(ТЕОРИЯ) Итальянские боевые пловцы и их атака британских линкоров на рейде Александрии 19 декабря 1941 г.

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Как известно, Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 г. после нападения Германии на Польшу. Вскоре Германии объявили войну союзники и «гаранты» независимости Польши Великобритания и Франция. Но они вели войну, которая получила название «странной». А вот немецкие подводные лодки на море сразу стали топить транспорты и танкеры союзников, и даже совершили дерзкий рейд в базу английского флота Скапа-Флоу, где потопили линкор.
Весной 1940 г. немцы захватили Норвегию и Данию, а затем начали боевые действия против объединенных сил Франции, Британии, Голландии и Бельгии, и вскоре поставили Францию на грань поражения, и лишь большими усилиями англичане сумели эвакуировать свой экспедиционный корпус с континента через пролив Ла-Манш, бросив в Дюнкерке все тяжелое вооружение.
10 июня 1940 г. во Второй мировой войне появился новый участник — Италия. В мечтах Бенито Муссолини видел себя гегемоном на Средиземном море, но ему «мешали» англичане. Последние также не были рады появлению нового противника, который имел большой флот. Вскоре после начала войны на Средиземном море циничные англичане нейтрализовали французский флот (в том числе атаковав базу в Мерс-эль-Кебире, чтобы корабли французов не достались странам «оси»). Но Regia Marina — итальянский флот — и без французских кораблей был угрозой для Великобритании. Он был достаточно силен на Средиземном море — шесть линкоров, многочисленные тяжёлые и лёгкие крейсера, большое количество эсминцев и подлодок делали его серьёзным противником. Чтобы лишить итальянцев преимущества, нужен был простой и эффектный ход. Здесь англичанам помогла палубная авиация. В ночь с 11 на 12 ноября 1940 г. торпедоносцы британского авианосца «Илластриес» атаковали базу итальянских ВМС в Таранто. Результат: англичане потеряли пару самолётов, но вывели из строя три вражеских линкора ...
Казалось бы, дело сделано. Итальянцев лишили преимущества в тяжёлых кораблях, да и сами они не горели желанием сражаться с британским флотом. Но англичане не учли один важный нюанс — боевых пловцов из 10-й флотилии MAS.
В первый раз итальянские подводные диверсанты заявили о себе 1 ноября 1918 г., когда потопили линкор «Вирибус Унитис». Но Первая мировая война уже заканчивалась, так что Рим не особо занимался развитием таких специальных подразделений. Снова на них обратили внимание только перед Второй мировой войной. В этот период морские части спецназначения создавали во многих державах.
В 1939 г. в Италии появилась 1-я штурмовая флотилия боевых пловцов. В марте 1941 г. она была преобразована в 10 флотилию MAS (Mezzi d’Assalto — штурмовых средств) — и именно под этим названием прославилась. Диверсанты должны были атаковать базы Королевского флота в Средиземном море. В первую очередь — в Гибралтаре, на Мальте и в Александрии.
1692268768071.png
К моменту рейда на Александрию англичане уже сталкивались с работой диверсантов из 10-й флотилии MAS. 26 марта 1941 года на рейде бухты Суда на острове Крит взрывающимися катерами были повреждены крейсер «Йорк» (его пришлось выбрасывать на мель) и танкер «Перикл». Крейсер потом добила немецкая авиация, а танкер затонул во время буксировки в Александрию. 20 сентября того же года на рейде Гибралтара были потоплены 3 транспорта. На этот раз отличились экипажи управляемых торпед.
Англичане знали о существовании диверсантов. Они даже взяли в плен нескольких пловцов — в том числе и пилотов катеров, подорвавших «Йорк». Охрану якорных стоянок серьёзно усилили.
1692268808824.png
Мальта
Остров Мальта представляла для Рима не только военный интерес. Господствующая идеология, провозглашавшая необходимость возрождения Римской империи, рассматривала Мальту как законную часть итальянского государства. Остров должен был стать итальянским, но эта цель была практически недостижимой, учитывая серьезное силовое превосходство Великобритании над Италией. Поэтому Италия решила заручиться поддержкой Германии. Был разработан секретный план операции «Геркулес», после чего начались регулярные налеты немецкой и итальянской авиации как на сам остров, так и на следовавшие к нему британские морские конвои. Одновременно командование итальянских ВМС приняло решение организовать подводную диверсионную операцию для ослабления британского флота, базировавшегося у побережья Мальты.
1692268874512.png
Витторио Моккагатта
Разработка подводной операции началась в апреле 1941 г. В поддержку операции очень активно выступал сам Тезео Тезеи – знаковая фигура для итальянских подводных диверсантов, один из разработчиков управляемых торпед и создателей флотилии подводных диверсантов. Руководить операцией должен был командир 10-й флотилии MAS капитан 2 ранга Витторио Моккагатта, а майор-инженер Тезео Тезеи вызвался принять в этом рейде личное участие. Более того, он настоял на том, чтобы в рейде использовались не только катера (взрывающие катера), но и управляемые торпеды. Командование флотом, беспокоясь о безопасности конструктора, пыталось отговорить его от участия в операции, тем более что на недавнем медицинском обследовании Тезеи был признан временно негодным к подводному плаванию из-за порока сердца. Но Тезеи, обладавший очень твердым характером и слывший горячим патриотом фашистской Италии, был непреклонен – он требовал личного участия в операции и командованию пришлось с ним согласиться.
1692268923756.png
Человекоуправляемые торпеды SLC «майяле»
Группе подводных пловцов предстояло проникнуть на специальных катерах в бухту Марса-Машет, затем взорвать мост Сант-Эльмо и организовать диверсии против британских подводных и надводных кораблей, находившихся в бухте. Вечером 25 июля 1941 г. отряд подводных диверсантов под командованием Моккагатта вышел из базы в Аугуста (на острове Сицилия), и направился в сторону Мальты. В отряд входили посыльное судно «Диана», 9 взрывающихся катеров МТМ, находившихся на борту судна, специальный моторный катер MTL, предназначенный для перевозки управляемых торпед «майале», два моторных катера и торпедный катер. Когда отряд приблизился к Мальте на 20 миль, в воду спустили все 9 катеров МТМ. Однако один из катеров тут же затонул, поэтому к острову направились всего 8 катеров.
Чтобы отвлечь внимание британской береговой охраны, итальянская авиация трижды бомбила базу Ла-Валетта.
1692268993639.png
Педретти
Около 3часов ночи, оказавшись вблизи моста Сант-Эльмо, Тезео Тезеи и пловец Коста спустили на воду управляемые торпеды «Майале» и собирались уничтожить сети заграждения. Однако пловцы тут же обнаружили, что торпеда Коста имеет проблемы с двигателем. Поскольку взрыватели на катерах должны были сработать в конкретное время, Тезеи и его напарник Педретти на торпеде направились к заграждению. После того, как пловцы взорвали бы заграждение, должны были последовать в бухту и взрывающиеся катера. Подобравшись к мосту, Тезеи увидел, что уже 4:30 минут – время, установленное для прохода катеров. Времени раздумывать не было, иначе сорвалась бы атака.
Тезеи поставил взрыватель на ноль. Спустя мгновение прозвучал взрыв. В это же время группа из катеров МТМ направилась в сторону бухты, но поскольку моряки не были уверены в том, что заграждение удалось уничтожить, к нему направили один из катеров МТМ, на котором находился Карабелли, у которого уже не оставалось времени спастись. Прогремел взрыв. Береговая охрана британской базы сразу же включила осветительные прожекторы, после чего приближавшаяся к бухте группа итальянских катеров была обнаружена. Британцы начали обстреливать катера из пулеметов, одновременно в воздух были подняты дежурные истребители с базы британской авиации. Моряки на оставшихся катерах приняли решение поворачивать назад, но были замечены британской авиацией. В результате 11 итальянским пловцам все же удалось перебраться на торпедный катер.
Британцы, обследовавшие район моста, выловили окровавленную кислородную маску. Это было все, что осталось от прославленного боевого пловца Тезео Тезеи. Атака на Мальту стала первым серьезным поражением 10-й флотилии MAS. Потери итальянских боевых пловцов составили 15 человек убитыми и 18 человек попавшими в плен к британцам. Кроме того, итальянцы потеряли 2 моторных катера, 8 взрывающихся катеров, катер MTL и 2 управляемые торпеды, а также 2 истребителя авиаподдержки, сбитых британцами. Среди погибших были прославленный майор Тезео Тезеи, его напарник второй капрал Педретти, командир надводного отряда капитан 3 ранга Джорджио Джоббе, начальник медслужбы капитан Бруно Фалькомата и сам командир 10-й флотилии капитан 2 ранга Витторио Моккагатта. В честь погибших подводный отряд 10-й флотилии MAS получил имя Тезео Тезеи, а надводный отряд флотилии – имя Витторио Моккагатта.
1692269040926.png
Гавань Александрии. 1941 г.
В декабре 1941 г. 10-я флотилия MAS провел свою самую знаменитую операцию.
3 декабря 1941 г. итальянская подводная лодка «Шире» вышла из базы в Ла-Специи. На борту лодки находились три управляемые торпеды «майале». Командиром операции был назначен капитан 2-го ранга князь Юнио Валерио Боргезе. В Эгейском море подводная лодка подобрала шестерых боевых пловцов, которым предстояло управлять торпедами. Это были лейтенант Луиджи Дюран де ла Пенне, Эмилио Бьянки, Винченцо Мартеллотта, Марио Марино, Антонио Марчелия и Спартако Шерга.
1692269082215.png
Субмарина «Шире»
Вечером 18 декабря 1941 г. итальянская субмарина «Шире», оборудованная как носитель управляемых торпед, под командованием Юнио Валерио Боргезе подошла на расстояние одной мили от входа в гавань Александрии и выпустила шестерых диверсантов на 3-х «майале» (человеко-торпеды): на каждой по два диверсанта и 270 кг тротила. Пилотами этих торпед были: лейтенант Дюран де ла Пенне, инженер-капитан Марчелия и капитан службы вооружения флота Мартеллотта.
Диверсантам повезло: боновое заграждение (боново-сетевые заграждения состоят из поплавков-бонов и прикреплённых к ним сетей, удерживаемых якорями и растяжками, с помощью которых береговая команда может приводить их в боевое положение), преграждавшее вход в гавань, было разведено для возвращавшихся на базу эсминцев. Без проблем проникнув на рейд итальянцы двинулись к заранее разведанным авиаразведкой целям: Линкорам «Куин Элизабет» и «Вэлиант», а также к крупному норвежскому танкеру снабжения (первоначальной их целью был авианосец, но он ко времени атаки уже отвалил от причала). Все экипажи успешно выполнили установку зарядов на корпуса целей, но дальше все пошло не так хорошо. Так ещё на подходе к цели у торпеды лейтенанта де ла Пенне заглох двигатель, и ему с напарником Эмилио Бьянки пришлось самим тащить её к борту линкора «Вэлиант». После установки заряда обессиленные диверсанты вынырнули на поверхность, где были обнаружены и доставлены на борт своей жертвы. На допросах они молчали и были посажены в трюм. Лишь в 6 часов утра, спустя 13 минут после взрыва танкера «Сагона», они попросили встречи с командиром линкора, на которой и сообщили, что корабль заминирован. Капитан Чарльз Морган приказал экипажу выйти на верхнюю палубу. В 6:06 заряд сработал, а через 4 минуты рвануло и под днищем «Куин Элизабет».
1692269123397.png
Лейтенант Дюран де ла Пенне
Заминировавшие «Куин Элизабет» Марчелия и его напарник Спартако Шерга выбрались на берег и были арестованы спустя 2 дня в Розетте (после того, как начали расплачиваться британскими фунтами, которые не были в ходу в Египте). Потопившие танкер Мартелотта и его напарник Марио Марино также были задержаны уже на берегу.
Каков итог действий диверсантов? «Вэлиант» вернулся в строй спустя шесть месяцев, «Куин Элизабет» только в 1943 г. Танкер был уничтожен полностью, при взрыве танкера пострадал и эсминец «Джарвис», вернувшийся в строй в январе 1942 г.
1692269193750.png
1692269202350.png
Линкор «Куин Элизабет»
«Куин Элизабет» на рейде Александрии
Несмотря на пленение самих пловцов, итальянцы в этот раз смогли блестяще отыграться за поражение при атаке на Мальту. Порт Александрия считался одной из ключевых баз британского флота. В ходе атаки 6 человек на полгода обеспечили итальянскому флоту доминирование на Средиземном море выведя из строя главные силы флот-адмирала Каннингема. Также союзниками были потеряны два конвоя, шедших на Мальту. А успешное наступление генерала Роммеля в 1942 г. стало возможным благодаря беспрепятственной проводке конвоев снабжения из Италии в Африку.
После уничтожения немецкой подлодкой линкора «Бархэм» и подрыва двух линкоров в Александрии англичане оказались в сложном положении. В восточном Средиземноморье у них осталось только четыре крейсера и эсминцы. Чтобы дезинформировать противника, они как могли скрывали информацию об успехе его акции. Британским газетам было запрещено упоминать об этом, так что в прессе публиковали фото неповреждённых «Вэлианта» и «Куин Элизабет».
1692269223156.png
Линкор «Вэлиант». 1943 г.
Итог операции итальянских боевых пловцов подвёл Уинстон Черчилль: «Шесть итальянцев, одетых в довольно необычные скафандры и снабжённых до смешного дешёвыми средствами, сумели сместить баланс сил на Средиземном море в сторону «оси»».
В Восточном Средиземноморье итальянский флот занял приоритетные позиции. Весной 1942 г. итальянские корабли полностью уничтожили британский конвой, следовавший на Мальту, а летом 1942 г. второй британский конвой также был уничтожен немецкими подводными лодками и авиацией. В самой Италии блестящая атака на Александрию была воспринята как национальная победа. Князь Боргезе и ряд боевых пловцов получили высшую военную награду – медаль «За доблесть».
В июне 1942 г. итальянские диверсанты участвовали в операции против советской военно-морской базы в Севастополе, поразив транспортное судно, две подводные лодки и малый корабль, а в июне-сентябре 1942 г. предприняли две атаки на порт Гибралтар, где также повредили несколько британских кораблей.
В конце 1942 г. итальянские пловцы провели еще одну очень успешную операцию – рейд на Алжир. В порту Алжира в это время находилось большое количество грузовых и транспортных судов, принадлежавших союзникам. 4 декабря 1942 года с военно-морской базы в Ла-Специи вышла итальянская сверхмалая подводная лодка «Амбра», на борту которой находились 3 управляемые торпеды и 10 диверсантов. К вечеру 10 декабря подводная лодка подошла к порту Алжира на глубине 18 м. Около полуночи боевые пловцы и управляемые торпеды оставили лодку. Командир экипажа «Амбре» до 3 часов утра ждал возвращения пловцов, но, не дождавшись, покинул район порта и двинулся в сторону Ла-Специи.
Тем временем, пловцы смогли успешно справиться со своими задачами. В 5 часов на нескольких кораблях прогремели взрывы. Британское судно «Ocean Vanquisher» и норвежское «Berta» затонули, «Empire Centaur» и «Armatan» получили серьезные повреждения, а американский десантный корабль «LSM-59» был выброшен на берег. Правда, все 16 итальянских боевых пловцов и диверсантов, участвовавших в минировании кораблей, попали в плен.
Следует отметить, что кроме 10-й флотилии MAS, в 1941-1942 гг. были созданы XII-я эскадра торпедных катеров, действовавшая на Ладожском озере и участвовавшая в блокаде Ленинграда, и IV-я эскадра торпедных катеров, базировавшаяся в оккупированном германскими и итальянскими войсками Крыму. Продолжались атаки и в Средиземном море, а в начале 1943 г. флотилия всерьез рассматривала план организации диверсий в Нью-Йорке.
Однако после того, как в 1943 г. пал режим Муссолини, активность 10-й флотилии MAS на море резко снизилась, а затем и вообще прекратилась. Но убежденный фашист Боргезе не собирался, в отличие от многих других итальянских офицеров, переходить на сторону союзников. Он присягнул на верность прогитлеровской Итальянской социальной республике, а его примеру последовала вся флотилия MAS. В это же время резко изменился и ее профиль деятельности. Вынужденная действовать на суше, флотилия превратилась в карательно-полицейское подразделение, участвовавшее в антипартизанских операциях. На счету флотилии казнь 68 гражданских лиц в городе Масса, убийства мирных жителей в Удине, казнь 12 мирных жителей в Борто Тичино, казнь 5 человек в Кастелетто Тичино. Перед концом войны бывшие подводные диверсанты участвовали в операциях против югославских партизан в районе итало-югославской границы.
1692269333226.png
1692269353990.png
1692269344052.png
Князь Юнио Боргезе
Конечно, антипартизанскими операциями и казнями мирных жителей героические боевые пловцы, которые не могли не вызывать восхищения своей подготовкой и отвагой, сильно себя дискредитировали. Именно в это время князь Юнио Валерио Боргезе и «наработал» срок, который ему дали после победы за участие в военных преступлениях. Бывший командир флотилии был схвачен партизанами и передан командованию союзных войск. Юнио Боргезе приговорили к 12 годам заключения, однако в тюрьме он провел всего около 4 лет и в 1949 г. вышел на свободу. Политическая ситуация в мире к этому времени серьезно изменилась, вчерашний союзник СССР стал рассматриваться США и Великобританией как главный противник. Боевой опыт подводных диверсантов мог пригодиться уже для новых целей. В 1952 г. подразделение итальянских боевых пловцов было возрождено под названием COMSUBIN в составе ВМС Италии, которым предстояло играть важную роль в планах НАТО в Средиземноморском регионе.
После войны Валерио Юнио Боргезе стал активно участвовать в итальянской политике, сблизившись с крайне правыми кругами Италии, мечтавшими о возрождении фашизма. Одновременно он, хотя уже и не находился официально на военной службе, продолжил прежнюю деятельность диверсанта, только уже работавшего на крайне правые круги и спецслужбы.
1692269386237.png
Линейный корабль «Новороссийск» в Севастополе, начало 1950-х гг.
А еще вспомним, что князь Юнио Боргезе, после окончания Второй мировой войны заявил после передачи Италией СССР линкора Юлио Чезаро (Юлий Цезарь), у русских он проплавает не долго. И по мнению некоторых специалистов (капитан второго ранга в запасе С. Елагин и другие), именно итальянские боевые пловцы потопили в Севастополе в 1955 г. линкор «Новороссийск» (в прошлом, Юлио Чезаро).
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх