Введение в историю Средневековья

morris.turner

Максим Дей
Команда форума
Введение в историю Средневековья

Средневековое общество возникло не повсеместно и не одновременно. Если для Европы на формирование средневековых государств огромное влияние оказала Римская империя, павшая под ударами варваров в V в., то на территории Китая феодальные отношения зародились еще на рубеже II – I вв. до н. э. Вступая в феодальные отношения, народы находились на различных этапах развития; если византийская империя опиралась на культурно-исторический опыт греческой и римской цивилизаций, то у германских и славянских народов не было опыта создания государства. Для определения хронологических рамок средневековья существует еще одна сложность – когда для европейских государств наступает период разложения феодальных отношений, азиатские переживают период их рассвета, а некоторые из них пытаются «закрыться» от окружающего мира (Китай, Япония). Помимо этого у различных народов существовали особые формы феодальных отношений, например, в Китае существовал своеобразный государственный феодализм, а в Индии, Византии, на Руси сохраняется особая роль и место в жизни общества общины. Часто у учащихся складывается впечатление, что наступление средневековья означало шаг назад по сравнению с высокой культурой античных цивилизаций, что не соответствует истине. Средневековье – это эпоха с особыми социальными отношениями, социальной структурой и особой культурой. Средние века оставили нам огромное политико-культурное наследие, именно тогда сформировался европейский мир в современных его пределах и этнических границах.

Дискуссию традиционно вызывает вопрос о периодизации средних веков. Традиционно для европейского средневековья ее начинают с условной даты – падения Западной Римской империи в 476 г., хотя более значимым для жителей тогдашней Европы было нашествие лангобардов (начало VII в.), окончательно уничтожившее оставшиеся очаги римской культуры. Концом средних веков зачастую принято считать английскую буржуазную революцию (XVII в.), хотя уже предшествовавшие ей Реформация, Ренессанс и Великие географические открытия носят особые черты, не соответствующие классическим средневековым феодальным отношениям. Вместе тем окончательно средневековые ценности и ориентиры были изжиты лишь в начале XVIII в.

Знаменитый отечественный историк Р. Ю. Виппер считал, что нижней границей средневековья является период I – II вв. нашей эры. В этот период мировой истории Римская империя достигает своего расцвета, а в «варварской» среде идет процесс развития и разложения соседской общины. Следовательно, рубеж I – II вв. в качестве отправного пункта для изучения средневековья позволяет более целостно воспринимать европейскую цивилизацию. В качестве верхней границы средневековья тогда принимается конец XV – XVI вв., а не считавшееся долгое время традиционным деление истории на события до и после английской революции.

Введенный европейскими гуманистами эпохи Возрождения термин «средние века» изначально использовался для обозначения этапа развития западноевропейского общества между падением Рима и Возрождением. Сам термин «Возрождение» (Ренессанс) подчеркивал возвращение европейского общества к античным ценностям через преодоление феодальных структур и раздробленности средних веков. У европейских средних веков, в отличие от восточных, можно выделить четкие хронологические грани (V – ХV вв.) и вполне определенное социально-экономическое и культурное содержание.

Для европейских ученых (XVIII в.), применявших термин «средние века», это был период упадка культуры. Но прогрессивность феодального строя по сравнению с рабовладельческим заключалась, прежде всего в том, что при феодализме утвердилось мелкое крестьянское производство, которое при достигнутом к тому времени уровне производительных сил и сложившихся феодальных производственных отношениях было самой выгодной формой земледелия.

В культурной жизни ряда стран Востока на рубеже I – II тыс. н. э. также наблюдались ренессансные «проявления» возврата к «древнему просвещению» (в Китае VII – VIII вв. это связано с именами Хань Юя, Оуян Сю, Су Дунпо; у арабов IX – XI вв. – с расцветом культуры и деятельностью Авиценны, Бируни и других выдающихся ученых и мыслителей). Многие советские историки, сторонники изображения истории как линейно-прогрессивного процесса со всемирно-историческими закономерностями, трактовали проявления восточного ренессанса как доказательство наличия там представления о восточных средних веках (в Китае III – VIII вв., в арабо-иранском мире IX – XI вв.). Подобная трактовка позволяла утверждать, что средние века не только европейская, но всемирно-историческая категория для обозначения эпохи, в которую вступила не только Европа, но и Восток после крушения рабовладельческой системы в III – V вв. в ее главных центрах (Китай, Парфия – Иран, Рим, Кушанское царство, государство Гуптов). Поскольку европейское средневековье было бесспорно наполнено феодальным содержанием, то и восточные «средние века» по аналогии были признаны «феодальными». Конкретный исторический материал искусственно подгонялся под схему одновременного возникновения феодализма в двух типологически различных ветвях развития человеческого общества. Основанием «всемирно-исторического масштаба» средних веков были объявлены «общие для Запада и Востока процессы, сопровождавшие утверждение феодализма»:

- появление на исторической арене «молодых» народов - варваров;

- особая роль мировых религий;

- особая роль церкви как идеологической и политической организации;

- особая роль крестьянских движений;

- усиление общности исторической жизни Востока и Запада посредством мирных и немирных, экономических и культурных контактов.

Основанием для признания средних веков особой стадией и категорией европейской истории являются: господство качественно отличных от античности и Нового времени феодальных отношений и наличие относительно четких хронологических граней. Присущи ли подобные атрибуты современному средневековой Европе Востоку? Исторический анализ данного вопроса позволяет утверждать, что в рассматриваемый период восточное общество типологически не отличалось от древневосточного: разница между ними заключалась в количественных показателях уровня его развития, в качественном усовершенствовании прежних древневосточных структур под влиянием исламизации и конфуцианства.

Суть и хронология средневековья могут трактоваться по-разному в зависимости от того, какие события и процессы считать определяющими. Средние века в европейском смысле этого термина, как стадия господства в обществе феодальных (прежде всего в сфере социально-экономической) отношений, на Востоке явно отсутствовали. Этот период истории Востока и Запада характеризуется также политической децентрализацией. В Европе феодальная раздробленность базировалась на гораздо более высокой хозяйственно-технической основе и была достаточно кратковременной, однако города смогли ею воспользоваться для резкого повышения своей роли не только в экономической, но и социально-политической жизни европейского общества. На Востоке же политическая децентрализация была гораздо более длительной, базировалась на более низком, чем в Европе, уровне развития производительных сил и товарно-денежных отношений: такой «политический феодализм» не способствовал прогрессивным сдвигам в экономике, политике и культуре, препятствовал обретению городами самостоятельности и возникновению особого сословия горожан.

Параллельно процессу становления, развития и разложения феодализма в европейской ветви развития шел процесс совершенствования и укрепления прежних древневосточных структур в рамках единой докапиталистической стадии развития восточной ветви (без феодализма и средних веков). Однако, в связи с тем, что Запад с начала Нового времени стал играть моделирующую роль в истории человечества, категории и стадии европейской истории используются как универсальные всемирно- исторические: так, в результате механического переноса с европейской почвы существует категория «восточного средневековья» (без качественного содержания средневековья европейского, но с его хронологическими рамками).

Введение в научный оборот термина «восточное средневековье» с европейскими хронологическими рамками упростило периодизацию всемирной истории, но осложнило периодизацию самого Востока, для которого ни английская буржуазная революция XVII в., ни французская XVIII в. не являются событиями, существенно повлиявшими на его развитие. Хронология восточного средневековья может быть завершена только типологически существенным событием развития самого Востока: таковым может быть начало капиталистической трансформации традиционного восточного общества как грань между докапиталистической и капиталистической стадиями развития восточной ветви человеческого общества (в Европе эта грань проходит по XIV – XV вв. так называемого Раннего Нового времени, но концом средневековья считается победа английской буржуазной революции в середине XVII в. на том основании, что производительные силы новой формации вызревают в недрах прежней феодальной стадии развития).

В современных исследованиях средневековье предстает перед нами как эпоха со своими особыми социальными отношениями и особой культурой. Средние века оставили нам огромное политико-культурное наследие. Именно в средние века сформировался европейский мир в современных его пределах и этнических границах. Именно тогда было положено начало освоению мира вне европейского континента. Это время господства феодального способа производства и соответствующих ему специфических общественных форм существования: поместья, крестьянского хозяйства, монастыря, королевского двора (аграрный мир). Позднее, в Х в., в этот мир вторгается город, который, изменяя окружающий его мир, изменялся сам, «подтачивая» основы средневекового общества. В острой социальной борьбе развернувшейся между крестьянами и феодалами, между городами и их сеньорами, между различными кланами и группировками феодалов, между носителями идей централизации власти в лице королей (монархов) и сторонниками раздробленности (сепаратизма) в лице крупных феодалов, (стремившихся сохранить свои привилегии) средневековье подходит к своему концу.

Историки определяют феодализм по целому ряду признаков. Одни считают его главной отличительной чертой политическую раздробленность; другие – феодальную иерархию; третьи – соединение политической власти с земледелием; некоторые – господство личных связей. Для производственных отношений феодального строя характерно, прежде всего, господство крупной земельной собственности, которая находилась в руках класса феодалов и была основой средневекового, феодального общества. Другой важной чертой, отличавшей феодальный строй от рабовладельческого, с одной стороны, и от капиталистического – с другой, являлось сочетание крупной земельной собственности с мелким индивидуальным хозяйством. Крестьяне в феодальном обществе никогда не являлись собственниками обрабатываемой ими земли; они были лишь ее держателями на тех или иных условиях, но в отличие от античного раба и наемного рабочего крестьянин, как непосредственный производитель материальных благ, был наделен основным средством производства – землей. Это положение порождало необходимость внеэкономического принуждения крестьянства. Лишенные права собственности на землю крестьяне противостояли феодалам – собственникам земли. Эксплуатация крестьян осуществлялась, как правило, в рамках феодальной вотчины (сеньории, манора). Вотчина служила наиболее удобной организацией для взимания феодальной ренты, которая выступала как экономическая форма реализации собственности феодала на землю. Феодальной рентой являлась: отработочная рента (барщина), продуктовая (натуральный оброк), денежная (денежный оброк). В период раннего средневековья, когда феодалы в своих вотчинах вели домениальное хозяйство, преобладала отработочная рента и связанная с ней барщинная система хозяйства. Позднее наряду с отработочной и продуктовой рентой приобретает большое значение денежная рента, что было связано с развитием товарно-денежных отношений и ростом городов.

Феодальное государство в различные исторические периоды выступало в различных формах: в период раннего средневековья – в форме крупных (по масштабам), но непрочных государственных объединений, часто распадавшихся после смерти их основателя (империя Карла Великого); затем – в виде мелких политических образований – княжеств, герцогств, графств, провинций (постоянно воюющих между собой), совершенно самостоятельных или лишь номинально или формально объединенных под властью слабого правителя, которому крупные феодалы часто не подчинялись и часто свергали с престола (период феодальной раздробленности); в конце эпохи средневековья во многих странах начинается процесс централизации государства, которое постепенно принимает свою последнюю, наиболее централизованную форму – абсолютной монархии (впрочем, усиление центральной власти во многих странах стало причиной революционных потрясений).
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх