Неграмотный гений

Степанов Андрей

Администратор
Команда форума
Неграмотный гений

1637861885390.png
Индейцы чероки
В XIX в. племя чероки было одним из самых грамотных народов в мире. В умении читать и писать (с помощью слогового письма.) они в начале XIX в опередили «бледнолицых» соседей по североамериканскому континенту, большинство из которых овладело грамотой на несколько десятилетий позже. Но самое удивительное, что это случилось благодаря индейцу, который сам никогда не ходил в школу. Несмотря на эти обстоятельства, он придумал (в конце 1810-х – начале 1820-х гг.) слоговую азбуку чероки и научил соплеменников читать и писать. Альберт Галлатин (Albert Gallatin) видный политический деятель тех времен, лингвист, этнолог, конгрессмен увидев и изучив слоговую азбуку признал ее практичность, красоту и точность в отличие от латинского алфавита. Несмотря на то, что обучаемому нужно запомнить 86 символов в противовес 26 в английском алфавите, ученик после изучения символов сразу может читать. Касательно письменности, обучаемый слоговой азбуке ей овладеет через несколько недель, тогда как в американской системе образования в то время уходило пара лет на изучение английской письменности.
Человека, который осилил сложную задачу по просвещению соплеменников, звали Секвойя (Джордж Гесс (также известным как Джордж Гист (Гис или Гес)). Интересно, что все нынешние деревья, которое носят это имя, были названы именно в честь индейца из племени чероки. Австрийский ботаник Штефан Ладислаус Эндлихер назвал так род кипарисовых вечнозеленых деревьев-гигантов.
Родился он во второй половине XVIII в., но точная дата и даже год неизвестны. По данным историков Секвойя родился в 1770 г., однако необходимо учитывать, что все документальные свидетельства, а их крайне мало, не указывают на точную дату. Можно лишь предполагать точный год рождения, не говоря уже о месяце и числе. Как бы там ни было, диапазон лет, когда родился Секвойя ограничивается 1760 – 1776 гг. Ходят много слухов и легенд о Секвойи. Следует понять, что имя Секвойя пишется и произносится по-разному. Так сам Секвойя писал свое имя на английском как «Ssiquoya». Индейские языки слоговые, потому паузы между слогами присутствуют и порой весьма значительные. По этой причине индейцы племени чероки произносят его имя на распев Си-куо-ия. В английском варианте существует устоявшееся написание его имени Sequoyah.
С малых лет Секвойя старался во всём помогать матери: работал в поле и пас скотину. Став постарше, он начал изобретать полезные в хозяйстве вещи. Например, соорудил кормушки для телят и сам собрал сепаратор для отделения молока от сливок. Повзрослев, он овладел кузнечным ремеслом и ювелирным делом, а потом стал хорошо зарабатывать. Позднее он даже прослыл лучшим среди чероки кузнецом.
Секвойя впервые заинтересовался грамотой, увидев однажды письмо какого-то англичанина. Он был очарован «говорящим» листом бумаги. Необычные линии, черточки и кружочки, которые передавали чьи-то мысли и чувства, ассоциировались у Секвойи с чем-то магическим. Индейцы верили, что письменность это удел избранных и нужно обладать талантом от духов, чтобы писать слова на бумаге.
В те года британские колонисты всё чаще стали появляться на землях чероки и строить на них свои поселения. Индеец восхищенно наблюдал, как англичане и американцы читают и пишут. Тогда-то он и решил, что у чероки тоже должно быть что-то такое, что позволяло бы передавать свои слова и мысли на расстоянии. Не зная английского языка изначально, он взаимодействуя с «белыми людьми» понял суть не только их алфавита, но и письма. Затем он захотел пойти дальше, и создать свой алфавит и азбуку, чтобы и индейцы племени чероки научились передавать мысли и информацию через письмо. Называли они это явление «говорить на бумаге».

1637861891745.png
Секвойя
Забросив магазин, кузнечное дело и домашнее хозяйство, Секвойя полностью погрузился в осуществление своей идеи (занялся не прибыльным, но весьма полезным делом для людей его племени). Почти год он придумывал знаки (иероглифическое письмо), которые обозначали целые слова. Но жена, решив, что её супруг лишился рассудка, сожгла его труды. Индеец не расстроился, потому что использовать их всё равно было крайне неудобно. Он решил начать заново, но на этот раз придумать слоговую азбуку.
Сначала Секвойя пошел по пути один символ равно одно слово в языке чероки, но затем он осознал, что так получается слишком много символов, и их очень сложно запомнить. Этот путь можно сравнить с иероглифами, только вместо них были более привычные изображения. Поняв, что этот вариант не подойдет, он перешел к другому способу. Теперь каждое слово обозначалось символом попроще. Как пример, птица в виде галочки. Но и тут неудача не заставила себя долго ждать. Разнообразие слов в языке Чероки, особенно касательно природных явлений поражает своей широтой, и одной галочкой для всех птиц было трудно отделаться. Все попытки привязать слово целиком к одному символу были тщетны. Тогда Секвойя решил, что этот путь изначально ущербный и неверный. И вскоре появилась слоговая азбука. Каждый символ обозначал слог.
Всего в слоговой азбуке, созданной Секвойей насчитывалось 86 символов, которые визуально напоминали буквы из латиницы, греческого алфавита, цифры, буквы кириллицы (в его азбуке есть символ Ь знака; перевернутая буква «v» стала звучать как буквосочетание «do», цифра 4 — как «se», а «Ь» — как «si»). Правда, ни один символ ни отражал даже близко ни одного звука латиницы или кириллицы, поскольку этого была слоговая азбука.

1637861896311.png
Слоговая азбука чероки
Некоторые буквы он позаимствовал у англичан. Одним из источников для копирования знаков Секвойи был справочник по английскому правописанию, полученный им от школьного учителя: не умея читать по-английски, он сам придумывал новые фонетические значения для латинских букв. Он не знал, что они означают и как звучат. Просто брал те, что ему понравились внешне и присваивал им определенное звуковое значение по своему усмотрению.
Поскольку из взрослых индейцев учить было некого, Секвойя, недолго думая, решил обучить свою дочь Аёку или Айоку (Ayokeh). Несмотря на свой 6-ти летний возраст ребенок воспринял обучение «на ура», и через полгода дочь и отец смело могли не только разговаривать, но и переписываться. Это важный шаг. Более того, теперь азбука и письменность стали не придуманными в чей-то голове и на этом все, теперь можно было продемонстрировать практическое применение всего, что было создано. Вожди племен скептически отнеслись к письменности, считая, что все это очень сложно и долго, да и практического значения они не видели до тех пор, пока Секвойя и его дочь не показали им один пример. Отец рассказал вождям отрывок истории, затем записал его на бумаге. После к ним пришла его дочь, и прочитав отрывок с бумаги, точь-в-точь повторила перед вождями все то, что говорил до этого им ее отец. Всем стало ясно насколько полезна и практически применима может быть письменность. Секвойе дали добро на обучение некоторых взрослых своей письменности, дабы посмотреть, что из этого получится. Обучение длилось в течение нескольких месяцев. Завершающей проверкой и «выпускным экзаменом» был диктант. И вскоре письменность распространилась в западных племенах чероки, а потом и на востоке. В 1825 г. чероки приняли письменность Секвойи и его слоговую азбуку как свою единственную и официальную.
Не отходя от истоков, Секвойя продолжил простую жизнь в домике (домик, где он проживал в штате Оклахома теперь признан частью исторического наследия Америки), который сам построил, где помимо кузнечного дела, обучал любого желающего письменности и слоговой азбуке, которую сам и создал. Как не удивительно это может звучать, но за образование он не брал ни копейки, к нему мог прийти любой желающий и изучить слоговую азбуку бесплатно. Стоить отметить, что в 1828 г. была выпущена газета Cherokee Phoenix, которая издавалась на двух языках: английском и языке чероки (написана слоговой азбукой Секвойи). А знаменитый индеец занял пост соучредителя и главного редактора первой массовой газеты чероки.
За заслуги автора азбуки наградили серебряной медалью и избрали верховным вождем племени.
Уже через год после появления письменности тысячи чероки научились писать и читать с помощью этого письма, а к 1830 г. грамотны были 90 % индейцев этого племени. Письмо широко использовалось в течение более чем ста лет, на нём издавались книги, религиозные тексты, альманахи и газеты.
Использование этой письменности сохраняется до сегодняшнего дня, а её знание является обязательным условием для получения статуса полного члена племени чероки. Сегодня в США предпринимаются усилия по возрождению и популяризации как письма, так и самого языка чероки.
 
Последнее редактирование модератором:

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх