(ТЕОРИЯ) Екатерина II и переселение казаков на Кубань

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
В 1792 г. по решению российской императрицы Екатерины II началось переселение Черноморского казачьего войска на Кубань. Казаки-черноморцы — сначала как отдельное воинское соединение, а затем в составе кубанского казачества — героически проявили себя в ходе войн, которые вела Россия в XVIII — XX вв. По словам историков, их деятельность способствовала формированию российских границ в том виде, в котором они существуют сегодня.
7 сентября 1792 г. суда Черноморского казачьего войска причалили к берегам Таманского полуострова. С этого момента начался процесс переселения казаков-черноморцев на Кубань. По словам историков, Черноморское и Кубанское казачьи войска в дальнейшем внесли большой вклад в оборону и расширение южных границ Российской империи.

1685588181736.png
Черноморский казак. Иллюстрация к «Описанию всех в Российском государстве обитающих народов», 1799 г.
Согласно условиям Кючук-Кайнарджийского мирного договора 1774 г. между Россией и Турцией Крым получил независимость от Османской империи. По словам историков, на полуострове возросло влияние России.
В 1775 г. императрица Екатерина II официально объявила о ликвидации Запорожской Сечи. Однако запорожцы не хотели менять свой статус, превращаясь в обычных крестьян или государственных поселян. В 1787 г., когда царица совершала путешествие по южным регионам России, Григорий Потёмкин представил ей бывших представителей запорожской казацкой старшины, которые подали правительнице прошение о восстановлении их войска. По словам историков, время для обсуждения вопроса они выбрали удачное. Было очевидно, что Российскую империю ждут новые войны с Турцией.
Из бывших запорожцев начали в спешном порядке формировать Войско верных казаков черноморских. Год спустя оно было переименовано в Черноморское казачье войско. Помимо бывших запорожцев, в ряды нового казачества набирали «охотников из свободных людей» — то есть любых добровольцев.
Изначально Черноморское казачье войско расположилось между реками Днестр и Южный Буг. Но изменение геополитической ситуации в Северном Причерноморье открыло перед казаками новые перспективы. Ясский мир, подписанный с Османской империей 9 января 1792 г., официально подтверждал расширение границ России на юге до реки Кубань. Однако, как отмечают историки, по соседству с этими территориями на Кавказе жили народы, часть которых оставалась под сильным турецким влиянием, поэтому новые границы необходимо было укреплять. К участию в этом процессе решили привлечь казаков-черноморцев.
После присоединения Правобережной Кубани в 1783 г. к России и юридического закрепления Ясским договором (1791 г.) новой границы по реке Кубани царское правительство приняло решение о заселении этого региона казаками для освоения земель и защиты от внешнего нашествия.
Грамотой от 30 июня 1792 г. императрица Екатерина II даровала кубанские земли Черноморскому казачьему войску, сформированному в 1787 г. из бывших запорожцев. Черноморские казаки получили около 3-х млн. десятин земли, простиравшейся между реками Кубанью и Еей, Черным и Азовским морями и устьем Лабы. По свидетельству очевидцев, «край представлял собою не начатый запас естественных богатств, которыми можно было пользоваться при помощи скромных затрат труда и капитала. Благоприятный климат, полноводные реки и плодородная земля сули ли материальное довольство».
В царской грамоте подчеркивалось, что казаки получаю земли «в полное владение и распоряжение» за «усердную и ревностную службу, за ненарушимую верность, строгое повиновение и похвальное поведение, за храбрые и мужественные подвиги на суше и водах». Им же предписывались охрана южнороссийских границ и освоение кубанских земель.
1685588246778.png
Флаги Черноморского казачьего войска: военное знамя 1788 года (1), знамёна 1803 года, пожалованные Александром I (2), и куренные значки 1788 года, пожалованные Екатериной II (3)
Итак, в июне 1792 г. Екатерина II своим указом «за мужественные подвиги на суше и водах и неустрашимую верность в течение благополучно оконченной войны с Портой Отоманскою» пожаловала Черноморскому казачьему войску земли между рекой Кубань и Азовским морем, подчеркнув, что казакам «надлежит бдение и стража пограничная от набегов народов закубанских». Восточными соседями черноморцев стали линейные казаки, выдвинувшиеся с Дона.
Руководил перебазированием Черноморского казачьего войска кошевой атаман Захарий Чепега — герой штурма Очакова и Измаила, кавалер орденов Святого Георгия 3-й и 4-й степени и Святого Владимира 3-й степени.
1685588311913.png
Фрагмент карты «Доминионы России в Европе» с землями Войска черноморских казаков, изданной по рисункам и картам Академии наук в Санкт Петербурге, 1806 г.
1685588337878.png
Захарий Алексеевич Чепега, кошевой атаман Черноморского казачьего войска. Захарий (Харько или Харитон) Алексеевич Чепега — второй (после Сидора Белого) кошевой атаман Черноморского казачьего войска, генерал-майор русской армии, активный участник русско-турецких войн второй половины XVIII в. и переселения Черноморского казачьего войска на Кубань
Переселение черноморцев из-за Буга на Кубань проходило двумя путями: морским и сухопутным. В августе 1792 г. первыми на гребных судах по Черному морю прибыли пешие казаки во главе с полковником Саввою Белым и высадились на Таманском полуострове. Кошевой атаман Захарий Алексеевич Чепига шел с конными полками, семейными казаками и войсковым имуществом сухопутным путем. На кубанскую землю он прибыл глубокой осенью и зимовал в Ейском укреплении. Оставшихся черноморцев собрал и привел в следующем, 1793 г. на новые земли войсковой судья Антон Васильевич Головатый. Всего на Кубань переселилось 17000 бывших запорожцев, составлявших тогда основу Черноморского войска.
16 августа 1792 г. из Очаковского лимана к берегам Тамани двинулась эскадра, включавшая в себя казачью флотилию из 50 канонерских лодок и одной яхты под командованием Саввы Белого, бригантину «Благовещенье» и 11 транспортных судов. Отряд высадился в Тамани 25 августа 1792 г., всего было 3247 человек.
Этот день можно считать началом фактического занятия пожалованной земли.
1685588379857.png
Вслед за морскими переселенцами 2 пехотных полка (некоторые с семьями) под командованием полковника Константина Кордовского перешли через Крым «сухим путем» и став при Старом Темрюке учредили наблюдательный пункт, устроили курени на зиму. Кордовский привел с собой 600 человек, несколько орудий, волов, лошадей. 2 сентября в путь двинулся основной отряд казаков под командой Кошевого атамана З.А. Чепеги.
Отряд состоял из 3 конных и 2 пеших пятисотенных полков, обозов семейного казачества, войскового штаба и войскового правительства – всего 2075 человек.
1685588416395.png
Путь отряда проходил по почтовым трактам, осенняя распутица мешали быстрому продвижению. Последняя стоянка была в районе Батайска, затем через Азов по Копыльскому шляху и 23 октября прибыл к Ейскому Укреплению. Здесь отряд встречал Ейский комендант секунд-майор Андрей Николаевич Война. Ему подчинялся гарнизон Карантинного редута на противоположном берегу р. Ея в ее нижнем течении и гарнизоны на косах Ейской, Долгой, Камышеватской. Отряд, не останавливаясь, прошел мимо Ейского укрепления, спустился на дорогу, ведшую к Черному броду, вытянулся по гати. В XVIII в. переправа через р. Ея называлась Черным бродом, т.к. с давних времен татары угоняли в рабство людей и если до Еи у людей была надежда, что их отобьют донские казаки, то после переправы, за которой начинались земли кочевых народов, эти надежды исчезали. Отсюда и название – Черный брод, то есть печальный, горестный. Перейдя пешими мост, остановились в Карантинном редуте (на месте нынешней ст. Старощербиновская). Казаки оставались здесь 23 дня, затем отправились зимовать на Ейскую косу.
Захарий Чепега, не желая подвергать своих подчиненных дальнейшему утомительному движению, решил остановиться на зимнюю стоянку в Ханской крепости. К приходу казаков за валами Ханского городка находился один человек, ее страж и смотритель прапорщик Михайлов из Ейского Укрепления. На Ейской косе у рыбозаводчиков работало 400-500 «бурлаков» без семей и индивидуальных жилищ из числа беглых крепостных или пришедших на заработки людей разного звания. На косе Долгой 170 бурлаков, на косе Камышеватской 140 бурлаков (по ведомости полковника войска Черноморского Мокия Гулика от 15.07.1792 г.).
Место для стоянки было выбрано удачно: в укреплении имелся достаточный запас продовольствия, а в его окрестностях – добротные зимние пастбища, обилие камыша для топлива, превосходные рыбные места на косах, где «рыбы судака, таранушки казаки на харч тягали довольно». Расположившись на зимовку, казаки построили землянки, походную церковь разбили в бывшем ханском доме, в степи за 150 верст от стоянки на р. Челбасы выставили 2-х сотенную команду.
Оставшаяся часть казаков под командованием войскового судьи А. Головатого в 20 колонн прибудет на Тамань к июню 1793 г. Они шли по маршруту З. Чепеги через Запорожье на Черкасск. Кроме семейных казаков, в Черноморию двинулась масса одиночек – «сиромы», бездомные и бесхозяйственные казаки. Всего из-за Буга на Кубань разными способами переселилось до 17000 казаков и 8000 женщин. Места поселения определялись чисто военными соображениями. Переселение на Кубань шло по двум направлениям – через Тамань и р. Ею. Поэтому первые поселения появляются именно здесь. Тамань была главной резиденцией войскового судьи Головатого, а Чепега находился в Ханском городке, который покинул в мае 1793 г. 23 мая был издан приказ о постановке кордонов вниз по р. Кубани – это дата начала создания Черноморской кордонной линии.
12 августа 1793 г. началось размежевание войсковой земли, которое происходило под руководством Кошевого атамана З. Чепеги и войскового судьи А. Головатого у устья р. Ея. 15 августа 1793 г. войсковое правительство решило «в Карасунском Куте против дубравы, называемой Круглик, в достопамятное воспоминание имени императрицы Екатерины II, воздвигнуть войсковой город Екатеринодар».
Итак, весной 1793 г. казаки принялись укреплять кордонами кубанскую границу и строить курени (станицы). Уклад своей жизни в Запорожской Сечи они постарались перенести на новые земли. В центре куреня, как правило, располагался майдан (площадь), на котором собирались казаки для решения своих общих дел. На майдане возводилась войсковая церковь, в которой по обычаю хранились казачьи регалии, полученные «на поле честных заслуг государству» и свидетельствовавшие «о доблестной службе и храбрости предков».
Черноморцы даже внешне очень походили на своих предков-запорожцев: длинные опущенные усы, бритая голова, оселедец за ухом, рубаха, широкие шаровары, сапоги. Зимой они носили высокую меховую шапку с красным верхом, шаровары, полушубок.
Конные казаки были вооружены ружьями, пистолетами, холодным оружием – шашками и пиками. Многие из них были искусными воинами, метко стреляли по цели с лошади на полном скаку и даже на слух в темноте. Строевой конь вместе с оружием был главным богатством казака.
Вновь основанные поселения сохранили старые названия 38 запорожских куреней (Батуринский, Васюринский, Динской, Уманский, Щербиновский и другие) и дополнены двумя новыми: Екатерининским, в честь императрицы Екатерины II, и Березанским – в память о подвиге казаков на Черном море – взятии крепости на острове Березани у турок. Таким образом, на Кубани черноморцы заложили 40 поселений (станиц).
В то же время кубанская линия, от устья Лабы до Ставрополья, заселялась донскими казаками, которые составили Линейное войско. Они основали здесь станицы Воровсколесскую, Прочноокопскую, Кавказскую и другие.
Казачьи курени на Черномории были распределены таким образом, что наряду с освоением земель осуществлялось укрепление российской границы по реке Кубани. Временные поселения казаков оборудовались земляными валами, плетеными изгородями и пушками.
Осенью 1793 г. казаки заложили на берегу Кубани войсковой город Екатеринодар, который стал военно-административным центром Черномории и получил свое название в честь святой Екатерины. Его возведение началось на территории Карасунского кута (в Краснодаре – район парка им. М. Горького и бывшей Краевой больницы). К югу, напротив излучины реки Кубани, была основана крепость, которая напоминала собою прежнюю Сечь. В крепости находилось войсковое управление с казармами для размещения куренных атаманов, бездомных и престарелых казаков.
Екатеринодар застраивался строго по плану, что позволило городу сохранять прямолинейность улиц и кварталов. Уже в 1794 г. в столице Черномории имелось 9 кирпичных домов, 75 хат, а население достигло 580 человек.
Царское правительство жаловало на Кубани земли и помещикам. Они перевозили на новые места крепостных крестьян из центральных районов России, но такие переселения не оправдали надежд владельцев.
Более значительным был поток беглых из центральной России. Их привлекали плодородная земля, мягкий климат и воля. Но они встречали многочисленные препятствия при получении земли. Приходилось преодолевать трудности и при освоении целины. Местная администрация стремилась пресечь такие переселения, выловить беглых и вернуть их на старые места. Однако эта попытка успеха не имела.
Многие проблемы, связанные с освоением Кубани, организацией быта и общественной жизни переселенцев, управлением Черноморским войском, оставались нерешенными.
Начало 1794 г. было ознаменовано общим собранием войсковой старшины в Екатеринодаре, на котором обсуждался порядок управления войском. Некоторые формы управления, применявшиеся в Запорожской Сечи, оказались устаревшими и неприменимыми в Черномории.
Собрание приняло документ под названием «Порядок общей пользы», по которому в Черноморском войске утверждалось войсковое правительство, состоявшее из кошевого атамана, войскового судьи и писаря. Вся Черномория была разделена на пять округов (Екатеринодарский, Фанагорийский, Бейсугский, Ейский, Григорьевский), для управления которыми назначались полковники. В правительстве сосредоточивались все военные и гражданские дела.
Исторически сложившееся казачье самоуправление претерпело изменения. Войсковая Рада была упразднена, все вопросы внутренней жизни теперь решались Войсковым правительством, которое подчинялось Таврическому губернскому правлению.
Вся территория войска была разделена на 5 округов:
1) Екатерининский – «для местностей тяготеющих к войсковому граду»;
2) Фанагорийский в Тамани;
3) Бейсугский в районе Бейсуга и Челбас до Ачуева;
4) Ейский по р. Еи с прилегающими местами;
5) Григорьевский со стороны Кавказского наместничества.
1685588525329.png
Казачье самоуправление сохранялось только в куренях. На общем собрании черноморцы решали свои местные проблемы, избирали атаманов. Сельский атаман занимался гражданскими делами, куренной – военными. Однако решение земельных и судебных вопросов, наряды на службу были переданы вышестоящей казачьей администрации. Атаманы подчинялись правлению округа.
В соответствии с «Порядком общей пользы» казак получал за военную службу земельный надел, денежное жалование и различные льготы. Земля предоставлялась ему в пожизненное пользование с правом наследования, но без права отчуждения. Старшина закрепила за собой привилегированное имущественное положение, (земельные владения стали неприкосновенными) получила «открытые листы» на землю и право выделяться на хутора.
1685588570400.png
Казак Черноморского Казачьего войска, литография неизвестного автора XIX в. Казак и Обер-Офицер Кубанского Конно-Иррегулярного Эскадрона, рисунок Карла Пиратского
Заселение Кубани черноморцами, организация военной службы, гражданского самоуправления и быта переселенцев, создание экономических и общественных отношений на принципах казачьей демократии позволили быстро и эффективно для того времени осуществить хозяйственное освоение региона и надежно укрепить южные границы России.
Согласно положению от 1802 года, в случае войны Черноморское казачье войско должно было предоставить в состав армии десять конных и десять пеших полков.
В XIX в. ряды Черноморского войска были пополнены примерно 70000 казаков из других формирований. В середине века войско состояло из 12 конных полков, девяти пеших пластунских батальонов, двух гвардейских эскадронов, трёх батарей и конноартиллерийской роты. Общая численность Черноморского казацкого войска к 1860 г. вместе с членами семей казаков достигла 200000 человек. Казаки-черноморцы отличились в ходе Кавказской кампании Крымской войны, а также в русско-турецких войнах.
1685588641696.png
Карта земель Черноморского и Кавказского линейного казачьих войск, 1858 г.
Из казачьих частей, которые несли службу к востоку от черноморцев и вместе с ними обороняли созданную на Северном Кавказе систему укреплений, в 1832 г. было организовано Кавказское линейное казачье войско, штаб которого находился сначала в Пятигорске, а затем в Ставрополе. В его состав разрешалось записывать добровольцев из числа военнослужащих регулярных войск.
В 1860 г. власти империи решили создать на базе Черноморского и части Кавказского линейного казачьего войска единое Кубанское казачье войско с центром в Екатеринодаре. Два года спустя в его состав также влились несколько десятков тысяч казаков из других формирований, государственных крестьян и военнослужащих Кавказской армии, переселившихся в предгорья Кавказа. В 1864 г. ряды кубанцев пополнили казаки из расформированного Азовского казачьего войска.
1685588680633.png
Трубач конноартиллерийских батарей Черноморского казачьего войска. Рисунок неизвестного автора XIX в.
Кубанские казаки жили в 278 станицах и 32 хуторах. При войске выпускалась газета «Кубанские войсковые ведомости» и действовал собственный краеведческий музей.
Кубанские казаки участвовали во всех крупных войнах, которые вела Российская империя в конце XIX — начале XX вв.
1685588714472.png
Памятник в г. Ейск в честь 200-летия переселения Черноморских казаков на Кубань открыт 12 июня 1992 г.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх