гг. И каждый правее и правее. И, вроде бы, так получилось, что нацисты и вывели страну из кризиса, хотя это видимость. Но это видимость лишь отчасти, потому что нацисты много сделали для подготовки страны к войне. А это всегда рост военно-промышленного производства, создание массовой армии, ликвидация безработицы таким путём, военные заказы для крупных предприятий, огромные доходы для крупных предпринимателей. Если бы выход из кризиса проходил по-другому, без милитаризации Германии, а она скрыта была ещё в веймарские времена, открыта — в нацистские времена, когда Гитлер, как это называется, «разорвал оковы Версаля». В 1935 г. он отменил все ограничения, налагаемые на Германию Версальским мирным договором, и ввёл всеобщую воинскую повинность, объявил о колоссальной программе вооружений, которая поглотила безработицу тем, что дала работу.
Так получилось, что, как нацисты говорили, Гитлер строил автобаны, ликвидировал безработицу. Гитлер создал приемлемые, а то и хорошие социальные условия для немецких рабочих, дал им высокие заработные платы, разработал программу народного автомобиля и так далее. Это всё в основном социальная демагогия. Кроме того, проводилась так называемая ариизация — изъятие собственности у евреев и передача этой собственности нацистскому государству. А от имени государства — тем людям (хозяевам или уполномоченным), которые управляли от имени партии и государства этим самым бизнесом.
Нет в истории простых ответов на сложные вопросы. Это нацисты всё время искали простые ответы. Например, вопрос, кто виноват. Нацисты ясно отвечали, понятно отвечали: виноваты евреи и коммунисты. Они враги и внутренние, и внешние. И Германия должна с ними бороться. Вот консолидация нации и проходила на этой основе. Почему большинство умных, образованных немцев пошли за нацистами? Но! Большинство немцев до середины 1930-х гг. не пошли за нацистами. Они сделали свой выбор позже. А в начале 1930-х гг. они выбирали и думали, что нацисты — это ненадолго, что Гитлер наведёт порядок, а потом его вышвырнут. Как может быть канцлером Германии человек без высшего образования? Как может быть верховным главнокомандующим ефрейтор в стране, где воинские чины всегда были в почёте, и военные знания, образования, опыт весьма и весьма уважались.
У Гитлера есть штурмовики СА и СС и они наведут порядок. А потом уйдут в никуда, как ниоткуда пришел Гитлер. Причем так рассуждал и генерал Гинденбург, рейхспрезидент, который назначил Гитлера рейхсканцлером. То есть к личности Гитлера, в начале его правления, крайне несерьёзно относилась даже аристократия, которой принадлежала власть.
Правда, второй человек в правящем дуумвирате, генерал Людендорф (этому дуумвирату по существу принадлежала военная власть в Германии в 1916 и 1917 гг., ее осуществляли от имени кайзера как военную диктатуру), просто писал своему старому коллеге Гинденбургу, что он делает ошибку, допуская Гитлера к власти, что это будет ошибка, за которую Германии придётся очень долго и тяжело расплачиваться.
Начинали нацисты как маргинальная радикальная партия, и потому дела шли у них средненько. Но в конце 1920-х гг., когда ударил мировой кризис, они «взлетели». При этом большинство их активистов были полууголовные люмпены, бандиты, которые из бандитов превратились сначала в полулегальные партийные формирования, а потом и вполне легальные. И даже были в 1933 г. приравнены к вспомогательной полиции. С помощью этих бандитов и поддерживался порядок на нацистских мероприятиях. Они занимались внутренними вопросами разведки и контрразведки. И они постепенно прибирали эту самую нацистскую партию к своим рукам. Нацисты были правыми и левыми. Были те, которые больше ориентировались на социальную программу, так как она была представлена в «25 пунктах». И считали, что эта партия рабочих, ещё одна партия, которая принесёт рабочим те завоевания социальные, которые не дали рабочим ни коммунисты, ни социал-демократы. Потому что и коммунисты, и социал-демократы при всех различиях выступают за какой-то абстрактный социализм, за какую-то национальную солидарность. А между тем нужно просто передать собственность представителям высшей расы, а именно немцам. И создать корпоративное общество и корпоративное государство. И объявить капиталистов хозяевами, которые управляют своими предприятиями от имени государства и по его поручению. И заботиться о рабочих в рамках корпораций.
Действовали эти полубандитские формирования СА и СС в интересах, как они считали, в интересах немецкого национального сообщества, пронемецких трудящихся, рабочих, крестьян, ветеранов войны — это очень важная часть германского общества того времени. На самом деле они действовали в интересах сил, которые, во-первых, мечтали о военном реванше. И этот реваншизм никуда не делся после поражения Германии в войне. И нужно добиваться отмены версальских ограничений.
Эти милитаристские реваншисты полагали, что Германия может решить эти задачи, воссоздав свою армию и нарушив версальский миропорядок военными средствами, добившись того, чего они никогда не добьётся с помощью дипломатических переговоров, каких-то уступок. Нужно действовать решительно. И главным гарантом будут вооружённые силы рейха: армия, авиация и флот. Тогда с Германией в мире будут считаться. И этим силы стояли за Гитлером.
За Гитлером стояли также хозяева крупных германских предприятий, прежде всего военных. И ещё очень важно, что социальную базу нацистов в значительной степени пополняли прусские аграрии – крупные прусские земельные владельцы, хозяева огромных земельных владений. Эти владения Веймарская республика постепенно обкладывала налогами, пыталась их немножко капитализировать. А нацисты заключили союз с Гинденбургом, который был лидером этой партии. В частности, была афера, связанная с Оскаром фон Гинденбургом. Этот майор был адъютантом и сыном господина генерал-фельдмаршала и имперского президента (и он повлиял на отца намекая на необходимость предоставления власти Гитлеру).
Кроме того, Гитлер пришёл к власти, потому что он пошёл на коалицию с фон Папеном, который до того возглавлял правительство и был канцлером. И кабинет Гитлера был коалиционным. Фон Папен был вице-канцлером. И в первое правительство Гитлера вошло всего 3 министра от нацистской партии. Это был сам Гитлер, министр внутренних дел и министр без портфеля Герман Геринг (затем появился четвёртый министр — министр пропаганды Геббельс).
Нацисты не имели большинства ни в правительстве, ни в парламенте. И даже когда сгорел (или был подожжён) Рейхстаг накануне выборов (27 февраля был поджог Рейхстага, а 5 марта были выборы) нацисты обвинили коммунистов (и социалистов) в поджоге Рейхстага, аннулировали все голоса и мандаты, которые получили коммунисты. А за коммунистов голосовало более 3 млн человек, даже после всей этой истории. Даже тогда они не могли получить большинства голосов в Рейхстаге. И тогда им пришлось разогнать социал-демократов и запретить все партии, кроме НСНРП (то есть НСДАП), создать однопартийное и правительство, и парламент. Тогда они получили большинство.
Надо учитывать, что нацизм держался не только на одной демагогии. У него была и другая «подпорка» – террор. И нацистский террор начался сразу же, как только нацисты пришли к власти. Сначала он был направлен против коммунистов, затем к коммунистам присоединились в качестве жертв террора социал-демократы, затем все остальные политические партии и их сторонники. Они были запрещены в 1934 г., их деятельность была объявлена вне закона. Противники, если они выступали с политическими антинацистскими взглядами, подлежали перевоспитанию в концлагере (например, таких как Дахау (первый нацистский концлагерь, потом открылись и другие места нацистского перевоспитания). Первыми узниками нацистских концлагерей были именно политические противники нацистского режима.
При этом этот террор выглядел как закон. Это было очень важно для Германии в особенности, потому что это народ, который уважает законы и выполняет их. Он был облачён в форму закона, хотя эти законы по сути своей были антиконституционные. Конституция была попрана. Они противоречили всем принципам государства. Но они были приняты, как положено было принимать законы. Одобрены рейхспрезидентом. А затем, когда умер в 1934 г. Гинденбург и Гитлер соединил эти посты в один, поглотил пост президента и стал, по существу, диктатором, выглядело это законно. Якобы по завещанию Гинденбурга это все и было сделано.
А еще надо заметить, что антисемитизм был мотором, который двигал нацистов к власти. Нацистам нужен был враг видимый. Кто этот враг? Евреи и коммунисты. Поэтому антисемитизм был заложен и в политическую практику, и в нацистскую теорию. Но если до Гитлера антисемитизм и в Германии, и в других странах, во Франции, в Польше, в царской России, был антисемитизмом бытовым, религиозным, то в Третьем рейхе антисемитизм был прежде всего расовым. Это то новое, что в теорию и практику антисемитизма внесли нацисты. Теория арийской сверхрасы и теория недочеловеков, которых даже в расовую пирамиду нельзя помещать. Это евреи, которые портили расу, поэтому должны были быть из этой расы изгнаны. Слово «уничтожены» впрямую нацисты старались не употреблять. Вместо убийством это называлось окончательным решением еврейского вопроса.
И большинство немцев поддерживало нацистов в их антисемитских действиях, хотя в 1933 г. большинство немцев не были антисемитами. Они такими стали где-то в середине 1930-х гг., после Хрустальной ночи, начала Второй мировой войны. Но первоначально этого в Германии не было … Во-первых, потому что евреи жили в Германии долгие годы и были такими же немцами, как и другие немцы. Они были полноправными гражданами. И разница состояла в том, что евреи в субботу шли в синагогу, а католики или протестанты шли в церковь.
Но если всё время разжигать антисемитизм, он очень быстро воспламенится. Весной 1933 г. произошла первая акция — не покупайте у евреев. Правда, эта акция нацистов провалилась. И нацисты свернули эту позорную кампанию. И развернули другую кампанию: борьбу против евреев, которые магнаты, которые захватили СМИ, захватили банки, универсальные магазины, которые не дают простому немецкому рабочему и крестьянину свободно дышать в своей стране.
В 1935 г. на съезде НСНРП были провозглашены расовые законы. Закон о гражданстве рейха и закон об охране германской крови и германской чести, которые закрывали евреям возможность быть германскими гражданами. И евреи по этим законам подлежали официальной от имени государства дискриминации. Были установлены поправки к закону о гражданстве, принятые в ноябре 1935 г. Были установлены категории лиц, принадлежащих немецкой крови. Всё-таки евреи, полуевреи, четвертьевреи.
Следующая акция — Хрустальная ночь ...
Есть еще один момент: Гитлер был прекрасным демагогом. И первые его внешнеполитические заявления открытые публичные были на тему «Германия хочет мира», у канцлера нет претензий ни к каким государствам, как писали германские газеты в 1933 г. И в это же время совещания Гитлера с генералами, где он открыто изложил военную программу. Это уже февраль 1933 г. Это тайная милитаризация и подготовка к тому, чтобы выйти из системы международных отношений. Тем более что Германия, хлопнув дверью, ушла из Лиги наций. Считается, что её исключили, но она сама ушла из Лиги наций!
Машина социальной пропаганды была запущена сразу же: в марте 1933 г. Тогда было создано имперское министерство народного просвещения на первом месте. И пропаганда — на втором месте. То есть как бы пропаганда подчинена отделу просвещения. Хотя на самом деле всё было наоборот: пропаганда подмяла под себя и просвещение, и образование, и гуманитарные науки в Третьем рейхе. И возглавил это министерство доктор философии Пауль Йозеф Геббельс, который заявил, что новое министерство не намерено предоставить немецкий народ самому себе, народом нужно управлять, нужно его воспитывать. Этим самым Геббельс и занимался.
А если учесть, что другие газеты, как и другие партии не нацистские были запрещены, то оставались только нацистские пропагандистские организации и молодёжные, и спортивные, и военные и прочие, которые выполняли этот самый социальный заказ Геббельса и всей нацистской партии на развращение народа, на пропаганду нацизма, на показ его «положительных» свойств и достоинств, что нацизм даёт Германии национальную свободу, поднимает нацию с колен, создаёт молодёжи светлое будущее, перспективу, немецкая нация будет править всем миром. И для этого нужно всего лишь поддерживать нацистскую программу и быть, что называется, настоящим национал-социалистом.
С приходом к власти Адольфа Гитлера военная машина Германии, ограниченная было Версальским договором, начала резко разрастаться. Возникает логичный вопрос: как стотысячный рейхсвер за несколько лет превратился в многомиллионный вермахт?
Ответов на этот вопрос тоже немало. Среди них: деятельность руководства рейхсвера ещё до прихода к власти нацистов. Ведь военное руководство готовило каждого бойца рейхсвера именно как младшего офицера. Эти 100000 и стали кадровой основой будущего вермахта. Второй важный момент заключается в том, что условия Версальского мира нарушались немцами еще в 1920-е гг. – скрытно. Гитлер же начал нарушать ограничения демонстративно, но никакого осуждения со стороны западных держав не получил.
Третий момент это ... «Гитлерюгенд», кадры Первой мировой и реваншизм. Молодежь в новом вермахте проходила сперва определенную идеологическую и техническую подготовку в «Гитлерюгенде» (численность этой организации НСДАП с 1932 по 1936 гг. возросла с 10000 до 3,5 млн человек). Для рейхсвера были характерны постоянные учения, эту традицию унаследовал и вермахт, пополнявшийся реваншистски настроенными кадрами.
В итоге на подготовке к войне были сосредоточены финансовые и политические усилия Третьего Рейха (в 1938 г. 67 % госбюджета уходило на подготовку к войне).
А потом была нацистская диктатура и ужас Второй мировой войны …
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх