(ТЕОРИЯ) Палестина в эпоху Древнего мира

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Доисторический период Палестины и Южного Леванта (территория современных Ливана, Израиля и Палестинской Автономии) охватывает длительный отрезок времени, с появления прото-людей около 1,5 млн лет назад и вплоть до бронзового века.
Первыми людьми на территории Палестины были эректусы, которые жили на берегу реки Иордан ещё 750000 лет назад и уже умели добывать огонь. Во времена среднего палеолита здесь жили неандертальцы, чьи останки найдены в пещерах горы Кармель. В эпоху мезолита сюда переселяются племена натуфийской культуры. Около 9000 лет назад здесь был построен Иерихон. Позднее некоторое время Палестина принадлежала Древнему Египту, важным форпостом которого являлся город Лахиш.
Каменный век был временем медленного развития, когда была заложена основа всей экономической и социальной жизни последующих эпох. В период палеолита (ранее 20000 г. до н.э.) население этой области проживало на сезонных стоянках и в пещерных укрытиях, добывая пропитание охотой и собирательством. В период мезолита (примерно 20000 – 8000 гг. до н.э.) появились более обширные и постоянные поселения. Эпоха неолита (около 8500 – 4500 гг. до н.э.) была ознаменована появлением первых полностью окультуренных растений и одомашненных животных. Одно из древнейших известных поселений городского типа с кирпичными жилыми домами и каменной городской стеной находилось в Иерихоне, оно датируется примерно 6850 г. до н.э. Около 6000 г. до н.э. в Палестине появилась керамика. К неолитической эпохе относятся и первые опыты использования металла (меди). Период халколита, или медно-каменного века (примерно 4500 – 3300 гг. до н.э.), характеризуется дальнейшим развитием хозяйства. В это время начали выращивать зерновые культуры, возможно, с применением примитивных методов орошения. Продукты земледелия – такие, как маслины и виноград, – из горных районов доставляли в долину Нижнего Иордана. Развивалось производство изделий из камня, глины, меди, а также плетение и ткачество.
Наиболее ранние следы человеческого населения в Южном Леванте обнаружены в поселении Убайдия в долине реки Иордан, которое относится к нижнему палетлиту, около 1,4 млн лет назад. Группы каменных орудий относятся к раннему ашельскому типу. Среди поздних ашёльских стоянок следует упомянуть Гешер Бнор Яаков, пещеру Табун и другие, относящиеся к периоду 1400000 — 250000 лет назад. Человеческие останки нижнего палеолита из Южного Леванта немногочислены; это, в частности, отдельные зубы из Убайдии, длинные костные фрагменты из Гешер Бнор Яаков, а также фрагмент черепа из пещеры Зуттие (Zuttiyeh, «галилейский человек»).
Период среднего палеолита (около 250000 – 48000 тысяч лет назад) представлен в Палестине мустьерской культурой, известной по многочисленным стоянкам (как в пещерах, так и на открытой местности). Хронология мустьерского периода основывается на стратиграфии пещеры Табун. Человеческие останки среднего палеолита включают как неандертальцев (пещеры Кебара, Амуд и Табун), так и современного человека (Джебель-Кафзе и пещера Схул). Возраст останков неандертальцев в пещерах Палестины оценивается в 50000 – 45000 лет.
Верхний палеолит на территории Палестины охватывает период 48000 – 20000 лет назад.
Период эпипалеолита (около 20000 – 9500 гг. до н.э., калиброванная хронология) характеризуется значительным культурным разнообразием и широким распространением микролитической технологии. На последней стадии эпипалеолита (около 12500 – 9500 лет до н.э.) в регионе возникла натуфийская культура, а охотники-собиратели начинают переходить к оседлому образу жизни.
Период неолита на Ближнем Востоке традиционно делится на докерамический неолит А, докерамический неолит В и керамический неолит. В этот период происходит неолитическая революция — переход к аграрному обществу и развитие местных земледельческих культур.
Гасульская культура, халколитическая по своему характеру, была смешанной земледельческой, основанной на крупномасштабной культивации зерновых (пшеницы и ячменя), интенсивном разведении огородных растений, коммерческом производстве вина и оливок, а по образу жизни — комбинацией сезонных переселений и кочевого пастушеского образа жизни. По мнению американского археолога Ю. Заринса, гасульская культура развилась из более ранней культуры Мунхата, «околоаравийского кочевого пастушеского комплекса» — предположительно наиболее ранних носителей семитских языков.
Географически Южный Левант (Палестина) делится на прибрежную равнину, холмистое нагорье на востоке и долину реки Иордан между Галилейским и Мёртвым морями. Уровень осадков снижается от севера к югу, в результате чего северный регион (древний Израиль) был более развитым, чем южный (древняя Иудея). Благодаря тому, что Палестина с древних времён находилась в центре трёх основных торговых путей между континентами, она стала точкой пересечения культурных и религиозных влияний Египта, Сирии, Месопотамии и Анатолии (все географические названия ниже относятся к более поздним эпохам):
- Прибрежный путь: от побережья Газы далее на север до Йоппы и Мегиддо, далее на север через Библос в Финикию и Анатолию.
- Нагорный путь: через Негев, Кадеш-Барнеа в Хеврон и Иерусалим, оттуда на север в Самарию, Шхем, Шило, Бейт-Шеан и Хацор, оттуда в Кадеш и Дамаск.
- Дорога царей: на север из Эйлата, на восток от Иордана через Амман в Дамаск; этот путь был соединён с дорогой на север из Йемена и Южной Аравии.
Периодически Палестина страдала от засухи и снижения объёма осадков, из-за чего кочевой образ жизни в этих местах имел преимущество перед земледельческим. Цикл климатических перемен повторялся неоднократно — периоды засухи сменялись дождевыми периодами, в связи, с чем развитие местных культур также носило циклический, зависимый от климатических периодов характер. Периодический переход от сельскохозяйственного к кочевому образу жизни был связан не только с климатом, но и с истощением почвы из-за примитивных методов ведения сельского хозяйства. В то же время, благодаря удобному торговому положению, в Палестине рано возникли города как торговые центры. С другой стороны, быстрый рост городов при неблагоприятном климате стал причиной большого количества конфликтов как между ними, так и с соседними государствами, которых приманивало богатство региона.
Раннебронзовый период (примерно 3300 – 2000 гг. до н.э.) был ознаменован развитием, расцветом и упадком первой истинно городской цивилизации Палестины. Раннебронзовый I период (около 3300 – 3200 гг. до н.э.) представлял собой непродолжительный переходный этап, известный преимущественно по материалам удаленных друг от друга поселений и нескольких обширных могильников. По сравнению с эпохой халколита это было время упадка. Тем не менее, уже тогда существовала торговля с Египтом позднего додинастического периода. К началу раннебронзового II периода (примерно 3200 – 2600 гг. до н.э.) число поселений значительно увеличилось, причем большинство из них разрослось до размеров городов, а наиболее крупные из них были обнесены массивными стенами. Жители Палестины вели торговлю с Египтом и основали колонии на юге Синая, возможно, с целью добычи меди и других полезных ископаемых. Ещё до окончания этого периода торговля с Египтом пришла в упадок. Раннебронзовый III период (примерно 2600 – 2400 гг. до н.э.) был временем возрождения, а быть может и дальнейшего развития городской культуры, главным образом в центральных и южных областях региона. Были возведены гигантские городские стены, храмы и дворцы. Контакты с Египтом были незначительны, зато существовали связи с Месопотамией, а найденные образцы великолепной керамики с блестящей поверхностью из Хирбет-Керака свидетельствуют о влиянии и со стороны северной Сирии и Анатолии. Ближе к концу этого периода некоторые города были разрушены, а большинство других пришло в упадок. Примерно к 2400 г. до н.э. все поселения, относящиеся к раннебронзовым II и III периодам, были заброшены. Раннебронзовый IV период (примерно 2400 – 2000 гг. до н.э.) характеризуется появлением сотен новых поселений и стоянок, многие из которых располагаются на окраинах региона – в таких районах, как долина Иордана, Заиорданье, Негев и Синай. Большинство крупных теллей (жилых холмов), возникших в предшествующие периоды урбанизации, были покинуты обитателями или заселялись только в определенный сезон; некоторые были превращены в могильники кочевых скотоводческих племен.
Среднебронзовый век (примерно 2000 – 1500 гг. до н.э.) принес с собой наивысший расцвет «ханаанейской» цивилизации. На протяжении среднебронзового I периода (около 2000 – 1800 гг. до н.э.) происходило постепенное возрождение городов, чему, возможно, способствовали связи с Египтом и продвижение на территорию региона амореев – западносемитских племен из Сирии. Почти все городские поселения предшествующих эпох в окраинных районах были заброшены, а на побережье и во внутренних областях возникли новые города, возобновилась жизнь и на территории старых жилых холмов, где были возведены оборонительные стены. В среднебронзовый II период (около 1800 – 1650 гг. до н.э.) все эти процессы в совокупности привели к формированию полноценной системы городов-государств. Заключительный этап – среднебронзовый III период (около 1650 – 1500 гг. до н.э.) – совпадает с эпохой наивысшего расцвета второй урбанистической эпохи в Палестине, во многих отношениях бывшей пиком развития региона в доримский период. Так, Сихем, обнесенный массивными укреплениями с двумя городскими воротами, представлял собой тщательно спланированное городское поселение с жилыми кварталами, административным центром дворцового типа, общественной площадью и двумя храмами. Цитадель Гезера, к примеру, имела на своей территории крепость примерно 17 м в поперечнике. Почти все поселения имели сложнейшие фортификационные системы. Приблизительно в это время азиатские вожди, получившие название гиксосов («правителей чужеземных стран»), захватили власть в Египте, но около 1550 г. до н.э. были изгнаны обратно в Палестину основателями XVIII династии.
Затем на протяжении половины или трех четвертей столетия в Палестине были разрушены практически все поселения. Наиболее значительным и сыгравшим важную роль культурным достижением жителей Палестины среднебронзовой эпохи явилось создание протосинайской письменности – древнейшей из известных нам алфавитных систем письма. Выполненные этим простым и эффективным письмом надписи обнаружены как на Синае, так и в Палестине. В последующие столетия алфавитное письмо распространилось из этого региона по всему свету. К числу технологических новшеств среднебронзового века относится появление керамики, изготовленной на гончарном круге быстрого вращения, и первое в истории широкое распространение изделий из настоящей бронзы, что сделало возможным появление новых типов орудий и предметов вооружения. Олово, необходимое для получения такой бронзы, доставляли из Верхней Месопотамии на расстояние около 800 км.
Позднебронзовый век (примерно 1500 – 1200 гг. до н.э.) был периодом возрождения, но политически Палестина находилась под властью Египта эпохи Нового царства. После некоторого перерыва, вызванного произошедшим в позднебронзовом I периоде (около 1500 – 1400 гг. до н.э.) разрушением, большинство крупных городов среднебронзовой эпохи были вновь заселены в позднебронзовом II периоде (примерно 1400 – 1200 гг. до н.э.). Многие из них стали центрами египетской администрации в Палестине, о чем свидетельствуют письма различных палестинских правителей XIV в. до н.э. к фараону Эхнатону. К числу городов, упомянутых в этих письмах (на глиняных табличках из так называемого амарнского архива), относятся Мегиддо, Таанах, Сихем, Гезер, Иерусалим, Хеврон, Лахиш, Аскалон и Газа. Каждый правитель старается представить фараону своих соперников как предателей и льстецов, одновременно всячески демонстрируя собственную верность и преданность. В одних письмах содержатся просьбы о военной защите, в других – жалобы на продажность египетских должностных лиц, на высокие налоги или на каких-то местных нарушителей порядка, именуемых в этих текстах «хапиру». В XIII в. до н.э. палестинские города-государства постепенно пришли в упадок. Хотя предметы роскоши, найденные в дворцах и гробницах, свидетельствуют об относительном богатстве и изысканных вкусах знати, большинство населения влачило жалкое существование.
Позднебронзовый век в Палестине был ознаменован активностью в религиозной сфере. Во многих местах найдены храмы и предметы культового назначения, а в Угарите на побережье Сирии близ Латакии обнаружены таблички, содержащие мифологические тексты и повествующие о военных и любовных подвигах ханаанских богов и богинь. К их числу относятся Балл Эль (Балу) – верховное божество, его супруга Ашера – главная богиня-мать; молодая пара богов – Баал (Ваал), бог бури, и его возлюбленная Анат; божество смерти Мот; бог хлебных злаков Дагон.
Развитие городов Ханаана существенно отставало не только от Египта и Месопотамии, но даже от Сирии, где с 3500 г. до н.э. возник крупный город в Хамукаре. Этот город, который был завоёван предположительно выходцами из Урука, поддерживал торговые связи с южным Ираком.
Всплеск городского развития наблюдается в раннем бронзовом веке — это такие поселения, как Эбла, которая около 2300 г. до н.э. была включена в империю Саргона, и Нарм-Син. Архивы Эблы упоминают целый ряд библейских городов, в том числе Хацор, Иерусалим и другие. После крушения Аккадской империи наблюдается приток людей, создавших керамику типа Хирбет-Керак, которые пришли из Загросских гор к востоку от реки Тигр. По мнению ряда исследователей, это были хурриты, которых иногда отождествляют с библейским народом «хориты» (хорреи).
В следующий период — среднего бронзового века — «амориты» прибывают из Сирии в южный Ирак; это событие Олбрайт и ряд других археологов отождествляют с прибытием семейства Авраама в Ур. В этот период наблюдается кульминация развития городов на территории Сирии и Палестины. По мнению ряда археологов, главным городом-государством региона в это время был город Тель-Хацор. Именно в этот период семитские племена в большом количестве прибывают в регион дельты Нила в Древнем Египте.
В III тысячелетии до н.э. территория Палестины (Ханаан) была заселена племенами ханаанеев. Согласно Библии, около 1400 г. до н.э. страна была завоевана древнееврейскими племенами: Восточный берег Иордана под предводительством пророка Моисея (Моше), а затем Западный берег Иордана под предводительством полководца и пророка Иисуса Навина.
Бронзовый век завершился около 1200 г. до н.э. целым рядом социальных сдвигов не только в Палестине, но на всем пространстве Восточного Средиземноморья. Первичным толчком для начала этих процессов послужило вторжение на побережье Леванта с запада, с островов Эгейского моря, загадочных «народов моря». Среди этих завоевателей были и филистимляне, осевшие в прибрежных областях Палестины после того, как Рамзес III примерно в 1180 г. до н.э. отразил их нашествие на Египет. Они, возможно, заимствовали в Анатолии секрет выплавки железа, и с собой принесли также новые погребальные обычаи, расписную керамику микенского стиля и развитую технологию строительства из камня. К XI в. до н. э., в ранний период железного века I (около 1200 – 900 гг. до н.э.), филистимляне господствовали на всем побережье.
Другой новой для Палестины этнической группой в это же время стали евреи. Впервые упомянутые в надписи на стеле, повествующей о победах фараона Мернептаха (около 1210 г. до н.э.), они первоначально расселились в небольших поселениях в центральных гористых областях. Здесь обнаружены остатки 250 еврейских поселений, относящихся к XII – XI вв. до н.э. Почти все они были основаны на прежде незаселенных возвышенных местах, а не на развалинах разрушенных ханаанейских городов, как утверждается в библейской Книге Иисуса Навина.
Судя по всему, евреи были кочевниками, которые прежде занимались земледелием, а позднее покинули поселения позднебронзовой эпохи (подобно упомянутым хапиру) и освоили более отдаленные нагорья. К концу периода железного века филистимляне и евреи оказались соперниками в борьбе за владычество над Палестиной. Эта борьба привела к созданию единого израильского царства, которым правили последовательно Саул (примерно 1020 – 1000 гг. до н.э.), Давид (примерно 1000 – 960 гг. до н.э.) и Соломон (около 960 – 920 гг. до н.э.).
Наивысшего расцвета оно достигло при царе Соломоне, который в своей столице Иерусалиме возвел знаменитый Храм. После его смерти царство распалось на два государства, но филистимляне к этому времени были вытеснены на прибрежную равнину. О достижениях израильтян той поры свидетельствуют такие археологические материалы, как укрепления, технология изготовления керамики и обработки железа, резные изделия из слоновой кости и печати, а также сохранившиеся литературные памятники, самым значительным из которых является, конечно, еврейское Священное Писание.
Период железный век II (около 900 – 538 гг. до н.э.) был эпохой борьбы между двумя еврейскими царствами – Израилем на севере и Иудеей на юге. Израиль раздирали династические конфликты, кроме того, он испытывал постоянную угрозу со стороны северных соседей – арамеев и финикийцев. Культ национального бога Яхве был потеснен почитанием божеств неизраильского происхождения – таких, как Ваал и Ашера. Еврейские пророки, подобные Илии или Осии, обвиняли властителей Израиля в обращении к религиозному синкретизму, подрывавшему культурное единство нации. В конечном счете, северное царство оказалось завоеванным Ассирией. С падением в 722/721 гг. до н.э. его столицы Самарии многие жители Израиля были угнаны в рабство. Яркое описание этих событий содержится в Библии (ассирийский плен) и в ассирийских летописях. О них свидетельствуют также слои со следами разрушений, обнаруженные практически в каждом археологическом памятнике в северных областях. Южное царство Иудея уцелело. Последние полтора столетия его истории явились «золотым веком» еврейской пророческой литературы; именно на это время приходится расцвет деятельности пророков: Исайи, Михея, Иеремии.
К числу иудейских царей-реформаторов относятся Езекия (примерно 716 – 687 гг. до н.э.) и Иосия (примерно 640 – 609 гг. до н.э.). Иосия находился под влиянием книжников, принадлежавших к школе Второзакония и призывавших к соблюдению Закона Моисеева. Однако нравственный пыл не мог противостоять военной мощи вавилонян, которые в 586 г. до н.э. захватили Иерусалим. Значительная часть Иудеи опустела. Вавилон, в свою очередь, в 539 г. до н.э. был завоеван персами под предводительством Кира Великого.
В XIII в. до н.э. в страну вторглись «народы моря» с Крита и других островов Средиземного моря, нападавшие также и на Египет и закрепившиеся в южной части Средиземноморского побережья, в районе нынешнего сектора Газы. От окрестных семитоязычных народов они получили название плиштим, буквально «вторгшиеся», или филистимляне.
В XI в. до н.э. древнееврейские племена основали Израильское царство, распавшееся в 930 г. до н.э. на два: Израильское царство (существовало до 722 г. до н.э.) и Иудейское царство (до 586 г. до н.э.).
В XVIII в. до н.э. Палестина испытала нашествие гиксосов. Непосредственно перед древнееврейским вторжением территория Палестины называлась Ханаан. В XII в. до н.э. в Ханаане поселяются филистимляне, давшие название приморской части страны (регион Сектора Газы вплоть до Ашдода, Гата и Экрона) в еврейских источниках (самоназвание неизвестно) (Палестина: страна филистимлян).
На протяжении двух столетий Палестина являлась частью Персидской державы, простиравшейся от Египта до Индии. Между различными провинциями империи установились тесные торговые связи. Политика Персии по отношению к подвластным народам была достаточно мягкой. В 538 г. до н.э. Кир издал эдикт, разрешавший некоторым из еврейских изгнанников вернуться в Палестину и восстановить иерусалимский Храм. В V в. до н. э., при Эзре (Ездре) и Неемии, палестинские евреи пережили религиозное и социальное возрождение, однако столкнулись с противодействием других народов Палестины, особенно самарян (потомков жителей северного еврейского царства, Израиля). Персидское владычество в Палестине завершилось, когда Александр Великий в 332 г. до н.э. захватил её в период войны с персами.
1692680992300.png
После смерти Александра в 323 г. до н.э. Палестина оказалась под властью египетских царей из династии Птолемеев, а позже – царей Сирии Селевкидов. В селевкидский период в Палестине быстро распространилась греческая культура, применительно к этой эпохе называемая современными историками «эллинистической». Разговорным языком вместо древнееврейского стал греческий и арамейский. Синагога – помещение, служившее местом обучения и молитвы, – превратилась теперь в главный социальный институт еврейского общества. Селевкиды пытались искоренить еврейские обычаи и внедрить поклонение греческим богам, что привело около 167 г. до н.э. к восстанию евреев, которое возглавили Маккавеи, в результате было создано управляемое их преемниками Хасмонеями государство (142 – 63 г. до н.э.). Хасмонейские правители, сочетавшие функций царя и верховного жреца (первосвященника), постепенно завоевали большую часть Палестины и обратили большинство населения в иудаизм. В иудаизме в это время разгорелся религиозный конфликт между различными течениями, особенно между саддукеями, фарисеями и ессеями. Одной из важнейших археологических находок, относящихся к этому периоду, является поселение на вершине скалы в Кумране, на западном берегу Мертвого моря. Оно было основано около 150 г. до н. э. членами неортодоксальной еврейской секты – возможно, ессеями.
Палестина попала под власть Рима в 63 (или 66) г. до н.э., когда Помпей присоединяет Палестину в числе прочих территорий Восточного Средиземноморья. Первоначально местная иудейская региональная элита в лице династии Хасмонеев приветствовала новых властителей, считая, что далекие римляне будут меньше вмешиваться во внутренние дела их страны. Однако римляне вскоре привели к власти более лояльную себе идумейскую династию. В течение некоторого времени на иерусалимском престоле находились в качестве подданных Рима иудейские цари из династии Иродиадов. При Ироде Великом (около 37 – 4 гг. до н.э.) Иерусалим украсили многочисленные монументальные сооружения; в частности, был обновлен Храм. Это был Иерусалим Иисуса и апостола Павла.
Однако после 6 г. резиденцией римских правителей стала Кесария на средиземноморском побережье. Многие иудеи возмущались римскими порядками, и сформировалось тайное антиримское движение зилотов. В 66 г. вспыхнуло великое восстание иудеев против Рима. Имеются наглядные археологические свидетельства разрушения Иерусалима римлянами в 70 г. Разрушения прослеживаются также в Кумране, где именно в это время в пещерах была спрятана библиотека членов секты, именуемая свитками Мертвого моря. Рост апокалиптических ожиданий мессии и попытка римского императора Адриана построить храм Юпитера в Иерусалиме вызвали в 132 г. восстание Бар-Кохбы, которое окончилось неудачей. Десятки тысяч повстанцев погибли, а значительное количество евреев было изгнано римлянами из страны. Провинция Иудея была переименована в Сирия Палестина, с тем, чтобы навсегда стереть память об еврейском присутствии в этих местах. Восстание под предводительством Бар-Кохбы (132 – 135 гг.) было жестоко подавлено римлянами, основавшими на развалинах Иерусалима римский город Элия Капитолина и изгнавшими из него всех иудеев. Основное еврейское население в этот период переместилось из Иудеи в Галилею. Однако, несмотря на гонения, наиболее важные для иудаизма религиозные тексты, Мишна и Талмуд, были составлены именно в этот период (II — V вв.).
Завершающий период римской эпохи был ознаменован сохранением пережившей потрясения иудейской общины и постепенным усилением христианских групп, отделившихся от иудаизма в конце I в. В это время регион приобрел славу выдающегося центра религиозной учености. Около 200 г. Иудой га-Наси и другими богословами была составлена Мишна – авторитетный свод правил и установлений иудаизма. В Кесарии в первой половине III в. жил Ориген – величайший представитель греческой христианской учености того времени. В Вифлееме в конце IV – начале V в. жил Иероним – крупнейший латинский христианский автор своей эпохи.
После того, как император Константин в 313 г. узаконил христианство, повсеместно (в том числе и на Ближнем Востоке) стали возникать христианские храмы и монастыри. В Палестину стекались паломники со всего Средиземноморья. Известно более 450 храмов, относящихся к периоду с IV до начала VII вв. Особенно хорошо сохранились византийские памятники – такие, как Авдат, Курнуб, Ниссана, Шивта и Реховот. Известны также десятки синагог, многие из которых украшены великолепными мозаиками.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх