(ТЕОРИЯ) Воздушный бой над Нишем

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Сотрудничество между Советским Союзом и США было довольно тесным. Летчики СССР бок о бок находились с американскими пилотами на стратегически важных базах в Северной Каролине, в Италии, Иране, Аляске и на Полтавском аэроузле …
Боевое столкновение американских и советских войск над Нишем 7 ноября 1944 г., один из нескольких десятков документально подтверждённых эпизодов Второй мировой войны, классифицируемых как огонь по своим. Американские войска по ошибке атаковали советскую транспортную колонну, в результате чего погибли 34 солдата и офицера. В ходе ответной авиационной атаки советские лётчики во главе с Александром Колдуновым сбили от 2 до 7 самолётов противника. Руководства США и СССР решили не предавать инцидент огласке, а командование армии США извинилось перед советскими войсками за совершённую оплошность.

1692852155153.png
Столкновение произошло 7 ноября 1944 г. рядом с югославским городом Ниш. В тот день советские части 6-го Гвардейского стрелкового корпуса двигались по шоссе в направлении Алексинаца. Придвигавшиеся по дороге Ниш-Алексинац-Делиград-Роянь войска и автотранспорт 6-го стрелкового корпуса 3-го Украинского фронта чувствовали себя в относительной безопасности.
1692852185645.png
Район был зачищен от германских войск, а в небе господствовала авиация союзников. У бойцов было приподнятое настроение, в этот день Советский Союз праздновал годовщину Октябрьской революции. В составе колонны шел духовой оркестр, под аккомпанемент которого пехота всю дорогу распевала песни. Около часа дня музыку оборвал рев моторов. Из-за облаков на колонну вывалилось несколько бомбардировщиков, сопровождаемые самолетами-разведчиками.
1692852212495.png
Американский «Лайтнинг»
27 самолетов шли прямо на советскую колонну. Когда они приблизились, красноармейцы рассмотрели на бортах белые звезды союзников, а самолеты-разведчики оказались американскими истребителями P-38 Lightning. Убедившись, что это самолеты союзников, советские бойцы остались на дороге, вместо того чтобы кинуться врассыпную. И тут сверху посыпались бомбы. Находящаяся на марше колонна советских войск была атакована: пулеметами и пушками, ракетами и бомбами. Чтобы остановить бомбежку, советские бойцы начали размахивать красными знаменами, но американские летчики не замечали или не хотели замечать эти знаки.
1692852246425.png
Командующий авиаполка Дмитрий Сырцов дал своим летчикам на Як-9 и Як-3 приказ не вступать в бой, а лишь, показав свои опознавательные знаки, убедить американцев покинуть район. Но уже на взлете один из «Яков» был атакован американцами и подбит. Завязался бой, в ходе которого два «Лайтнинга» были подбиты. Понеся потери, американцы, не теряя строя, начали разворот в сторону Ниша и отступление. Советские истребители сопроводили их «прощальным» огнем из пушек, в результате чего еще один или два американца ушли в пике. Ответным огнем был подбит и еще один «Як». Лишь после этого – под прикрытием советских истребителей – нашему летчику-асу Александру Колдунову удалось приблизиться к ведущему «Лайтнингу» и покачав крыльями показать, что они атаковали советские войска.
1692852275971.png
Александр Колдунов стал самым результативным советским летчиком, летавшим на «Як»
Казалось бы, что на этом можно было выдохнуть, но нет. Вскоре появилась вторая волна в количестве 40 самолетов. Атака американцев на советскую колонну длилась 15 минут. Вторая атака уже не носила катастрофических последствий. Эскадрилья из 40 «Лайтнингов» была перехвачена в воздухе и ее буквально «выдавили» за перевал, сопроводив всего несколькими предупредительными выстрелами.
1692852305342.png
Александр Колдунов
В результате этой атаки 34 советских бойца погибли, включая командира корпуса гвардии генерал-лейтенанта Котова. Помимо этого, были уничтожены 20 машин и еще 39 человек получили ранения. Как ни странно, но вину за гибель советских бойцов в результате этой бомбардировки американцы возложили на командование Красной армии, мол они своевременно не передали союзникам информацию о перемещении войск. Якобы именно по этой причине обнаруженную колонну советских военнослужащих американские летчики приняли за гитлеровцев и открыли по ним шквальный огонь.
1692852339360.png
Однако эта нелепая ложь американцев не выдерживала никакой критики и вскоре была опровергнута. Дело в том, что Ниш был очищен от фашистов еще в середине октября, а дорога ведущая Алексинац, по которой шла советская колонна пролегала через районы, которые были очищены от гитлеровцев еще раньше. И, никаких немецких колонн в этом районе быть не могло, и американцы прекрасно об этом знали.
Вскоре после инцидента командиры Соединенных Штатов извинились перед советскими властями за действия своих летчиков, придумав новое оправдание. На этот раз причиной трагедии по словам американцев стала банальная оплошность. В тот день американская авиация планировала совершить налет на колонны фашистов, которые ретировались в Триест из Греции. Но по роковому стечению обстоятельств авиация союзников приняла колонну советских бойцов за гитлеровцев и открыла по ней огонь. Однако и эту версию советское командование сочло неправдоподобной. Все потому, что от югославского Ниша до границы с Грецией было около 400 км. Более того, советские командиры недоумевали, по какой причине после того, как американские летчики поняли, что ведут огонь по войскам союзников, они не передали по радиосвязи эту информацию своей второй группировке, которая нанесла второй удар по советской армейской колонне.
В связи с этим, к расследованию причин инцидента присоединилась комиссия 17-й воздушной армии. Она изучила все обстоятельства случившегося и подтвердила, что в действия американских летчиков не было злого умысла. Выводы, которые сделали советские следователи не сильно отличались от выводов, которые сделали их американские коллеги. В их рапорте говорилось, что целью американцев были фашисты, которые перемещались по трассе Скопье-Приштина. Но по какой-то нелепой случайности схема дорог вблизи города Скопье оказалась очень схожей со схемой дорог Ниша. Именно по этой причине американцы приняли советских бойцов за немцев, хотя до Скопье нужно было лететь еще около 150 км.
На следующий день (после этого инцидента) подробный доклад (от заместителя начальника Генерального штаба Красной армии генерала Алексея Иннокентьевича Антонова) о происшествии лег на стол И.В. Сталину. По итогам боя советские летчики отчитались о трех потерянных самолетах с нашей стороны (два – от огня американцев, один – от своих же зенитчиков) и как минимум пяти – со стороны ВВС США. Еще два «Лайтнинга» ушли задымившись. Примерно такую же информацию сообщила и югославская сторона. Инженер аэродрома Драгослав Димич после войны вспоминал об инциденте над Нишем. Он говорил, что советскую автоколонну атаковали около тридцати самолетов, среди которых были и бомбардировщики B-25 Mitchell. В ответ на агрессию в небо поднялись девять советских Як-3, но один из них был моментально сбит.
Был и еще один очевидец авианалета – югославский военный Йоко Дрецун. По его сведениям, советские пилоты сбили семь американских самолетов. Также он насчитал четырнадцать погибших летчиков ВВС США. Что же касается потерь советской стороны, Дрецун упоминал о некой молодой девушке из Москвы. Ее, как и остальных погибших, похоронили возле аэродрома в день трагедии.
Американцы утверждали, что потеряли лишь два самолета, а сами подбили от 3 до 5. Один из американских летчиков вспоминал: «Мы остались без боеприпасов или почти без боеприпасов. Большой расход был при штурмовке колонны, иначе русским бы пришлось еще хуже. Сбили мы пять-семь русских «Яков». Они были как «мессера», но на нашей стороне были лучшая тактика и инициатива».
Вскоре Сталин получил подробный отчет от генерал-полковника Судца и генерал-майора авиации Корсакова. В донесении говорилось: «… установлено, что в 12 часов 40 минут 7 ноября 1944 года над городом Ниш (северо-западные окраины) курсом 120 градусов и на высоте двух тысяч метров появилась группа самолетов типа «Лайтнинг» (Р-38, «Молния»). Над аэродромом она перестроилась в растянутый правый пеленг и, спустившись на 40-50 метров, начала расстреливать автотранспорт и войска, продвигавшиеся по дороге Ниш-Алексинац-Делиград-Роянь, действуя по одному и производя по несколько заходов вдоль дороги …».
Генералиссимус был раздосадован и разозлен ситуацией, но приказал ее по возможности «замять». Все советские летчики и зенитчики, участвовавшие в отражении атаки, были представлены к наградам, а инцидент после расследования зашифрован.
Что касается американской версии событий, то они объяснили инцидент «ошибкой». Капитан Кинг, чей самолет был сбит, но он сумел выжить, вспоминал в мемуарах, что они не узнали Ниш. Это подтвердил и другой пилот – Карр: «Все ориентиры на месте: холм, дорога... Какой-то город или деревня — все верно!»
И вот это вызывает удивление. Дело в том, что американцы знали, как выглядит Ниш с высоты полета и где именно он находится. Поскольку с октября 1943 г. они неоднократно его бомбили. При этом ни разу не перепутали с городом Нови Пазар, который расположен неподалеку. Но вот седьмого ноября отчего-то перепутали.
Как только пилоты США обнаружили движение внушительной автоколонны в районе Ниша, полковник Эдвинсон (полковник Кларенс Теодор Эдвинсон возглавлявший 82-ю истребительную авиагруппу) отдал приказ атаковать. При этом, что интересно, он не предпринял ни единой попытки разобраться, чья именно колонна двигалась по дороге. Сам же полковник первым открыл огонь по советской автоколонне, затем его подержали два звена. При первом налете были уничтожены штабные машины, двигавшиеся во главе процессии, автоцистерны и несколько грузовиков. Тогда же погиб и советский генерал Григорий Петрович Котов. Он находился в одной из штабных машин. Чуть позже появилось и третье звено ударной группы «лайтнингов». Летчик Карр вспоминал: «Заметили следующую на большой скорости колонну. Опознавательных знаков не видно, но уверены – немцы!.. Какой мы пожар устроили! За последние 50 боевых вылетов ни разу не нанесли противнику такого ущерба … Поразил пять грузовиков и санитарную машину! Поздно увидел красный крест».
Вообще, слепота, которая поразила и американское командование, и простых пилотов, вызывает лишь недоумение. Они не узнали Ниш, перепутали советскую автоколонну с немецкой, которой в этом районе не могло быть даже теоретически. Затем не разглядели красный крест в белом круге. Чуть позже они также не увидят и красные звезды на крыльях самолетов.
Летчик Борис Александрович Смирнов писал: «Я в это время находился на командном пункте в расположении 2-й болгарской армии и вот слышу, командарму докладывают, что американские бомбардировщики атакуют колонну наших войск в районе города Ниш. Судец распорядился: «Принять все меры к предотвращению столкновения в воздухе». Но как? Со стоянки дежурной авиаэскадрильи уже взлетела восьмерка истребителей, возглавляемая Героем Советского Союза капитаном А. И. Колдуновым. Ему и всем летчикам группы передаю указание командующего, прошу сделать все возможное, чтобы привлечь внимание американцев, дать как-то понять, что мы – союзники. Сделать это трудно: нам неизвестна радиоволна их обмена».
Первыми звуки атаки услышали как раз солдаты 707-го штурмового авиационного полка, в том числе и Герой Советского Союза Николай Шмелев. Все они слушали праздничную речь командира по политподготовке подполковника Сивуда. Первыми по тревоге в небо поднялся 866-й истребительный авиационный полк. Параллельно атаковавших начали обстреливать ПВО аэродромов Ниша.
Советские самолеты поднялись в небо, заместитель командира полка Дмитрий Сырцов приказал пилотам не атаковать американцев, а постараться приблизиться к ним, чтобы сообщить об ошибке. Но попытка провалилась, один из самолетов был сбит. Начался воздушный бой.
Позже американские пилоты утверждали, что некоторые, когда разглядели красные звезды, прекращали огонь и даже сообщали командованию об ошибке. Эдвинсон тоже вскоре понял, что его пилотам противостоят союзники, но остановить бой не сумел. Борис Александрович Смирнов вспоминал: «А тем временем две группы – по 25-30 самолетов каждая – уже подходили к западной окраине аэродрома. Верхняя, встав в круг, готовилась прикрыть действия нижней группы. Нижняя же разделилась еще на две равные части. Одна из них начала штурмовать колонну наших войск на дороге, обстреливая ее пулеметно-пушечным огнем с малых высот, а другая атаковала взлетающие истребители. В результате было сбито четыре американских истребителя типа «лайт[н]инг» (один уничтожили зенитчики). Наши потери – два экипажа. Погибли в бою лейтенанты Кривоногих и Шипулин. Самолет лейтенанта Жестовского оказался подбит, и летчик выпрыгнул с парашютом».
Бой прекратился, когда будущий Герой Советского Союза Николай Григорьевич Сурнев (по другой версии, подвиг принадлежит асу-истребителю Александру Ивановичу Колдунову) сумел подобраться к ведущему американскому самолету. Сурнев (или же Колдунов) жестами объяснил, что, мол, своих атакуете!
Несмотря на улики, которые нашли в кабине одного из сбитых американских самолетов, а именно карту, где в качестве цели нанесения удара был отмечен штаб 6-го Гвардейского стрелкового корпуса, советские следователи спешно закрыли расследование. Советским летчикам, которые отличились в схватке с американцами, вручили награды, а информация б этом инциденте была сразу засекречена. По всей вероятности, причиной, по которой советское руководство так поступило, стало нежелание давать повод вражеской разведке спекулировать на этой информации и вбивать клин между союзниками. Кроме того, Советскому Союзу на тот момент было совсем не выгодно обострять отношения с американцами (и другими союзниками), которые совсем недавно открыли второй фронт и осуществляли поддержку нашей страны посредством ленд-лиза.
1692852594162.png
Отношения между СССР и США накануне открытия Второго фронта не были ни дружественными, ни враждебными – в них присутствовало определенное напряжение. Следует вспомнить, что Соединенные Штаты одними из последних признали Советский Союз, при этом категорически возражая против вхождения в его состав Прибалтики. Осторожность в отношениях между двумя странами не позволила им подписать полноценный союзный договор, какой, к примеру, был заключен между СССР и Великобританией.
1692852627215.png
Уильям Аверелл Гарриман – американский промышленник, государственный деятель и дипломат, советник президентов Ф. Рузвельта и Г. Трумэна, посол США в Советском Союзе (с октября 1943 по январь 1946 г.)
14 декабря Иосиф Виссарионович принял официальные извинения Франклина Рузвельта (и генерала армии Джорджа Маршалла), которые тот передал через своего посла Уильяма Гарримана. Посол зачитал речь, в конце которой обратился с предложением к советскому руководству. Дабы подобных инцидентов больше не было, Гарриман предложил отправить в передовой советский штаб на Балканах группу американских офицеров связи для координации действий ВВС США и войск Красной армии. Однако Сталин отклонил это предложение, указав на то, что нужно придерживаться ранее установленного плана действий, где была четко прописана зона действий авиации союзников. Исходя из всего этого, можно сделать предположение, что, совершая налет на советскую колонну, руководство США планировало через эту авантюру проникнуть в недра советского штабного руководства, поскольку главы союзных стран были обеспокоены стремительным продвижением советских государств на Балканском полуострове.
1692852661166.png
Счастливые лейтенант У. Робертсон и лейтенант А.С. Сильвашко на фоне надписи «Восток встречается с Западом», символизирующей историческую встречу союзников на Эльбе. Встреча на Эльбеэпизод Второй мировой войны, когда 25 апреля 1945 г. недалеко от города Торгау на реке Эльба войска 1-го Украинского фронта армии СССР встретились с войсками 1-й армии США. В результате встречи войск союзников остатки вооружённых сил Германии были расколоты на две части — северную и южную
При этом у советского командования было немало претензий к американским военным. Так в апреле 1945 г. в небе над Берлином два истребителя ВВС США открыли огонь по советскому летчику Ивану Кожедубу – 17 апреля 1945 г. Иван Кожедуб был атакован двумя «Мустангами» (North American P-51 Mustang) в небе над Берлином. Тем более странно, что это произошло после того, как советский летчик пытался защитить союзников от нападения «мессершмиттов». В считанные минуты оба «Мустанга» были сбиты – один взорвался в воздухе, другой чудом дотянул до советской территории. Выживший после боя «здоровенный негр» на вопрос «кто его сбил?» ответил – «Фокке Вульф» (немецкий истребитель). Однако не ясно, ошибся американский пилот или отказался признать победу русского летчика.
Как и в случае с воздушным боем у Ниша, инцидент решили не придавать огласке, ведь пока шла война СССР и США казались друзьями. Встреча на Эльбе стала кульминацией этой недолгой дружбы и одновременно ее финалом.
1692852704025.png
Памятник советским летчикам в Нише, установленный 9 мая 2015 г.

Почитать материал по этой теме:
Н.А. Шмелёв. С малых высот. - М.: Воениздат, 1966
Ю. В. Рубцова. Удар американской авиации по советским войскам // Военно-исторический журнал, 1996, № 6

Документы:
Боевое донесение штаба 866 иап
Ниш, 7.11.1944 года, 16.00
7.11.44 г. 12.50 группа 12 самолетов типа Лайтинг производили штурмовку частей стрелкового корпуса 3-го Украинского фронта, двигавшихся по дороге от Ниш на запад в районе Чамурлия. 4 самолета в строю растянутого пеленга производили атаки по одному с Н - 400 м с выводом на Н - 50 м. Две четверки Лайтинг в строю пеленга ходили на Н - 1500 м. После первых атак по самолетам открыла огонь ЗА из состава ПВО аэродрома Ниш, огнем ЗА был сбит 1 самолет Лайтинг, который упал 1 км севернее аэродрома.
В 13.00 взлетела по-зрячему дежурная пара Як-9 866 ИАП, ведущий л-т Кривоногих и ведомый мл. л-т Шипуля. В 13.05 взлетело 6 Як-9, командир АЭ к-н Бондарь, командиры звеньев ст. л-т Сурнев, ст. л-т Железнов, ст. л-т Поциба, летчики л-т Жестовский и мл. л-т Сердюк. В 13.10 взлетела пара Як-3, ведущий к-н Колдунов и ведомый л-т Красюков.
Первая пара, взлетев, пошла с правым разворотом на сближение с штурмующими 4-мя самолетами Лайтинг. 2 самолета Лайтинг перешли в атаку на пару Кривоногих. Мл. л-т Шипуля произвел атаку по самолету Лайтинг, заходившему на повторную атаку наземных войск, с первой же атаки зажег его, последний с углом в 40 градусов врезался в землю в районе 500 м севернее аэродрома Ниш, где и сгорел. Л-т Кривоногих, отбиваясь от атаки 2-х самолетов Лайтинг, с вертикального маневра зажег одного из них, который горящий упал 8-10 км севернее аэродрома Ниш, на горе в лесном массиве.
При последующей атаке л-т Кривоногих зашел в хвост следующему самолету Лайтинг, по которому ЗА открыла заградительный огонь. Попав в разрывы снарядов ЗА, самолет л-та Кривоногих задымился, сделал переворот и с углом 80-85 градусов врезался в землю 3 км северо-восточнее аэродрома.
Взлетевшие командир АЭ к-н Бондарь и командиры звеньев ст. л-т Сурнев и ст. л-т Железнов, определив, что это самолеты американские типа Лайтинг, в воздушный бой с ними старались не вступать. Атакуемые одиночными и парами самолетов Лайтинг, маневрировали по вертикали и горизонтали, стремясь не давать им вести огонь. Ст. л-т Сурнев покачиванием самолета дал знать, что это не противник, после чего самолеты Лайтинг отвалили и атаки прекратили.
Летчик мл. л-т Сердюк, взлетев один, сразу же был атакован самолетом Лайтинг. Выйдя из-под атаки, он увидел, что один самолет Лайтинг атакует самолет Як-9, в свою очередь атаковал этот самолет, который сразу же загорелся и упал 1 км северо-западнее аэродрома.
При последующей атаке мл. л-т Сердюк атаковал еще один Лайтинг, дал по нему две очереди из пушки и пулемета, который задымился и ушел со снижением в северо-западном направлении.
В районе 2 км севернее Ниш л-т Жестовский вел бой с парой Лайтинг, атаковал одного из них сверху-сзади и пушечно-пулеметным огнем подбил его, который задымился и ушел со снижением в северо-западном направлении.
Второй самолет Лайтинг сзади атаковал л-та Жестовского и поджег его самолет. Л-т Жестовский получил пулевое ранение в правую ногу, правый бок и палец правой руки, выбросился с парашютом и приземлился в районе д. Каменица, что 8 км севернее Ниш, самолет сгорел.
Ст. л-т Поциба после взлета набрал высоту 2000 м и пристроился к группе из 12-ти Лайтинг, которые подходили к аэродрому с курсом 100 градусов. Покачиванием дал знать, что это свой самолет и стал указывать на свой аэродром. Самолеты Лайтинг огонь не вели, развернулись и ушли с курсом 240 градусов. В это время подходили с запада еще до 60 самолетов Лайтинг, которые встретились с 1-й группой, развернулись и пошли с курсом по направлению на запад.
Л-т Красюков, вылетев и опознав американские самолеты, в бой не вступил. Наблюдал как в районе 1 км севернее аэродрома самолет Як-9 горящим упал на землю.
В воздушном бою самолетами Лайтинг сбито 2 самолета Як-9. Летчик мл. л-т Шипуля погиб, л-т Жестовский спасся на парашюте. Л-т Кривоногих, сбитый нашей ЗА, погиб.
В этом бою, по наблюдениям с земли, огнем ЗА и нашими истребителями сбито 5 самолетов Лайтинг.

Сов[ершенно] секретно.
Экз. № ...
Американское посольство
Военная миссия
Соединенных Штатов Америки
Москва
Союз Советских Социалистических Республик
20 ноября 1944 года
Генералу армии А. И. Антонову,
заместителю начальника
Генерального штаба Красной Армии
НКО, Москва, СССР.


Многоуважаемый генерал Антонов!
Начальники штаба Соединенных Штатов8 поручили мне вручить Вам следующий отчет о печальном инциденте, о котором Вы сообщили мне в своем письме от 9 ноября 1944 года.
«Было предпринято и закончено подробное расследование относительно атаки американскими самолетами советской колонны 7 ноября 1944 года. Это расследование показывает, что штурмовой обстрел района между Ниш и Алексинац проводился одной эскадрильей, группой самолетов «Лайтнинг», которая имела задание атаковать колонны противника и железнодорожное движение в районе Съеница — Новипазар — Рашка — Митровица. Когда группа разделилась к югу от Съеница, эта эскадрилья полетела к назначенной ей цели бреющим полетом. Когда эскадрилья прибыла в пункт, который командир принял за Новипазар, он увидел большое движение войск и немедленно открыл огонь. Когда эскадрилья выполнила штурмовой рейд, она была законно атакована советскими истребителями, оборонявшими свои наземные войска, и в первой же схватке был сбит один американский самолет. Командир американской эскадрильи заметил после этого советские опознавательные знаки, но раньше, чем он мог вывести из воздушного боя свою группу, были сбиты другой американский самолет и два или три советских истребителя. Командир звена советских истребителей храбро приблизился к строю самолетов американского командира, и тогда взаимное опознание было подтверждено.
Командир группы, который лично вел эскадрилью, совершившую штурмовой рейд, является опытным военным летчиком, налетавшим более 4000 часов. Американская группа тщательно готовилась и инструктировалась относительно своей задачи перед вылетом со своих основных баз. Однако командир допустил навигационную ошибку, и это вместе с удивительным сходством между очертаниями на карте означенного объекта и в действительности атакованным заставило командира эскадрильи поверить, что он атакует линии коммуникаций в указанном ему районе. Все другие американские летчики этой группы самолетов были также уверены в том, что они атаковали нужный объект, пока не была проявлена кинопленка автоматического киноаппарата, которая точно показала, что ошибочно была атакована другая дорога. Обе дороги находятся друг от друга приблизительно на расстоянии 88 километров или около 10 минут полета.
В результате внимательного расследования мы заключили, что этот печальный инцидент произошел от того типа ошибок, который случается на всех театрах войны и который даже при величайшей осторожности и предусмотрительности мы бываем не в состоянии устранить полностью.
Из нашей практики видно, что лучший способ предупреждения подобных случаев — создание и поддержание тесной взаимосвязи между воздушными и наземными войсками, действующими вблизи друг от друга. В быстрых наступательных операциях, таких, как наш сквозной удар во Франции, это было основной истиной.
В период между 18 августа и 22 ноября 15-й авиакорпус совершил 37 бомбардировок и штурмовых рейдов в окрестностях советских линий фронта в Югославии и Венгрии, большинство из которых были направлены против путей отхода отступавших нацистских колонн. В результате этих налетов был уничтожен 621 самолет противника и повреждено 306. Кроме того, уничтожено большое количество железнодорожных составов, автомашин и немецких солдат. Инцидент 7 ноября является единственной известной ошибкой, которая случилась.
Командир группы самолетов, который вел эскадрилью, был смещен со своей должности. На этом театре военных действий введено дополнительное ограничение, которое теперь, как правило, запрещает проведение тактических воздушных операций ближе чем в 80 милях (128 км) от известных советских позиций. Исключения из этих ограничений будут допущены только по соглашению с советскими органами и после специальной подготовки.
Начальники штаба Соединенных Штатов хотят еще раз выразить их глубочайшее сожаление, что произошел подобный инцидент. Они считают, что усилия по совершенствованию метода тесной взаимосвязи между оперативными штабами должны быть продолжены с целью устранения возможности ошибок и в то же время сохранения существенного сотрудничества, направленного на разгром общего врага, что может быть достигнуто через полное взаимодействие наших наземных и воздушных сил на фронте».

С искренним почтением
Джон Р. ДИН,
генерал-майор американской армии,
глава Военной миссии
Соединенных Штатов Америки
«В е р н о»: подполковник (Дьяконов)
22 ноября 1944 года.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх