(ТЕОРИЯ) Познание. Чувственное и рациональное познание

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Познание — процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире.
Знания – это форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека.
1713842749495.png
Итак, познание – это вид деятельности, целью которой является получение достоверной информации о природе, обществе, человеке. Познание как вид деятельности предполагает наличие субъекта познания (человек, социальная группа, общество в целом) и объекта познания (явления и предметы действительности, человек, общество).
В науке до сих пор идут споры о познаваемости мира.
Целью познания является истина – адекватное и идентичное отражение объекта субъектом познания. Противоположность истины называется заблуждением. Истиной мы называем такое знание человека о явлениях природы, общества и сознания, которое соответствует объективной действительности и которое поддается проверке при помощи человеческой практической деятельности и определенных методов. Понятия «правда» и «истина» используются постоянно.
Три признака понятия «познание:​
- процесс получения человеком знаний о мире, обществе и самом себе;
- духовная деятельность человека;
- целью познания является достижение истины, достоверного знания об окружающей действительности.
1713842797152.png
Элементы процесса познания:
1) субъект познания – тот, кто познает (человек, группа людей или общество в целом),
2) объект познания – часть реальности, попадающая в поле внимания,
3) предмет познания – отдельные аспекты (стороны) объекта познания, которые находятся в фокусе изучения (например, анатомия и психология изучают человека – то есть у них один объект, но они изучают разные его характеристики – то есть предмет изучения у них разный),
4) средства познания – инструменты, используемые для получения и выражения знания (язык, математический аппарат, правила логики и пр.),
5) условия познания (их часто включают в средства познания) – это используемые материальные инструменты (например, линейка, циркуль или Большой адронный коллайдер),
6) познавательные способности – воля, интуиция, память, воображение.
Процесс познания и получаемое в результате знание можно разделить следующим образом:​
1) обыденное (житейское) и специализированное,
2) чувственное и рациональное,
3) научное, художественное, мифологическое, профессиональное и пр.
Позиции в вопросе о принципиальной познаваемости мира:​

1) агностицизм – исходит из того, что познание не может дать достоверных сведений о мире,
2) скептицизм – это сомнение в том, что достоверное и исчерпывающее познание мира возможно,
3) научный оптимизм – это уверенность в принципиальной возможности получения полных и достоверных знаний о мире.
Наука о познании называется гносеология.
Исследователями выделяются два уровня познания:
Чувственное познание – это результат работы органов чувств (слух, зрение, осязание и пр.). Оно дает знание о внешних свойствах единичных объектов, с которыми человек приходит в соприкосновение непосредственно или с помощью приборов
Рациональное познание – это результат работы мозга. Оно выявляет сущностные характеристики объектов, общие характеристики схожих объектов, отношения между ними, выходящие за пределы очевидных свойств действительности
Каждый уровень познания предполагает определённые формы.
Формы чувственного познания:
1) ощущение – отражение отдельных свойств предмета познания, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств (видим свет Солнца, чувствуем его тепло и т.п.).
2) восприятие – чувственный образ целостной картины предмета, процесса или явления, непосредственно воздействующих на органы чувств (например, если мы идентифицируем то, что мы видим и чувствуем, как Солнце, а не лампу или свечу).
3) представление – чувственно-наглядный, обобщенный образ, воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств (мы можем представить себе Солнце в любой нужный нам момент).
Формы рационального познания:
1) понятие – словесный символ, утверждающий общие и существенные свойства предмета, процесса, явления (например, «знание», «университет», «пчела», «столица США»),
2) суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, процессе, явлении (например, «некоторые знания мы получаем непосредственно от воздействия объекта на наши органы чувств», «пчёлы умеют летать»),
3) умозаключение – мысленная связь нескольких суждений и вывод из них нового суждения (например, «знание может быть чувственным или рациональным», «все металлы электропроводны, медь – металл, значит медь электропроводна»).

ЗАДАНИЕ
1713842909234.png
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх