(ТЕОРИЯ) Древняя (Киевская) Русь

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Восточные славяне в древности
Славяне — одна из наиболее крупных групп европейского населения, имеющая коренное (автохтонное) происхождение. В качестве отдельной этнической общности славяне сформировались на рубеже новой эры, обособившись от более крупной индоевропейской общности. Первые письменные упоминания о них можно встретить в произведениях римских историков-летописцев І – ІІ вв. — Плиния Старшего, Тацита, Птолемея. Источников, проливающих свет на раннюю историю славян, немного. Это объясняется отсутствием у них письменности и удалённостью от крупных цивилизационных центров той эпохи. Фрагментарные сведения можно почерпнуть из работ римских, византийских, арабских, персидских историков и географов, а также благодаря данным археологических раскопок и сравнительному анализу славянских языков.
Происхождение славян
В современной исторической науке наиболее распространёнными теориями происхождения славян являются автохтонная и миграционная. Суть автохтонной теории состоит в том, что славяне — это коренное население Восточной Европы. Согласно этой точке зрения, восточные славяне — потомки носителей зарубинецкой (III в. до н. э. — II в. н. э.) и черняховской (ІІ–IV вв.) археологических культур.
С предками славян большинство приверженцев этой теории соотносят материалы, относящиеся к зарубинецкой культуре. Сообщество её носителей проживало вдоль берегов Среднего Поднепровья, Припяти и Десны на рубеже III – II вв. до н. э. — I в. н. э. Зарубинецкие памятники соответствуют времени существования единого древнеславянского (венедского) массива. К формированию же восточных славян — антов непосредственное отношение имело население северного ареала распространения черняховской культуры (II – IV вв. н. э.). Она была насыщена провинциальными римскими влияниями, которые в то время были распространены в Юго-Восточной и Центральной Европе. Материальные находки свидетельствуют, что культура черняховского сообщества также содержала скифо-сарматские, фракийские и германские элементы. Славяне в составе этой пестрой культуры, видимо, были политически несамостоятельны, особенно после появления в Северном Причерноморье племён готов и создания ими военного союза.
Сторонники миграционной теории утверждают, что славяне являются пришлым населением, которое появилось в Восточной Европе в первых веках нашей эры, а их прародиной был бассейн рек Одера, Рейна и Вислы. На рубеже І – ІІ вв. н. э., под давлением воинственных германских племён, они пересекли Вислу, а уже к IV – V вв. достигли Днепра.
Другая версия миграционной теории предполагала, что проникновение славян в восточноевропейский регион происходило от южного побережья Балтики до берегов Ладоги, где позже ими будет основан один из главных племенных центров — Новгород. Параллельно с процессом расселения происходила ассимиляция славянами представителей местного финно-угорского населения, ранее проживавшего на этих территориях. Тем не менее, отдельные народы этой группы и сегодня проживают в Российской Федерации (мордва, марийцы, коми).
Расселение
Первые упоминания о предках современных славянских народов – венедах – относятся к I веку н. э., когда они проживали в Прикарпатье. К V в. славяне оттесняют германские племена за р. Эльбу, выходят к среднему Днепру и начинают колонизацию Балкан. В VII – VIII вв. происходит разделение славян на три группы – западные, южные и восточные. Восточные славяне расселяются по Днепру, до р. Невы и Ладожского озера на севере, на востоке доходили до Дона. Известны славянские поселения и в Крыму.
В период Великого переселения народов (II – VI вв.) славяне уже заселили значительную территорию Европы, впоследствии разделившись на три группы — венедов, склавинов и антов, что соответствовало нынешним западным, южным и восточным славянам:
- западные (чехи, словаки, поляки, лужицкие сербы, кашубы);
- южные (болгары, хорваты, сербы, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы);
- восточные (русские, украинцы, белорусы).
Готское нашествие IV в. приостановило исторически первый процесс культурной, экономической и политической консолидации славянства. Разделение венедов готским «клином» на восточную и западную группы привело к возникновению антов Поднепровья и склавинов Поднестровья. Последние ассоциируются с пражской археологической культурой. А северо-западная окраина славянского мира после завершения готского нашествия продолжила носить прежнее общеславянское название венетов (комплекс археологических памятников в Центральной и Северной Польше).
Вначале анты терпели поражения от готов, но вскоре процессы их консолидации и самоутверждения продолжились, что способствовало образованию в будущем мощных военно-политических союзов. В отличие от достаточно мирных племён зарубинецкой культуры, тогдашнее славянство становится более воинственным, склонным к агрессии, экспансии на земли соседей. Поэтому именно анты превратились в главную силу, противостоявшую готам. Несколько позже славяне заняли место готского объединения в Юго-Восточной Европе.
Эти события, датированные концом IV – V вв., дали импульс к формированию новой этнокультурной и социально-экономической общности, в которой славянам принадлежало ведущее место. Находки этого времени, обнаруженные на границе лесостепной и полесской зон Восточной Европы, свидетельствуют о том, что именно эта местность стала прародиной раннесредневековых восточнославянских культур и отсюда во времена Великого переселения народов, с конца V в., началось расселение славян в северо-восточном, южном и юго-западном направлениях.
Восточные славяне занимали территорию от озера Ильмень на севере до Причерноморских степей на юге, и от Карпатских гор на западе до Волги на востоке. В летописях встречаются упоминания 13 разных племенных групп восточных славян (поляне, северяне, радимичи, кривичи, ильменские словене, дреговичи, тиверцы, дулебы, белые хорваты, волыняне, бужане, уличи, полочане). Все они имели общие этнические черты. Восточных славян также упоминали византийские историки Прокопий Кесарийский и Иордан. К примеру, Прокопий Кесарийский так писал о них: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издавна живут в народоправстве, и поэтому у них успехи и неудачи воспринимаются как общее дело … У тех и других схожий язык ... А ранее даже имя у славян и антов было единым. … Вступая в битву, большинство идёт на врагов пешими, имея небольшие щиты и копья в руках. Панциря же никогда на себя не надевают; некоторые не имеют ни хитона, ни плаща, только штаны ... Все они и высокие, и очень сильные ... Образ жизни (их) грубый и неприхотливый ...».
После 602 г. в письменных источниках анты не упоминаются. Их исчезновение с исторической авансцены объясняется поражением от племенного союза аваров. Северная часть антов слилась со склавинами, а остальные перешли Дунай и осели в Византии.
Славяне, постепенно расселяясь по Восточно-Европейской равнине, контактировали с проживавшими там племенами финно-угров и балтов, ассимилируя их. На протяжении VI – IX вв. происходил процесс объединения славян в общности, которые, помимо родового, уже обладали и территориально-политическим характером. Племенные союзы (Славия, Артания, Куявия) стали первыми протогосударственными объединениями восточных славян.
К наиболее ранним археологическим культурам, отождествляемым с восточными славянами, относят Киевскую (II – V вв.) и Пеньковскую (VI – нач. VIII в.). Археологические раскопки в целом подтвердили летописные данные о расселении славянских племён.
Соседи славян
На формирование восточнославянского этноса, его культуры существенное влияние оказали соседи славян. В первых веках нашей эры славяне тесно контактировали с народами индоиранской группы, главным образом — сарматами, а также с греческим населением античных городов-государств Северного Причерноморья. Позже поддерживали тесные отношения с племенами балтской группы. Заметный след оставили контакты с аварами, болгарами, хазарами, викингами. С V в. устанавливаются отношения восточных славян с Византийской империей.
Особую роль в жизни славян занимали отношения со степными кочевыми народами. В VI в. тюркоязычные авары (обры) сумели создать собственное государство, территория которого охватила большую часть южнорусских степей. Аварский каганат пал под ударами Византийской империи в 625 г.
В VII – VIII вв. на месте существования Аварского каганата возникли Болгарское царство и Хазарский каганат, а в районе Алтая — Тюркский каганат. Эти государственные образования не имели прочной структуры. Основным видом деятельности населявших их кочевников были постоянные военные походы. После того, как Болгарское царство распалось, часть его жителей отправилась к Дунаю, где вскоре ассимилировала с проживавшими там племенами южных славян, которые приняли имя кочевого народа — болгар. Другая часть тюркских болгар нашла новое пристанище в районе среднего течения Волги, создав Волжскую Болгарию (Булгарию). По соседству с её землями в середине VII в. возник Хазарский каганат. Со временем хазары стали контролировать земли Нижнего Поволжья, степи Северного Кавказа, Причерноморья и частично Крым. Хазарский каганат вплоть до конца IX в. облагал данью племена славян из Приднепровья. Таким образом, между VI – IX вв. вследствие продолжительной и сложной перегруппировки славянских племён, находившихся в постоянном взаимодействии с полиэтничной средой их обитания (балтами, финно-уграми, потомками кочевников Северного Причерноморья, тюрками и др.) и соседними народами (арабами, византийцами, скандинавами), произошло формирование общих черт этнического облика восточных славян, проживавших на территории Восточной Европы.
Занятия восточных славян
Восточные славяне занимались земледелием: в лесных районах – подсечно-огневым, в лесостепной зоне – пашенным. Выращивали рожь, ячмень, просо, пшеницу, овёс. При усадьбах разбивали сады и огороды. Важными отраслями хозяйства были охота и рыболовство. Происходит выделение ремесла. Развивается торговля, чему способствовало возрастание в IX – X вв. роли нового торгового пути из Византии в Северную Европу по Днепру «из варяг в греки», заменившего Волжский торговый путь «из варяг в арабы».
Система хозяйствования восточных славян базировалась на земледелии (подсечно-огневом и переложном) и скотоводстве. Во время археологических раскопок часто обнаруживают остатки злаковых (ржи, пшеницы, ячменя, проса) и огородных культур (репы, капусты, свёклы, моркови, редьки, чеснока и др.). Типы земледельческих культур зависели от климатических условий.
В северных лесистых землях доминировала подсечно-огневая система. В первый год деревья подрубали, а на следующий их сжигали, выкорчёвывая пни. Полученная зола использовалась в качестве удобрения при посеве зерновых. В качестве орудий труда применяли мотыги, топоры, сохи, бороны и заступы. С помощью последних осуществлялось взрыхление почвы. Сбор урожая производили серпами. Молотили цепами. Для размалывания зерна использовали каменные зернотёрки и ручные жернова.
На юге приоритет был у переложной системы земледелия. Так как плодородных земель было больше, земельные участки засевали в течение двух-трёх лет подряд. Когда урожайность падала, начинали обрабатывать новые участки (перекладывались). Основными орудиями труда были соха, рало, деревянный плуг, оснащённый железным лемехом.
С земледелием тесно переплеталось скотоводство, которое имело вспомогательное значение. Славяне преимущественно разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. Как рабочий скот в южных районах использовались волы, а в лесистой северной полосе — лошади.
Также есть сведения о том, что восточные славяне занимались рыболовством, бортничеством (собирание мёда диких пчел), охотой, особенно ценилась добыча пушного зверя (белки, куницы, соболя). Существовали различные виды ремёсел (кузнечное, ткацкое, гончарное). Обработкой металлов, изготовлением орудий труда из железа, а так же украшений из драгоценных металлов, занимались настоящие профессионалы — мастера своего дела. В то же время гончарное, ткацкое ремесло, выделка шкур, работа по камню и дереву из-за сохранявшегося натурального образа жизни оставалась на достаточно примитивном уровне. К примеру, об этом свидетельствуют находки фрагментов лепной керамики, присущей большинству славянских культур, тогда как изделия, выполненные с помощью гончарного круга, встречались значительно реже.
Интенсивно развивалась торговля, которая в основном имела характер натурального обмена. Лишь в ареале распространения черняховской культуры часто использовались римские серебряные динарии. Основными предметами экспорта были меха, мёд, воск, зерновые, покупали же ткани и драгоценности.
Огромное значение для развития восточнославянских племён, становления их государственности, имело прохождение через их земли знаменитого торгового пути «из варяг в греки», связывавшего Северную и Южную Европу.
Общественный строй
С середины I тысячелетия н.э. у восточных славян начинается процесс разрушения родовых связей, вызванный развитием хозяйства. Усовершенствование орудий труда и техники обработки земли (появление плужного земледелия), переход к стойловому содержанию скота позволили отдельным семьям самостоятельно вести хозяйство. Родовая община заменяется соседской. К VIII в. складываются военно-политические союзы племён с «военной демократией» как формой общественных отношений. Разрушение родовой общины сопровождалось имущественным и социальным расслоением населения. Формируется родовая знать.
Развитие общества происходило в направлении от первобытной общины в первых веках нашей эры к соседской общине (мир, вервь). На смену родовым связям, пришедшим в упадок, приходят территориальные. Теперь членов рода стали объединять общность территории и ведения хозяйства. Частная собственность уже существовала (дома, приусадебные участки, домашний скот, рабочий инвентарь), но земля, лесные и промысловые угодья, водоёмы оставались в общем владении. Главные вопросы решало народное собрание — вече.
Постепенно возрастала роль знати и вождей, обогащавшихся во время войн. Это вызвало имущественное расслоение. В это время значительное развитие получили общественные институты, присущие стадии военной демократии. Выделилась родоплеменная знать: вожди и старейшины. Они окружали себя дружинами, т. е. вооружённой силой, неподвластной вечевым порядкам и способной принудить рядовых общинников к повиновению.
Археологические данные и византийские историки указывают, что дружины у восточных славян появились в VI – VII вв. Дружину делили на старших (послы, княжеские управители, наделённые собственной землёй) и младших (жили при князе, обслуживая его двор и хозяйство). Князья отправляли дружинников к покорённым племенам с целью сбора дани. Подобные походы назывались полюдьем. Дань, как правило, собирали с ноября по апрель, а завершали во время весеннего ледохода, когда князья возвращались в Киев. Данью облагали крестьянский двор (дым) либо земельную площадь, которая обрабатывалась крестьянским двором (рало, плуг).
Так в среде славян складывались первые признаки государственности. В первую очередь они были заметны в тех восточнославянских землях, где уровень экономического развития был выше по сравнению с другими территориями. Это касалось земель полян и новгородских словен.
Мировоззрение и верования
Заметную роль в жизни восточнославянских племён играло язычество, которое долгое время выступало базисом их духовной и материальной культуры. Язычество — политеизм, вера во множество богов. Большинство современных специалистов относят языческие верования славян к анимизму, так как славянские божества, как правило, олицетворяли разные силы природы, отражая социальные и общественные отношения того времени.
Важная роль в славянском язычестве была отведена волхвам — служителям языческого религиозного культа дохристианского периода. Считалось, что волхвы могут влиять на силы природы, предсказывать будущее и лечить людей. Боги язычества олицетворяли силы природы, одновременно почитались духи, демоны и т. п. Византийский историк Прокопий Кесарийский отмечал, что «… они считают, что только Бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды ...».
Мировоззрение восточных славян было мифологичным. Жизнь человека и всей окружающей природы подчинялись законам, установленным предками по воле богов. Славяне были язычниками. Существовало два основных культа – культ видимой природы и культ предков. Весь окружающий мир был населён богами:
- Хорс – бог солнца;
- Дажьбог – бог плодородия, солнечного света и живительной силы, дед славян, сын Сварога;
- Сварог – бог-кузнец, одна из сторон Рода, владевший светом, огнём и эфиром, бог-творец и законодатель, отец Дажьбога;
- Перун – бог грозы, грома и молний;
- Стрибог – бог ветра;
- Макошь (Мокошь) – богиня Судьбы, старшая из прях, богиня плодородия и связана с урожаем;
- Велес (Волос) – бог домашнего скота, зверей и богатства, второй по значению бог после Перуна, принимал обличье медведя и считался покровителем хорошей охоты;
- Лада – богиня любви и брака;
- Домовой – домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, здоровье людей и животных, плодородие;
- Леший – хозяин леса, покровитель лесных зверей и птиц;
- Водяной – хозяин водных пространств.
- Симаргл — бог подземного мира.
О благополучии человека заботился его предок – Чур (Щур, Пращур). Род воплощал единство рода, а его дочери Рожаницы – Небесные Хозяйки Мира. Едва ребёнок появляется на свет, в небе загорается его звезда – она и есть рожаница.
Создание древнерусского государства
Образование государства – процесс длительный и закономерный. Государство создаётся в результате разложения родоплеменного строя.
Существуют две наиболее распространённые концепции происхождения государства – классовая и договорная.
Согласно классовой концепции государство возникает в период распада родовых отношений в результате появления частной собственности и имущественного и социального неравенства. Государство в этом случае призвано прежде всего защитить частную собственность и привилегии небольшой части населения (знати).
Согласно договорной концепции государство возникает вследствие договора между людьми, когда общество отказывается от части своих прав (самоуправление, организация обороны и т. д.) и передаёт их государственным органам.
Призвание варягов
В VIII – IX вв. у восточных славян сложились племенные союзы, которые возникли прежде всего как военные союзы:
- на юге — поляне, древляне, северяне, волыняне, уличи, тиверцы, белые хорваты;
- в центральной и северо-восточной части — радимичи, дреговичи, вятичи;
- на севере — словене (ильменские), кривичи, полочане.
Образование государства у восточных славян проходило одновременно с процессом обретения независимости – освобождения от власти соседних народов: варягов и хазар. В 862 г. варяги были изгнаны из Новгорода, но не смогли выбрать себе князя. Тогда новгородцы обратились к варягам, к руси: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Княжить в Новгород пришли три брата – Рюрик, Синеус и Трувор. Рюрик княжил в Новгороде, Синеус – на Белоозере, Трувор – в Изборске. После смерти в 864 г. Синеуса и Трувора власть полностью перешла к Рюрику.
В 879 г. Рюрик умер, и ввиду малолетства сына Рюрика Игоря новгородским князем стал Олег Вещий, родственник Рюрика.
В 882 г. Олег совершает поход на Киев, убивает княживших там Аскольда и Дира и становится киевским князем, объединив таким образом южный и северный центры восточных славян.
В тот же период в Западной Европе после распада империи Карла Великого (843 г.) создаются Западное (будущая Франция), Среднее (будущая Италия) и Восточное (будущая Германия) королевства, а также Моравское (830 г.), Венгерское (896 г.) и Польское (960 г.) государства.
Внимание! В исторической литературе нет единства мнений о дате образования Древнерусского государства. Одни историки называют 862 год, то есть год призвания Рюрика в Новгород, другие – 882 год, то есть год объединения Новгорода и Киева под властью одного князя – Олега.
Причины создания государства у восточных славян
В результате длительного процесса политической, экономической и этнокультурной консолидации восточнославянских племён на рубеже VIII–IX вв. возникло государственное образование с центром в Киеве. Основные причины появления государственности у восточных славян:
- общественно-политические – разложение родовых структур, объединение отдельных родов в племена, а племён – в племенные союзы;
- социально-экономические – появление частной собственности и имущественного и социального расслоения населения, необходимость для облегчения внешней торговли объединения под властью одного правителя племён, живущих вдоль торгового пути «из варяг в греки»;
- внешнеполитические – необходимость освобождения от власти соседних народов и государств.
То есть произошло следующее:
- кризис родоплеменных отношений и переход к феодальному обществу;
- общность этнокультурного происхождения;
- необходимость защиты территорий от общих врагов;
- близость политического устройства;
- общие экономические цели.
Теории возникновения Древнерусского государства
Краткость изложения в исторических документах событий, связанных с созданием государства у восточных славян, стала причиной многолетних споров и появления различных теорий.
Опираясь на текст «Повести временных лет», Г.З. Байер, А.Л. Шлецер и Г.Ф. Миллер (немецкие учёные, приглашённые на работу в Россию) выдвинули норманнскую теорию, согласно которой Древнерусское государство было создано варягами (норманнами, то есть скандинавами), которых пригласили княжить в Новгород два славянских (словене и кривичи) и два финских (чудь и весь) племени. Название народа и государства Русь – неславянского происхождения. Управляла новым государством династия неславянского происхождения. Одним из доказательств норманнской теории служит преобладание скандинавских имен среди купцов и дружинников, подписавших вместе с князем Олегом договор с греками в 911 г.
Против норманнистов выступил М.В. Ломоносов, теория которого получила название антинорманнской (славянской). Антинорманнисты считают, что восточные славяне в IX в. стояли на более высокой ступени общественного развития, чем «разбойные» скандинавы, и не нуждались в их услугах. Уже в VI–VIII вв. у славян появились крупные союзы племён: Держава волынян, Куяба (вокруг Киева), Славия (в районе Новгорода), Артания (район современных Рязани и Чернигова) с чертами ранней государственности. Племя русь, из которого приглашён на княжение в Новгород Рюрик, было не скандинавского, а славянского происхождения и проживало в Восточной Пруссии.
Большинство современных историков (А.Л. Юрганов, Л.А. Кацва и др.) придерживаются центристской теории, согласно которой древнерусское государство возникло как результат внутреннего общественного развития восточных славян, но при участии варягов, представители которых в том числе могли занять высокое положение в системе управления нового государства.
Князья и дружина
Князь — вождь племени, с развитием феодальных отношений — руководитель государства либо государственного образования. На Руси старший из князей назывался великим, остальные — удельными. Но продолжали оставаться вечевые порядки.
Дружина — вооружённые отряды в Древней Руси, которые были постоянной военной силой князя. Дружина принимала участие в управлении княжеством и личным хозяйством князя. Возглавлялась князем. Состояла из двух частей: старшей дружины — бояр и младшей дружины — ядра княжеского войска.
Вече — народное собрание у восточных славян. Его истоки в племенных собраниях славян. Впервые вече упоминается в летописях в Новгороде (1016 г.). В его компетенции находились вопросы войны и мира, оно призывало к власти и лишало власти князей, принимало законы, заключало соглашения с другими землями. Часто использовалось феодальной верхушкой для ограничения княжеской власти.
Киевский князь сосредотачивал в своих руках всю административную, военную, судебную власть и управлял государством с помощью ближайшего окружения: собственного войска (дружины), удельных князей и наместников, управлявших отдельными городами (градами). Органом местного самоуправления было народное вече.
Древняя Русь не была монолитной державой, а состояла из приблизительно 15 удельных княжеств, которые сохраняли определённую самостоятельность. Их зависимость от центра часто ограничивалась уплатой дани и обязательством в случае войны предоставлять помощь князю, давая в его распоряжение собственные дружины и народное ополчение. В отношении территориального устройства Древнюю Русь называют конфедерацией, содружеством князей.
Укрепление государства. Политический строй Древней Руси
В IX – X вв. происходит постепенное расширение границ и укрепление княжеской власти в Древней Руси. В 883 – 885 гг. Олег подчиняет своей власти древлян, северян и радимичей, воюет с уличами и тиверцами. К концу X в. власть киевского князя распространяется на все восточнославянские племена-княжения. Но фактически она сводится только к уплате дани. Постепенно происходит замена родовых князей на наместников киевского князя, в том числе членов его семьи. Правление Олега (882 – 912 гг.) прошло под знаком собирания русских земель и консолидации их вокруг Киева. В основу этого процесса он положил модель централизованного государства. Во время одного из своих походов он погиб (по другой версии — умер от болезни).
Сын легендарного Рюрика Игорь (912 – 945 гг.) жестоко подавлял сепаратистские настроения покорённых племён (древлян, уличей). Племена древлян и уличей не хотели признавать верховенство киевского князя и платить ему дань. Силой Игорь подчинил древлян и после длительного противостояния, длившегося три года, присоединил уличей, но последние лишь формально признали власть Великого князя и, покинув земли Среднего Поднепровья, переместились на Подунавье. Походы поглощали значительное количество средств, что заставляло князя постоянно увеличивать дань (полюдье).
В 945 г. при попытке повторного сбора дани происходит восстание древлян во главе с князем Малом. Князь Игорь был убит. Жена Игоря Ольга (945 – 964 гг.) после подавления восстания изменяет систему сбора дани: полюдье было заменено повозом, установлены уроки и погосты.
При Ольге поднималась проблема христианизации Руси (княгиня приняла христианство в 957 г.). Также Ольга поддерживала контакты со Священной Римской империей.
Сын Игоря и Ольги Святослав (964 – 972 гг.) прежде всего известен активной внешнеполитической деятельностью. В 964 – 966 гг. он подчинил вятичей, волжских булгар и буртасов (мордву); разгромил Хазарский каганат; обложил данью племена ясов и касогов на Северном Кавказе. В 968 г. киевский князь во главе шестидесятитысячного войска двинулся на Болгарию. Святослав разбил болгар и захватил 80 городов вдоль Дуная. Впоследствии снял осаду Киева печенегами (968 г.). Второй поход на Балканы (969 г.) был менее удачным, и в 971 г. Святослав был вынужден подписать мир под Доростолом. Был убит печенегами в 972 г.
В 972 г. после гибели кн. Святослава происходит первая усобица. Сыновья князя, перед походом посаженные им наместниками в разные города (Ярополк – в Киеве, Олег – у древлян, Владимир – в Новгороде), начинают борьбу за киевский престол. Причина усобиц – сохранение пережитков общинных отношений. Их разложение привело к появлению частной собственности и представлений о наследовании не только имущества, но и политической власти («княжеского стола»). Но в IX – первой половине XI в. отсутствовало представление о старшинстве, то есть о приоритете кого-либо из сыновей при наследовании власти. Все братья имели равные права на «княжеский стол», что приводило к борьбе между ними. Первая усобица длилась 8 лет и закончилась утверждением на киевском престоле Владимира I Святославича.
Владимир I Великий (980 – 1015 гг.), победив во время междоусобной борьбы своих братьев и став князем, завершил объединение славянских земель вокруг Киева (присоединил Красную Русь, Закарпатье). Русь превратилась в крупнейшую державу тогдашней Европы с территорией более 800000 км2 и населением около 5 млн человек.
С целью повышения авторитета великокняжеской власти и усиления централизации государственного управления провёл ряд реформ:
- религиозная (введение христианства или Крещение Руси);
- административная (изменение границ между княжествами по территориальному принципу, их возглавляли либо его сыновья, либо наиболее преданные воеводы);
- военная (строительство городов-крепостей на южных рубежах государства и возведение сторожевых башен, что повысило обороноспособность Руси. У этой реформы был и ряд других важных последствий: она позволила сформировать боеспособное, преданное князю войско; создать новую, или младшую, дружину, полностью зависимую от великого князя, которая играла роль своеобразного противовеса местному боярству);
- финансовая (начал чеканить собственную монету — золотники и сребреники);
- судебная («Устав о церковных судах и десятине»).
К моменту смерти в 1015 г. Владимира I в живых было 11 его сыновей. Каждый из братьев и в Киеве, и в княжествах, где они были наместниками, имели свои дружины и сторонников, готовых поддержать их в борьбе за престол. Сидевший в Новгороде Ярослав Мудрый ещё при жизни отца отказался платить Киеву налоги и подчиняться Владимиру. Владимир I собирался в поход на Новгород, но неожиданно умер. Началась новая усобица.
Первыми жертвами борьбы за власть стали кн. Борис и Глеб, убитые Святополком, прозванным за это Окаянным (братоубийца, подобный библейскому Каину). В 1019 г. на киевском престоле утвердился Ярослав Мудрый. Его борьба с Мстиславом Тмутараканским продолжалась до 1026 г., когда братья подписали соглашение о разделе русских земель по Днепру: Киев и правобережная часть оставались за Ярославом, левобережная часть – за Мстиславом Тмутараканским. Смерть в 1036 г. бездетного тмутараканского князя позволила Ярославу Мудрому восстановить власть Киева над всеми русскими землями.
Расцвет Руси продолжался и в период правления Ярослава Мудрого (1019 – 1054 гг.). В первые годы правления его власть над русскими землями была не полной, поскольку уже в 1024 г. Ярослав потерпел поражение в битве под городом Лиственом от своего брата, черниговского князя Мстислава. Однако победитель не занял великокняжеский стол. Братьям удалось найти компромиссное решение: они образовали дуумвират, поделили Русь по Днепру и из двух центров — Киева и Чернигова — управляли огромным государством. Лишь после смерти Мстислава в 1036 г., Ярослав стал, по словам Нестора, «самовластителем Русской земли». Среди его основных достижений:
- масштабное строительство культовых сооружений (только в Киеве насчитывалось более 400 церквей);
- составление первого писаного сборника законов Русская Правда;
- развитие книгописания и основание первой библиотеки;
- составление первой летописи (1037 – 1039 гг.);
- основание отдельной Киевской митрополии (1051 г.).
В последние годы жизни Ярослав предпринял попытку решить болезненную проблему престолонаследия. В основу предложенного им механизма преемственности княжеской власти был положен принцип сеньората, то есть власти старшего в роде. В случае смерти киевского князя великокняжеский стол переходил к старшему по возрасту сына, что, по мнению Ярослава, давало возможность избежать семейных ссор, так как каждый из потомков имел шанс править в Киеве.
При Ярославе Мудром был принят древнейший из известных нам законов – «Русская Правда». Стремясь предотвратить усобицы после своей смерти, Ярослав разделил города между сыновьями, передав киевский престол старшему Изяславу, и завещал братьям «жить в любви между собой… запретив им преступать пределы других братьев и сгонять их со стола». Так складывается лествичная система наследования власти: власть в стольном граде Киеве передавалась старшему в роду. Но мир между братьями сохранялся недолго. Вскоре началась новая волна усобиц.
Русская Правда
Социально-экономические отношения на Руси регулировала Русская Правда — первый сборник законов. Он объединил правовые обычаи Древней Руси, узаконил изменения, произошедшие в обществе и сознании людей. Основным объектом защиты стала жизнь и личная неприкосновенность человека. Обычай кровной мести был существенно ограничен, а впоследствии и вовсе отменён. Кодекс предусматривал защиту жизни и имущества княжеских дружинников и слуг, правовое положение феодально-зависимой части населения, право наследования и др. Оригинал Русской Правды обнаружен не был, зато до наших дней дошло немало её списков, датированных XIII – XVIII вв. Всего их известно около 100. История составления Русской Правды и её последующих списков, которые разделяют на три редакции (краткую, широкую и сокращённую), до сих пор освещена в исторической науке фрагментарно. Краткая редакция Русской Правды была открыта В. Татищевым в 1738 г. во время изучения им текста Новгородской летописи, относящейся к 40-м гг. XV в. Напечатана она была А. Шлёцером в 1767 г.
Основу Русской Правды составляют: Правда Ярослава Мудрого (1016 г.), Правда Ярославичей (1060 – 1070-е гг.), Устав Владимира Мономаха (1110-е г.). Что касается времени появления первой редакции Русской Правды, то мнения исследователей расходятся. Одни считают, что годом её издания мог быть 1016 г., другие склонны её датировать 1030-ми гг. Большинство положений старейшей редакции уходят корнями в VIII – IX вв., а то и к более древним временам, о чём свидетельствует наличие института кровной мести, после принятия христианства частично заменённой системой денежных штрафов. Основы краткой правды составляют нормы уголовного и уголовно-процессуального права. Есть также разделы, посвящённые охране жизни, здоровья и имущества.
Правду Ярославичей составили сыновья Ярослава Мудрого — Изяслав, Всеволод и Святослав, во время своего съезда в Вышгороде (1072 г.). Её нормы ревностно оберегают интересы князя, его земли, чиновников и имущество. Разные нормы денежных штрафов за убийство определялись общественным положением убитого, что указывало на процессы социальной и имущественной дифференциации в среде славян.
Государство, сложившееся у восточных славян в IX – XI вв., было раннефеодальной монархией. Её основные черты:
– во главе стоял киевский старший князь, опиравшийся в своей деятельности на дружину и совет старейшин;
– управление на местах осуществляли первоначально родовые князь, затем наместники киевского князя, в том числе члены его семьи;
– важную государственную и политическую роль продолжает играть вече;
– взаимоотношения старшего киевского князя с племенными князьями и всем подвластным населением строились на договорных (сюзеренно-вассальных) принципах.
Внешняя политика
Древнерусское государство находилось в постоянных контактах с соседними государствами и народами. Устанавливались торгово-экономические, культурные, семейно-династические отношения. Войны с соседями и мирная колонизация приводили к расширению границ Древней Руси. Подписание международных договоров с Византией (907, 911, 941, 944 гг.) поднимало её международный авторитет. Большое значение в укреплении авторитета Древней Руси имело принятие христианства, поставившее Русь в один ряд с большинством европейских государств.
На северном направлении мы наблюдаем преимущественно мирную колонизацию и освоение новых земель, ассимиляцию местных племён.
На восточном направлении русские князья развивают дипломатические и торгово-экономические связи с Волжской Булгарией. Походы кн. Святослава в 964 – 965 гг. привели к разгрому Хазарского Каганата. Дружиной князя были взяты столица хазар Итиль, крепость Саркел на Дону, ставшая русской крепостью Белая Вежа (Белая Башня), и город Таматарха на Тамани, ставший столицей русского Тмутараканского княжества.
Разгром Хазарского Каганата открыл путь для вторжения в степи Приазовья и Причерноморья номадов-кочевников из Азии. К границам Руси подходят печенеги, а после их разгрома Ярославом Мудрым – половцы. Начинается длительный период борьбы и взаимодействия русских княжеств со степью.
На западном направлении развиваются дипломатические и торгово-экономические связи со странами Западной Европы. Через русские земли осуществляла торговые связи с Северной Европой Византия. Большое значение для экономики Древней Руси имели торговый путь «из варяг в греки» и установление контроля над волжским торговым путём. Заключались династические браки: сын убитого Владимиром I Ярополка кн. Святополк был женат на дочери польского короля, дочь Ярослава Мудрого Анна Ярославна стала женой французского короля.
На южном направлении развиваются экономические, политические и культурные связи с Византией. Успешные походы Олега Вещего в 907 и 911 гг. позволили киевскому князю заключить выгодные договоры, определявшие:
– порядок выкупа пленных;
– наказания за уголовные преступления, совершённые греческими и русскими купцами в Византии;
– правила ведения судебного процесса и наследования;
дававшие:
– наиболее благоприятные условия торговли для русских и греков: русские купцы получили право свободной и беспошлинной торговли в Византии;
изменявшие:
– береговое право: вместо захвата владельцем прибрежной земли выброшенного на берег судна и его имущества местные жители обязывались оказывать помощь в спасении терпящего бедствие судна и товаров.
Внимание! Среди исследователей нет единства мнений о количестве договоров, заключённых Олегом с Византией. Часть историков считает, что договор был заключён только в 911 г. Помещённый в летописи текст договора 907 г. является лишь пересказом договора 911 г., а не самостоятельным соглашением Олега с греками.
Договор 944 г., заключённый после неудачного похода дружины князя Игоря,
– обязывал русских послов и купцов для пользования установленными льготами иметь княжеские грамоты;
– вводил ряд ограничений для русских купцов в размерах вывоза ценных тканей, месте и продолжительности пребывания в столице Византии Константинополе, порядке посещения её торговых районов и т. д.
Кроме того, Русь и Византия согласились помогать друг другу военными силами. Византийские императоры неоднократно обращались к киевским князьям за военной помощью.
Договор 971 г., заключённый с императором Иоанном Цимисхием после неудачного похода кн. Святослава Игоревича в Болгарию, содержал обязательства Руси воздержаться от нападений на Византию.
Святослав Игоревич остался в истории как князь-воин. «… Легко ходил в походах, как пардус (т.е. гепард), и много воевал, – писал о нём летописец. – В походах же не возил с собой ни возов, ни котлов … Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник, с седлом в головах … И посылал в иные земли со словами: "Хочу на вы идти"». Много времени Святослав проводил в походах, надолго покидая Киев. Во время нападения печенегов на Киев в 968 г. современник укорял Святослава: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул … Если не придёшь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?».
Расширяя территорию своего государства, Святослав хотел также перенести столицу в Переяславль на Дунае. Но добиться этого во время похода 971 г. кн. Святославу не удалось. Весной 972 г. во время возвращения в Киев княжеская дружина была перехвачена печенегами у днепровских порогов. Кн. Святослав погиб.
Киевские князья, стремясь укрепить авторитет Руси, заключали династические браки с византийскими императорскими домами. Сестра императоров Василия и Константина Анна стала женой Владимира I. Мирный договор 1046 – 1047 гг. был скреплён браком Марии, родственницы Константина IX Мономаха, с сыном Ярослава Мудрого Всеволодом.
Борьба с кочевниками
Первые киевские князья объединили почти все восточнославянские земли, создав одно из крупнейших государств Европы периода раннего средневековья. Сложной проблемой для Древней Руси была борьба с кочевыми племенами востока и их государственными образованиями. Наибольшую опасность для древнерусских земель представляли печенеги, половцы, Аварский и Хазарский каганаты.
Первое появление печенегов на южных границах Руси состоялось в 915 г. Тогда между ними и киевским князем был заключён мирный договор, после чего печенеги ушли к Дунаю. Но в период княжения Игоря кочевники в 930 г. нарушили соглашение и возобновили набеги на Русь. По одной из версий, это стало следствием интриг византийских правителей, не желавших усиления Древнерусского государства. Особая роль в борьбе с кочевниками принадлежит князю Святославу. Он, взяв Саркел и Итиль, нанёс сокрушительное поражение Хазарскому каганату (965 г.), но был убит в бою с печенегами (972 г.), которые представляли объединение преимущественно тюркоязычных племён, с IX в. кочевали в южнорусских степях и регулярно совершали набеги на земли Древней Руси. Конец набегам печенегов положил Ярослав Мудрый, разгромив их в 1036 г.
С Х в. киевские князья занимались укреплением русских границ от нападений кочевников. С этой целью создавались заставы, богатырские разъезды, строились крепости. Среди всего комплекса фортификационных сооружений особое место занимали так называемые «змиевые валы», общая протяжённость которых была немногим менее 950 км. По приблизительным расчётам, их строительство велось около 20 лет. Ежегодно в возведении валов участвовали как минимум 3000 человек.
Со второй половины XI в. участились набеги половцев. Половцы (кипчаки, куманы) — тюркоязычные племена, господствовавшие в XI – XII вв. в южнорусских степях. Основное занятие — кочевое скотоводство и ремесло. Русичи противостояли половцам с переменным успехом. Одно из самых болезненных поражений было в результате битвы на р. Альта (1068 г.). Ощутимых успехов в борьбе с половецкими ханами достигли Владимир Мономах (1113 – 1125 гг.) и Мстислав (1125 – 1132 гг.). Половцы были разгромлены и подчинены монголо-татарами в XIII в.
Отношения с Византией
Внешняя политика Древней Руси была направлена на тесное взаимодействие с государствами-соседями и, в первую очередь, с Византией. С Византией неоднократно заключались договоры. После удачных походов на Константинополь (Царьград) первым их заключил князь Олег — в 907 г. и 911 г. Русско-византийский договор 911 г. состоял из 15 статей и предусматривал выплату Византией значительной контрибуции (48 тыс. гривен золотом), установление беспошлинной торговли, предоставление льгот русским купцам и пр. Данный договор позволял вывозить дань, собираемую в русских землях, и продавать её на рынках Константинополя.
Преемник Олега Игорь также совершил несколько походов на Византию (941 г. и 943 г.), которые имели значительно меньший успех, чем у его предшественника. Так, во время похода 941 г., князь потерял большую часть своего флота, который византийцы сожгли «греческим огнём».
Во второй половине Х в. наметилось сближение Руси и Византии. Большое значение византийскому вектору внешней политики придавала княгиня Ольга, которая лично посетила Константинополь, где в 957 г. приняла христианство. Договоры киевских князей с Византией преследовали цель установить мир между государствами и, при необходимости, союз, наладить взаимовыгодные торговые отношения.
Успехи, достигнутые в 960-х гг. князем Святославом на востоке не на шутку встревожили Константинополь, поэтому империя прибегла к дипломатической игре. В 968 г. по приглашению византийского императора Никифора Фоки киевский князь во главе шестидесятитысячного войска отправляется в поход против Болгарии. Мощным ударом Святослав разбил под Доростолом болгарское войско и захватил 80 городов вдоль Дуная.
Второй поход киевского князя на Балканы начался в 969 г. Святослав достаточно быстро, захватив Переяславец, который видел своей будущей столицей, Большой Переяслав, Доростол, Филиппополь, продвинулся вглубь Византийской империи. Однако новому византийскому императору удалось собрать многочисленное войско и сначала под Адрианополем остановить Святослава, а под Доростолом подписать мирное соглашение (971 г.), которое предусматривало, что киевский князь возьмёт на себя обязательство не воевать с Византией и откажется от претензий на территорию Болгарии и Крыма. В свою очередь, византийцы гарантировали князю беспрепятственное возвращение с дружиной на Русь.
Контакты с европейскими государствами
Первые контакты Руси с государствами Европы датируются временем правления Ольги, которая, в частности, с 958 г. поддерживала отношения с императором Священной Римской империи Оттоном І. Была достигнута предварительная договорённость о приезде в Киев епископа Адальберта, который, скорее всего, так и не состоялся.
После принятия христианства Русь встала в один ряд с европейскими государствами, что позволило Владимиру Великому и Ярославу Мудрому, который сам был женат на шведской принцессе Индигерде, заключить выгодные брачные союзы своих детей с наследниками иностранных государств — Польши, Венгрии, Швеции, Священной Римской империи, Норвегии, Чехии и др. Самые известные примеры подобного установления связей с европейскими государствами — правление дочери Ярослава Мудрого Анны как королевы Франции (1051–1060) и внучка Ярослава Мудрого — Евпраксия, которую выдали замуж за императора Священной Римской империи Генриха IХ, после чего она приняла имя Адельгейда. Помимо этого, Ярославу Мудрому удалось обозначить позиции русичей в Прибалтике. Им был основан город Юрьев (ныне — эстонский Тарту).
Древняя Русь поддерживала отношения и с народами Скандинавии (варягами), в Западной Европе более известными как норманны или викинги, а также Закавказья, Арабским халифатом (поход Олега 912 г.), Волжской Булгарией. Осуществлялись походы на Закавказье (Игоря в 944 г., Святослава в 966 г.).
Культура Древней Руси
Культура каждого исторического этапа складывается:
– из культурных достижений предшествующих поколений;
– вклада живущих поколений;
– заимствований из культур других народов и стран.
Восточные славяне до принятия христианства обладали развитой культурой. Материальная культура была связана с основными занятиями – земледелием, охотой, рыболовством и ремеслом. Деревянное строительство дополнялось изготовлением различных изделий из дерева. О большом количестве городов свидетельствует скандинавское название Древней Руси – Гардарики (страна городов). Устное народное творчество было связано с языческой религией и бытом славян. Зарождается письменность – четы и резы.
Крещение Руси
Стремясь обеспечить духовное единство вошедших в государство племён, кн. Владимир I в 980 г. проводит религиозную реформу. В Киеве создаётся пантеон шести старших языческих богов, главным из которых был назван Перун. Но реформа не дала ожидаемого результата. Кн. Владимир решает перейти к единобожию (монотеистической религии). Летописная легенда рассказывает, как Владимир Святославич выбирал религию, сравнивая ислам, иудаизм и два направления в христианстве – римский католицизм и византийское православие. Выбор князя остановился на православии. В 988 г., по одним данным, в Корсуни (Херсонесе), в Крыму, по другим – в Киеве Владимир с дружиной принимает крещение, затем крестит всю Русь.
В 987 г. византийский император Василий II, против которого выступил ряд крупных феодалов, попросил у Владимира военной помощи для подавления мятежников. Киевский князь согласился, но потребовал выдать за него сестру императора — Анну. Это было чрезвычайно высокое требование, ведь в соответствии с существовавшими тогда правилами, византийские принцессы могли выходить замуж только за равных себе или хотя бы за представителей семьи германских императоров.
Однако обстоятельства были сильнее традиции: реальная угроза Константинополю заставила Василия II пойти на уступки, в тоже время, он сам потребовал, чтобы Владимир крестился и, выполняя условия русско-византийского соглашения, с 988 г. приступил к обращению в христианскую веру жителей Киева и других древнерусских городов. Данное событие и стало точкой отсчёта процесса введения христианства на Руси, который охватил несколько веков. Этим актом Русь окончательно определила своё место в Европе. Возрос международный авторитет государства, началось его политическое сближение с европейскими государствами, в первую очередь с Византией.
В самой Руси принятие христианства привело к бурному развитию письменности, литературы, искусства, архитектуры. Важным центром образования, литературы и искусства стали монастыри и храмы. Уже в годы правления Ярослава Мудрого (1019 – 1054 гг.) на Руси существовало около 70 больших монастырей, самым крупным из них был Киево-Печерский. Новая религия оказала значительное влияние на процесс формирования древнерусской народности, способствовала укреплению государственного единства Руси.
Причины принятия христианства:
– наиболее тесные экономические, политические и культурные связи у древнерусского государства были с Византией;
– принятие христианства значительно облегчало Руси, через которую проходил торговый путь «из варяг в греки», ведение торговых операций с Византией и христианскими государствами Европы;
– восточные славяне и киевские князья давно были знакомы с христианством. В 955 г. в Константинополе приняла крещение кн. Ольга. Варяги-христиане жили в Киеве уже в начале X в. По легенде, Аскольд и Дир также были христианами;
– необходимость централизации власти в государстве и укрепления позиций великого киевского князя, который считался бы божьим ставленником;
– желание поднять международный авторитет Древней Руси.
При выборе веры Владимир остановился на византийском (православном) христианстве. Оно удовлетворяло вышеуказанным требованиям. Кроме того, определяющую роль сыграло положение византийской церкви в государстве, которая, в отличие от римской, признавала верховенство светской власти.
Обеспечивая идеологические основы верховенства великокняжеской власти, взамен церковь получала множество привилегий и полную поддержку государства. Появилась новая форма подати — десятина. Она состояла из отчислений в пользу церкви с доходов всех княжеских владений и прибыли всех землевладельцев. Впервые десятина была введена киевским князем Владимиром после крещения Руси для строительства и содержания Десятинной церкви.
Крещение восточных славян привело к значительным изменениям в их культуре.
Вместе с христианством на Русь пришли славянская азбука (глаголица и кириллица) и книжность. Делаются переводы на славянский язык богослужебных книг и светских сочинений. Древнейшая из сохранившихся книг – «Остромирово Евангелие». По указанию Ярослава Мудрого в Киевской Софии была создана первая на Руси библиотека.
Появляется литература – «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Поучение к братии» новгородского епископа Луки Жидяты, поучения и послания Феодосия Печерского, житийная литература, в том числе «Чтение о житие и погублении ... Бориса и Глеба» и «Житие Феодосия Печерского» монаха Нестора, «Палея Толковая», в которой впервые формулировались идеологические постулаты русичей, и др.
В конце XI – начале XII в. монахами Киево-Печерского монастыря Никоном, Нестором и Сильвестром создаются первые русские летописи.
Грамотность на Руси была широко распространена, о чём свидетельствуют надписи на хозяйственных предметах и многочисленные берестяные грамоты, написанные представителями разных социальных слоёв.
Сохраняется и развивается устное народное творчество – былины, сказания. Древнерусский период отражён в былинах «Добрыня и змей», «Добрыня-сват», «Вольга и Микула» и других.
С христианством на Русь приходит каменное храмовое строительство (Десятинная церковь в Киеве (989 г.), Спасский собор в Чернигове (1036 г.), Софийские соборы в Киеве (1037 г.), Новгороде (1045 г.), Полоцке (1044 – 1066 гг.) и др.).
Живопись представлена монументальной (фрески и мозаика), станковой (иконы) живописью, а также книжной миниатюрой.
Распространена музыка, несмотря на протесты православной церкви, видевшей в светской национальной музыке отголоски язычества. В соборе Киевской Софии сохранилась фреска с изображением музыкантов.
В целом для русской средневековой культуры IX – XII вв. характерен традиционализм, основными чертами которого являются:
– господство религиозного мировоззрения;
– накопление знаний;
– общая замедленность темпов культурного развития;
– влияние европейской культуры.
Первые киевские князья
862 – 879 гг. — Рюрик (князь Новгородский).
879 – 912 гг. — Олег (киевский князь с 882 г.).
912 – 945 гг. — Игорь.
945 – 972 гг. — Святослав Игоревич.
972 – 980 гг. — Ярополк Святославич.
Категории населения на Руси
В IX – X вв. феодальные отношения стали главной тенденцией в социально-экономическом развитии Древней Руси. В это время происходит процесс формирования привилегированного класса феодалов, к которому относились князья и местные бояре. Князья, бояре и церковь имели право собственности на землю. Они не платили дань и обладали целым рядом других привилегий. Кроме феодалов существовали свободные крестьяне-общинники, свободное городское население, феодально-зависимые крестьяне и рабы.
Основную массу городского и сельского населения Древней Руси составляли люди — феодально-зависимые крестьяне, эксплуатировавшиеся государством путём сбора дани. Её размер зависел от количества и качества земли, которая была в распоряжении крестьянина. Значительную часть населения составляли смерды — категория населения по «Русской правде», крестьяне на Руси IX – XIV вв., занимавшиеся земледелием. Изначально были свободными, но по мере развития феодальных отношений постепенно утратили личную свободу.
С развитием феодальных отношений количество смердов на Руси уменьшалось, поскольку они превращались в феодально-зависимых крестьян — закупов. Закупы — категория полусвободных крестьян в Древней Руси в XI – XII вв. Закупами называли людей, становившихся должниками, одалживавших у землевладельцев зерно для посева, скот, ремесленную продукцию, то есть бравших «купу». Отрабатывать долг они должны были в форме исполнения различных феодальных повинностей.
К категории полностью бесправного населения, фактически рабов, относили челядь и холопов — категорию зависимого населения в Древней Руси, которая по своему правовому положению приближалась к рабам.
Отдельную категорию населения составляли изгои — люди, в силу определённых обстоятельств выбывшие из своей обычной социальной среды (например, крестьяне, вышедшие из общины, холопы, которые выкупились, но не имели средств к существованию или разорившиеся купцы).
Важные даты
VI – IX вв. — образование племенных союзов восточных славян.
IX в. — создание раннегосударственных объединений восточных славян.
862 г. — изгнание варягов из Новгорода и призвание на княжение Рюрика.
882 г. — поход Олега на Киев, объединение под его властью Новгорода и Киева.
883 г. — покорение древлян, отвоевание у хазар племён северян, полян и радимичей.
907 г. — поход Олега на Константинополь. Первый договор Руси с Византией.
911 г. — второй договор Руси с Византией.
941 г. — первый поход князя Игоря на Константинополь.
944 г. — второй поход князя Игоря на Константинополь. Договор Руси с Византией.
945 г. — восстание древлян. Убийство князя Игоря.
945 г. — подавление восстания древлян, введение новой системы сбора дани (повоз), её размера (урок) и мест сбора (погосты).
955 г. или 957 г. — княгиня Ольга приняла в Константинополе христианство под именем Елена.
964 – 965 гг. — разгром Хазарского каганата. Установление контроля над торговым путём Волга — Каспийское море.
968 (969) г. — разгром печенегов под Киевом.
968 – 971 гг. — походы кн. Святослава в Дунайскую Болгарию. Войны с Византией и печенегами.
972 – 980 гг. — первая усобица: борьба Ярополка, Олега и Владимира, сыновей Святослава, за киевский престол.
980 г. — попытка религиозной реформы: создание единого пантеона языческих богов в Киеве.
988 г. — поход Владимира на Корсунь (Херсонес).
988 г. — крещение кн. Владимира и его дружины в Корсуни, крещение Руси.
989 – 996 гг. — строительство церкви Успения Богородицы (Десятинной) в Киеве.
1015 – 1019 гг. — вторая усобица. Убийство князей Бориса и Глеба Святополком Окаянным.
1016 – 1054 гг. — составление свода законов «Правда Ярослава» – наиболее древней части «Русской Правды».
1037 г. — закладка в Киеве собора св. Софии в честь победы над печенегами.
1045 – 1050 гг. — строительство собора св. Софии в Новгороде.
1054 г. — разделение христианской церкви (схизма).
1056 – 1057 гг. — создание Остромирова евангелия кон. XI в. — составление монахом Нестором «Житий» и «Повести временных лет». Создана «Палея Толковая» – первый документ, в котором формулировались идеологические постулаты русичей.
1068 – 1072 гг. — народные восстания в Киеве, Новгороде, Ростово-Суздальской и Черниговской землях.
1068 г. — нашествие половцев во главе с ханом Шеруканом.
1097 г. — съезд князей в г. Любече.
1100 г. — съезд князей в г. Витичеве (Уветичах).
1103 г. — съезд князей у Долобского озера.
1111 г. — поход русских князей на половцев под предводительством Владимира Мономаха.
1113 г. — восстание в Киеве против ростовщиков. Призвание князя Владимира II Всеволодовича Мономаха.
1113 г. — издание «Устава» о «закупах» и «резах» (процентах) – ограничение ростовщичества.
ок. 1113 г. — редактирование «Повести временных лет» монахом Сильвестром.
1120-е гг. — «Поучение детям» Владимира Мономаха.
Термины и имена
Аскольд и Дир – киевские князья (вторая половина IX в.). Согласно «Повести временных лет», дружинники Рюрика, отпросившиеся у него в Царьград (Константинополь). По дороге они остановились в Киеве и стали там княжить. В 866 г. совершили поход на Византию. В 882 г. убиты новгородским кн. Олегом Вещим, объединившим Киев и Новгород.
Борис и Глеб – младшие сыновья киевского кн. Владимира I Святославича. Около 987 – 989 г. Борис получил от отца Ростов, Глеб – Муром. В междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 г. после смерти Владимира, были убиты старшим братом Святополком. Русской православной церковью причислены к лику святых.
Бояре – высший слой феодального общества в Русском государстве X – XVII вв. Бояре занимали ведущее место после великого князя в государственном управлении. В X – XII вв. бояре разделялись на 2 слоя: княжеских – княжих «мужей» («огнищане») и так называемых земских («старцы градские»), потомков родоплеменной знати. В период раздробленности (XII – XV вв.) с ослаблением княжеской власти усилилась экономическая мощь бояр, возросло их политическое влияние, стремление к самостоятельности. Усиление великокняжеской власти со второй половины XIV в. привело к появлению бояр «путных», которые управляли отдельными территориями в княжеском хозяйстве, отдававшимися им в кормление. Постепенно имущественные и политические права бояр ограничивались, происходили изменения в социальном составе боярства (расслоение на «старых» и «молодых», проникновение в ряды боярства представителей других слоёв населения, например купеческой верхушки). Особенно сильный удар боярской аристократии нанесла опричнина Ивана IV. В XVII в. состав боярства сильно изменился. Происходило стирание различий между боярами и дворянами, чему способствовала тенденция к слиянию поместного и вотчинного землевладений, юридически оформленная в 1714 г.
Боярская дума – высший совет при князе (с 1547 г. – при царе) в Русском государстве X – начала XVIII в., аналогичный государственному совету при королях в странах Западной Европы. Состояла из представителей феодальной аристократии; её деятельность носила законосовещательный характер.
Вервь – название общины в Древней Руси.
Вече (от «вещать» – говорить) – народное собрание в Древней и Средневековой Руси для обсуждения и решения важных общих дел. Возникло из племенных собраний славян.
В летописи впервые упоминается о Белгороде в 997 г. Ведению веча подлежали вопросы войны и мира, призвания и изгнания князей, выборы и смещение представителей власти (посадников, тысяцких и др., а в Новгороде также архиепископа), заключение договоров с другими землями и княжествами, наделение землёй и привилегиями, принятие законов (напр., Новгородская и Псковская судные грамоты). Судебные и административные вопросы, как правило, не входили в компетенцию веча.
В Северо-Восточной Руси вечевые учреждения были ликвидированы к концу XIV в. Дольше всего вечевой строй сохранялся в Новгородской и Псковской феодальных республиках. С присоединением к Москве Новгорода (1478 г.) и Пскова (1510 г.) вече в этих городах было упразднено.
Вира – в Древней Руси денежный штраф в пользу князя за убийство свободного человека. По «Русской Правде», за убийство простого свободного человека платилось 40 гривен, за убийство представителей княжеской администрации (огнищанина, тиуна) – 80. Полувирье (20 гривен) взималось за тяжёлые увечья. Когда убийца не был известен, община-вервь, на территории которой находили убитого, платила «дикую» виру.
Воевода – славянский термин, обозначавший военачальника, правителя. В качестве начальника княжеской дружины или предводителя народного ополчения воеводы упоминаются в русских летописях с X в.
Военная демократия – форма общественных отношений, сложившаяся у восточных славян в VII – VIII вв., для которой характерны: а) особая роль народного собрания (племенного схода) как высшего органа власти; б) участие всех мужчин племенного союза в решении важнейших вопросов жизни племени; в) всеобщее вооружение населения.
Волхвы – древнерусское название жрецов, служителей языческого религиозного культа. Волхвам приписывалось влияние на силы природы, лечение болезней, предсказание будущего. Впервые упоминаются в летописи в 912 г. в связи с сообщением о предсказании ими смерти кн. Олегу. В XI в. происходили восстания крестьян и горожан в Суздале (1024 г.), Киеве (1068 г.), Белоозере и др., во главе которых стояли волхвы, использовавшие их для борьбы с христианской религией. С распространением христианства на Руси язычество и волхвы подверглись гонениям со стороны государства. Так, в 1227 г. в Новгороде были публично сожжены 4 волхва.
Вотчина – вид феодальной земельной собственности в России. Наследственное семейное или корпоративное землевладение. Владелец вотчины мог передавать её по наследству, продавать, закладывать. Термин «вотчина» происходит от слова «отчина», то есть отцовская собственность. В Киевской Руси в IX – X вв. уже существовали феодальные вотчины князей и бояр. В XI – XV вв. вотчина стала преобладающей формой феодального землевладения. Вотчинами владели в основном бояре, «вольные слуги», а также монастыри, церкви, высшее духовенство. Указ Петра I от 23 марта 1714 г. «О единонаследии» юридически оформил окончательное слияние вотчины и поместья в недвижимое имущество.
Дворянство – юридически оформленная в качестве господствующего сословия часть феодального общества, обладающая определёнными, передаваемыми по наследству привилегиями. В Древней Руси XII – XIII вв. дворянство возникло как низшая прослойка военно-служилого сословия, составлявшая двор князя или крупного боярина. В отличие от зависимых слуг, занятых в хозяйстве князя или вотчинника, дворяне назывались «вольными слугами». С XIV в. князь и вотчинники «жалуют» дворянам за службу землю (так появляются поместья). В период объединения русских земель дворянство становится важнейшей социальной опорой великокняжеской власти. С середины XVI в. роль дворянства усиливается. Оформлялись его политические права. Дворянское сословие в России было ликвидировано декретом ЦИК и СНК РСФСР «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 11(24) ноября 1917 г.
Добрыня – дядя и воевода Владимира Святославича, брат его матери Малуши. После гибели в 980 г. Ярополка и вокняжения Владимира в Киеве Добрыня стал наместником в Новгороде. Участвовал в походе на волжских болгар в 985 г. По преданию в 989 г. крестил Новгород «огнём и мечом», при этом сбросил в Волхов статую Перуна, им же в 980 г. воздвигнутую. Исторический прототип былинного Добрыни Никитича.
Дружина – отряд воинов, объединявшихся вокруг племенного вождя, а затем князя; военная организация, характерная для строя военной демократии, для периода разложения родового строя и зарождения феодальных отношений. Вождь (князь) и дружина были связаны взаимными обязательствами. Дружина должна была защищать вождя (князя), последний – содержать дружину. Дружинники, обогащаясь за счёт военной добычи, постепенно превращались в военно-аристократическую верхушку племени. Свои дружины в Древней Руси имел не только киевский князь, но и его наместники.
Закупы – категория зависимого населения Древней Руси. По «Русской Правде», закупы получали от феодала орудия производства и обязаны были работать на его полях, но имели и своё хозяйство. Расплатившись с господином за ссуду («купу»), закуп мог стать свободным. В отличие от полного холопа, закупа нельзя было убить. Закупы могли уходить от феодала для поисков денег, а также обращаться в суд с жалобами на господина. В случае побега закуп мог быть превращён в раба.
Изгои (от «гоить» – жить) – на Руси XI – XII вв. люди, вышедшие («выжитые») в силу каких-либо обстоятельств из своего обычного общественного положения. Изгои упоминаются в «Русской Правде». Большинство изгоев происходило, видимо, из крестьян, порвавших связь с общиной, и из выкупившихся или отпущенных на свободу холопов.
Иларион (середина XI в) – первый киевский митрополит из русских (с 1051 г.). Его поставление было связано с попыткой Ярослава Мудрого освободиться от опеки Византии в церковных делах. Сведений о его судьбе после 1055 г. в летописях нет. Иларион – автор «Слова о законе и благодати» (1037 – 1050 гг.), в котором он утверждает мысль о равенстве всех народов, высоко оценивает деяния князей, прославивших русскую землю в других странах. Своё «Слово» Иларион закончил молитвой за русскую землю, выразив уверенность, что русский народ никогда не будет порабощён чужеземцами.
Кирилл (ок. 827 – 869 гг.) и Мефодий (820 – 885 гг.) – славянские просветители, проповедники христианства, создатели славянской азбуки (глаголицы), первые переводчики богослужебных книг на славянский язык.
Константин VII Багрянородный (Порфирородный) (905 – 959 гг.) – византийский император с 913 г. Во внешней политике сохранял дружественные отношения с Западом, Халифатом, Болгарией и Русью. Государственному правлению Константин VII предпочитал литературные занятия. Автор ряда трудов. Среди них – «Об управлении империей», в котором приводится ряд ценных сведений о народах, окружавших Византию, в том числе и о русских.
Константин IX Мономах (ум. в 1055 г.) – византийский император в 1042 – 1055 гг. В 1043 г. вёл войну с Русью. В 1046 – 1047 гг. заключил с ней союз, скреплённый браком родственницы Константина IX Марии с Всеволодом Ярославичем.
Лествичное право – от слова «лествица» (лестница). Обычай княжеского наследования в Киевской Руси. Все князья Рюриковичи считались братьями (родичами) и совладельцами всей страны. Старший в роду сидел в Киеве, следующие по значению в менее крупных городах. Порядок княжения был следующим: старший брат, затем младшие по порядку, затем дети старшего брата, за ними дети следующих братьев, за ними, в той же последовательности, внуки, затем правнуки и т.д. Те из потомков, чьи отцы не успели побывать на великом княжении, лишались права на очередь и получали уделы на прокорм. По мере смены главного князя все прочие переезжали по старшинству из города в город.
Мал – князь древлян, при котором в 945 г. произошло восстание против киевского князя Игоря. Убит при подавлении восстания.
Митрополит – второй по значению чин в православной церковной иерархии (после патриарха). Появились на Руси после принятия христианства в XI в. и были до конца XVI в. Первоначально митрополиты назначались на Русь Константинопольским патриархом. В 1051 г. Ярославом Мудрым без согласия патриарха киевским митрополитом был поставлен Иларион, по-видимому, смещённый сразу после смерти Ярослава Мудрого. После 1299 г. местом постоянного пребывания Киевского митрополита и его двора стал г. Владимир на-Клязьме, в конце 1326 г. – Москва.
Наместник – должностное лицо в Древней Руси, возглавлявшее вместе с волостелями местное управление. Наместники назначались в города великими и удельными князьями. Ведали вопросами местного управления, судом, сбором пошлин. Имели административный персонал и военные отряды для местной обороны и подавления народных выступлений. Вознаграждались за службу путём кормлений. В 1555 – 1556 гг. система наместничества была заменена выборными земскими учреждениями.
Нестор – монах Киево-Печерского монастыря (с 70-х гг. XI в.), древнерусский историк и публицист. В 1080-х гг. написал «Чтение о житие и погублении ... Бориса и Глеба», около 1094 г. – «Житие» Феодосия Печерского. Нестор был составителем крупнейшего произведения древнерусской исторической мысли – «Повести временных лет». Похоронен в пещерах Киево-Печерской лавры.
Огнищанин (от слова «огнище» – очаг, двор) – первоначально младший дружинник древнерусского князя, стоявший во главе княжеского хозяйства. В XI – XIII вв. – старший дружинник, «княжой муж», боярин. По «Краткой Русской Правде», за убийство огнищанина полагалась двойная вира (80 гривен вместо 40; за смерда – 5 гривен).
Повоз – система сбора дани, введённая киевской княгиней Ольгой в 945 г., при которой князь с дружиной не объезжал все подвластные селения, а приезжал за данью в специально определённые места – погосты.
Погост – места сбора дани, введённые киевской княгиней Ольгой в 945 г.
Полюдье – объезд князем и дружиной подвластных племён для сбора дани. Просуществовало до 945 г., заменено повозом.
Посадник – первоначально наместник князя в землях, входивших в состав Древнерусского государства. Впервые термин «посадник» встречается в «Повести временных лет» под 997 г. Позднее термин «посадник» стал означать название высшей государственной должности в Новгороде (до 1478 г.) и Пскове (до 1510 г.). Посадники избирались на вече из представителей наиболее богатых и знатных боярских семей. В Новгороде реформа Онцифора Лукинича (1354 г.) вместо одного посадника ввела шестерых, правивших пожизненно («старые» посадники), из среды которых ежегодно избирался новый – «степенный» посадник. Реформой 1416 – 1417 гг. число посадников было увеличено втрое, а «степенные» посадники стали избираться на полгода. С присоединением Новгорода и Пскова к Москве институт посадничества в них был ликвидирован.
Путята (ум. не ранее 1113 г.) – воевода и киевский тысяцкий великого кн. Святополка II Изяславича, сын Вышаты и брат Яна Вышатича. Участвовал в Витичевском съезде князей. В 1097 г. возглавил войско Святополка, посланное против кн. Давида Игоревича. В 1104 г. возглавил поход против минского князя Глеба, участвовал в успешном походе 1106 г. на половцев. Путята занимался, видимо, ростовщичеством, чем вызвал ненависть со стороны киевлян. В ходе киевского восстания (1113 г.) двор Путяты был разграблен.
Раннефеодальная монархия – государство переходного периода от первобытно-общинного строя к феодализму у восточных славян, миновавших в своём развитии рабовладельческую стадию. Во главе государства стоял старший киевский князь, опиравшийся в своей деятельности на дружину и совет старейшин. Важную государственную и политическую роль продолжало играть вече. Управление на местах осуществлялось первоначально местными князьями, затем посадниками киевского князя. Общественные отношения строились на договорных (сюзеренно-вассальных) принципах.
«Русская Правда» – древнейший дошедший до нас сборник норм древнерусского права, основной источник, свидетельствующий о правовых и социальных отношениях в Древней Руси. Первая редакция – «Правда Ярослава» – создана до 1054 г. В последующем изменялась и дополнялась («Правда Ярославичей», «Покон вирный», «Урок мостникам», Устав Владимира Мономаха, Устав о холопах).
Рядовичи – в Киевской Руси это люди, находившиеся в зависимости от господина по «ряду» (договору). По своему положению рядовичи были близки к закупам. По «Русской Правде», штраф за убийство рядовича равнялся штрафу за убийство холопа или смерда.
Смерды – социальный слой славянского общества раннего средневековья. В Древней Руси смерды отмечены в источниках XI–XII вв. («Русская Правда»). Понятие «смерды» в литературе трактуется различно:
1) смерды – обозначение всей массы сельского населения. Первоначально смерды – свободные общинники, затем они постепенно утрачивают свою свободу, и в течение длительного времени сосуществуют свободные и зависимые смерды;
2) смерды – крестьяне, сидевшие на государственной земле и обложенные данью. Смерд имел свою семью и имущество, платил штраф за совершённые проступки. Вместе с тем юридически он был неполноправен; убийство смерда наказывалось таким же штрафом, как и убийство холопа.
В некоторых случаях термином «смерд» в XII в. обозначалось всё сельское население той или иной местности.
Староста – представитель низшей княжеской администрации, обычно из холопов. В «Русской Правде» упоминаются сельский и ратайный старосты. Сельский староста, по-видимому, ведал сельским населением вотчины, ратайный староста – вотчинной пашней. За убийство старосты взыскивался штраф в 12 гривен: больше, чем за смерда, рядовича или обычного холопа, но меньше, чем за тиуна.
Схизма (от греческого sxisma – «расщепление») – разделение христианской церкви на католическую и православную в 1054 г. Несмотря на официальный характер раскола в 1054 г., окончательное разделение церквей произошло после завоевания Константинополя крестоносцами в 1204 г.
Тиун – в «Краткой Русской Правде» (XI в.) группа привилегированных княжеских слуг, жизнь которых ограждалась двойной вирой. В «Пространной Правде» (начало XIII в.) и «Слове Даниила Заточника» – более широкий круг лиц, участвовавших в управлении княжеским хозяйством. Часть из них была несвободной. К XII в. тиуны появляются и у бояр.
Удел (от старославянского «дел» – часть) – доля члена княжеского рода в княжестве. На Руси XII – XVI вв. государственное образование, земельная собственность князя как политического владетеля. Разделение на уделы было впервые узаконено на съезде князей в Любече в 1097 г. Удельные князья находились в вассальной зависимости от великого князя, но имели собственный аппарат управления, войска, а с XIV в. – выпускали собственную монету. Удельная система была ликвидирована с образованием Московского централизованного государства. Последним удельным князем был сын Ивана IV царевич Дмитрий, погибший в 1591 г.
Урок – размер дани с подвластных восточнославянских племён, установленный киевской княгиней Ольгой в 945 г.
Усобицы – борьба представителей княжеского дома за власть. Первая усобица началась в 972 г. после гибели кн. Святослава.
Феодосий Печерский (около 1036 – 1074 гг.) – игумен Киево-Печерского монастыря. Родился в Василёве, получил хорошее образование. В 1055 – 1056 гг. постригся в монахи. Отличался исключительным аскетизмом, с юности носил вериги. С 1060-х гг. – игумен Печерского монастыря, который он значительно расширил. Ввёл монастырский устав по греческому образцу, отличавшийся строгостью и внедрявший полное общежитие монахов, одинаковую одежду, общность имущества и т.п. Феодосию Печерскому приписывается ряд поучений и посланий. В 1091 г. канонизирован.
Холопы – категория феодально-зависимых людей в X – начале XVIII в. По правовому положению приближались к рабам. По закону холоп являлся вещью, которой господин мог распоряжаться неограниченно. В то же время господин нёс ответственность за действия холопа. Xолопами становились в результате пленения, самопродажи, продажи за долги или преступления, женитьбы на холопке.
Челядь – наименование зависимого населения в Древней Руси. В VI – IX вв. употреблялось для обозначения патриархального рабства. В IX – X вв. челядь – рабы, ставшие объектом купли-продажи. Постепенно это наименование стало применяться к более широкому кругу феодально-зависимого населения. В XVIII – XIX вв. челядью называли дворовых слуг помещика.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх