Разработка урока. Восточные славяне в древности (VI – IX вв.)

Вадим Маркарьян.

Модератор
Команда форума
Цели:
Сформировать общее представление о предках славян, расселении восточнославянских племён и их соседей в древности; дать ученикам общее представление о занятиях, быте, управлении, религии древних славян.
Формировать умение работать с картой; способствовать овладению технологией исторического исследования на основе использования комплекса исторических источников (письменных, устных, вещественных).
Воспитывать глубокое уважение к истории Отечества и чувство патриотизма.

Тип и место урока: Комбинированный урок.
Данный урок может быть вторым уроком при изучении темы: «Восточные славяне» в 6 классе.

Методы: объяснение учителя, работа с картой, просмотр учебного видеофильма.

Структура урока:
- Мотивационная беседа.
- Повторение предыдущей темы.
- Изучение нового материала.
- Закрепление учебного материала.
- Подведение итогов урока. Рефлексия.

План урока:
- Происхождение и расселение восточных славян.
- Занятия славян.
- Быт и нравы.
- Верования.
- Управление.

Оборудование:
учебник «История России с древнейших времён до конца XVI века»; карта «Киевская Русь в IX - XI веках»; картинка «Славянский посёлок»; ТСО.

ХОД УРОКА
1. На сегодняшнем уроке мы с вами должны будем выяснить, где селились славянские племена, познакомимся с их образом жизни, основными занятиями, нравами и верованиями. Помогать в нашей работе будут вспомогательные исторические дисциплины: археология, лингвистика, фольклористика – о них мы говорили на прошлом уроке. Верными спутниками – будут источники вещественные и письменные.

2. И прежде чем нам совершить увлекательное путешествие мы должны будем выполнить небольшое задание по теме предыдущего урока.

3. Утро, пробуждается природа
Первые рассветные лучи
На ворота древнего посёлка
Отблески оставили свои.
Здесь живет народ,
Высокий и красивый, –
Светлоокие и сильные мужи,
Женщины, изящные как ивы,
Дети, словно крепкие дубы ...

Знакомство с восточными славянами мы начнём с истории происхождения народа.
Большую часть Европы и значительную часть Азии издавна населяли племена индоевропейцев, говорящие на одном языке. Эти племена находились в постоянном движении. Примерно 4000 лет назад произошло выделение балто-славянских индоевропейских племён. Они заселили Центральную и Восточную Европу приблизительно в V в. до н.э. Эти племена разделились на балтов и славян. Славянские племена освоили территорию около рек Днепр, Одер, Припять. В V в. славяне мощным потоком устремились на земли, простиравшиеся от Черного моря до Балтийского. На севере они дошли до верхнего течения Волги на южном до Греции. В ходе этого движения они разделились на три ветви: восточную, западную, южную. Восточные славяне в VI – VIII вв. заселили обширную территорию Восточной Европы от озера Ильмень на севере до Причерноморских степей на юге, от Карпатских гор на западе, до Волге на востоке.
На этой территории проживало 12, а по некоторым данным 15, восточнославянских племенным союзов. Это поляне, древляне, дреговичи, вятичи, кривичи и так далее (показ по карте).
А сейчас мы с вами посмотрим видеосюжет для того, чтобы познакомиться с занятиями, нравами, верованиями восточных славян. Вы не просто посмотрите фильм, а с его помощью займётесь историческим исследованием. Для этого мы разделимся: 1 ряд – историки, 2 ряд – археологи, 3 ряд – лингвисты. На партах у каждой группы лежат вопросы, на которые мы ответим после просмотра.

- Как выглядели восточные славяне? Какими чертами характера они были наделены?

Ответить на эти вопросы нам помогут документы – письменные источники – византийских учёных и путешественников и иллюстрации на странице ученика. А теперь с помощью документа ответим на вопросы:

Археологи: «Как выглядели наши предки?»

Историки: «Какими чертами характера они наделены?»

Лингвисты: «Какие из них вам нравятся? Почему?»

Славяне были язычниками, они поклонялись многим богам. Откроем учебник и прочитаем их имена: Перун, Ярило, Стрибог ... Именно с богами связывали славяне свои удачи и неудачи. Поэтому совершали многочисленные обряды у деревянных или каменных идолов.

Словарная работа:
- вервь, вече, народное ополчение.

Совместно подводим итог урока: Что нового мы узнали?

5. Домашнее задание: параграф учебника. Составьте: рассказ – занятия восточных славян, их верования, кроссворд по новым понятиям и терминам.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ (по группам (3)):​
1. Дайте определение (для всех):
История, археология, лингвистика, исторические источники.

2. Выберете из перечисленных ниже источников вещественные и письменные (для всех):
Меч, гривна (монета), соха, «Повесть временных лет», серп, ладья, «Русская правда» (свод законов), орудия труда крестьян, «Поучение Владимира Мономаха».

АРХЕОЛОГИ
1. Назовите основные занятия мужчин.
2. Перечислите основные занятия женщин.
3. Из скольких человек обычно состояла семья в восточнославянских племенах?

ИСТОРИКИ
1. О каких обрядах восточных славян вы узнали из урока, учебника, иных источников?
2. Какова «главная краса мужа»?
3. Почему нельзя было вслух произносить имя главного бога?

ЛИНГВИСТЫ
1. Назовите имя первого летописца?
2. Вдоль каких рек селились восточные славяне?
3. Объясните смысл происхождения слова «медведь»?

Рефлексия. Работа с ДОКУМЕНТОМ
«Они (славяне) сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никаким образом нельзя склонить к рабству, или подчинению … Они очень высокого роста и огромной силы, … это неплохие и совсем не злобные люди. Они гостеприимны, радушны … Они выносливы, мужественно переносят жару, холод, дождь, голод. Мужественно выдерживают пребывание в воде …, будучи застигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту большие выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне, дышат с помощью их; и это могут проделывать в течении многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их присутствии … В бой идут с двумя небольшими копьями, а некоторые имеют прочные тяжелые щиты. Вооружение их составляют луки и стрелы. В сражении славяне избегают открытых местностей, встречая врага в лесах или у обрывов; при этом они широко пользуются искусством засады».

Выставление оценок за урок.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх