[ВАЖНО] Организация учебных проектов

Вадим Маркарьян.

Модератор
Команда форума
Особенности и пути реализации технологии проектной деятельности

Условия жизни в современном информационном обществе требуют от его участников умений адаптироваться в окружающей профессиональной, бытовой, информационной среде. Для этого необходимо иметь способности, навыки приобретения знаний, овладения новыми знаниями, технологиями профессиональной деятельности, коммуникации, воспитания и много другого. Сами собой эти способности не сформируются, поэтому на современном этапе наблюдается расслоение общества. Одни имеет доступ к информации, к обустройству своего информационного пространства, применению современных технологий в своей профессиональной деятельности, другие или пока не поняли современных требований к организации жизненного пространства или не имеют возможности им соответствовать.
Одним из условий ликвидации этого информационного неравенства является целенаправленная подготовка будущих членов информационного общества, заключающаяся в формировании навыков самостоятельного обучения, освоения новых знаний. Это требует новых педагогических технологий обучения детей в школах, студентов в средних и высших образовательных учреждениях. Технология проектной деятельности наиболее полно отвечает требованиям формирования социальной ответственности и адаптивности, коммуникативных умений, направленности и способности к саморазвитию, творчества и любознательности, критического и системного мышления, умения работать с информацией и медиасредствами, межличностного взаимодействия и сотрудничества, способности работать в команде, умения ставить и решать проблемы, т. е. навыков, которые приняты мировым сообществом как умения и качества, необходимые человеку XXI в.
Уже более 10 лет более чем в 35 странах мира осваивается и успешно применяется технология организации учебных проектов – разработанная сотрудниками американского Института компьютерных технологий программа Intel «»Обучение для будущего. Цель программы – формирование компетентности учителей школ и будущих педагогов в организации проектной деятельности в учебном процессе с использованием информационно-коммуникационных технологий. Рассмотрим основные ключевые акценты предлагаемой технологии проектной деятельности и пути их реализации.
  • Учебный исследовательский проект. Проект выполняется в рамках учебной деятельности. Он может быть направлен на изучение одной темы учебного предмета, нескольких тем учебного предмета, тем нескольких учебных предметов (интегративный, межпредметный). Тема проекта и учебные цели обязательно соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта. Проект частично или полностью выполняется в рамках учебного времени, выделяемого в учебном плане на изучение темы. При организации проекта соблюдается технология исследовательской деятельности:
  • постановка проблемы, выдвижение гипотезы и проектирование путей решения;
  • планирование деятельности и распределение обязанностей при работе в команде;
  • поиск, анализ информации;
  • синтез и представление информации, отвечающей поставленной проблеме;
  • вывод.
  • Практико-ориентированный проект. Практическим результатом проекта должен быть общественно-полезный продукт: учебные материалы, которые могут войти в медиатеку школы; листовки, обращения, печатные или электронные газеты, книжки-малышки, сборники, словари и другого вида публикации, направленные на лиц, не принимавших участие в проекте; публичное выступление на конференции; макеты и модели оформления территории, классов; сценарии и проведение общих мероприятий; создание сетевого сообщества, проекта и т. п.
  • Применение проблемного обучения. Проект направлен на развитие мышления высокого уровня (по таксономии Блума). Для введения в проект учитель формулирует триаду вопросов:
  • основополагающий вопрос предназначен для организации дискуссии на первом этапе начала проекта, в ходе которой формулируется проблема и предлагаются пути ее решения: направлен на развитие мышления высокого уровня: анализа, синтеза;
  • проблемные вопросы формулируются или уточняются вместе с участниками проекта в ходе дискуссии и задают направление учебной исследовательской деятельности: направлены на развитие мышления высокого уровня: анализа, синтеза;
  • учебные вопросы соответствуют требованиям стандарта к знаниям и умениям учащихся по теме проекта, конкретизируют требования учебных целей проекта и необходимых предметных знаний.
  • Возможность самостоятельного выбора учебной траектории в проекте. Для организации первого занятия и дискуссии учитель разрабатывает стартовую презентацию, в которой представлены цели, знания и навыки, направления практической деятельности в ходе выполнения проекта. Формирование исследовательских групп происходит, исходя из пожеланий участников проекта.
  • Вовлечение родителей в круг учебной деятельности и интересов ребенка. Учитель разрабатывает буклет для родителей с информацией о проекте: цели, направление и практическая значимость учебной деятельности в проекте для детей.
  • Тщательная проработка целеполагания при организации проекта. Учитель продумывает и описывает цели проекта, рассматривая его с разных позиций: в стартовой презентации – с позиции обучающихся, в публикации для родителей – с позиции родителя, в визитной карточке проекта – с позиции учителя (дидактические, воспитательные цели).
  • Коллективное планирование выполнения проекта. Сформированная группа самостоятельно (используя направляющие подсказки учителя) или с помощью учителя составляет план работы над проектом.
  • Предоставление критериев выполнения заданий до его выполнения. Для любой планируемой педагогом деятельности обучающихся в проекте должны быть заранее разработаны показатели и критерии оценивания, которые предоставляются до начала выполнения проекта и являются направляющим ориентиром при самостоятельном выполнении работы.
  • Применение системы оценивания. Учитель разрабатывает стратегию и инструменты оценивания. Применяется формирующее и итоговое оценивание. Этапы формирующего оценивания:
до начала проекта: определение потребностей учащихся (цель: актуализация знаний по теме, субъектного опыта, вызов интереса к теме, оценить потребности учеников, предотвратить неправильное понимания вопросов);
в ходе выполнения проекта оценивание:
  • для поощрения самоуправления и сотрудничества (оценивание навыков к самостоятельной работе и сотрудничеству для использования разнообразных ресурсов и инструментов: самооценка, перекрестная проверка);
  • для наблюдения за прогрессом (выявление и самоопределение учащимися слабых сторон знаний, подтверждение сильных сторон знаний, обеспечение более глубокого понимания изучаемой темы);
  • для проверки понимания и поддержки метапознания (способствовать применению знаний в новой ситуации, обобщению);
  • на этапе завершения проекта: итоговое оценивание (доказывающее понимание и умения: портфолио, ученические конференции и др.).
  • Использование информационно-коммуникационных технологий. Проект направлен на освоение и полноценное применение ИКТ, сетевого взаимодействия, социальных сервисов сети Интернет.
  • описание проекта (портфолио проекта) выполняется учителем в Вики среде (среда совместного создания документа): проект в Вики среде представляется с позиции ученика, т. е. планируется и подробно описывается деятельность ученика в проекте;
  • все материалы, которые разрабатывает учитель для проведения проекта, размещаются в сети Интернет, предоставляется доступ для всех, кто имеет ссылку, на странице портфолио проекта размещаются ссылки на эти материалы, т. о. материалы доступны всегда;
все материалы, которые создают участники проекта в ходе работы, включая текущие рабочие материалы: планирование, заполненные инструменты оценивания и т. п., размещаются в сети Интернет, предоставляется доступ для всех, кто имеет ссылку, на странице портфолио проекта размещаются ссылки на эти материалы;

- участники проекта могут (приветствуется, но не требуется как обязательно) создавать свои Вики-странички для описания хода своей деятельности и достижений при выполнении проекта;

- организуется совместная сетевая деятельность (дискуссии и рефлексии в созданных учителем блогах, отслеживание деятельности группы в общем документе Word или Excel), проведение опросов и анкетирования через формы сервиса Google, размещение иллюстративных графических и видеоматериалов в специализированных хранилищах сети Интернет;

- фотосопровождение и фоторепортаж о работе над проектом.

Публичное представление результатов проектной деятельности в форме выступления на конференции, публичной защиты с приглашением родителей, педагогического коллектива, учащихся других классов.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх