Питирим Сорокин

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Питирим Александрович Сорокин (1889 – 1968 гг.) — русско-американский социолог и культуролог, один из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности.
1706842721919.png
Питирим Сорокин в 1917 г.
Сорокин, член партии социалистов-революционеров (эсеров) с 1906 г., занимался пропагандой революционных идей. Он – редактор газеты «Народная мысль» (1915 г.), приват-доцент (1916 г.). Сорокин осудил Октябрьскую революцию, в 1918 г. отказался от политической деятельности и членства в партии эсеров, занимался научной и преподавательской деятельностью. Был выслан за границу (1922 г., «Философский пароход»). С 1924 г. по 1929 г. Питирим Сорокин – профессор в Университете Миннесоты. С 1929–1930 гг. работает в Гарварде, где в 1931 г. основывает факультет социологии. Принял американское гражданство (1930 г.), руководил социологическим факультетом в Гарвардском университете (1931 г.), президент Американской социологической ассоциации (1965 г.).
1706842764514.png
Питирим Александрович Сорокин
Жестом признания его заслуг стало избрание Сорокина в 1965 г. на пост президента Американской социологической ассоциации. Питирим Сорокин был не просто глубоким теоретиком, уточняющим концептуальные основания собственной дисциплины, автором новаторских эмпирических исследований (например, в рамках сравнительного изучения представителей аграрного класса разных государств и т.д.) и разработчиком целых отраслей социологической науки (скажем, он был, по крайней мере, одним из отцов-основателей социологии знания, наряду с Дюркгеймом, Шелером и Маннгеймом).
Он поддерживал идеи психологической школы права. Например, квалифицировал преступное деяние на основе переживаний индивида, совершившего его, т. е. его осознания собственного поступка как преступного. Занимался исследованием шаблонов поведения, принятых в обществе, санкций, применяемых к тем, кто нарушает нормы и предписания.
Определял право, как общеобязательные правила поведения, вводимые и контролируемые государством, в которых свобода одного лица согласуется со свободой других лиц в целях разграничения и защиты интересов человека. Рассматривал право, как конституирующее начало любой общественной группы.
1706842804322.png
Публичная лекция Питирима Сорокина, США
Сорокин отмечал неразвитость и неструктурированность социологического знания, считал, что социология должна стать метатеорией, обобщающей всё гуманитарное знание в единую систему. Рассматривал общество как социокультурную систему.
Основой его социологического анализа является теория социальной стратификации. Он изучал социальные группы, классифицировал их. Ученый выделил два типа социальной мобильности (горизонтальную и вертикальную).
Мы всё ещё знаем так мало о «загадочном» мире социальных событий, что любое реальное приближённое знание имеет большую ценность. Теории прогресса с их оценками хорошего и плохого, прогрессивного и регрессивного могут выражать лишь субъективные вкусы их авторов, и ничего больше. Если социология хочет быть наукой точной, ей надо освобождаться от таких ценностных суждений.
Всякая длительная и жестокая война, как и всякая революция, деградирует людей в морально-правовом отношении.

Также Питирим Александрович Сорокин выделял три основных канала социальной мобильности:
- армия,
- семья,
- церковь.
Сегодня к ним также можно добавить следующие социальные лифты:
- образование,
- госслужба,
- спорт,
- политика,
- искусство,
- интернет.
Работы П.А. Сорокина, посвященные анализу современного общества, поражают глубиной интуиции и научного анализа, а также нельзя не отметить и такую их весьма яркую и характерную черту – попытку создать «нравственную историю XX века». Несмотря на то, что такие его работы как, «Социальная мобильность» (1927 г.), «Современные социологические теории» (1928 г.) и «Социальная и культурная динамика» (1937 – 1941 гг.) стали классикой мировой социологии, на русский язык они были переведены лишь несколько лет назад. А работы российского и более поздние работы американского периодов творчества так и остались «на обочине» отечественной социальной мысли, недостаточно изученными и востребованными, несмотря на их большую научную и практическую значимость. Только российский период научного творчества включает в себя около 200 научных трудов (первые публикации увидели свет в 1910 г., включая публицистические статьи, научные рецензии и отзывы), равноценен по количеству и американский период творчества.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх