Сегодня театр — неотъемлемая часть культурной жизни. Его появлению мы обязаны древним грекам: именно в Древней Греции появились театральные жанры (комедия и трагедия), оформилось его устройство (сцена, зрительный зал). Греки считали театр «школой для взрослых», которая просвещает и воспитывает людей.
Слово «театр» в переводе с древнегреческого означает «место зрелищ». Зарождение театрального искусства связано с одним из древнегреческих праздников — Дионисиями (масштабные торжества в честь бога виноделия Диониса, которые ежегодно проводили в Древней Греции). Большие Дионисии проходили каждую весну и завершались грандиозным пиром.
Празднование было похоже на карнавал: греки облачались в замысловатые костюмы сатиров — спутников бога Диониса, полулюдей-полукозлов. Неотъемлемым элементом торжества были театрализованные представления, в которых участники разыгрывали по ролям сценки из мифов о Дионисе. Из этих сценок и берёт начало современный театр.
Постепенно греки стали сочинять собственные истории о Дионисе и разыгрывать их во время празднований. Государство поощряло конкурсы среди выступающих. В конце концов было принято решение построить специальное место для драматических представлений.
Греческий театр был не похож на современные театральные здания. У него не было крыши, но он имел зрительный зал, который размещался полукругом и делился проходами на клинья. По центру располагалась орхестра — круглая площадка, на которой разворачивалось представление (выступление актёров, хора и отдельных музыкантов). За орхестрой находилась скена (небольшое сооружение для переодевания и выхода актёров в древнегреческом театре, которое также служило декорациями и архитектурным фоном)— к её стене прикрепляли фон, который изображал обстановку происходящих в спектакле действий. Фактически это было небольшое здание, внутри которого хранили костюмы, маски и полотна-декорации.
Поскольку своим происхождением театр обязан Дионисиям, в орхестре находился небольшой алтарь, посвящённый богу Дионису. Однако к концу IV в. до н.э. театральные представления утратили связь с религиозным празднеством и стали частью культурной жизни греков.
Самым крупным в Элладе был театр Диониса в Афинах. Он был построен в V в. до н.э., неоднократно перестраивался и вмещал до 17000 зрителей.
Актёрами в греческом театре могли быть только мужчины, они же исполняли женские роли. Ещё одним обязательным атрибутом древнегреческого представления были маски: их меняли в зависимости от того, кого изображает актёр. Все маски были с раскрытым ртом, чтобы зрители могли слышать голос исполнителей. Иногда один актёр мог сменить несколько ролей за представление, а значит, и множество масок.
Поскольку актёры, как правило, исполняли роли древнегреческих героев, костюмы должны были подчёркивать их величие. Для этого использовали специальную обувь на высокой подошве (котурны). Обычно делали костюмы в «старинном» духе, чтобы показать: события, изображаемые на сцене, происходили очень давно.
Греческий театр невозможно представить без хора. Хор исполнял песни и воплощал на сцене, в зависимости от спектакля, армию, простых горожан или друзей главного героя. Хор присутствовал на орхестре во время всего представления.
Государство способствовало распространению театральных постановок и даже выдавало средства на покупку входных билетов. Первые ряды в зрительном зале всегда были отданы почётным гостям: жрецам, спортсменам-олимпийцам, стратегам.
Из древнегреческого театра берут начало и два основных театральных жанра — комедия и трагедия. Комедия — это представление с весёлым, смешным сюжетом, а трагедия — напротив, с грустным. Комедии могли высмеивать пороки современников, а трагедии, как правило, были посвящены греческой истории, героям древности.
Одним из величайших древнегреческих трагиков был Софокл. Самые известные его трагедии — «Антигона» и «Эдип в Колоне».
«Антигона» — классическая древнегреческая трагедия. Антигона — дочь царя Эдипа, трагедия посвящена её истории. Брат девушки предал родной город и погиб. По государственному закону его тело следовало отдать на растерзание диким птицам и животным, однако Антигона помнила, что существуют традиционные законы их рода. Несмотря на указ царя, она похоронила брата по религиозным правилам, за что была заключена в пещере. Даже просьба жениха Антигоны, сына царя Креонта, сжалиться над девушкой не смягчила наказания. Антигона погибла. Погиб от отчаяния и её жених.
Видным мастером комедии был Аристофан. Он написал комедии «Птица», «Лягушки», «Лисистрата» и многие другие. До нашего времени дошло 11 произведений этого древнегреческого автора.
«Птицы» — самая длинная из комедий Аристофана. В её основе лежит история о двух афинянах, решивших создать собственный город в царстве птиц. Главные герои встречаются с царём птиц Удодом, который рассказывает им, как хорошо живётся в мире птиц без интриг, войн и судебных тяжб. Постепенно о новом городе узнаёт всё больше греков, и все они устремляются на поиски лучшей жизни, пытаясь подражать птицам.
Комедии Аристофана наполнены юмором, порой довольно жёстким, обличающим пороки современного ему общества.
Театральные представления были любимым способом провести время у древних греков, наряду с посещением Олимпийских игр. Постепенно театр терял первоначальное значение, связанное с религиозным праздником бога Диониса. Со временем во всех греческих городах появлялись свои театры, но самым крупным был театр Диониса в Афинах.
Слово «театр» в переводе с древнегреческого означает «место зрелищ». Зарождение театрального искусства связано с одним из древнегреческих праздников — Дионисиями (масштабные торжества в честь бога виноделия Диониса, которые ежегодно проводили в Древней Греции). Большие Дионисии проходили каждую весну и завершались грандиозным пиром.
Празднование было похоже на карнавал: греки облачались в замысловатые костюмы сатиров — спутников бога Диониса, полулюдей-полукозлов. Неотъемлемым элементом торжества были театрализованные представления, в которых участники разыгрывали по ролям сценки из мифов о Дионисе. Из этих сценок и берёт начало современный театр.
Постепенно греки стали сочинять собственные истории о Дионисе и разыгрывать их во время празднований. Государство поощряло конкурсы среди выступающих. В конце концов было принято решение построить специальное место для драматических представлений.
Греческий театр был не похож на современные театральные здания. У него не было крыши, но он имел зрительный зал, который размещался полукругом и делился проходами на клинья. По центру располагалась орхестра — круглая площадка, на которой разворачивалось представление (выступление актёров, хора и отдельных музыкантов). За орхестрой находилась скена (небольшое сооружение для переодевания и выхода актёров в древнегреческом театре, которое также служило декорациями и архитектурным фоном)— к её стене прикрепляли фон, который изображал обстановку происходящих в спектакле действий. Фактически это было небольшое здание, внутри которого хранили костюмы, маски и полотна-декорации.
Поскольку своим происхождением театр обязан Дионисиям, в орхестре находился небольшой алтарь, посвящённый богу Дионису. Однако к концу IV в. до н.э. театральные представления утратили связь с религиозным празднеством и стали частью культурной жизни греков.
Самым крупным в Элладе был театр Диониса в Афинах. Он был построен в V в. до н.э., неоднократно перестраивался и вмещал до 17000 зрителей.
Актёрами в греческом театре могли быть только мужчины, они же исполняли женские роли. Ещё одним обязательным атрибутом древнегреческого представления были маски: их меняли в зависимости от того, кого изображает актёр. Все маски были с раскрытым ртом, чтобы зрители могли слышать голос исполнителей. Иногда один актёр мог сменить несколько ролей за представление, а значит, и множество масок.
Поскольку актёры, как правило, исполняли роли древнегреческих героев, костюмы должны были подчёркивать их величие. Для этого использовали специальную обувь на высокой подошве (котурны). Обычно делали костюмы в «старинном» духе, чтобы показать: события, изображаемые на сцене, происходили очень давно.
Греческий театр невозможно представить без хора. Хор исполнял песни и воплощал на сцене, в зависимости от спектакля, армию, простых горожан или друзей главного героя. Хор присутствовал на орхестре во время всего представления.
Государство способствовало распространению театральных постановок и даже выдавало средства на покупку входных билетов. Первые ряды в зрительном зале всегда были отданы почётным гостям: жрецам, спортсменам-олимпийцам, стратегам.
Из древнегреческого театра берут начало и два основных театральных жанра — комедия и трагедия. Комедия — это представление с весёлым, смешным сюжетом, а трагедия — напротив, с грустным. Комедии могли высмеивать пороки современников, а трагедии, как правило, были посвящены греческой истории, героям древности.
Одним из величайших древнегреческих трагиков был Софокл. Самые известные его трагедии — «Антигона» и «Эдип в Колоне».
«Антигона» — классическая древнегреческая трагедия. Антигона — дочь царя Эдипа, трагедия посвящена её истории. Брат девушки предал родной город и погиб. По государственному закону его тело следовало отдать на растерзание диким птицам и животным, однако Антигона помнила, что существуют традиционные законы их рода. Несмотря на указ царя, она похоронила брата по религиозным правилам, за что была заключена в пещере. Даже просьба жениха Антигоны, сына царя Креонта, сжалиться над девушкой не смягчила наказания. Антигона погибла. Погиб от отчаяния и её жених.
Видным мастером комедии был Аристофан. Он написал комедии «Птица», «Лягушки», «Лисистрата» и многие другие. До нашего времени дошло 11 произведений этого древнегреческого автора.
«Птицы» — самая длинная из комедий Аристофана. В её основе лежит история о двух афинянах, решивших создать собственный город в царстве птиц. Главные герои встречаются с царём птиц Удодом, который рассказывает им, как хорошо живётся в мире птиц без интриг, войн и судебных тяжб. Постепенно о новом городе узнаёт всё больше греков, и все они устремляются на поиски лучшей жизни, пытаясь подражать птицам.
Комедии Аристофана наполнены юмором, порой довольно жёстким, обличающим пороки современного ему общества.
Театральные представления были любимым способом провести время у древних греков, наряду с посещением Олимпийских игр. Постепенно театр терял первоначальное значение, связанное с религиозным праздником бога Диониса. Со временем во всех греческих городах появлялись свои театры, но самым крупным был театр Диониса в Афинах.