(ТЕОРИЯ) Образование

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства.
Статья 43 Конституции Российской Федерации устанавливает:​
1) право на образование всех (граждан),
2) общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования,
3) право на бесплатное высшее образование на конкурсной основе,
4) обязательность основного общего образования.
Закон «Об образовании» называет обязательными начальное общее образование, основное общее образование и среднее общее образование (ст.66). Применительно к конкретному обучающемуся эта норма применяется до достижения им возраста 18 лет.
Компоненты российской системы образования (закон «Об образовании», ст.10):​
1) ФГОСы и др. федеральные государственные требования, стандарты, программы,
2) образовательные организации, педагогические работники, обучающиеся и их родители,
3) государственные органы, осуществляющие управление в сфере образования,
4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности и оценку качества обучения,
5) объединения юридических лиц и общественные объединения в сфере образования.
Образование в Российской Федерации подразделяется на:​
1) общее образование:
2) профессиональное образование:
3) профессиональное обучение (получение разрядов, квалификаций, знаний и навыков для работы с конкретным оборудованием и пр. – обучение, которое закон требует для получения определенной должности или разряда, категории)
4) дополнительное образование (дополнительное образование детей и взрослых, дополнительное профессиональное образование, которое повышает квалификацию и востребованность человека в глазах работодателей, но не требуется законом)
Обратите внимание: указанные составляющие в законе не имеют общего названия, уровнями названы составляющие общего и профессионального образования.
Функции образования​
1) профессионально-экономическая – формирование социально-профессиональной структуры общества (профессиональная подготовка, повышение квалификации кадров, ведущее к росту производительности труда)
2) социальная – социализация личности и воспроизводство социальной структуры общества, средство самореализации личности и канал социальной мобильности
3) культурно-гуманистическая – использование ранее накопленных достижений культуры для обучения новых поколений знаниям, умениям, традициям, социальному опыту, необходимым для вступления в жизнь и развития творческой деятельности; необходимое условие сохранения и развития достигнутого культурного уровня общества.
Принципы государственной политики в области образования (закон «Об образовании в Российской Федерации», ст.3):​
1) признание приоритетности образования;
2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации;
3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации;
5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;
6) светский характер образования в государственных и муниципальных организациях;
7) свобода выбора образования согласно склонностям и потребностям человека, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм и методов обучения;
8) обеспечение права на образование в течение всей жизни;
9) автономия образовательных организаций, их информационная открытость и публичная отчетность;
10) демократический характер управления образованием;
11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;
12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.
Основные тенденции в развитии образования в настоящее время:​
1) демократизация (более широкий и равный доступ к образованию),
2) рост продолжительности образования (за последние десятилетия увеличилась продолжительность как школьного, так и университетского образования),
3) непрерывность (образование в течение всей жизни),
4) гуманизация ((1) учет индивидуальных склонностей и особенностей, в том числе ограниченных возможностей здоровья; (2) сберегающие здоровье технологии; (3) особое внимание нравственному воспитанию – по сборникам заданий)),
5) гуманитаризация (повышение значения гуманитарных дисциплин),
6) интернационализация, сближение национальных образовательных систем разных стран,
7) компьютеризация (использование компьютеров и электронных средств связи, цифровые форматы учебных и контрольных материалов)
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх